Экспериментальные физические задачи на смекалку и их роль, место и функции в школьном курсе физики
Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует приобретению исследовательских навыков, развитию творческих способностей. При решении почти каждой экспериментальной задачи ученики убеждаются, что эксперимент играет огромное значение в познании окружающих явлений. Задачи, в которых эксперимент используется для иллюстрации явления, описанного в условии; Задачи, в которых без… Читать ещё >
Экспериментальные физические задачи на смекалку и их роль, место и функции в школьном курсе физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие экспериментальных задач, их классификация и особенности
В практике обучения физике важное место занимает решение экспериментальных задач. Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует улучшению технического образования. Исследовательская форма постановки учебного эксперимента является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной работе. Физический эксперимент должен быть краток по времени, лёгок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала [1].
Физический эксперимент позволяет органично связать практические и теоретические проблемы курса физики в единое целое. В ходе эксперимента ученики принимают в работе активное участие. Это способствует развитию у школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы. Эксперимент позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, а также развить практические умения и навыки. Опыт показывает, что проведение фронтальных лабораторных работ, решение экспериментальных задач, выполнение кратковременного физического эксперимента эффективнее, чем ответы на вопросы или работа над упражнениями в учебнике.
Экспериментальной задачей называется такая задача, данные для решения которой, получаются экспериментально, непосредственно на глазах учащихся или самими учащимися [2].
К основным их особенностям можно отнести следующее:
- 1. Решение экспериментальных задач воспитывает у учащихся стремление активно, собственными силами добывать знания, стремление к активному познанию мира.
- 2. Разбирая экспериментальные задачи, ученики убеждаются на конкретных примерах, что их знания вполне применимы к решению практических вопросов, что с помощью их школьных знаний можно предвидеть физические явления. Таким образом, их книжные знания приобретают реальный смысл.
- 3. При решении почти каждой экспериментальной задачи ученики убеждаются, что эксперимент играет огромное значение в познании окружающих явлений.
- 4. Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует приобретению исследовательских навыков, развитию творческих способностей.
- 5. Учащиеся на практике убеждаются, что результаты измерений всегда приближённые, и что на их точность влияют различные причины, поэтому производя измерения нужно устранять все побочные влияния.
Используемое при постановке опытов оборудование должно быть учащимся известно, а установка опыта простой. При решении любой экспериментальной задачи целесообразно выделить четыре этапа деятельности: а) анализ текста и физического явления задачи; б) план решения; в) решение; г) анализ решения.
Разновидности экспериментальных задач [3]:
- 1. задачи, в которых без эксперимента нельзя получить ответ на требование задачи;
- 2. задачи, использующие эксперимент для создания заданной ситуации;
- 3. задачи, в которых эксперимент используется для иллюстрации явления, описанного в условии;
- 4. задачи, использующие эксперимент для проверки правильности решения.