Социально-политический кризис.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. и её значение
Осенью и зимой 1916;1917 гг. революционные и оппозиционные настроения вылились в общенациональный кризис. В Государственной думе и либеральной печати все резче раздавалась критика в адрес царского правительства. Раздавались требования создания правительства, назначаемого Думой и ответственного перед Думой, а не перед царем. На второй сессии Государственной думы 1 августа — 16 сентября… Читать ещё >
Социально-политический кризис. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. и её значение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Осенью и зимой 1916;1917 гг. революционные и оппозиционные настроения вылились в общенациональный кризис. В Государственной думе и либеральной печати все резче раздавалась критика в адрес царского правительства. Раздавались требования создания правительства, назначаемого Думой и ответственного перед Думой, а не перед царем. На второй сессии Государственной думы 1 августа — 16 сентября 1915 г. большинство депутатов Думы образовали прогрессивный блок. К прогрессистам примкнула половина членов Государственного совета. Прогрессивный блок требовал: создать правительство, «пользующееся доверием страны», положить конец военно-гражданскому двоевластию в тылу, провозгласить политическую амнистию, прекратить религиозную дискриминацию, подготовить закон об автономии Польши, проводить политику умиротворения в финском вопросе, пересмотреть законы 1890 и 1892 гг. о земствах и др. В ответ на эти требования Николай II издал указ о приостановлении заседаний Думы (в Германии с самого начала войны Вильгельм II приостановил действие парламента). 13 ноября — 30 декабря 1916 г. состоялась очередная сессия Думы. На ней с широко известной речью выступил лидер партии кадетов П. Н. Милюков. Имея в виду императрицу Александру Федоровну и председателя Совета министров Б. В. Штюрмера (происходившего из семьи обрусевших немцев), П. Н. Милюков намекал на наличие рядом с императорской семьей «немецкой партии», стремившейся к поражению России в войне и заключению сепаратного мира с Германией. Свою речь П. Н. Милюков перемежал восклицаниями: «Что это, глупость или измена?». А. Ф. Керенский от имени трудовиков потребовал отставки «всех министров, предавших страну» (после Февральской революции главой Временного правительства А. Ф. Керенским была создана комиссия для изучения деятельности царя и царицы и их возможной связи с немцами. Комиссия установила, что никаких сепаратных переговоров с немцами царская семья не вела, а Александра Федоровна была предана своей новой родине).
Правительственный кризис выразился в «министерской чехарде» — частой смене министров. За 1915 — 1916 гг. сменилось 4 председателя Совета министров, 4 военных министра, 6 министров внутренних дел, 4 министра юстиции. Николай II искал и не находил нужных ему людей. 23 августа 1915 г. Николай II принял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего, сместив с этого поста Великого князя Николая Николаевича. Великий князь был послан на Кавказ наместником. Он затаил обиду и стал плести интриги. После этого Николай II все больше времени стал проводить в Ставке Верховного Главнокомандования в Могилеве. Но царь не обладал способностями военного стратега, не смог сделать удачных назначений на руководящие посты в армии. В итоге «боевой дух» поднять в войсках не удалось, русская армия постоянно отступала. Страна между тем все более становилась неуправляемой.
Страна находилась на пороге революционного взрыва. Лидеры «Прогрессивного блока» начали готовить дворцовый заговор, активными сторонниками которого были думцы М. В. Родзянко, П. Н. Милюков, А. И. Гучков, Г. Е. Львов, а также видные промышленники и военные генералы. Разрабатывалось несколько вариантов отстранения Николая II от престола. Один из них предполагал передать верховную власть в стране Великому князю Николаю Николаевичу, другой — отречение Николая II от престола в пользу сына Алексея при регентстве брата царя — Великого князя Михаила Александровича.
Но дальнейшие события в стране сорвали осуществление этого заговора.