Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплектование армии офицерским составом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недаром адмирал Ф. М. Апраскин предупреждал своего племянника, что на испытаниях Петр, «чиня аудиенцию», из шести новоприбывших лишь одного оставил в присвоенном чине. Другие «пожалованы государем из поручиков в матросы». Еще в пору пребывания в Англии царь внимательно присматривался к подготовке флотских офицеров. По всей вероятности, тогда и пришла ему мысль организовать морское учебное… Читать ещё >

Комплектование армии офицерским составом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В полках «нового строя» командный состав первоначально состоял в значительной части из иностранцев. Постепенно иностранные офицеры стали заменяться русскими, которые составили уже большинство. В драгунских полках подавляющее большинство офицеров составляли русские, служившие ранее в старых рейтарских полках. Как правило, офицеры происходили из дворян. Исключение допускалось только для особо способных и заслуженных представителей других классов. С получением чина подполковника они становились дворянами. Петр не освободил дворян от постоянной службы в армии. Он установил порядок непрерывной службы дворян в после реформенной армии. Дворянский «недоросль, получив домашнее образование, с 15 лет являлся на службу в полк. Петр придавал большое значение тому, чтобы будущий офицер прослужил несколько лет солдатом и унтер-офицером, начинал службу «фундамента солдатского дела». Этим путем шла подготовка основной массы командного состава, но этого было недостаточно. Для подготовки офицеров специальных родов войск и флота Петр учредил военные училища. Еще в начале 1697 года неожиданно для всех Петр принял решение — послать на государственный кошт за границу юношей для обучения морским профессиям. По весне, чуть просохли дороги, в страны Западной Европы двинулось русское посольство, в составе которого находились 35 волонтеров и сам царь, скрывавшийся под именем Петра Михайлова.

Предназначавшимся в морские офицеры велено было сколь можно знакомиться на практике с ведением корабельной службы. Будущим штурманам вменялось в обязанность учиться «морскому хождению и знанию карт». Тем, кто оказывал старательность и прилежание, обещалось государева милость и «пред своей братией превосходящее воздаяние, а буде кто не будет во учении прилежать усердно, а упразднится в своевольностях непотребных и будет пребывать в пьянстве, то оный возымеет вместо обещанные милости гнев и истязания». Беседуя со всеми, прибывающими из-за границы, Петр в присутствии флотских чинов устраивал «аудиенцию знаниям и соответствию воинского звания», полученного на иностранных флотах.

Недаром адмирал Ф. М. Апраскин предупреждал своего племянника, что на испытаниях Петр, «чиня аудиенцию», из шести новоприбывших лишь одного оставил в присвоенном чине. Другие «пожалованы государем из поручиков в матросы». Еще в пору пребывания в Англии царь внимательно присматривался к подготовке флотских офицеров. По всей вероятности, тогда и пришла ему мысль организовать морское учебное заведение у себя дома. Петр начал с того, что пригласил в Россию математика, астронома и знатока морских наук профессора Абединского университета Г. Фарварсона, а также опытных навигаторов С. Гвина и Р. Грейса. Петр с присущей ему энергией взялся за осуществление своей заветной мечты — создание Навигацкой школы. План ее учреждения он составил вместе с Фарварсоном. Она подчинялась Оружейному приказу и возглавлялась одним из просвещеннейших деятелей этой эпохи, боярином Ф. Головиным, «с товарищи».

В 1701 г. была открыта в Москве Навигацкой школа. В ней преподавались дисциплины, из которых можно было извлечь разнообразные знания, необходимые в практической деятельности: математика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия. По мнению царя, «не токмо к морскому ходу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству». Прием в школу ограничений не имел. Зачислялись дети всех сословий, кроме крепостных. Предпочтение отдавалось сыновьям солдат и корабельных мастеровых. Отпрыски знатных родов шли неохотно. Лишь государевы единомышленники и радетели нововведений отсылали своих детей в «навигатское учение». Петр внимательно следил, чтобы навигатская школа не знала нужды в оборудовании и учебных пособиях.

В ней имелись необходимые астрономические приборы, навигационные и геодезические инструменты, морские атласы и карты, учебники и светские книги. Сам Петр передал школе большой медный глобус — подарок голландских купцов его отцу. В «Именной росписи обучающимся морской науке ученикам» указано, что в июле 1702 года в школе училось 200 отроков, год спустя число их увеличилось еще на 180 — «из недорослей рейтарских и из духовного сословия». В 1705 году питомцы Навигатской школы впервые покинули ее стены — состоялся первый выпуск, 64 человека. Новоиспеченные «навигаторы» были определены во флот, участвовали в войне со шведами, отличились в сражениях при Гангуте, Эзеле, Гренгаме. И в дальнейшем стали прославленны имена выпускников школы, связавших свою жизнь с петровским и послепетровским флотом, оставивших след в океанографических открытиях и практике мореплавания. В 1714 г. в Петербурге начала работать Артиллерийская школа; в Петербурге открылись инженерные школы. Русская армия получила при Петре прочные национальные кадры офицерского состава, что отличало ее от западноевропейских армий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой