Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях: На материале деятельности колледжа строительного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статистические данные, заимствованные из «Программы развития образования Саратовской области на 2001;2005 г. г.», Решения коллегии министерства образования Саратовской области от 26.10.2001 г., Решения совета ректоров вузов Саратовской области от 21.09.2001 г. Решения совета директоров средних профессиональных учебных заведений от 17 08.2001 г., и сведения, взятые из областных газет, показывают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ влияния мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях
    • 1. 1. Теоретико-методологический анализ мониторинга системы среднего профессионального образования
    • 1. 2. Учёт требований образовательных стандартов и положений моделей специалистов при разработке педагогических технологий в современных условиях
  • Глава 2. Экспериментальные исследования влияния мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях
    • 2. 1. Исследования в области сложившихся педагогических процессов. Анализ результатов констатирующего эксперимента

    2.2. Совершенствование педагогического процесса на базе мониторинга образовательных стандартов в средних профессиональных учебных заведениях. Организация, содержание и результаты формирующего эксперимента.

Влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях: На материале деятельности колледжа строительного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заметный сдвиг в реформировании образования совершается с внедрением в него синергетического подхода. Осуществляется переход от закрытой модели образования к открытой. Кардинально меняется парадигма и принципы образования, его мировоззренческая и методологическая направленности. Учёт в содержании учебного материала наряду с детерминистскими положениями стохастичности позволяет представить общую картину мира более адекватной.

Мягкие (эволюционные) изменения (флуктуации) в природе и обществе сочетаются с коренными качественными (революционными) переходами, приводящими к закономерным или непредсказуемым последствиям (бифуркациям — ветвлению). Этот процесс должен находить объективное отражение в учебном процессе. Его основой должно стать саморегулирование и саморазвитие.

Актуальность исследования. Перечисленные изменения приводят к противоречиям со сложившейся системой образования. Они касаются как содержания так и методов преподавания. В учебниках, как правило, даются законы, правила, формулы, сведения, носящие догматический характер. Стохастичность (вероятностность) явлений практически полностью исключена. В преподавании превалирует авторитарный стиль. Саморегулирование и саморазвитие — исключены. Противоречия в базисе влекут за собой противоречия в надстройке — в управлении образованием. Сущность и содержание современного управления — нормативно-правовое, стиль управления — циркулярно-декларативный. Жёсткие рамки и сложившийся порядок такого управления противоречит становлению открытой и демократичной модели образования.

Всё это существует в довольно бурно развивающейся образовательной отрасли, в том числе и в Саратовском регионе.

Статистические данные, заимствованные из «Программы развития образования Саратовской области на 2001;2005 г. г.», Решения коллегии министерства образования Саратовской области от 26.10.2001 г., Решения совета ректоров вузов Саратовской области от 21.09.2001 г. Решения совета директоров средних профессиональных учебных заведений от 17 08.2001 г., и сведения, взятые из областных газет, показывают устойчивое развитие достаточно разветвлённой и хорошо организованной сети профессиональных учебных заведений. Система начального профессионального образования области включает в себя 67 образовательных учреждений с контингентом обучающихся 31,3 тысячи человек и 2,8 тысячи работающих в них преподавателей и мастеров производственного обучения. Система среднего профессионального образования насчитывает 53 учебных заведения 48,8 тысяч учащихся и более 3-х тысяч преподавателей. Система высшего профессионального образования насчитывает 8 государственных вузов, 3 филиала московских государственных вузов и 4 филиала московских негосударственных вузов, 82,5 тысячи студентов и 5,5 тысячи преподавателей. Численность студентов и учащихся на 10 тысяч населения в Саратовской области выше, чем в среднем по России и Поволжскому экономическому району.

Состояние с приёмом учащихся на 1 -й курс в профессиональные учебные заведения также вселяет оптимизм. В профессиональные училища области поступило 16 715 учащихся (106,4% от плана приема), из них по дневной форме обучения 14 506 учащихся (103,6% от плана приема). На первый курс в СПУЗы принято 16 029 человек, в том числе на бюджетной основе 1085] чел., на платной 5178 чел. На первый курс вузов по всем формам обучения принято 21 276 человек, в том числе на бюджетной основе 10 757 чел. На дневные отделения принято 12 374 чел., на вечерние — 686 чел., на заочные -8216 чел. Конкурс при поступлении на бюджетные места в техникумы и колледжи составил 1,3 человека на место, в вузы — 2,45 человека на место.

Положительной динамикой характеризуется и трудоустройство выпускников. В 2000 году впервые количество вакансий, сведениями о которых располагала служба занятости, превысило число безработных.

За 1999;2000 годы по направлению службы занятости за счет средств Государственного фонда занятости населения было обучено конкурентоспособным на рынке труда профессиям 7,4 тысячи безработных, 97% окончивших обучение трудоустроены.

Количество студентов увеличивается. Сложность изучаемого материала, в силу развития научно-технического прогресса, — растёт. Совершенствуется нормативная база образовательных стандартов. В этих, противоречивых по своей сути, условиях должно обеспечиваться непрерывное повышение качества обучения.

Выполнению этой цели и предназначен мониторинг образовательных стандартов.

Цель исследования: выявить особенности и механизм влияния мониторинга образовательных стандартов на качество обучения студентов средних профессиональных учебных заведений и на их профессиональную подготовку.

Объект исследования: процесс управления средними профессиональными учебными заведениями.

Предмет исследования: мониторинг образовательных стандартов в среднем профессиональном учебном заведении.

Гипотеза исследования: мониторинг образовательных стандартов в средних профессиональных учебных заведениях приобретает статус эффективного фактора воздействия на учебный процесс, если он основан на учёте.

— модели специалиста (в её взаимосвязи с требованиями образовательного стандарта);

— инновационных методов обучения;

— личностно-ориентированной системы обучения.

Задачи исследования.

1. Изучить и классифицировать факторы мониторинга образовательных стандартов.

2. Охарактеризовать эволюцию технической и содержательной части мониторинга и её влияние на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях.

3. Создать на базе проведённых исследований авторскую технологию процесса обучения для средних профессиональных учебных заведений, включающую мониторинг образовательных стандартов.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составляют:

— современные философские представления о развитии личности как сложном, противоречивом, полифакторном процессе;

— идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, М. В. Кларин, В. В. Сериков, И. С. Якиманский и др-);

— теоретические основы воспитания и саморазвития (A.A. Бодалев, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский и др.);

— концепция коммуникативно-деятельсного подхода в обучении (В.Е. Гольдин, П. Я. Гальперин, Е. А. Земская, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, О. Б. Сироткина и др.);

— теория модульного обучения (Л.Г. Вяткин, М. А. Гошанов, С. Я. Батышев, О.В. Чигримов);

— психолого-педагогические разработки в области обучения в профессиональной школе (Ю.А. Самарин, П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротдев и др.).

Учтены также труды ряда учёных по проблемам близким к рассматриваемым в диссертации. Известные работы Л. Г. Вяткина, В. М. Димова, О. В. Залыгиной, О. Б. Ионова, А. И. Ковалева, В. А. Кошелева, Б. Т. Лихачева, Л. В. Лесной, В. Н. Леонтьевой, В. Я. Нечаева А.Н. Ростовцева, Н. Р. Юсуфбековой посвящены различным аспектам социально-политических, культурологических проблем современного образования, новым подходам к рассмотрению философии и аксиологии современных педагогических процессов. В работах Н. Г. Алексеева, В. И. Байденко, В. П. Беспалько, О. Н. Козловой, A.M. Новикова, H.A. Селезнёвой, Ю. Г. Татура, H.A. Яковлевой критически проанализированы принципы внедрения в практику основных положений современного законодательства в области образования, подходы к разработке новых государственных стандартов профессионального образования.

Современные аспекты управления развитием образовательных систем даны в работах B.C. Лазарева, Г. И. Оглоблиной, М. М. Поташника, О. Г. Хомерики. В них поставлены вопросы пересмотра практики административно-приказного характера подчинения образовательных учреждений на иные, инновационные, формы.

Использование активных форм и методов обучения описано в трудах В. Л. Даниловой, Ю. И. Емельянова, A.A. Вербицкого, A.A. Тюкова, целенаправленное формирование профессионального сознания и мышления — в трудах Г. В. Акопова, Ю. Н. Кулюткина, Л. М. Митиной, Е. К. Осиповой, Г. С. Сухобской, И. М. Юсупова. Анализ компонентов конкурентоспособности, как определяющей характеристики успешной профессиональной деятельности современного специалиста, дан в работах В. И. Андреева, Н. В. Борисовой, Д. А. Григорьева, Ю. А. Кустова, Е. А. Климова, C.B. Лекарева, O.K. Филатова. Все эти аспекты нашли отражение в данной диссертации.

Кроме того, теоретико-методологическую основу нашего исследования составили труды, отражающие фундаментальные исследования природы профессионально-педагогической деятельности (Л.Г. Вяткин, Г. П. Корнев, Н. В. Кузьмина, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков), сущность содержания профессионально-педагогической подготовки (Т.С. Абрамов, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Е.В. Павлютенков), факторы, детерминирующие оптимизацию профессионально-педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Корсунов, Н. В. Кузьмина, Г. С. Сухобская, В.Э. Тамарин).

Во многих работах на основе конкретных экспериментов в области дидактики и методики обучения решались задачи оценки эффективности определенной системы обучения или процесса подготовки специалистов: проверка эффективности системы начального обучения (Л.В. Занков) — сравнение эффективности определенных методов обучения (исследования И. Т Огородникова и его учеников) — проверка эффективности системы проблемного обучения (М.И. Махмутов и др.) — оценка эффективности разработанного учебно-методического комплекса (В. П. Беспалько, Ю.Г. Татур) — выявление эффективности использования опережающего обучения в условиях вуза (Б.М. Бим-Бад, C.B. Калинин, С. Н. Лысенкова, E.H. Пехота) — проверка эффективности мер по формированию у обучаемых познавательных интересов, потребностей и профессиональных навыков (B.C. Ильина, В. Ф. Паламарчук и др.) — повышение эффективности познавательной деятельности обучаемых (П. И Пидкасистый, H.A. Паловникова, Б.И. Коротяева).

Некоторые исследования специально посвящены выбору оптимального (а значит и более эффективного) варианта системы обучения или педагогических действий, например оптимизация объема и сложности учебного материала (Ю.К. Бабанский) — выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения (П.Н. Валовик) — обоснование оптимальной системы преподавания в вузе (А.П. Верхола) — выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у обучаемых навыков планирования (Л.Ф. Бабенышева).

Однако во всех перечисленных работах рассматривались в основном только педагогические аспекты повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, вместе с тем в современных условиях как никогда остро стоит вопрос об обеспечении экономической эффективности этого процесса.

Это объясняется тем, что повышение требований к уровню профессиональной подготовки специалистов обусловливает необходимость внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий с использованием компьютеров, новых типов технических средств обучения, нового высокотехнологичного оборудования.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: в качестве организационного метода исследования был использован сравнительный анализ. С целью сбора первичного материала применялись следующие методы эмпирического исследования: изучение документации образовательных учреждений, наблюдение, методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа), определение рейтинга (метод компетентных судей).

Обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью качественных и количественных методов (уровневый, корреляционный анализ). Интерпретация обработанного эмпирического материала осуществлялась с использованием структурного метода.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, логической структурой построения исследования, репрезентативностью объема выборки, применением статистических методов анализа и обработки экспериментальных данных, сопоставлением результатов исследований с известным педагогическим опытом.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1995;1997 г.) — изучение научной и методической литературы, анализ нормативных документов по исследуемому вопросу, определение цели и методов исследований.

Второй этап (1997;1999 г.) — разработка теоретических положений намеченных исследований, апробирование ключевых положений, планирование экспериментальных исследований.

Третий этап (1999;2001 г.) — экспериментальные исследования, статистическая обработка данных, их теоретико-методологическое осмысление, доведение результатов исследований, доказавших свою эффективность, до внедрения в практику учебных заведений.

Научная новизна исследования. Сформулирована сущность мониторинга образовательных стандартов для средних профессиональных учебных заведений (на материале деятельности колледжа строительного профиля). Выявлены проблемы мониторинга образовательных стандартов, сдерживающие его положительное воздействие на систему образования. Обоснована авторская модель мониторинга образовательных стандартов, как оптимальная на современном этапе.

Теоретическая значимость исследования. Дополнен и уточнён понятийно-терминологический аппарат мониторинга образовательных стандартов. Определены уровни влияния мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях. Разработаны критерии для определения уровня влияния мониторинга образовательных стандартов на качество обучения.

Практическая значимость исследования. Разработаны нормативно-методические документы, связанные с развитием среднего профессионального учебного заведения на основе мониторинга образовательных стандартов. Опробованы и положены в основу нормативных документов организационные формы мониторинга образовательных стандартов. Предложена авторская педагогическая технология.

Апробация исследования. Результаты исследований докладывались на совещаниях в министерстве по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ в 1996;2001 годах, на конференциях и на кафедре педагогики СГУ (1999;2001 г.), на региональных конференциях, проводимых министерством образования Саратовской области.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследований внедрены в Российском государственном колледже строительства мостов и гидротехнических сооружений (г. Саратов), Поволжском государственном межрегиональном строительном колледже (г. Саратов), Саратовском техникуме отраслевых технологий и финансов, Саратовском государственном профессионально-педагогическом колледже и Саратовском авиационном колледже при Саратовском государственном техническом университете.

Основные научные положения диссертации отражены в 12 опубликованных научных работах автора.

На защиту выносятся:

1. Понятийно-терминологическое обеспечение мониторинга образовательных стандартов.

2. Модель мониторинга образовательных стандартов для средних профессиональных учебных заведений.

3. Педагогическая технология, отвечающая требованиям мониторинга образовательных стандартов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе. «.

1. Предложена новая педагогическая технология, в основу которой положено влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля.

2. Разработана технология контроля и измерительный инструментарий эффективности проведения учебного процесса.

3. Проведён и оценен констатирующий эксперимент, зафиксировавший качество обучения по традиционной технологии. Кроме того, в процессе констатирующего эксперимента был опробован подбор контрольной и экспериментальной групп и доказана их изначальная адекватность по контролируемым параметрам качества обучения.

4. Проведён и проанализирован формирующий эксперимент. Он показал преимущество новой технологии по сравнению с существующей. Кроме того, в процессе его осуществления было выявлено существенное влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля.

Заключение

.

В заключение отметим, что цель поставленная в исследовании достигнута: влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля изучено и положено в основу новой педагогической технологии. Положения вынесенные на защиту нашли своё воплощение:

— изучены и классифицированы факторы мониторинга образовательных стандартов,.

— охарактеризована эволюция технической и содержательной части мониторинга и её влияние на развитие образования,.

— создана на базе проведённых исследований новая технология учебного процесса более подходящая для целей мониторинга образовательных стандартов.

Подтверждены гипотезы и решены поставленные задачи.

Показано, что мониторинг образовательных стандартов в средних профессиональных учебных заведениях действительно приобретает статус эффективного фактора воздействия на учебный процесс, если он основан на учёте модели специалиста, инновационных методов обучения, личностно-ориентированной системе обучения.

Решены задачи об изучении и классификации факторов мониторинга образовательных стандартов. Охарактеризована эволюция технической и содержательной части мониторинга и её влияние на развитие образования. Создана на базе проведённых исследований новая технология учебного процесса более подходящая для целей мониторинга образовательных стандартов.

Вместе с тем разработаны — концептуальная модель влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля разработана на основании нормативно-правовой документации и научно-методических тенденций, складывающихся в последнее время в мире, России и регионе;

— теоретическая модель специалиста, отвечающая концептуальной модели влияния мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля;

— организационные формы и элементы педагогической технологии, отвечающие концепциям модели влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля в общетеоретическом плане и продемонстрированы на примере конкретного учебного заведения.

В качестве сопутствующих факторов выявлены тенденции, принципы, формы, методы и психолого-педагогические условия воздействия влияния мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля, дающие возможность прогнозировать положительное решение вопросов повышения качества образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., МИСиС, 1989.
  2. Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М., 1993.
  3. Американский университет и его интеллектуальный потенциал. Аналитический обзор. М., 1989.
  4. И.А., Василевский А. Б., Водейко В. И. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Минск, 1992.
  5. А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982.
  6. К. Учителя и инновации. М., Просвещение, 1991.
  7. В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста. М., Советская педагогика, 1977, № 5, с. 100 108.
  8. A.C. Проблемы цели в воспитании и образовании. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова B.B. М., 1989.
  9. С.И. Кибернетические аналогии в обучении. М., Знание, 1968, 42с.
  10. Ю.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., В.ш., 1976, 200с.
  11. П.Архангельский С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М., Знание, 1979.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., В.ш., 1980, 367 с.
  13. Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М., 1977.
  14. Р. Человеческая память и процесс обучения. М., Мысль, 1990.
  15. П.Р., Скаткин M.H., Турбовский Я. С. Методологические проблемы развития педагогической науки. М., Педагогика, 1985.
  16. C.B. Информация и система. — JL: Лениздат, 1969.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
  18. Ю.К. Оптимизацмя процесса обучения. М., Педагогика, 1977, 251 с.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности в педагогических исследованиях. М., 1982.
  20. A.A., Фёдорова Н. В. Британские университеты. М., 1979.
  21. Ю.К. Оптимизацмя процесса обучения. М., Педагогика, 1977,251 с.
  22. Ю.К. Проблемы повышения эффективности в педагогических исследованиях. М., 1982.
  23. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999,-296 с.
  24. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998, — 249 с.
  25. Ю.К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М., В.ш., 1987.
  26. A.A. Понятие профессионального мышления. Методологический и идеологический аспекты. Томск, ТГУ, 1985, 230 с.
  27. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения. М., Советская педагогика. 1975. № 4, с.41−49.
  28. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, изд. «Деловая книга», 1996, 339с.
  29. Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей. М., Советская педагогика, 1977, № 5 с. 59 -65.
  30. Л.Г., Соколов В. В. Государственно-монополистическое регулирование подготовки кадров в высшей школе США. М., 1982.
  31. А.П. Региональная система профессионального образования. //Педагогика, № 4, 1993.
  32. К. Измерения: понятия, теории, проблемы. — М.: Прогресс, 1987, — 320 с.
  33. В.П. Персонифицированное образование. /Педагогика, 1998, № 2. С. 12−17.
  34. В.П. О критериях качества подготовки специалиста //Вестник вые. шк&bdquo- 1988, № 1.
  35. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд. Воронежского гос. ун-та, 1977. — 304 с.
  36. В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России //Педагогика, 1995, № 1. — С. 89−94.
  37. В.П. Реформируется ли образование? //Мир образования, 1995, № 6. -С. 11−15.
  38. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989, 192 с.
  39. В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и понятия //Педагогика, № 5, 1993.
  40. В.П. Стандартизация развития: основные идеи и понятия. // Педагогика, № 5, 1993.
  41. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  42. H.A. Программированное обучение. Дидактические основы. М., В.ш., 1970,300с.
  43. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. М., 1988.- 254 с.
  44. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное ' прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. — М., 1987. — 212 с.
  45. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: пропедевтический курс. — М.: РОУ, 1997.
  46. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации //Педагогика, 1996, № 1.
  47. В.М. Эффективность обучения. /Методологический анализ определения категории в дидактике. — М.: Педагогика, 1976. 192 с.
  48. Е. Государственный стандарт: прокрустово ложе или свобода выбора. /Народное образование. 1997, № 1. — С. 34−39.
  49. H.H., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной педагогике. М., 1992.
  50. С.А., Водолазская Т. П., Дмитриева М. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. С-П., 1991.
  51. A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  52. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М., Знание, 1983,96 с.
  53. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. Журавлёва В. И. М., 1988.
  54. Н.В., Новичков В. В., Вдовенко B.C., Новичкова Н. П., Целых В. А. Метод моделирования в исследовании учебного процесса.
  55. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстное обучение. М., В.ш., 1991, 204с.
  56. A.A. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М., Педагогика, 1987.
  57. И.А., Митина A.M. Проблемы целей обучения в современной педагогике. М., 1989.
  58. H.H. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом. //Педагогика, 1994, № 2. — С. 112−117.
  59. Всемирный доклад по образованию 1995 г. — ЮНЕСКО, 1997.- 173с.
  60. Всемирный доклад по образованию 1998 г. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. — ЮНЕСКО, 1998. — 175 с.
  61. .З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление. М., Магистр. 1995. № 1.
  62. JI.C. Мышление и речь. В кн.: Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1982, т.2.
  63. Высшая школа на пути реформ /Сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. — Красноярск: Изд. «Кларетианум», 1998. — 217 с.
  64. Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М., НИИВО, 1983, 84с.
  65. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Рабочий документ/Материалы Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, 5−9 октября, 1988 г.). — ЮНЕСКО, 1998. — 91 с.
  66. Высшее образование в Европе. / «Академическое признание в новой Европе», Т, XIX, № 2,1994.
  67. Высшее образование в Европе. /"Академическое признание в новой Европе", T. XIX, 1994, № 2.
  68. Высшее образование в современных условиях: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. т. 1−2. — СПб, 1996.
  69. Высшее образование за рубежом. Информ.-аналит. справ. Вып.1.-Тверь, 1996.
  70. Высшее образование России: состояние и проблемы развития. — М.: НИИВО, 1994.
  71. Высшее образование: проблемы и пути. — Н. Новгород, 1997.
  72. Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, Изд. СГУ, 1990.
  73. Л.Г. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов, СГУ, 1994.
  74. Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. М., 1982.
  75. Л.Г. Сущность и логика педагогического исследования. Саратов, СГУ, 1991.
  76. Л.Г., Журавлев Н. И., Зайцев В. А., Турчин Г. Д., ЩедринС.В., Целых В. А. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов в условиях университетского образования: проблемы, технологии, перспективы.
  77. Л.Г., Зайцев В. А., Корсунов В. П., Щедрин C.B., Целых В. А. Особенности мониторинга образовательных стандартов с учётом будущей трудовой деятельности специалистов.
  78. Л.Г., Калинникова О. Б. Дружкин A.B. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1997,72с.
  79. Л.Г., Калинникова О. Б. Дружкин A.B. Основы дидактики высшей школы. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1997,104с.
  80. Л.Г., Калинникова О. Б. Дружкин A.B. Основы педагогики высшей школы. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1997,128с.
  81. Т.В. Учебная деятельность и её средства. М., 1988.
  82. М.А., Галагузов Ю. Н. Базовые понятия высшего педагогического образования. /Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. — Екатеринбург, 1996. — С. 221−229.
  83. М.А., Штинова Г. Н. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования. //Педагогика, № 6, 1997. С. 1520.
  84. А.Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М., Просвещение, 1991.
  85. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М, 1989.
  86. .С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986.
  87. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании. //Педагогика, № 1 1993.
  88. В.И. Основы теоретической педагогики. С-П., 1992.
  89. Д., Стекли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  90. .В. Математическое образование в вузах. М., В.ш., 1981.
  91. О.Н., Суханов А. Д. Проблема целостности в современном образовании. //Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
  92. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, СГПИ, 1988.
  93. В. Опережающее образование — основа мировоззрения в XXI веке //Обозреватель, 1997, № 9. — С. 64−67.
  94. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. — М.: Госкомвуз России, «Логос», 1995.
  95. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 821.
  96. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., Педагогика, 1977, 136с.
  97. Л.И. Предвидение и целеполагание как компоненты дидактической теории. /В сб. Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. — М., 1996.- С. 205−218.
  98. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. — М.: Московская академия развития образования, 1996. 548 с.
  99. М.Б. Образовательные стандарты: национально-региональные и вузовские компоненты. Труды исследовательского центра. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 142 с.
  100. В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., Педагогика, 1972, 423 с.
  101. Данилов-Данильян В.И., Рыбкин A.A. Моделирование: системно-методологический аспект /Системные исследования. — М., 1982. С. 182−209.
  102. В.И., Сериков В. В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе, М., 1987, 108 с.
  103. ИЗ. Данияров С. Б., Гольдберг П. Н. Педагогика в высшей медицинской школе", Фрунзе, ФГУ, 1973.
  104. С.А. Социальные нормы: гносеологический и социологический анализ. — Баку, 1984.
  105. Дейл Карнеги. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., Прогресс, 1989.
  106. Дейл Карнеги. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М., Прогресс, 1989.
  107. Деловые педагогические игры. JI., Дворец пионеров и школьников, 1990.
  108. Дескрипторный словарь по народному образованию и педагогике. /Сост. Полонский В. М. и др. М.: НИИ ОП АПН СССР. Per. № 228.89.
  109. Джонстон Д.Брюс. Высшее образование в США в 2000 г, /Перспективы. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО, 1992, № 3.
  110. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. — М., 1993. — 192 с.
  111. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М., 1989.
  112. С.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М., Педагогика, 1987, 102с.
  113. B.K. Сотрудничество в обучении. M., Просвещение, 1991.
  114. Г. И. Педагогика в понятиях и определениях. Саратов, изд-во СГУ, 1991.
  115. Г. И., Елисеева A.B. Педагогика развития личности. Сарактов, изд. «Лицей», 1997, 140с.
  116. Н.К. Процесс обучения и развития. Воронеж, ВГУ, 1976.
  117. Н.И., Щедрин C.B., Целых В. А. О некоторых вопросах управления качеством преподавания в среднем профессиональном учебном заведении.
  118. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М. 1983.
  119. И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
  120. И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 1998.
  121. В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика, 1997, № 5. —С. 3−16.
  122. В.П., Моргунов Б. Б. Человек развивающийся. — М., 1994.— 332 с.
  123. В.М. Социально-экономические основы прогнозирования развития высшей школы. — М.: НИИ ВО, 1989.
  124. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.
  125. Ивашевский C. J1. Новый идеал образованного человека. //Материалы межд. науч.-практ. конф. «Российское образование: традиции и перспективы». — Н. Новгород, 1997.
  126. А. Антропный принцип: единство гуманитарного и естественнонаучного. //"Aima mater", 1991, № 8.
  127. Игра в педагогическом процессе. Межвузовский сб. Новосибирск, НГПИ, 1989.
  128. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, НГУ, 1987.
  129. И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  130. Ингенамп Карлхайнц. Педагогическая диагностика. М., Педагогика, 1991, 240с.
  131. ИСО 9000. Международные стандарты. Т, 1. Управление качеством продукции. Стандарты серии 9000. — М.: Госстандарт России, 1996.
  132. ИСО 9000−1. Международный стандарт. Первое издание 01.71 994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч. I. Руководящие указания по выбору и применению.— М.: Госстандарт России, 1994. — 45 с.
  133. ИСО-8402, Международный стандарт. Второе издание 01.04.1994. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. — М.: Госстандарт России, 1994. — 38 с.
  134. ИСО-9000. Стандарты по обеспечению качества — Международный корпус экспертов, 1997. — 42 с.
  135. B.C., Гарунов M.Г., Семушина Л. Г. и др. Перспективные направления и методические обоснования содержания различных видов подготовки студентов в вузе. — М.: НИИ ВШ, 1997. — 48 с.
  136. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М., 1985.
  137. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.
  138. M.B. Инновации в мировой педагогике. Рига, П.ц. «Эксперимент», 1995.
  139. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. М., Педагогика, 1996, № 2 с. 14−21.
  140. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта). М., Знание, 1989, 75с.
  141. .С., Горбачёв H.A. Проблема причинности в педагогике. Саратов, Изд. СГПИ, 1998, 9с.
  142. Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1955.-315 с.
  143. Коменский Я- А. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.
  144. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе. — Лиссабон, 1997.
  145. Н.И. Логический словарь. — М.: Наука, 1971. — 656 с.
  146. В.А. Философия образования. (Культурно-антропологический аспект). — Самара, 1996.
  147. В.Ю., Соколов В. В. Научный потенциал высшей школы США. М., 1985.
  148. Конституция Российской Федерации. — М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.
  149. Концепция и метод разработки государственного образовательного стандарта по направлениям базового высшего образования. Методические рекомендации (Соколов В.М. и др.). — Уфа: УГИ, 1992.-20 с.
  150. Концепция непрерывного образования. Проект. (Сост. Вербицкий A.A. и др.). — М.: Гособразование СССР, 1988.
  151. Концепция стандартизации образования в Республике Беларусь.— Минск, 1996.
  152. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., Мысль, 1974, 568 с.
  153. A.A., Трубецков Д. И. Нелинейная динамика в действии: как элементы нелинейной динамики проникают в экологию, экономику и социальные науки. Саратов, ГУНЦ «Колледж», 1995, 128с.
  154. .И. Изучение процесса творчества. М., Просвещение. 1989.
  155. В.П. Новые тенденции в развитии профобразования. М., Профессионал. 1995, № 9 10, с. 25 — 30.
  156. В.П., Целых В. А. Учёт требований образовательных стандартов при разработке педагогических технологий в современных условиях.
  157. В.П., ЦелыхВ.А., Логинов A.B. Разработка образовательных стратегий с учётом требований образовательных стандартов.
  158. Н.Л. Зачем нужна однозначность научных понятий. М., Педагогика, 1992, № 3, 4.
  159. М.Н., Ямпольский B.C. Структура и стандарты трудоемкости многоуровневой системы высшего педагогического образования //Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 3. — Омск: Изд. Омского пед. института, 1993.
  160. С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. М., ИПО, 1986.
  161. В.А. Концептуальные проблемы образования в России на рубеже XX—XXI вв.еков. Саратов, СГУ, 1996.
  162. В.В. Методология педагогики и философии образования /Актуальные вопросы обучения и воспитания. Материалы конф. -М.: УРАО, 1996.
  163. Краткий психологический словарь. Под ред. Петровского A.B. и Ярошевского М. Г. М., Политиздат, 1985.
  164. Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. — М., 1996.
  165. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, Валгус, 1980, 323 с.
  166. И.Я. Дидактические системы методов обучения. М., Просвещение, 1976, 64 с.
  167. И.Я. Проблемное обучение. М., Просвещение, 1974.
  168. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства (инженерно-педагогические аспекты). М., В.ш. 1989.
  169. П.С. Процесс обучения и его закономерности. М., 1989.
  170. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  171. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 1992.
  172. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., Просвещение, 1988.
  173. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., Просвещение, 1987, 160 с.
  174. Э.А. Педагогическая наука на современном этапе. М., Советская педагогика. 1989. № 1.
  175. Т.Г. О методической работе при введении новых образовательных стандартов // «Специалист». 1999. № 2.
  176. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Педагогика, 1972, 208 с.
  177. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., Педагогика, 1975, 368 с.
  178. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987.
  179. Международное законодательство об образовании. М., Ассоциация «Гуманитарий», 1994, 190с.
  180. Межпредметные связи педагогики с психологией. Л., ЛГПИ, 1981
  181. Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. Атутова П. Р., Скаткина М. Н., Турбовского Я. С. М., 1985.
  182. Методы научно-технического творчества. Межвузовский сб. Волгоград, ВПИ, 1989.
  183. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., В.ш., 1987, 198с.
  184. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
  185. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Под ред. Смирновой Е. Э. Л., 1984.
  186. Моделирование педагогических ситуаций. Под ред. Кулюткина Ю. И., Сухобской Г. С. М., 1981.
  187. Модульно-рейтинговая технология обучения. Барнаул, 1993.
  188. Молодёжь, образование, рынок. М., 1992.
  189. Э.И. Основы педагогических знаний. М., 1986.
  190. К.Е. Математическое моделирование в научном познании. М., 1967.
  191. С. А. Тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академических способностей в системе образования США. М., 1980. Вып. 6.
  192. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. Под ред. Кулюткина E.H., Сухобской Е. С. М., Педагогика, 1990, 104 с.
  193. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.
  194. A.M. Проблемы демократизации профессионального образования // «Специалист». 1999. № 1. С. 2−9.
  195. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в СПТУ. Минск, В.ш., 1987.
  196. Новое педагогическое мышление. Под ред Петровского A.B. М., Педагогика, 1989, 280 с.
  197. О.Н. «Проект Делфи. Европейский Фонд Образования. Разработка и внедрение стандартов начального и среднего профессионального образования в России» / Среднее профессиональное образование, № 5, 2000 г.
  198. В.А., Вовк П. П., Омельяненко С. В. Педагогика. Задания и педагогические ситуации. М., Просвещение, 1993, 271с.
  199. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3. С. 9 15.
  200. А.Б. Подготовка инженерно-технических кадров во Франции. М., 1988. Вып. 3.
  201. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. Петровского A.B. М., 1986.
  202. Основы педагогического мастерства. Под ред Зязюна И. А. М., Просвещение, 1989.
  203. Педагогика. Под ред. Бабанского Ю. К. М., Просвещение, 1988.
  204. Педагогика. Под редакцией П. И. Пидкасистого, Педагогическое общество России. 1998, 640с.
  205. В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., В.ш., 1987.
  206. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
  207. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов. Под ред. Петровского A.B., Сержана Л. С. М., 1988.
  208. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., Наука, 1975.464 с.
  209. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., Педагогика, 1987, 192с.
  210. С.Д. В поисках педагогических инноваций. М., Новая школа. 1993, 140 с.
  211. Ю.П. Игровые модели: математические модели, психологический анализ. М., Наука, 1991, 160с.
  212. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.
  213. Проблема методологии педагогики и методы педагогических исследований. Под ред. Данилова М. Л., Болдырева М. И. М., 1971.
  214. Проблемы аттестации управленческих и педагогических кадров. Сб. научных трудов. М., АПН СССР, 1989.
  215. Проблемы организации профессионального образования на интегративной основе. М., АПН СССР, 1990.
  216. Программа развития системы образования Волгоградской области на 2001−2005 г. г. Волгоград: ООО «Фирма Л.Б.Ф.», 2000 г. -118 с. (Мониторинг реализации).
  217. Программа развития системы образования Саратовской области на 2001 2005 г. г. — Саратов, 200 г.
  218. Н.С. Профориентационные игры. М., Изд. МГУ, 1991
  219. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы исследований. М., Школа-пресс, 1999, 205 с.
  220. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М., МИФИ, 1995,48с.
  221. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М., Большая Российская энциклопедия, 1993.
  222. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., Мысль, 1968, 302 с.
  223. Г. А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. М., ВНМЦПТО, 1991.
  224. Г. А. Интенсивная педагогика обучения рабочей профессии. С-П" ВИПК, 1991.
  225. И.А. Аксиоматическая теория структурно-алгоритмического моделирования процессов обучения. Качественная теория сложных систем. СПб., РГПУ им. Герцена, 1991.
  226. В.А. Профессиональная ориентация в подготовке кадров в Великобритании. М., В.ш., 1991, 157с.
  227. В.А., Чаицихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М., Мир книги, 1993, 236с.
  228. Г. К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
  229. Система образования в США. М., 1988. Вып.44.
  230. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986, 152 с.
  231. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1984, 95 с.
  232. М.Н. Совершенствование учебного процесса. М., 1971.
  233. В.А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. М., Магистр, 1997.
  234. Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. М., 1990.
  235. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Нижний Новгород, изд. НГУ, 1993.
  236. A.B. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании. М., Информатика и образование, 1996, № 1.
  237. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
  238. Л.Е. Учебно-методический комплекс студента //"Специалист". 1999. № 2.
  239. Социально-экономические и педагогические аспекты развития высшего образования в зарубежных странах. М., 1988. Вып. 5.
  240. Д.В., Якунин В. А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. Л., ЛГУ, 1988, 67с.
  241. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., Педагогика, 1984.
  242. В .Я. Избранные педагогические сочинения. М., Педагогика, 1991, 361с.
  243. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. М., Магистр, 1992, 302 с.
  244. И. Реформа образования в Японии. М., «Вопросы образования», 1991, № 1.
  245. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., Знание, 1986.
  246. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития личности. Обучение и развитие. М., 1968.
  247. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  248. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, СГУ, 1987.
  249. Т.А. Система подготовки интеллектуальной элиты в США. М., 1988. Вып.1.
  250. Тенденции развития высшего образования в зарубежных странах. М., 1988.
  251. Теоретические основы непрерывного образования. М., 1987.
  252. Техническое творчество учащихся. Под ред. Столярова Ю. С., Комского М. М. М., Просвещение, 1989.
  253. O.K. Информационная и психологическая теория мышления. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., МГУ, 1981.
  254. Л.Н. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1989, 542с.
  255. Т.А. Согласование содержания инженерно-технологической подготовки специалистов (на примере подготовки инженеров и инженеров-педагогов машиностроительного профиля). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, УГППУ, 1995.
  256. Д.И., Кузнецов Н. И., Усанов Д. А. Интеграция бремя ожиданий. Саратов, ГУНЦ «Колледж», 1998, 71с.
  257. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М., Педагогика, т.1−1988, т.2−1988, т.3−1989, т.4−1989, т.5−1990, т.6−1990, (Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии).
  258. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
  259. Г. А. Подготовка молодёжи к изобретательской и рационализаторской деятельности. М., В. ill, 1991.
  260. Д. Формирование учебных навыков М., Педагогика, 1986.
  261. В. А., Вдовенко Н. В., Корсунов В. П. Модель специалиста и образовательные стандарты динамика развития.
  262. В.А., Берднова Е. В., Корсунов В. П. Вербальная обработка учебной информации и её использование в учебном процессе.
  263. В.А., Корсунов В.П. Региональные аспекты образования
  264. В.А., Корсунов В. П., Вяткин Л. Г. Особенности мониторинга образовательных стандартов в условиях становления рыночных отношений.
  265. В.А., Логинов A.B., Берднова Е. В. Некоторые вопросы создания информационной среды в среднем профессиональном образовании.
  266. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., Педагогика, 1989.
  267. Н.П. Типология, структура уроков теоретического и производственного обучения, их цели, задачи и методика системного анализа. Л., ВИПК, 1991.
  268. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие. М., Народное образование. 1996, 157с.
  269. И.П., Ямпольский В. З., Чудинов В. Н. и др. Модели управления учебным процессом в вузе. Томск, 1992.
  270. В.Ф. За чертой привычного. Донецк, Донбасс, 1988.
  271. В.Ф. Педагогическая проза. Архангельск, Северо-зап. книжн. изд., 1990.
  272. В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика, 1989.
  273. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности. М., 1972.
  274. Д.Б. Избранные педагогические труды. Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П. М., Педагогика, 1989, 554с.
  275. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., В.ш., 1982, 223с.
  276. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.
  277. Г. А. Разработка модели инженера химика-технолога в МХТИ им. Д. И. Менделеева. М., МХТИ, 1977.
  278. В.S. (ed.) et al. A Taxonomy of Educational Objektives- Handbook 1: The Cognitive Domain Harlow, 1956.
  279. Georg Rothe «Europaeische Berufsbildungssysteme in Vergleich: der mittlere Qualifications bereich» 1 2 Teie, Pedogogik und Schule, 1990, № 3.
  280. Les ouvriers qualifies a travers les differentes systemes de qualification dans les pays de la CEE., CEDEFOP, Ibid., Dest Berlin, 1981.
  281. Pasquier B. La formation professionale en Europe. L’Enseignement teachnique, 1985, № 125.
Заполнить форму текущей работой