Организация технического контроля на предприятии ОАО «БелАЗ»
Предприятие располагает аккредитованной испытательной лабораторией и комплексом испытательного оборудования, который дает возможность проводить любые прочностные испытания крупных узлов. «Испытательный полигон» позволяет ускорить испытания новой продукции в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации. На полигоне созданы опытные участки дорог с различным качеством… Читать ещё >
Организация технического контроля на предприятии ОАО «БелАЗ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГУО «МИНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Предметная комиссия планово-экономических дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Экономика организации на тему: Организация технического контроля на предприятии ОАО «БелАЗ»
Выполнил учащийся
2 курса, гр.1203 Р. Б. Исраелян Руководитель Преподаватель О. Ф. Мельник МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Экономическая сущность качества продукции
1.1 Понятие и значение качества продукции
1.2 Показатели качества продукции
2. Организация технического контроля на ОАО «БелАЗ»
2.1 Общая характеристика ОАО «БелАЗ»
2.2 Анализ структуры и функций службы технического контроля ОАО «БелАЗ»
3. Совершенствование технического контроля на предприятии ОАО «БелАЗ»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.
Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара.
Качество — задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Белорусские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества.
Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышении доли рынка.
Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое, включая формирование имиджа предприятия. Имидж высокого уровня — это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме.
Объектом курсовой работы является система управления качеством на предприятии ОАО «БелАЗ».
Задачи курсовой работы:
— выяснить значение качества продукции;
— охарактеризовать показатели качества продукции;
— проанализировать сложившуюся систему управления качеством на предприятии ОАО «БелАЗ»;
— разработать рекомендации по совершенствованию системы управления качеством на предприятии ОАО «БелАЗ».
При написании курсовой работы были использованы работы таких авторов как Ильин А. И., Литвинова А. В., Ребрин Ю. И. Наиболее полно понятия курсовой работы описаны в учебное пособии «Управление качеством» Ребрина Ю.И.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКИИ
1.1 Понятие и значение качества продукции Качество — совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей.
Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции — одно из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Способность предприятия достигать свои цели, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на предприятии системой организации производства и управления. [3, c.78]
Вся продукция подразделяется на четыре группы, принадлежность к каждой из которых определяет уровень качества:
— высший;
— конкурентоспособный;
— пониженный;
— низкий (неконкурентоспособный).
Продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим показателям аналогичные товары-конкуренты. Как правило, это принципиально новая продукция.
Конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню качества, но может иметь средний уровень качества среди аналогичных товаров на рынке. Конкурентоспособность такой продукции достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе, а стимулирование продаж будет зависеть от следующих факторов: ценообразования, гарантийного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т. д.
Продукция с пониженным уровнем качества имеет худшие потребительные свойства, чем продукция большинства конкурентов. Для сохранения своих позиций на рынке производитель может прибегнуть к стратегии снижения цен.
Продукция с низким уровнем качества обычно неконкурентоспособна. Такая продукция либо не найдет покупателей, либо может быть реализована по очень низкой цене.
Продукцией, не пригодной к потреблению, считают ту, которая изготовлена с отступлениями от требований стандартов, технических условий и других требований.
Для характеристики отклонений всей совокупности свойств или одного из этих свойств от указанных требований обычно используются понятия «брак», «дефект», «дефектное изделие», «дефектная единица продукции». Поэтому понятия «качество продукции» и «брак» исключают друг друга.
Высококачественную продукцию выпускают стабильно те предприятия, которые комплексно решают вопросы обеспечения качества. Основной задачей является установление причин брака, их устранение и обеспечение выпуска продукции лучшего качества, так как качество продукции в условиях современного производства можно считать важнейшей составляющей эффективности, рентабельности предприятия.
Одним из основных направлений роста эффективности производства является непрерывное повышение качества продукции. Повышение качества продукции и предоставляемых населению услуг является важной задачей предприятия. Его можно характеризовать как планомерный, непрерывный и объективный процесс. [9, c.53]
Качество следует рассматривать с различных позиций. Во-первых, повышение качества продукции — форма разрешения сложных противоречий между более высокими потребностями, постоянно порождаемыми в ходе развития производства, и новыми требованиями, предъявляемыми в связи с этим к производству.
Во-вторых, повышение качества продукции — это изменение потребительных свойств продукции в целях максимального удовлетворения определенных потребностей с минимальными затратами труда и капитала.
Для повышения качества продукции требуется применять системный подход, т. е. требование сохранения исходного качества продукции в процессе изготовления продукции и поддержание его на всех стадиях жизненного цикла производства (разработка, изготовление, реализация, эксплуатация, обращения).
Повышение качества продукции в производстве означает лучшее использование производственных фондов, сырьевых ресурсов, снижение себестоимости, сокращение потерь от брака, повышение эффективности производства, ускорение продвижения продукции на рынке.
Повышение качества продукции имеет самое прямое отношение к процессу реализации продукции. Особенности процесса реализации определяются жизненным циклом товара.
Жизненный цикл товара — это период времени, в течение которого он разрабатывается и продается на рынке. Жизненный цикл любой продукции или услуги начинается с прогнозирования потребности в них, установления
необходимых потребителям их технико-экономических параметров, проектирования и конструирования продукции. [5, c.193]
Проблема качества и конкурентоспособности продукции является комплексной и требует системного подхода к ее решению.
1.2 Показатели качества продукции Качество продукции определяется широким спектром свойств.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива и энергии. Примерами показателей такого вида могут служить: удельный расход основных видов сырья; удельная масса изделия; коэффициент использования материальных ресурсов; коэффициент полезного действия и т. п.
Показатели надежности представляют собой более широкую группу. Надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки. [7, c.35]
Показатели надежности характеризуют следующие свойства:
— безотказность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
— ремонтопригодность — свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
— восстанавливаемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления.
— сохраняемость — свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования.
— долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. [7, c.35]
Эргономические показатели характеризуют систему «человекизделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. Номенклатура эргономических показателей качества распространяется на промышленные изделия, в которые входят: оборудование для интерьера и рабочих мест, пульты управления и контроля, мнемосхемы, приборы и сигнализаторы, циферблаты и указатели приборов, мебель производственная и бытовая и т. п. 7, c.36]
Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства продукции, а именно: информационную выразительность; рациональность формы; целостность композиции; совершенство производственного исполнения.
За эталонный критерий эстетической оценки принимается ряд изделий аналогичного класса и назначения, составленный экспертами на основе базовых образцов. Примерами эстетических показателей являются: гармоничность, оригинальность, стилевое единство; функционально-конструктивная приспособленность и целесообразность; организованность структуры, пластичность; тщательность покрытия и отделки поверхности, четкость исполнения знаков, указателей, упаковки и т. д.
Показатели технологичности характеризуют состав и структуру или конструкцию продукции, определяют ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для заданных значений показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполнения работ. Они являются определяющими для показателей экономичности. К единичным показателям технологичности относятся:
— удельная трудоемкость;
— материалоемкость;
— энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия;
— длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др. [7, c.37]
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность изделия к транспортировке и способность сохранять при этом свойства неизменными. Например:
а) средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию;
б) средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования;
в) средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортированию;
г) коэффициент использования объема средства транспортирования;
д) средняя продолжительность разгрузки партии и др.
Наиболее полно показатели данной группы оцениваются стоимостными показателями.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например, содержание вредных примесей в продукте.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при эксплуатации или потреблении продукции. Это такие показатели:
— время срабатывания защитных устройств, шумы, вибрации, излучения;
— время и срок хранения продукта.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции, являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделиях новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. [7, c.37]
Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим. Свойства, учитываемые определяющим показателем, могут характеризоваться единичными, комплексными (обобщающими) и (или) интегральными показателями, которые относятся к классификационному признаку показателей качества продукции по количеству характеризуемых свойств.
Единичные показатели характеризуют одно свойство продукции, составляющее ее качество применительно к определенным условиям создания, эксплуатации и потребления.
Комплексные (обобщающие) показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости.
Интегральные показатели отражают соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции.
Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление).
В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используется градация (класс, сорт) — категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. [7, c.38]
Особенности оценки качества продукции производственно-технического назначения и предметов потребления отражаются в отраслевой нормативно-технической документации, которая регламентирует выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и область применения.
Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество является важнейшим показателем конкурентоспособности.
Свойства продукции характеризуют показатели качества (назначения, надежности, эргономичности, эстетичности технологичности, экологичности и др.). Они бывают единичные, комплексные (обобщающие), интегральные.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ОАО «БЕЛАЗ»
2.1 Общая характеристика ОАО «БелАЗ»
Белорусский автомобильный завод является государственным предприятием республиканской формы собственности, находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Расположен по адресу: г. Жодино, Минской области, ул. 40 лет Октября, д. 4.
Начало истории существования этого крупнейшего завода можно отнести к августу 1947 года, когда было начато строительство завода торфяного машиностроения недалеко от железнодорожной станции Жодино. В марте 1951 года завод «Торфмаш» был преобразован в завод дорожных и мелиоративных машин — «Дормаш», а 17 апреля 1958 года было принято Постановление ЦККПСС и Совмина СССР «О создании Жодинского машиностроительного завода по производству самосвалов грузоподъемностью 25 тонн и седельных тягачей на их базе», на основе завода «Дормаш».
В 1961 году началось проектирование принципиально новой конструкции автомобилей-самосвалов для разработки полезных ископаемых открытым способом. С сентября 1965 года предприятие полностью перешло на серийный выпуск самосвалов БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. [10]
Акционирование БелАЗа проведено в 2009 г. В соответствии с планом приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, утвержденном постановлением Совета министров от 14 июля 2008 г. № 1021. Решение об акционировании принято приказом по заводу № 103 «О создании открытого акционерного общества в процессе приватизации республиканского унитарного производственного предприятия «Белорусский автомобильный завод».
ОАО «Белорусский автомобильный завод» является управляющей компанией «БелАЗ-Холдинг». В состав холдинга входят:
— ОАО «Стародорожский механический завод»,
— ОАО «Кузлитмаш», г. Пинск,
— ОАО «БелАЗ-Сервис», г. Жодино,
— ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования» ,
г. Слуцк,
— СЗАО «Могилевсккий вагоностроительный завод»
«Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова» и СПК «Первомайский» являются филиалами ОАО «БелАЗ» — управляющей компании холдинга «БелАЗ-Холдинг»
В состав завода входят отделы управления, отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговое исследование, реализацию продукции и др. [10]
Почти каждый третий карьерный самосвал на мировом рынкебелорусский. Этот факт приобретает особую значимость, если учесть, что в экономике любого государства важную роль играет эффективное освоение природных ресурсов. При разработке полезных ископаемых открытым способом основным видом технологического транспорта был и остается автомобильный, который во всем мире используется при перевозке примерно 80% горной массы.
Основным видом деятельности БелАЗа является проектирование и конструирование, производство и сбыт карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 320 тонн) в государствах СНГ и странах дальнего зарубежья; гарантийное и фирменное обслуживание продукции предприятия, организация ремонта узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запчастей для ремонтно-эксплуатационных нужд и др.
Самосвалы предназначены для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, на строительстве крупных промышленных гидротехнических сооружений.
Самосвалы изготавливаются для различных климатических и дорожных условий. В зависимости от условий эксплуатации используется различная комплектация. Например, для изготовления машин для Крайнего Севера и Дальнего Востока применяются морозостойкие материалы, устанавливаются обогреватели для запуска двигателя, кабины с усиленной теплоизоляцией и более эффективной системой отопления. И наоборот, дополнительным кондиционером оснащаются кабины самосвалов в «тропическом» исполнении.
Карьерная техника «БелАЗ» приспособлена к установке двигателей всех ведущих моторостроительных фирм мира. Заказчик свободен в выборе фирмы-изготовителя и мощности двигателя. Электромеханическая трансмиссия так же много вариантна. [10]
Кроме карьерных самосвалов «БелАЗ» изготовляет и поставляет потребителям продукцию по пяти направлениям.
Первое направление — это изготовление и поставка дорожно-строительной техники: фронтальные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, автобетоносмесители, скреперы, тягачи-буксировщики.
Второе направление — изготовление и поставка машин для обслуживания карьерной техники: тягачи-буксировщики для эвакуации поврежденных самосвалов, передвижные мастерские техпомощи, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, самосвальные полуприцепы и автопоезда грузоподъемностью до 40 тонн.
Третье направление — специализированный транспорт для металлургической промышленности: шлаковозы грузоподъемностью до 80 тонн и тяжеловозы грузоподъемностью до 150 тонн.
Четвертое направление — вспомогательная техника: аэродромные тягачи для буксировки самолетов взлетным весом до 260 тонн, катки самоходные, шасси под виброустановку, мусоровозы, поливооросительные машины.
Пятое направление — изготовление и поставка товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары, садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.
Основными потребителями продукции ОАО «БелАЗ» являются горнодобывающие предприятия СНГ, и, прежде всего, России, Украины и Казахстана, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения карьерной техники. Основные поставки, 60−65% карьерной техники, БелАЗ осуществляет в Российскую Федерацию. [10]
Осуществляется поставка карьерных самосвалов и на рынок дальнего зарубежья. Крупнейшими потребителями техники БелАЗ сегодня являются Китай, Иран, Польша, Болгария. В 2005 г. Впервые самосвалы БелАЗ были отправлены на австралийский континент. Поставками в Боливарианскую Республику Венесуэла в 2007 г. Началось освоение рынка Южной Америки. В целом экспорт техники БелАЗ в страны дальнего зарубежья составляет 15−20% от общего объема проданной техники. Сделаны первые поставки в Таиланд и Индонезию.
В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов ограничен использованием машин грузоподъемностью 30−55 тонн только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Доля поставок в Беларусь составляет около 5% по всей продукции. [10]
Белорусским автомобильным заводом проводится значительная работа по повышению качества выпускаемой продукции. Система менеджмента качества разработки, производства и обслуживания карьерных самосвалов, специальных транспортных средств, автомобильной, строительно-дорожной техники соответствует требованиям СТБ ИСО 9001−2001 и Международным стандартам DIN EN ISO 9001:2000.
2.2 Анализ структуры и функций службы технического контроля ОАО «БелАЗ»
Качество — важнейший показатель конкурентоспособности продукции ОАО «Белорусский автомобильный завод».
С 2000 года ОАО «Белорусский автомобильный завод» работает в условиях сертифицированной системы менеджмента качества (СМК). Это подтверждается сертификатами соответствия требованиям СТБ ISO 9001−2009 на систему менеджмента качества в Национальной системе подтверждения соответствия и в Немецкой системе аккредитации DAkkS, соответствующей стандарту DIN EN ISO 9001:2008. [10]
В 2011 году реализация Политики в области качества руководством и производственным персоналом ОАО «Белорусский автомобильный завод» осуществлялась по поставленным целям, в соответствии с взятыми обязательствами, путем вовлечения в процессы всех работающих и строгого соблюдения требований документации СМК, нормативными и законодательными требованиями.
Это позволило:
— обеспечить прирост промышленной продукции к уровню 2010 года на 151,3% при плане 114,4%;
— обеспечить удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства ОАО «Белорусский автомобильный завод» 78,7%;
— 78% от общего объема производства составил выпуск сертифицированной продукции;
— обеспечить коэффициент технической готовности продукции в эксплуатации в пределах 0,93 — в гарантийный период и 0,83 — в послегарантийный период;
— выполнить намеченные цели по улучшению социальной сферы и рост средней оплаты труда персонала 178,6%. [10]
Продукция предприятия соответствует всем установленным требованиям для карьерной техники, в 2011 году удовлетворены пожелания всех потребителей по комплектации машин.
Общее количество работников службы качества ОАО «Белорусский автомобильный завод» в 2011 году составило порядка 400 человек.
Рисунок 1 — Структура службы качества ОАО «Белорусский автомобильный завод»
Источник: [10]
Внедрение мероприятий, проведение системной работы по предупреждению случаев изготовления продукции с отклонениями от КД позволило сохранить общую удовлетворенность потребителя.
По отдельным показателям в 2011 г. произошло улучшение оценки удовлетворенности по сравнению с 2010 г.
Таблица 1 — Показатели удовлетворенности потребителей
Показатели | Оценки | ||
2010 г. | 2011 г. | ||
Соответствие продукции современному уровню | 3,5 | 3,7 | |
Качество узлов и агрегатов собственного изготовления | 3,6 | 3,7 | |
Качество покупных изделий | 3,7 | 3,8 | |
Уровень технического сервиса в послегарантийный период | 3,2 | 3,5 | |
Уровень обеспечения запасными частями | 3,2 | 3,4 | |
Уровень обеспечения эксплуатационной документацией | 3,9 | 4,0 | |
Соотношение цена/качество | 3,5 | 3,7 | |
Источник: [10]
В тоже время нельзя не отметить и некоторое снижение отдельных оценок.
Таблица 2 — Показатели удовлетворенности потребителей
Показатели | Оценки | ||
2010 г. | 2011 г. | ||
Своевременность осуществления поставок продукции | 3,8 | 3,4 | |
Комплектность поставляемой продукции | 4,0 | 3,7 | |
Источник: [10]
По полученным данным проводиться анализ и с учетом замечаний и предложений вырабатываются, в случае необходимости, корректирующие мероприятия, и проводиться совместная работа с сервисными и дилерскими центрами по недопущению в дальнейшем снижения уровня удовлетворенности.
Оценка удовлетворенности потребителей проводилась по результатам опроса более 30-ти эксплуатирующих предприятий по 12 показателям.
Специалистами управления технического сервиса и сервисными центрами в 2011 году проведён монтаж, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию 1112 единиц новой техники.
Рекламации и претензии потребителей по отказам техники в гарантийный период рассматриваются в установленные сроки, сервисными предприятиями оказывается своевременная помощь в их устранении.
Продолжена работа по отслеживанию и сбору информации о надежности работы контрольных партий карьерной техники БелАЗ в количестве 417 единиц. Информация поступала от 32 предприятий горнодобывающей промышленности СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан и д.р.).
Коэффициент качества за 2011 год по предприятию составил 0,94 при плановом значении 0,93. [10]
Продукция предприятия соответствует требованиям технических нормативно-правовых актов, распространяющихся на каждый конкретный вид продукции, прежде всего в области безопасности и экологии, что подтверждено зарегистрированными в БелГИСС ТУ на продукцию предприятия, полученными сертификатами соответствия и другими документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям, и проведенными аккредитованными испытательными лабораториями испытаниями.
Предприятие располагает аккредитованной испытательной лабораторией и комплексом испытательного оборудования, который дает возможность проводить любые прочностные испытания крупных узлов. «Испытательный полигон» позволяет ускорить испытания новой продукции в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации. На полигоне созданы опытные участки дорог с различным качеством покрытия, подъёмы и спуски. Здесь можно проверить скоростные, разгонные, тормозные характеристики машины и рулевого управления в целом. На его территории проводятся испытания практически всех систем машины в условиях, приближенных к самым тяжелым условиям в карьерах.
Вся серийно выпускаемая продукция предприятия прошла сертификацию и имеет сертификаты соответствия в национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
В 2011 году проведена добровольная сертификация карьерных самосвалов БелАЗ семейства 7513, 7530, 7540, 7555, погрузчиков БелАЗ-7822. [10]
По состоянию на конец 2011 года на предприятии используются 187 757 единиц средств измерений и контроля и около 123 ед. испытательного оборудования. Из них 177 852 единиц используется для измерений геометрических величин и 9 905 единиц для измерений других величин: температуры, напряжения, сопротивления и силы электрического тока, давления, разрежения, толщины покрытий, твердости и др. Количество средств измерений и контроля постоянно растет. Так за 2009;2010 гг. оно выросло на 4732 единиц За 2011 год — на 2363 единиц. [10]
Для решения сложных измерительных задач, в том числе: измерения корпусных деталей; измерения параметров зубчатых колес любых видов (от прямозубых цилиндрических до конических с криволинейными зубьями) применяются координатно-измерительные машины.
Центральная заводская лаборатория обеспечивает потребности производства в аналитических работах — от входного контроля сырья и материалов до испытаний готовой продукции.
Продукция предприятия поставляется во многие страны мира, поэтому должна соответствовать всем международным требованиям, прежде всего по безопасности и экологии, иметь требуемый технический уровень и быть конкурентоспособной.
При поставке продукции в страны ЕС продукция маркируется знаком СЕ на основании принятия Заявления о соответствии требованиям EN 474−1: 2006 + А1:2009, EN 474−2: 2006 + А1:2009, EN 474−6: 2006 + А1:2009, следуя условиям Директивы 2006/42/ЕС. [10]
ОАО «БелАЗ» соблюдает требований международных стандартов и действующих для подобной продукции технических нормативных правовых актов, директив ЕС и других технических кодексов.
С этой целью на предприятии проведена работа по введению в конструкторскую документацию и технические условия международных стандартов, гармонизированных с европейскими стандартами:
— требования по безопасности — СТБ EN серии 474;
— тормозные системы — ISO 3450;
— системы рулевого управления — ISO 5010:
— системы доступа — ISO 2867;
— обзорность с рабочего места оператора — ISO 5006 и т. д.
Испытательной лабораторией совместно с управлением главного конструктора проведены дополнительные испытания всех самосвалов, получены положительные заключения, оформлены протоколы испытаний, получены сертификаты соответствия. [10]
ОАО «БелАЗ» — один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. На предприятии выпускаются карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 360 тонн, техника для обеспечения производственного цикла в карьерах, машины для подземных работ и т. д. Заводу принадлежит около 30% мирового рынка карьерных самосвалов. Он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.
Для предприятия ОАО «БелАЗ» выпуск качественной продукции является важнейшим фактором конкурентоспособности. Для поддержания этого уровня на предприятии функционирует служба качество, в которой трудятся более 400 человек. Продукция предприятия соответствует всем установленным требованиям для карьерной техники. Благодаря этому удовлетворены пожелания всех потребителей по комплектации машин.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БЕЛАЗ»
Совершенствование работы отделов и управлений технического контроля предприятий должна предусматривать, в первую очередь, создание, развитие и укрепление в рамках контрольных служб тех подразделений, которые способны эффективно решать следующие задачи:
— разработку и реализацию мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращение нарушений утвержденных технологических процессов, предупреждение сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;
— разработку и внедрение прогрессивных методов и средств технического контроля, способствующих росту производительности и фондовооруженности труда контролеров отдела технического контроля (ОТК), повышению объективности проверок и облегчению работы персонале контрольных служб;
— периодическую подготовку всей необходимой информации для формирования трудоемкости контрольных операций и определения на этой основе требуемого количества контролеров.
— объективный учет и комплексная дифференцированная оценок качества труда различных категорий персонала контрольной службы, применение адекватной системы его стимулирована и ответственности, определение достоверности результате контроля;
— подготовку необходимых данных для последующей централизованной автоматизированной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции, а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;
— поведение работ по внедрению самоконтроля основных производственных рабочих;
— проведение специальных исследований динамики качества продукции в процессе эксплуатации, предполагающих организацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции;
— планирование и технико-экономический анализ различных аспектов деятельности службы контроля качества продукции;
— координация работы всех структурных подразделений, отделов и управлений технического контроля;
На небольших предприятиях в силу ряда объективных причин иногда невозможно создать новые подразделения в составе службы технического контроля. В подобных случаях перечисленные выше санкции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным специалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев.
Миссия политики в области качества ОАО «Белорусский автомобильный завод» — это производство надежной, сбалансированной по качеству и цене карьерной техники, приносящей потребителю и обществу удовлетворенность и уверенность. [10]
Сертификаты соответствия распространяются на разработку, производство и обслуживание карьерных самосвалов, специальных транспортных средств, автомобильной, строительно-дорожной техники, товаров народного потребления, производство отливок из стали и чугуна.
Руководство предприятия считает, что качество является важнейшим показателем конкурентоспособности продукции и улучшения экономического состояния предприятия.
Основные цели работников службы качества:
— обеспечение потребителя надежной продукцией с наилучшими потребительскими свойствами, соответствующей его требованиям и ожиданиям;
— через производство и реализацию качественной продукции — к улучшению благосостояния работников предприятия и жителей республики.
Поставленные цели можно выполнить благодаря выполнению следующих пунктов:
— разработка конкурентоспособной, надежной и безопасной продукции соответствующей ожиданиям потребителя и требованиям технических нормативных правовых актов;
— применение современных материалов и комплектующих изделий высокого качества производства ведущих мировых фирм;
— использование передовых технологий, средств технологического и метрологического оснащения, обеспечивающих высокое качество продукции и охрану окружающей среды;
— организацию производства с использованием процессного подхода на основе Системы менеджмента качества и в соответствии со стандартами ISO 9000;
— привлечение специалистов высокой квалификации, постоянного повышения их профессионального уровня;
— применение новейших информационных систем при проектировании продукции и организации производства, для принятия решений на основе фактов и постоянного улучшения;
— обеспечение потребителя методическими пособиями и техническими средствами для проведения обслуживания и ремонта продукции;
— организация сотрудничества с поставщиками комплектующих и потребителями по улучшению качества на основе анализа данных и постоянного совершенствования.
С целью планирования и выполнения работ по улучшению качества, совершенствования технического уровня производства, устранения замечаний и несоответствий, выявленных в процессе изготовления и эксплуатации выпускаемой продукции в ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг» разработана Программа качества на 2013 год. 10]
Программа качества на 2013 год содержит:
— конструкторско-технологические мероприятия, направленные на повышение технического уровня и качества продукции;
— мероприятия, направленные на улучшение технологического обеспечения производства;
— план поставки и внедрения новых средств измерений и контроля;
— мероприятия по развитию маркетинга, реализации продукции и рекламы;
— мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения и компьютеризации;
— мероприятия по совершенствованию технического сервиса продукции;
— мероприятия по охране окружающей среды;
— мероприятия по развитию мотивации труда;
— мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров.
Мероприятия и планы, вошедшие в программу качества 2013, имеют:
— четкую формулировку содержания работ;
— конкретные сроки исполнения работ;
— ожидаемый результат от внедрения. 10]
Так, например:
— конструкторско-технологические мероприятия, направленные на повышение технического уровня и качества продукции состоят из работ по доработке двадцати одного узла и систем входящих в состав изготавливае-мой на предприятии техники и направлены на исключение случаев возникновения отказов в гарантийный период, увеличения ресурса и повышения надежности узлов и систем, улучшение потребительских свойств продукции;
— мероприятия, направленные на улучшение технологического обеспечения производства состоят из работ, направленных на улучшение качества изготовления сборки, проведения технического контроля ста семидесяти восьми деталей, узлов и систем входящих в состав изготавливаемой на предприятии техники. [10]
Работы по разработке и реализации мероприятий программы качества являются частью долгосрочной стратегии развития предприятия и политики предприятия в области качества направленных на обеспечение потребителя надежной продукцией с наилучшими потребительскими свойствами, соответствующими его требованиям и ожиданиям. Только производя качественную продукцию можно добиться стабильного потребительского спроса и удовлетворенности потребителей во всех регионах мира, а значит улучшить благосостояние работников предприятия и жителей Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
качество продукция технический контроль В условиях глобального рынка, в который интегрируется экономика Беларуси, для предприятий необходима служба качества, обеспечивающая преимущества перед конкурентами по критериям качества.
Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые обусловливают ее способность удовлетворять выявленные или предполагаемые потребности.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции, основанного на сопоставлении значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.
Управление качеством должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Изучив тему «Организация технического контроля на предприятии ОАО «БелАЗ», выяснили, что непосредственное руководство системой управления качества на ОАО «БелАЗ» осуществляет заместитель генерального директора по качеству, и в его обязанности входят:
— обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления качества;
— контроль за проведением внутренних аудитов системы управления качества, анализ ее эффективности;
— представление отчетов директору о функционировании системы управления качества, анализ ее эффективности.
Также выяснили, что оперативную деятельность, связанную с функционированием системы «БелАЗ», осуществляет специально созданная служба качества, в задачи которой входят:
— координация работ и непосредственное участие в разработке, внедрении и эксплуатации системы управления качества;
— создание базы данных по системе управления качества;
— организация учета и контроль за выполнением мероприятий и документов системы управления качества, проведение внутренних проверок;
— совершенствование системы управления качества.
В соответствии с новыми требованиями организация должна установить и подробно определить требования к измерению продукции, включая критерии приемки. Измерение должно быть спланировано для того, чтобы подтвердить их соответствие подробно установленным требованиям. Организация должна планировать использование статистических методов для анализа данных. При анализе проблем причины должны быть определены до начала планирования корректирующих или предупреждающих действий. Информация и данные из всех частей организации должны быть интегрированы и проанализированы, чтобы оценить общее состояние выполнения работ в организации. На основе объективной информации определяются методы и средства для непрерывного улучшения процессов.
Наличие сертифицированной системы качества на предприятии не является самоцелью. Во-первых, в ряде отраслей существуют свои специфические системы сертификации. Во-вторых, сертификация по ИСО 9000 является необходимым, но недостаточным элементом конкурентоспособности. И в-третьих, признанные лидеры рыночной экономики создают собственные, более развитые и совершенные системы управления качеством. Но несомненно то, что отсутствие соответствующей системы качества лишает предприятия перспективы выжить в условиях жесткой конкуренции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Борисов С. Г., Васильев В. Н. Основы предпринимательства и организации производства: Учеб.пособие. — М.: «Издательство Машиностроение — 1», 2000.
2.Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие: Стратегическое планирование. — Минск: Новое знание, 2000.
3. Литвинова А. В. Управление качеством продукции: Учебное пособие.: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 100 с.
4. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.
5.Основы технического нормирования и стандартизации: пособие / Под ред. В. Е. Сыцко. — Мн: РИПО, 2010. — 172 с.
6.Раздорожный А. А. Управление организацией (предприятием): Учебник. — М, 2006.
7. Ребрин Ю. И. Управление качеством: Учебное пособие: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.
8. Строков В. А. Управление маркетингом на предприятии. ПКФ «ХОРС-2». 2004.
9. Шевелёва Г. И. Контроль качества продукции: Учебный комплекс. — Кемеровский технологический институт, 2004. — 140с.
10. www.belaz.by