Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Актуализация личностных ресурсов педагога в профессиональной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммуникативная деятельность (педагогическое общение) носит преимущественно инструментальный характер (что не исключает и не отрицает ценности общения), обеспечивает выполнение всех вышеперечисленных деятельностей и решение самых разных педагогических задач. Педагогическое общение предполагает, как минимум, адекватное познание и понимание других, способность к установлению межличностного контакта… Читать ещё >

Актуализация личностных ресурсов педагога в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая деятельность как «поле возможностей» профессионально-личностного роста

Педагогическая деятельность полифункциональна по своему характеру. К числу традиционно выделяемых функций педагога относятся обучение и воспитание. При этом вполне обоснованным представляется выделение еще одной функции — развивающей.

(профессиональные стандарты педагога). Выше мы отмечали, что выделение данной функции существенно расширяет «пространство» педагогической деятельности и ролевой репертуар педагога, что отражается в весьма обширном перечне его знаний, умений и навыков. При этом «набор» основных видов деятельности остается относительно постоянным, меняется только их содержательное наполнение, что соответствует конкретным социально-историческим условиям и требованиям, отражающимся в нормативных документах, результатах научных исследований и обобщении имеющегося опыта.

Методическая деятельность — это «предварительная работа» педагога, направленная на разработку и подготовку всех необходимых материалов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс (планы и конспекты занятий, наглядные и раздаточные материалы, тексты, видеофрагменты и пр.), а также текущей и отчетной документации (планы, портфолио и отчеты). Методическая деятельность предполагает работу познавательного характера (изучение литературы и других источников, восприятие опыта коллег, анализ и оценка собственного опыта), четкую постановку цели и задач деятельности, грамотную «композицию» занятия, планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса, прогнозирование возможных результатов, динамики обучающихся, трудностей, реакций на действия педагога, конструирование образовательного процесса с учетом потребностей, возможностей, особенностей обучающихся, определение адекватных целям форм и методов работы и многое другое.

Собственно педагогическая деятельность — работа педагога в режиме непосредственного (а в отдельных случаях, например в дистанционном образовании, — опосредованного) взаимодействия с участниками образовательного процесса. Педагогическая деятельность предполагает адекватную целям и задачам организацию образовательного процесса, оперативное «живое» реагирование на изменения в педагогической ситуации, что возможно только при отслеживании и учете обратной связи от аудитории, продуктивное и конструктивное общение с участниками процесса, грамотную подачу материала, рефлексию хода и результатов своей деятельности, внесение в деятельность необходимых корректив и др.

Организаторская деятельность — это как «предварительная работа» педагога, так и работа в режиме взаимодействия, направленная на подготовку и проведение учебных (лекция, практическое занятие, тренинг и пр.) и внеучебных мероприятий (олимпиады, конкурсы, КВНы, праздники, фестивали, конференции, мастер-классы, дискуссионные площадки и пр.).

Исследовательская деятельность — работа педагога предварительного и актуального характера, направленная на изучение и решение значимых проблем педагогической науки и практики методами научного познания, особенностей и уровня развития конкретных учеников, коллектива обучающихся в целом. «Составляющими» исследовательской деятельности педагога являются развитые познавательные способности, мотивация к исследовательской деятельности, творчество, владение методами и методиками исследовательской деятельности, в т. ч. психологической диагностики, умение адекватно оценить ход и результаты исследовательской деятельности, внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

Коммуникативная деятельность (педагогическое общение) носит преимущественно инструментальный характер (что не исключает и не отрицает ценности общения), обеспечивает выполнение всех вышеперечисленных деятельностей и решение самых разных педагогических задач. Педагогическое общение предполагает, как минимум, адекватное познание и понимание других, способность к установлению межличностного контакта (а значит — владение приемами и техниками конструктивного общения), развитие отношений, обмен информацией, реализацию стратегии и тактики межличностного взаимодействия.

С одной стороны, разнообразие функций и видов деятельности педагога, педагогических задач является деструктивным, стрессогенным фактором и создает «предпосылки» для развития профессиональноличностных деструкций (см. глава 3). С другой стороны, это же разнообразие дает педагогу возможность проявить и реализовать свой личностный потенциал, в связи с чем педагогическую деятельность в целом можно рассматривать как «поле возможностей» для профессионально-личностного роста педагога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой