Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Зарождение транспортного законодательства в Древней Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этими обстоятельствами объясняется то, что князья Древней Руси на протяжении многих лет отправлялись в полюдье для сбора дани с подвластных племен в конце осени, а летом по рекам совершали торговые поездки. Но русские князья рано начали заботиться об устройстве дорог и мостов и вообще о путях сообщения, правда, вначале руководствуясь военными соображениями. В летописи под 1014 годом сказано… Читать ещё >

Зарождение транспортного законодательства в Древней Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зарождение и развитие транспортного права в России связано с появлением и совершенствованием транспортных путей сообщения еще в Древние времена. Местные особенности и вековые обстоятельства истории наложили свою печать на все жизненные проявления народа, населявшего Россию. Плоское пространство, суровый климат, близость к кочующим племенам, от которых надо было защищать первые зачатки своей государственности, а затем и многолетнее монголотатарское иго, из-под которого Русь медленно освобождалась, — все это сформировало для России образ, в котором быт ее явился в XVI столетии. Пути сообщения в это время находились в самом неустроенном состоянии, ужасая иностранцев, приезжавших в Россию. Летом Москва была непроходима из-за грязи и отвратительных дорог. Весной тающие снега превращали поля в болота, а в дождливые периоды лета лужи стояли по дорогам до осени.

Этими обстоятельствами объясняется то, что князья Древней Руси на протяжении многих лет отправлялись в полюдье для сбора дани с подвластных племен в конце осени, а летом по рекам совершали торговые поездки. Но русские князья рано начали заботиться об устройстве дорог и мостов и вообще о путях сообщения, правда, вначале руководствуясь военными соображениями. В летописи под 1014 годом сказано: «и рече Володимер требите путь и мостите мосты хотяшетьбо на Ярослава ити»[1].

0 том, что правительство рано обратило внимание на улучшение путей сообщения, свидетельствуют такие сборы, как мостовщина[2] и перевозы[3], принадлежность которых к числу самых древнейших торговых пошлин не вызывает сомнения. Именно эти сборы обеспечивали работы по строительству и эксплуатации дорог и мостов. Принятый в 60-е годы XIII века «Устав князя Ярослава о мостех» был посвящен организации мощения главных торговых магистралей Новгорода и дорог, ведущих к пристаням и к месту городского торга. В нем приводилась разверстка мостовой повинности в Новгороде, говорилось об организации строительства и ремонта Великого моста через Волхов и сплаве строительных материалов для мощения торговых проездов и ремонта мостов.

Первоначально устройство мостов и перевозов из-за недостатка средств у правительства производилось не за счет казны, а как личная повинность граждан. Даже в XVI столетии не все затраты на мосты и перевозы принимались на казенный счет, часть из них оставалась личной повинностью населения.

Так, например, грамотой 1596 года было установлено, что мосты на малых речках, пострадавшие во время весеннего разлива, должны ремонтироваться «ближними сохами», т. е. крестьянами, хотя обычно ремонт судов и плотов осуществлялся из казенных средств, выручаемых за провоз. О повинности мостить мосты упоминается также во многих жалованных грамотах.

Поскольку наземные пути сообщения было пригодны к перемещениям по ним в основном зимой, на санях, то торговые поездки совершались летом преимущественно по воде. Торговцы везли свои товары по широким рекам в больших судах, а для малых рек использовали небольшие суда, приспособленные к руслу этих рек. При переходе малых рек в большие и наоборот товары перекладывались в суда, соразмерные предстоящему водному пути. Плавание по рекам, особенно малым, было сопряжено с большими трудностями и опасностями: сильный встречный ветер не позволял двигаться вперед иногда по целым неделям. Отправляясь по рекам поздней осенью, торговцы рисковали оказаться среди льдов и зимовать на реке в связи с наступившими заморозками. Случалось и затопление судов. В этих случаях правительство предписывало воеводам принимать меры по поиску купеческих товаров, возвращая их хозяевам[4].

  • [1] Цит. по: Осокин Е. Г. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850.С. 36.
  • [2] Мостовщина — пошлина, которая взималась за проезд через мост.
  • [3] Перевоз — пошлина, которая взималась при переправе через реку.
  • [4] Житков С. М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период: 1798−1898. СПб., 1900. С. 3—4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой