Землевладение и привилегии баронов и рыцарства
Такое же доминирующее положение в государстве и обществе заняли и бароны. Уже в XI в. бароны стали выхлопатывать себе и получать от князей крупные земельные имения, где и селили рабов, достававшихся им в числе военной добычи, купленных или попавших в рабство за долги и преступления. Эти рабы положили начало классу их крепостных крестьян (в источниках, писанных на латинском языке, они называются… Читать ещё >
Землевладение и привилегии баронов и рыцарства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Такое же доминирующее положение в государстве и обществе заняли и бароны. Уже в XI в. бароны стали выхлопатывать себе и получать от князей крупные земельные имения, где и селили рабов, достававшихся им в числе военной добычи, купленных или попавших в рабство за долги и преступления. Эти рабы положили начало классу их крепостных крестьян (в источниках, писанных на латинском языке, они называются обыкновенно servi, homines illiberi, adscripti, adscripticii). Желая всячески увеличить доходность своих имений, бароны стали селить на своих землях различных вольных людей под условием несения известных барщинных повинностей и платежа известного оброка. Таким образом, бароны превратились в класс крупных землевладельцев, которые вместе с богатством и знатностью передавали своим детям по наследству и свое политическое влияние и силу.
Князья не могли теперь окружать себя кем угодно, а должны были выбирать себе сановников и должностных лиц из известного круга богатых и знатных фамилий. Чем богаче был магнат, чем крупнее и населеннее его имение, тем более вооруженных людей он имел в своем распоряжении. В случае надобности эти вооруженные люди, составлявшиеся из различного рода слуг, всегда были к услугам магната и могли защищать его действительные или мнимые права, поддерживать его притязания. Магнат мог увлечь за собою и часть рыцарства.
Рыцари в то время, подобно баронам, стали также землевладельцами. Сначала, как мы видели, рыцари находились отчасти на иждивении князя-короля, получая от него коней, оружие и все необходимое, отчасти на содержании местного населения, которое обложено было различными поборами и повинностями в пользу рыцарской дружины, стоявшей в городе данного округа. Такой порядок, однако, скоро оказался неудобным. Население тяготилось содержанием рыцарских дружин, позволявших себе угнетать местных жителей, и один раз, как мы видели, чуть не поголовно восстало против рыцарства. С другой стороны, и князьям после Болеслава Храброго стало трудно содержать дружину на жалованье. Денежные доходы их уменьшились отчасти вследствие опустошений и разорений, постигавших страну по смерти Болеслава Храброго, но главным образом благодаря сокращению внешней торговли, о чем речь была выше. Обедневшие польские государи стали переводить своих рыцарей на землю, раздавать им, как и баронам, пустые и заселенные земли с обязанностью военной службы на собственный счет. Кроме того, много рыцарей-землевладельцев появилось вследствие того, что польские государи привлекали к военной службе глав богатых крестьянских фамилий, или так называемых владык. Эти владыки, оставаясь на своей земле, отправляли военную службу взамен всех или большинства крестьянских повинностей. Эти владыки в составе рыцарства заняли положение ниже шляхты, т. е. коренных рыцарей знатного происхождения, предки которых искони пребывали в этом звании. Наконец, в рыцари стали производиться солтысы и кмети сел, устроившихся на немецком праве. В составе рыцарства они заняли положение ниже владык, которые к этому времени (XIII в.) успели до известной степени нобилитироваться, сделались наполовину шляхтичами (medii nobiles). За убийство рыцаря из солтысов или кметей платилась годовщина вдвое менее, чем за убийство полушляхтича, который, в свою очередь, оплачивался годовщиною вдвое меньшею, чем настоящий шляхтич (nobilis, miles famosus), пользовавшийся полным рыцарским правом (plenum jus militale supremae nobilitatis).