Крестьянское движение.
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Однако это объединение не было прочным. Высшим принципом своей партии они считали демократию, не ту демократию, которая отстаивает приоритет класса или масс, а демократию как гарантию прав личности, индивида. Они считали, что классовая демократия, а тем более диктатура класса ведет к ущемлению прав и свобод других слоев; между ними неизбежно будет соперничество, в обществе усилится напряженность… Читать ещё >
Крестьянское движение. Первая российская революция 1905-1907 гг. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Революционные события, хотя и медленно, изменяли мировоззрение крестьян. Они вызывали у них стремление стать распорядителями своей судьбы. Однако, несмотря на многочисленные попытки различных политических партий влить крестьянское движение в общее русло революционной борьбы, оно в значительной мере оставалось стихийным.
Осень и зима 1905 года принесли новые формы организации крестьянских выступлений революционные крестьянские комитеты, которые пытались решить насильственными методами земельный вопрос. 31 октября 1905 года в селе Марково Волоколамского уезда Московской губернии крестьяне потребовали учреждения полновластной народной думы, уничтожения сословного неравенства, отказались платить выкупные платежи.
Крестьянское движение накладывало существенный отпечаток на весь ход революции. Размах крестьянских выступлений осенью 1905 года заставил царя подписать 3 ноября манифест об уменьшении наполовину выкупных платежей с крестьян с 1 января 1906 года и о прекращении их выплаты с 1 января 1907 года.
Конституционно-демократическая партия (кадеты)
12 октября 1905 года в разгар Всероссийской Октябрьской политической стачки открылся учредительный съезд конституционно-демократической партии (кадеты), первой легальной политической партии России. В состав ее Центрального Комитета вошло 11 крупных помещиков и 44 представителя интеллигенции (В. И. Вернадцкий, А. А. Кизеветтер, В. А. Маклаков, П. Н. Милюков, П. Б. Струве, И. И. Петрункевич и др.). Костяк партии составили члены «Союза освобождения». Их политическим идеалом было конституционное устройство на основе всеобщего избирательного права. По этому же принципу они подбирали себе союзников.
Программа кадетов содержала следующие основные требования: равенство всех перед законом, отмена сословий, свобода совести, политические свободы, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выезда за границу, свободное развитие местных языков наряду с русским; Учредительное собрание; развитие системы местного самоуправления, сохранение государственного единства; отмена смертной казни; отчуждение части помещичьего (прежде всего сдаваемого в аренду крестьянам на кабальных условиях), всего государственного земельного фонда и предоставление его малоземельным и безземельным крестьянам; свобода рабочих союзов, право на стачки, 8-часовой рабочий день, охрана труда женщин и детей, страхование рабочих; свобода преподавания, уменьшение платы за обучение, всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение и т. д. государственное устройство, определяющееся основным законом.
Кадеты называли себя еще «партией народной свободы». В разгар Всероссийской Октябрьской политической стачки они нередко действовали вместе с левыми партиями. Так, екатеринбургские кадеты помогали местным социал-демократам деньгами, укрывали от полиции, давали свои паспорта, предоставляли явки, вместе выступали на митингах.
Однако это объединение не было прочным. Высшим принципом своей партии они считали демократию, не ту демократию, которая отстаивает приоритет класса или масс, а демократию как гарантию прав личности, индивида. Они считали, что классовая демократия, а тем более диктатура класса ведет к ущемлению прав и свобод других слоев; между ними неизбежно будет соперничество, в обществе усилится напряженность, что приведет к еще большему свертыванию прав и свобод личности, к конфликтам, к политической нестабильности.