Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философские проблемы креативности языка как общественного явления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Креативность языка представляет собой особое общественное явление и находит свое выражение в том, что представители разных культурно-языковых групп могут воспринимать одни и те же явления окружающей реальности по-разному. Эти отличия диктуются, в том числе, и конкретными языковыми особенностями, творчески и активно способствующими формированию у носителей языка определенной картины мира… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Креативность языка в воззрениях мыслителей от
  • Древности до становления философии языка»
    • 1. Мифология и философия Древности о креативности языка
    • 2. Философские идеи о креативности языка от Средневековья до Нового времени
    • 3. Учение о креативно-эстетической активности языка
  • В. фон Гумбольдта
  • Глава II. «Воззрения на креативность языка в отечественной и зарубежной мысли XIX — XX веков»
    • 1. Русская философская мысль об эвристической природе языка. (А.Н. Веселовский и A.A. Потебня о языке как основе культуры)

Философские проблемы креативности языка как общественного явления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность данной проблемы в современных условиях вытекает не только из интереса к изучению образа мысли человека и влияния языка на формирование этого образа в каждом обществе. Данная проблема становится особенно актуальной в условиях углубляющейся глобализации и взаимопроникновения культур. Единое мировое пространство, выстраивающееся на основе информационной экономики, становится реальностью существования человечества и на первый план выносит именно вопросы взаимопонимания и принятия явлений и поведения, присущих каждой культуре и народу. В таких условиях все проблемы, касающиеся влияния форм языка на восприятие мира представителями разных лингво-культурных групп, приобретают огромное значение.

Диссертационное исследование очень актуально в контексте нахождения инвариантных, способов взаимодействия разных культур и качественного изменения диалога не только между такими культурами, но и различными социальными группами. Вместе с тем, в современных условиях общего усложнения деятельности, углубления информатизации всех процессов существования человека и общества, особую роль приобретают исследования креативных процессов как способов творчески-свободного осуществления любой деятельности. Успешное развитие, как отдельного' человека, так и общества в целом теперь не может осуществляться без постижения креативной составляющей, самых разнообразных социальных феноменов. Важными, поэтому, становятся все исследования, проясняющие основания креативности.

Диссертационное исследование ставит проблему креативного влияния языка на образование у человека представлений о действительности и наиболее адекватных способов взаимодействия с ней в контексте социальнофилософских вопросов, касающихся улучшения взаимопонимания представителей различных культур. Эта проблема приобретает особый смысл для современной России, ставшей открытым многонациональным сообществом, интегрированным в мировую экономику и общемировую культурную среду.

Степень научной разработанности темы.

В рамках философии, психологии и лингвистики накоплены значительные теоретические и опытные данные, касающиеся изучения творческой активности языка в жизни человека и общества, которые могут и должны быть использованы для постановки и дальнейшей разработки философских проблем креативности языка. Истоки воззрений на активную роль языка в жизни человека можно обнаружить уже в мифологическом корпусе представлений совершенно разных народов.

С течением времени, с развертыванием историко-философского процесса, эти воззрения о разнообразном воздействии языка на жизнь человека и общества развивались и разрабатывались. Практически все серьезные исследователи уделяли внимание вопросам воздействия языка на человека, роли языка в формировании мыслей и протекании духовно-мыслительной деятельности в целом. В рамках философии языка и языковедения доминируют идеи о творческом характере активности языка. Зарубежные и отечественные философы, ученые и мыслители, излагая свои воззрения на. малоизученную область активного творческого воздействия языка на человека, внесли существенный вклад в осмысление взаимодействия языка человека и его души.

На1 современном этапе развития философии и науки, была выделена тема взаимодействия между креативностью языка и творческими способностями-человека. Разработка аспектов креативностии языка осуществляется комплексом наук. Поэтому различные аспекты разработаны в разной степени и в разных аспектах. По креативности языка можно выделить следующие группы проблем: креативная личность1- креативность и текст (теории познания)2- креативность и бизнес3- игровая теория и личность4- креативность и интеллект5- развитие креативности6. Их изучение осуществляется на сегодняшний день практически только в рамках психолингвистики, психологии, лингвистики и других направлений, изучающих языковые и психические процессы. Среди них важно отметить труды Богатыревой О. Л., Жоль К. К., Леонтьева A.A., Овсянниковой О. Н., Панфилова В. З, Петрова М. К., Ремчуковой E.H., Реформатского A.A., Трофимовой Р. П., Фещенко В. В., Якобсона Р. и других. Философские и социально-философские исследования креативности языка, по крайней мере, среди указанных источников, отсутствуют. При этом необходимо отметить, что в соответствующих работах, посвященных проблематике активного творческого воздействия языка на человека либо затрагивающих ее, термин «креативность языка» используется крайне редко или не используется вообще.

Беспанская Е., Конькова О., Смирнова Н. Креативность. 4−5 лет. Изд-во: Попурри, 2006; Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности И Вопросы психологии. 1971, N 1- Галкина Т. В., Алексеев Л. Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности И Методы психологической диагностики. Вып. 2. М.: ИП РАН, 1995; Маслоу А. Мотивация и личность. Motivation and Personality. Изд-во: Питер, 2008.

2 Касавнн И. Т. Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неклассической теории познания. Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института (РГХИ), 1998; Григоренко Е. Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности, Автореф. канд. диссертации. — М., 1989; Богатырева, О. Л. Креативньш потенциал категории рода в современном русском языке. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 2008; Ремчукова, Е. Н, Креативный потенциал русской грамматики: Морфологические ресурсы языка. Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. — М., 2005; Фатеева Наталья. О поэтическом языке и тексте рубежа XX—XXI вв.еков. — М., Изд-во: Вест-Консалтинг, 2006; Фещенко B.B. Семиотика творчества и лингвистика креативности. Общественные науки и современность. 2008, № 6.

3 Креативное мышление в бизнесе. Коллектив авторов. Изд-во: Альпина Бшнес Букс, 2006; Грин Энди. Креативность в паблик рилейшнз. Изд-во: Нева, 2003.

4 Микалко Майкл. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. (Thinkertoys: A Handbook of Creative-Thinking Techniques). Изд-во: Питер, 2007.

5 Эдвард де Боно. Серьезное творческое мышление. (Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas). Изд-во: Попурри, 2005; Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта И Психология мышления. -М., Изд-во: Прогресс, 1969; Алан Дж. Роу. Креативное мышление. (Creative Intelligence). Изд-во: НТ Пресс, 2007.

6 Эдвард де Боно. Генератор креативных идей. (How to Have Creative Ideas). Изд-тво: Питер, 2008; Эдвард де Боно. Создай себе удачу. (Opportunities). Изд-во: Попурри, 1999; Эдвард де Боно. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления. (Teach Yourself to Think), Изд-во: Попурри, 2005; Бос Эвелин. Как развивать креативность. (Das grobe Buch der Kreativitatstechniken). Изд-во: Феникс, 2008; Рождественская Н. В., Толшин A.B. Креативность. Пути развития и тренинги. Изд-во: Речь, 2006; Овсянникова О. Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза. На материале изучения курса иностранного языка: Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандндита педагогических наук. — Орел, 2005 и др.

Исследования представителей классической немецкой философии, отечественных мыслителей Потебни АА и Веселовского А. Н., создателей теории «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Ли Уорфа, тем не менее, составляют устойчивый базис для специального социально-философского исследования, посвященного различным проблемам креативности языка.

Исследованию влияния языка на человека как проявления собственно креативных свойств языка уделяется недостаточно внимания. Этим обусловлено основательное изучение этого феномена в диссертационном исследовании.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в философском осмыслении феномена креативности языка как целостного социального явления.

Задачи, решаемые в ходе исследования:

— исследовать креативность языка как эпистемологический фактор познания человеком мира;

— провести социально-философский анализ отношения человека к феномену креативности языка в разные исторические эпохи развития историко-философского знания;

— сравнить философскую и научную парадигму в постижении креативности языка;

— раскрыть динамику философского понимания креативности языка в обществе;

— типологизировать социально-философские модели осмысления креативности языка;

— обозначить пути повышения взаимопонимания в современном обществе между представителями разных культурно-языковых групп через признание отличий в восприятии мира, вызываемых креативностью их языка.

Объектом диссертационного исследования является феномен креативности языка, его существование и проявление в конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности, а также социальной действительности.

Предметом исследования является социально-философское изучение феномена креативности языка в контексте эволюции представлений о нем и системного единства креативности.

Методологическая и теоретическая основы диссертации.

Общефилософскую методологическую основу диссертации составляют принципы философского общенаучного познания: всеобщей взаимосвязи и развития, объективности, компаративизма, системности, историзма, в том числе философско-культурологического подхода в изучении активности и креативности языка в социальной философии. При решении конкретных задач комплексно применялся целый ряд методов, включая каузальный анализ, типологический, феноменологический и герменевтический подходы.

Для реализации поставленных целей и задач автор диссертации опирался на методы и принципы исследования, используемые в социальной философии. Узловым моментом методологической основы диссертационного исследования является применение философско-исторического метода, который нашел свою актуализацию в нашей философии и науке. Особое место занимает также органическое сочетание дескриптивных и интерпретативных методов исследования, дополняющих друг друга, что дает возможность «гибко» подойти к изучению различных общественных явлений.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— дано авторское определение сущности феномена креативности языка, как особого общественного явления, имеющего свое выражение в восприятии человеком окружающей реальности и объективируемое в его конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности;

— исследованы философские основания феномена креативности языка в разные исторические эпохи;

— на основе социально-философского анализа типологизированы модели осмысления креативности языка;

— концептуализированы креативно-эстетические и эвристические факторы как основные составляющие креативности языка;

— обоснована эволюция креативности языка в современном обществе;

— на основании анализа креативности языка сформулированы новые подходы в ознакомлении с иностранными языками и их изучении;

— установлены социальные следствия креативности языка на поведенческие процессы представителей разных культурно-языковых групп и предложены пути их осмысления с целью повышения толерантности внутри современного общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Креативность языка — особое общественное явление, имеющее основой совокупность свойств языка и заключающееся в разносторонней активности языка в духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности человека.

2. Системообразующими свойствами креативности языка выступают эстетическая и эвристическая активность языка.

3. Эволюция. осмысления креативности языка проявила себя в ряде социально-философских моделей постижения креативности языка.

41 Наиболее ярко следствия креативности языка проявляются, в различиях в восприятии мира представителями различных культурно-языковых групп.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования заключается в теоретическом исследовании малоизученной проблематики в социальной философии и ее детальной разработке на основе современной методологии философского знания.

Современные методы познания позволили избегнуть чисто метафизических размышлений о феномене креативности языка и обосновать его как особое явление, изучаемое как самостоятельное общественное явление, имеющее свое выражение в восприятии человеком окружающей реальности и объективируемое в его конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности.

Введены новые подходы по ознакомлению с иностранными языками, их изучению и созданию механизмов повышения культурно-языкового взаимопонимания в современном обществе. Предложены методы повышения эффективности экспертных оценок владения иностранными языками как выразителями значимых духовно-культурных особенностей народов.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования апробированы на кафедре «Философия» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Материалы, идеи и выводы диссертации нашли применение в педагогической и научной деятельности автора. По материалам диссертации были подготовлен лекционный курс.

Методология и основные положения диссертационного исследования изложены в опубликованных автором докладах и статьях.

Заключение

.

В соответствии с поставленными задачами, используя материалы философских, лингвистических и психологических исследований, в качестве основных выводов к проведенному исследованию мы можем вынести следующие положения, раскрывающие сущностные характеристики креативности языка и ее проявления в жизни человека и общества:

1. Креативность языка представляет собой особое общественное явление и находит свое выражение в том, что представители разных культурно-языковых групп могут воспринимать одни и те же явления окружающей реальности по-разному. Эти отличия диктуются, в том числе, и конкретными языковыми особенностями, творчески и активно способствующими формированию у носителей языка определенной картины мира и способов поведения в этом мире. Креативность языка проявляется в том, что такие влияния языка не способствуют формированию одинакового во всех смыслах восприятия реальности представителями данной культурно-языковой среды. Но язык своими средствами творчески, деятельно влияет на каждого человека и его способы отношения к действительности. При этом язык своими креативными свойствами вступает во взаимодействие с индивидуальностью, активно влияя на ее формирование. Креативность языка вместе с тем нельзя признать доминирующим фактором, в противном случае не было бы расхождений в поведении разных людей. В этом смысле креативность языка можно считать одним из факторов, формирующих внутренний духовно-рациональный мир личности в соответствии с теми установками и способами восприятия мира и самого себя, принятого в том коллективе, в котором формируется человек как носитель определенного языка и духовно-культурной традиции. Креативность языка объективируется в конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности индивида.

2. В разные исторические эпохи развития историко-философского процесса социально-философское отношение человека к феномену креативностти языка присутствовало в разных видах. Исходя из целого комплекса древних мифологических, философских и в дальнейшем, научных знаний и представлений, можно сделать вывод о том, что люди всегда чувствовали особую, как бы мы сейчас сказали, творчески-активную и креативную роль языка в жизни человека и общества. Язык практически всегда мыслился людьми как явление, в той или иной степени оформляющее реальность. Представления о глубине влияния языка на жизнь человека и общества менялись с течением историко-философского процесса и развития самого общества. Но, несомненным остается следующее: в рамках подавляющего большинства известных доктрин, воззрений и представлений о языке и человеке можно обнаружить свидетельства, подтверждающие вывод о том, что человек на протяжении всей своей истории чувствовал, что язык обладает креативным потенциалом и оказывает активное творческое воздействие на восприятие человеком окружающей действительности, отношение к этой действительности и поведение в ней.

3. Одними из основных проявлений креативности естественного языка является его активное творческое эвристическое и эстетическое участие в процессах духовно-мыслительной деятельности человека. Язык обладает ярко выраженным эвристическим потенциалом. Эвристическое участие характеризуется тем, что язык способствует постоянной приспособляемости человека ко все новым открывающимся фактам, допускает изменение взгляда на ситуацию. Язык помогает человеку находить новые точки зрения, с тем чтобы взглянуть на постоянно меняющиеся ситуации максимально широко и творчески. Эвристическая активность языка способствует тому, что она позволяет мышлению проявить гибкость, постоянно предлагая мысли все новые пути для развития, привлекать интуицию и постоянно корректировать свои взгляды и отношение к динамически развивающимся процессам в окружающем мире и обществе. Эстетическая активность языка в духовных процессах человеческого существования проистекает во многом из-за специфического строения языковой структуры, включающей в себя различные уровни восприятия языка, от смыслового до фонетического и даже наглядно-визуального в оформлении словесных конструкций. Одна из главных особенностей действия языковой структуры состоит в том, что оно в значительной степени является бессознательным. Грамматическая, интонационная, фонетическая и смысловая и иные составляющие в языке находятся между собой в гармонии. Эстетическая креативность языка проявляется в том, что когда человек говорит или слушает речь другого человека, читает текст с правильно подобранными словами и выражениями, он непроизвольно приобщается к этой гармонии. Необходимо всячески использовать эту особенность языка, для того чтобы письменная и устная речь выглядела и звучала по возможности красиво, способствуя гармонизации внутреннего духовного мира и психологического состояния других людей и даже, возможно, непроизвольно поднимая им настроение. Значимость красивой и правильной речи в восприятии человека другими является фактором, которыйтакже необходимо учитывать в общении с другими людьми и, шире, во всех социальных взаимодействиях. Кроме того, такое отношение к речи, включающее, как следствие, уважение к другому человеку и готовность к диалогу, будет объективно способствовать повышению культуры общения и, в дальнейшем, взаимопонимания и толерантности в обществе. Креативная активность языка не ограничивается обозначенными выше свойствами. Весьма важными проявлениями креативности языка являются также его познавательная активность, психоэмоциональное влияние, влияние фонетических образов, — возникающих при произнесении слов и особенно имен. Во всех обозначенных выше случаях креативность языка проявляется во взаимодействии с индивидуальностью, что необходимо учитывать в социальных взаимодействиях, а также социально-философских и научных исследованиях.

4. Динамика изменений социально-философского отношения к креативности языка в воззрениях выдающихся философов и мыслителей в контексте проблемы участия языка в формировании специфических способов восприятия мира представителями разных культурно-языковых групп в современном обществе складывающегося единого мирового пространства может быть прослежена. Осуществляя неизбежные обобщения, но, выделяя при этом главные узловые моменты, данная динамика может быть описана следующим образом. Социально-философское отношение к креативности языка в воззрениях выдающихся философов и мыслителей менялось прогрессивно и поступательно. Первоначально, на мифологической ступени развития общественного сознания, представления о креативности языка имели форму веры в то, что существует реальная возможность воздействовать на людей и окружающую действительность с помощью магических манипуляций. Эти манипуляции производились в основном посредством магических формул и заклинаний, имеющих конкретно-словесное выражение. Подобные представления характерны практически для всех первобытных культур и имеют своим основанием веру в метафизическую связь предмета и его наименования. На философской ступени осмысления мира представления о креативности языка получают свое выражение в виде, с одной стороны, переосмысления взглядов на связь I предмета и его наименования, а с другой, выделения уже собственно лингво-философских воззрений на взаимодействие языка и человеческого восприятия мира и активно-творческую роль языка в этом процессе. Взгляд на возможность влиять на отношение человека к действительности и его поступки меняется качественно: проявляется рационализация отношений человека и окружающего мира. Возможность непосредственного влияния языковых магических формул на окружающую реальность ставится под сомнение зарождающимся философским мировоззрением. Креативность языка в формировании мира осмысляется уже не наивно-мифологически, а как следствие внутренних свойств и характеристик языка, связанного не с окружающим миром, а с человеком и его разумом. Воздействие на человека посредством языка допускается, но переносится из магической сферы метафизических воздействий языковых заклинаний в логическую сферу непосредственного воздействия языковых формул через использование скрытых резервов и свойств языка для сообщения человеку требуемых состояний души, восприятий и впечатлений. С зарождением науки в целом и языкознания в частности, а также выделением из комплекса философских знаний философии языка, появляются и развиваются воззрения о творческом участии языка в формировании специфической картины мира у носителей определенного языка как одного из оснований культурно-духовной традиции данного общества. В этом проявилось отношение к креативности языка, которое на предыдущих этапах развития философии и науки вызревало и чувствовалось, но не могло быть озвучено. Креативные свойства языка, его разнообразная креативная активность, таким образом, всегда подчеркивались ведущими мыслителями и философами, в разных видах присутствуя в их выводах, но, по разным причинам, не стали предметом отдельного социально-философского анализа.

5. Для повышения степени ознакомления’с культурой другой страны или другого народа. необходимо использовать выводы с креативности языка и его важной роли в протекании духовно-мыслительной деятельности каждого человека1 как носителяодной (или. нескольких) духовно-культурных и языковых традиций. Можно выделить два принципа ознакомления с культурой через ознакомление с языком, вытекающих из сущности самого языка и его связи с культурой. Их использование сможет повысить глубину ознакомления с культурой’другого народа и его особой ментальностью через характерные особенности языка, в которых отражается, духовное состояние любого народа, его «дух». Первым, и видимо, наилучшим способом, поэтому, будет ознакомление с живым звучащим языком, его смыслозвуковой гармонией, запечатлевшей уникальное устройство духовно-культурного образования, называемого народом. В способах бытия языка зашифрованы способы бытия нации, принятые нормы поведения, восприятия мира, этикета в целом и проявления чувств в частности, а также многое другое. Почувствовать эти важнейшие характеристики бытия каждого народа молено только через ознакомление с живым звучащим спонтанным языком. Распространение понимания того, что некоторые особенности восприятия человеком самого себя, мира и поведения в этом мире во многом продиктованы исторически сложившейся культурно-языковой ситуацией, будет способствовать повышению толерантности и взаимопонимания между представителями разных культурно-языковых групп в современном глобальном мире. Также для ознакомления с культурой через ознакомление с языком нужно использовать второй предложенный способ — изучение фраз языка, составленных носителями языка и описывающих различные ситуации из жизни людей других стран. Приемы реагирования на ситуации, запечатленные в языке, помогут почувствовать особенности существования народа как духовно-культурного и языкового единства. Оба этих принципа, при их использовании совместно с другими методами изучения культурных и других особенностей различных народов будут, несомненноспособствовать углублению представлений о них. Эти же принципы могут использоваться в изучении иностранных языков, когда задачей, является овладение языками как альтернативными семантико-смысловыми системами" описания реальности.

6. Креативность языка имеет прямые последствия для протекания и реализации духовно-эмоциональных и поведенческих' процессов представителей разных культурно-языковых групп. Эти последствия проявляются в' разностороннем активном творческом влиянии* языка. Осознание этоговлияния-, осмысление его может дать шанс на принятие разных вариантов поведения в мире и отношение к* миру, продиктованных культурно-языковыми особенностями каждого народа. Такое осмысление является фундаментальной основой для выработки атмосферы взаимопонимания и уважения по отношению ко всем нациям и культурам. Путь осмысления глубинных мотивов поведения представителей разных духовно-культурных и языковых сообществ, продиктованных, в том числе, и креативностью языка как носителя традиций бытия нации может стать серьезным основанием для повышения толерантности внутри современного общества.

Основываясь на полученных результатах и подводя итоги проделанной работы, мы можем дать следующее определение объекту данного исследования: креативность языка представляет собой комплексную разностороннюю творческую активность языка, заключающуюся в эвристическом, когнитивном, эстетическом, эмоциональном участии языка в формировании у человека образа мира и самого себя, а также отношении человека к миру и поведение в нем. Активная роль языка в жизни человека и общества наилучшим образом может быть описана в терминах креативного участия языка в духовно-мыслительной деятельности человека как носителя определенной духовно-культурной и языковой традиции.

Перспективы дальнейших исследований в данной области знаний о языке таковы:

1. Дальнейшее осмысление соотношения языковых, духовных и культурных влияний в процессе формирования личности и общества в целом.

2. Более детальный анализ роли языкового окружения в образовании значимых стереотипов восприятия человеком мира и самого себя.

3. Углубленное изучение связи креативной активности языка с такими характеристиками' личности как характер, темперамент, волевые, мыслительные и эмоциональные процессы.

4. Исследования в области социальной философии" и философии языка с целью реконструкции и описания связи языка народа и его «духа» как носителя и выразителя уникальной духовно-культурной традиции нации, становящихся основой для формирования образа жизни личности и общества.

5. Проверка и практическое применение разрабатываемой в данном исследовании концепции при изучении духовных, культурных и этнолингвистических особенностей различных народов.

6. Использование теоретических и методологических достижений данной работы в практических исследованиях особенностей взаимодействий между представителями разных культурно-языковых групп.

Исследование любого феномена, связанного с деятельностью языка, во всех случаях предполагает философские обобщения, проистекающие от самой загадочности языковой структуры и участия языка в деятельности человека. В философии и науке до сих пор сохраняется непроясненность глубинных оснований связи языка и человеческой души. Во все времена виднейшие мыслители и философы пытались разгадать эту тайну, приходя к тому, что конечному ответу на вопрос «Что такое язык?» должен с неизбежностью предшествовать ответ на вопрос «Что такое человек?». Несмотря на это, нужно поощрять все попытки разобраться в проблематике взаимодействия человека и языка, поскольку только так можно хотя бы приблизиться к идеалу абсолютной истины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Амрита. Изометрическое влияние имени. Изд-во: Велигор, 2005-
  2. Античные теории языка и стиля. «Алетейя», 1996 — печ. по изданию «Античные теории языка и стиля», М. Д., 1936.
  3. В.И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации // Вестник МГУ. Серия № 7. Философия. 2001. № 2.
  4. Н.Д. Язык и мир человека. — 2-ое изд. — М., 1999. — I-XV. — 896 с.
  5. И.У. Власть предыстории. —М.: Прометей, 1990, — 180 с.
  6. А.И. Грамматическая концепция Потебни в истории отечественного языкознания. М., Автореф. док. дисс. 1977.
  7. Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. — М., 1997.
  8. Э. Общая лингвистика. Пер. с фр./Общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  9. Ф. Новый органон. Д., Соцэкгиз, 1935.
  10. М.М., Глоба Э. А. Тайный смысл имен на Руси. Изд-во: Фаир-Пресс, 2006-
  11. В.П. Русские имена, отчества и фамилии. Правила употребления. Изд-во: Высшая школа, 2005-
  12. Г. И. Самосознание личности в зеркале языка: Автореф. дисс. д-ра филол. наук: 10.02.19 / Ин-т языкознания РАН. -М., 2000.
  13. Беспанская Е, Конькова О., Смирнова Н. Креативность. 4−5 лет. Издательство: Попурри, 2006 г. 32 стр.-
  14. Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. -М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. 320 е.-
  15. Эдвард де Боно. Генератор KpeaTHffabix идей. (How to Have Creative Ideas). Издательство: Питер, 2008 г., 192 стр.-
  16. Эдвард де Боно. Создай себе удачу. (Opportunities). Издательство: Попурри, 1999 г., 368 стр.-
  17. Эдвард де Боно. Серьезное творческое мышление. (Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas). Издательство: Попурри, 2005 г.,-416 стр.-
  18. Эдвард де Боно. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления. (Teach Yourself to Think). Издательство: Попурри, 2005 г., 288 стр.-
  19. Эвелин Бос. Как развивать креативность. (Das grobe Buch der Kreativitatstechniken). Издательство: Феникс, 2008 г., 192 стр.-
  20. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация.- М.: Прогресс, 1989. 310 с.
  21. А. В., Соколов Е. Н. Семантическое пространство цветовых названий: опыт межъязыкового исследования // РАН. Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5.
  22. А. Понимание культуры через посредство ключевых слов // Пер. с англ. А. Д. Шмелева. —М.: Языки славянской культуры, 2001. —288 с.
  23. А. Язык, культура, познание. — М., 1996. — 416 с.
  24. А.Н. Историческая поэтика. (Под, ред., вступит, ст. и прим. В.М.Жирмунского). Д., 1940.
  25. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Рус. яз., 1976. — 248 с.
  26. В.В. О статусе лингвокультурологии // Материалы IX Симпозиума МАПРЯЛ Братислава, 1999., Доклады и сообщениям российских ученых. — М, 1999.
  27. С., Флорин С. Непереводимое в переводе // Под редакто Вл. Россельса. — М.: Межнародные отношения, 1980. — 352 с.
  28. В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993.
  29. И.Г. Избранные сочинения. М. — Л., 1959.
  30. И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.
  31. A.B. Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика. // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., «Прогресс», 2001. -400 с.
  32. Т.В., Алексеев Л. Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М.: ИП РАН, 1995-
  33. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969-
  34. Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. канд. диссертации. М., 1989-
  35. Энди Грин. Креативность в паблик рилейшнз. Издательство: Нева, 2003 г., -224 стр.
  36. В. фон Гумбольдт. Лаций и Эллада. // Избранные труды по языкознанию. М., «Прогресс», 2001.-400 с.
  37. В. фон Гумбольдт. Характер языка и характер народа. // Язык и философия культуры. М., «Прогресс», 1985.
  38. В. фон Гумбольдт. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. // Избранные труды по языкознанию. М., «Прогресс», 2001.
  39. В. фон Гумбольдт. Опыт анализа мексиканского языка. // Язык и философия культуры, М., Прогресс, 1985.
  40. В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., «Прогресс», 2001.
  41. В. фон Гумбольдт. О двойственном числе. // Язык и философия культуры. М., «Прогресс», 1985.
  42. В. фон Гумбольдт. Об изучении языков) или план систематической энциклопедии всех языков. // Язык и философия культуры, М., Прогресс, 1985.
  43. В. фон Гумбольдт. О мышлении и речи. // Избранные труды по языкознанию. М., «Прогресс», 2001. 400 с.
  44. В. фон Гумбольдт. О буквенном письме и его связи со строением языка. // Язык и философия культуры. М., «Прогресс», 1985.
  45. Д., Зима Н. Тайный язык имени. Психоэнергетический портрет вашего имени. Изд-во: Рипол Классик, 2004-
  46. Д., Зима Н. Тайна имени. Как назвать вашего ребенка. Изд-во: Рипол Классик, 2006-
  47. B.C. «Сниженный язык» и «национальный характер» // Вопросыфилософии.1998. № Ю.
  48. В.М. Жизнь и творчество Гердера. Вст. статья к кн. «Гердер. Избранные сочинения». М Д., 1959., С. XXIY.
  49. К.К. Язык как практическое сознание: (филос. анализ). Киев: Высш. шк., 1990.
  50. В.А. Развитие письма. М.: Изд. АН СССР, 1961- 2-е изд. М., 1965-
  51. И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч., т. 6. М., «Мысль», 1966.
  52. В.И. Язык социального статуса. М., Гнозис, 2002, 333 с.
  53. Р. Преодоление метафизики логического анализа языка // Вестник Московского университета. Серия 7. 1995. № 6.
  54. А.Е. Э. Сепир и современное языкознание. // Э. Сепир. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., «Прогресс», 2001. 656 с.
  55. М.М. Язык и мышление. Рязань, 1993.
  56. В. Трансфизические миры. Происхождение имен. Изд-во: Крон-Пресс, 2001-
  57. В. Самые популярные имена мира. Изд-ва: ACT, Сталкер, 2006- Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.
  58. А.Т. Система классов слов как отражение структуры языкового сознания: (философские основы теоретической грамматики)/А.Т. Кривоносов. М- Нью-Йорк, 2001.
  59. Г. Онтология и логический анализ языка. — М., 1999.
  60. Г. Язык, мысль и культурная реальность (от Александра Потебни к гипотезе языкового релятивизма). — Львов: Летопись, 2002. — 304 с.
  61. H.A. Общее языкознание. —М., 1974.
  62. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987.
  63. И.В. Национально языковая картина мира: сопоставимый аспект (на материале украинского и русского языков) // Языкознание. — 1996. — № 6.
  64. Красных В. В1 Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.
  65. И.Т. Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неклассической теории познания. Издательство: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института (РГХИ), 1998 г., 408 стр.-
  66. Креативное мышление в бизнесе. Коллектив авторов. Издательство Альпина Бизнес Букс, 2006 г.
  67. . Функция и поле речи и языка в психоанализе // Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М., 1995.
  68. В.Л. Азбука здравомыслия. М.: Изд-во: Метафора, 2004. — 736 с. Лейбниц F.B. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936.
  69. К. Кантовская концепция, а priori в свете современной биологии //Эволюция. Язык. Познание. М., 2000.
  70. У. Развитие письма / Русский пер. М., 1950-
  71. С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  72. О. А. В мире английских имен. Изд-ва: ACT, Астрель, 2002- Лосев А. Ф. Философия имени. М., 1927.
  73. А. Мотивация и личность. Motivation and Personality. Издательство: Питер, 2008 г., 352 стр.
  74. Микалко Майкл. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. (Thinkertoys: A Handbook of Creative-Thinking Techniques). Издательство: Питер, 2007 г., 448 стр.
  75. Нельке Матиас. TG. Техники креативности. 2-е изд., стер. Изд-во Омега-Л, 2007, 144 с.
  76. Н. Я. Язык и мышление. Изб. работы, т. 3. М. — Л., 1934. Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.
  77. Д. Человек, культура, психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 668 (4) с.
  78. A.A. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. СПб., Речь, 2003.
  79. Мышление и речь. Сб. под ред. Н. И. Жинкипа и Ф. Н. Шемякина. АПН РСФСР. М., 1963.
  80. Мышление и речь. / Труды Института психологии. М., 1968. Мышление и язык. Сб. под ред. Д. П. Горского. М., 1957. Мюллер М. Наука о мысли. Спб., 1892.
  81. Н.С., Спасова A.B., Говердовский В. И. Культурный компонент в системе конотации слова // Язык и культура: Первая Международная конференция: Материалы. — К.: 1992.
  82. JI. Полная энциклопедия имен. Изд-во: Харвест, 2007-
  83. Отец Вадим (Синичкин). Православный календарь имен. Советы православного священника. Изд-ва: ACT, Сталкер, 2004-
  84. В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.
  85. М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.
  86. .Ф. О начале человеческой истории. М. 1974.
  87. М.М. Языковая норма и стиль. —К., 1976.
  88. Е.Ю. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. — М.: Педагогика — Пресс., 1996.
  89. Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я. А. Пономарёв // Психологический журнал. 1994 — № 6-
  90. Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. —272 с.
  91. A.A. Мысль и язык // Эстетика и теория искусства. М., 1978. Потебня A.A. О связи некоторых представлений в языке. Харьков. 1914. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков. 1905. Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989.
  92. A.A. Из записок по русской грамматике: В 2 т. — М.: Наука, 1976. — 379 с.
  93. A.A. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. — 615 с.
  94. A.A. Мысль и язык. — К.: Синто, 1993. — 191 с.
  95. A.A. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997.
  96. A.A. Введение в языковедение. М.: Просвещение, 1967.
  97. Дж. Роу. Креативное мышление. (Creative Intelligence). Издательство: НТ Пресс, 2007 г. 176 с.
  98. К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. -1990.-№ 2-
  99. Н.В., Толшин A.B. Креативность. Пути развития и тренинги. Изд-во: Речь, 2006, 328с.
  100. Р.И. Разгаданные письмена. М.: Учпедгиз, 1960- Самые известные и счастливые русские имена. Изд-во: Харвест, 2005- Суперанская A.B. Словарь русских имен. Изд-во: Эксмо, 2005- Самохвалова В. И. Язык искусства. М., 1982.
  101. А.Н. Внутренняя речь и мышление / Предисл. Е. И. Щеблановой. Изд. 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 256 с.
  102. Э. Статус лингвистики как науки. // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., «Прогресс"-, 2001. 656 с.
  103. Э. Язык. Введение в изучение речи. // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., «Прогресс», 2001.
  104. Э. Речь как черта личности. // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., «Прогресс», 2001. С. 291.
  105. Э. Язык. // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., «Прогресс», 2001. С. 245.
  106. Э. Грамматист и его язык. // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., «Прогресс», 2001.
  107. Ю.А. Речевые маркеры этнических институциональных портретов и автопортретов (Какими мы видим себя и других) // Вопросы языкознания. 1995. № 6.
  108. А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988.
  109. И.П. История языкознания. М.: ACT: Восток-Запад, 2006. 295, (9) с.
  110. Тайны древних писем. Проблемы дешифровки. М., 1976- Фридрих И. История письма. / Пер. с нем. М., 1979.
  111. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
  112. Н.И. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. — М., 1995.
  113. Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. Изд-во: Языки славянской культуры, 2005-
  114. Р.П. Культура. Экономика. Финансы. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. 208 с.
  115. Р.П. История русской культурологии. М., Академический Проект: Трикста, 2003. — 608 с.
  116. .Л. Об отношении норм поведения и мышления к языку. HJl, I. М., 1960.
  117. Н.В., Сорокин Ю. А. «Культурные знаки» JI.C. Выготского и гипотеза Сепира-уорфа // Национальная культура и общение. — М., 1977.
  118. П. Имена. Изд-ва: ACT, Фолио, 2006-
  119. Хаймс Делл X. Два типа лингвистической относительности // Новое в лингвистике. — 1975. — Вып. 4.
  120. Херманн Фр.-В. фон. Фундаментальная онтология языка. Мн., ЕГУ, Пропилеи, 2001.
  121. .Ю. Астрология имени и отчества. Изд-ва: Эксмо, Яуза, 2006- Хигир Б. Ю. Имя и здоровье. Изд-ва: ACT, Астрель. 2007-
  122. .Ю. Имя и любовь. Изд-ва: Яуза, Эксмо, 2007- Б. Ю. Хигир. Фамилии. Изд-ва: ACT, Астрель, Транзиткнига, 2006-
  123. .Ю. Тайные символы имени. Как усилить или смягчить свойства своего имени с помощью фэн-шуй. Изд-ва: ACT, Астрель, 2008-
  124. .Ю. Имя и профессия. Изд-ва: ACT, Астрель, 2003-
  125. .Ю. Имя ключ к таланту. Изд-во: Центрполиграф, 2005-
  126. .Ю. Тайна отчества. Изд-ва: ACT, Астрель, 2004-
  127. .Ю. Нумерология имен. Расшифруй код судьбы. Изд-ва: ACT, Астрель. 2007-
  128. .Ю. Тайна влияния имени на подсознание. Изд-ва: ACT, Астрель. 2007-
  129. .Ю. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. Изд-во: Журнал «Управление персоналом», 2003- Б. Ю. Хигир. Исторические имена. Изд-ва: ACT, Астрель, Люкс, 2005.
  130. .Ю. Энциклопедия имен. Изд-во: ФАИР -ПРЕСС, 2006-
  131. .Ю. Имена и судьбы. Изд-во: ACT, Астрель, 2004. 396, (4) с.
  132. .Ю. Имя и преступление. Изд-во: ACT, Астрель, 2004. 381 (3) с.
  133. Г. Внутренняя форма слова. М., 1927.
  134. Н.И. Русские имена и фамилии. Изд-во: Вече, 2005 и др.
  135. А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург. 1993.
  136. Язык и интеллект / Сост. и вступ. Ст. В.В. Петрова- Пер. с англ. и нем. яз. под общ. ред. В. И. Герасимова и В. П. Нерознака. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1995.
  137. Р. Язык и бессознательное. М., 1996.
  138. Язык и мышление. Сб. под ред. Ф. П. Филина. М., 1967.
  139. Barnouw V. Culture and Personality. Homewood, Illinois: The Dorsey Press, INC, 1963.
  140. Bock Ph. K. Introduce. In: Philip K. Bock (ed.) Handbook of Psychological Anthropology. Westport, Connecticut-London- Greenwood Press, 1994.
  141. Bloom A.H. The linguistic shaping of thought: A study in the impact of language on thinking in China and the West. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1981.
  142. B. & Kay P. Basic color terms: Their universality and evolution. Berkeley: University of California Press. 1969.
  143. J.B. & Casagrande J.B. The function classifications in behavior. In E. E. Maccoby, Т. M. Newcomb, & E. L. Hartley (Eds.), Readings in social psychology. New York: Holt. 1958.
  144. Frake C.O. The Ethnographic Study of Cognitive Systems. In: T. Gladwen, W.C. Sturtevent (eds.). Anthropology and Human Behavior. Wasington, D.C.: Anthropological Society of Washington, 1962.
  145. Т., Sturtevent W.C. (eds.). Anthropology and Human Behavior. Wasington, D.C.: Anthropological Society of Washington, 1962.
  146. Gleason H. A. An introduction to descriptive linguistics. New York, Holt, Rinehart & Winston. 1961.
  147. Goodenugh W.H. Componential Analysis and the Study of Meaning // Language, 1956, № 32.
  148. Hoosain R. Psycholinguistic implications for linguistic relativity: A case study of Chinese. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc. 1991.
  149. L., Pleh C., Barkoczi I. (eds.). Studies in creativity. Budapest: Academiai Kiado, 1987−1.cy J.A. Language diversity and thought: A reformation of the linguistic relativity hypothesis. Cambridge, England: Cambridge University Press. 1992.
  150. Miller G.A., McNeill D. Psycholinguistics. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Social Psychology. Reading, Mass, Menlo Park, Calif. L.: 1969, vol.4.
  151. Sapir E. In Language, Culture, and Personality. In: Language, Culture, and, Personality. In: Mandelbaum, David G. (ed.) Selected Writings of Edward Sapir. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1949.
  152. Torrance E.P. Guiding Creative Talent Englewoodcliffs. N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
  153. S.A. (ed.) Cognitive Anthropology. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969- Casson R.W. (ed.) Language, Culture and Cognition: Anthropological Perspectives. New York: Macmillan, 1981.
  154. Wliorf B.L. The Relation of Habitual Thought and Behavior to Language. In: Hollander, Edwin P. and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972.
  155. Wollach M., Kogan N. Modes of Thinking in Young Children. N. Y.: Holt, 1965.
Заполнить форму текущей работой