Перспективы менеджмента: возможное и вероятное
Современная научно-техническая революция внесла существенные изменения в жизнь общества и роль человека в производстве. Сегодня люди рассматриваются как главное достояние компании в конкурентной борьбе, решающее условие успеха. Увеличение масштабов деятельности фирм, ускорение изменений во всех сферах социально-экономической жизни, обострение глобальных проблем (экологической, энергетической… Читать ещё >
Перспективы менеджмента: возможное и вероятное (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная научно-техническая революция внесла существенные изменения в жизнь общества и роль человека в производстве. Сегодня люди рассматриваются как главное достояние компании в конкурентной борьбе, решающее условие успеха. Увеличение масштабов деятельности фирм, ускорение изменений во всех сферах социально-экономической жизни, обострение глобальных проблем (экологической, энергетической, демографической и пр.), переход общества к информационной стадии развития диктуют новые требования к управленческой парадигме Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — С. 365 — 367.
Современная концепция менеджмента основывается на системном и ситуационном подходе и состоит в следующем. Фирма — это открытая система, успех которой зависит от того, насколько быстро и адекватно она реагирует на различные внешние события. Умение правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные в данной ситуации факторы и эффект, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных, — залог успеха. Главное внимание уделяется человеческим ресурсам и информационным технологиям, что позволяет организации обеспечить гибкость. На смену централизации управленческих процессов (управление по вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрализация, предоставляющая большие права низовым уровням (управление по горизонтали на основе взаимосвязанности участников), усиливается тенденция к максимально возможному равноправию субъектов управления и стремлению работников проявить себя. Меняется характер внутренних взаимоотношений в организации. Агрессивность, конфронтация постепенно уступают место спокойствию и сотрудничеству.
Произошел переход от производственного к маркетинговому подходу в управление. Явление самого последнего времени — социально-этический маркетинг. Эта концепция требует от менеджера увязки в рамках политики маркетинга трех факторов: прибыли, удовлетворенности покупателей, благосостояния людей (интересов общества).
Начиная с 30-х гг. в XX в. менеджмент пополнился концепциями, в которых последовательно учитывались отличие трудовой деятельности от работы машин, вероятностный характер реакции людей на управляющее воздействие, научно-технический прогресс, информационная революция и компьютеризация принятия решений Семенова И. И. История менеджмента. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. Это привело к тому, что в современных условиях менеджмент развивается в направлениях:
- — углубленного изучения психологических аспектовуправления;
- — компьютеризации принятия управленческих решенийна основе системного подхода;
- — учета глобализации информационно-экономическогопространства.
Представляется, что менеджмент в XXI в. будет развиваться по следующим основным направлениям:
Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.
Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).
Привлечение сотрудников к управлению организацией.