Норманнская теория возникновения государства
Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа «Повести временных лет», обычно именуемого «легендой о призвании варягов». Под 6370 г. (862 г по новому летоисчислению) в «Повести временных лет» сообщается: «Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род… Читать ещё >
Норманнская теория возникновения государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа «Повести временных лет», обычно именуемого «легендой о призвании варягов». Под 6370 г. (862 г по новому летоисчислению) в «Повести временных лет» сообщается: «Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), и иные норманны и англы, а еще иные лотландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Этот летописный рассказ послужил основанием «норманской теории». Согласно этой теории древнерусское государство было создано варягами. Начиная с 1615 г. ученые предлагали видеть в варягах норманнов, славян, финнов, литовцев, хазар, готов, иранцев, кельтов, представителей других народов. Зарождается норманизм в шведской историографии XVII в. (П. Петерей, О. Верелей, О. Рудбек), главной причиной зарождения норманизма исследователи считают антирусскую направленность внешней политики Швеции того времени, претендовавшей на политическое господство в Балтийском Поморье. Была разработана развернутая программа шведских территориальных завоеваний за счет России, получившая в зарубежной историографии наименование «Великой восточной программы». Идеологическим обоснованием этих великодержавных замыслов в отношении России и стала «норманская теория» шведских историков. В отечественной традиции она была сформулирована в России немецкими учеными Байером, Миллером, Шлецером. Впервые на торжественном заседании Академии наук в правлении Елизаветы Петровны (1749) российский историограф и ректор университета профессор Миллер произнес речь, где сформулировал основные положения «норманской теории» возникновения государства:
- 1. Варяги — это скандинавы;
- 2. Они являются основателями государства;
- 3. Понятие «варяги» и «Русь» тождественны.
Доклад вызывал бурную реакцию. С резкой критикой в адрес «норманской теории» выступил М. В. Ломоносов в сочинении «Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера» Происхождение имени и народа российского". Миллер и Ломоносов положили начало полемики между «норманистами» и «антинорманистами». Первый из них преувеличивал роль варягов в образовании Русского государства, другой вовсе ее отрицал. «Норманнская теория» за 200 лет своего существования обрела свою историю. В целом принимали концепцию норманистов ведущие русские историки — Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев. М. П. Погодин, В. О. Ключевский, и др. В XIX веке она станет частью государственной теории «официальной народности» (самодержавие, православие, народность), когда летописное придание о Рюрике станет использоваться как символ давней преданности русского народа самодержавию. Против выступили, кроме М. В. Ломоносова, Д. И. Иловайский, В. Г. Васильевский, С. Гедеонов и др. В советской исторической науке большая часть исследователей придерживалась антинорманизма.