Б. Роль санкций в процессе социализации и контроля
Появление социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Не подкрепленная санкциями социальная норма перестает действовать. Тем самым три элемента — ценности, нормы и санкции — образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента… Читать ещё >
Б. Роль санкций в процессе социализации и контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Осуществление социального контроля и социализации непременно сопровождается применением социальных санкций.
Социальные санкции — это способы реагирования общества на поведение индивидов: поощрение за соблюдение и наказание за несоблюдение социальных норм.
Появление социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Не подкрепленная санкциями социальная норма перестает действовать. Тем самым три элемента — ценности, нормы и санкции — образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем, выработав привычку действовать в рамках норм, осознает высший смысл — ценности. Последовательная реализация этой цепочки позволяет в процессе социализации сделать нормы общества достоянием личности, т. е. переводит внешний контроль в самоконтроль.
Внешним социальным контролем: называется прямое или косвенное групповое давление, оказываемое на поведение индивида внешними агентами социализации и контроля. Внешний контроль является следствием включения личности в социокультурную среду, систему обязывающих отношений в социальной группе и обществе. В зависимости от выбираемых средств и методов осуществления внешний контроль может носить формальный (официальный) и неформальный (индивидуализированный) характер. Контроль со стороны официальных учреждений осуществляется на основе типичных, одинаковых для всех требований, он отличается строгостью. Наоборот, контроль со стороны ближайшего окружения, неофициальных лиц более мягок, неформален, учитывает индивидуальные особенности личности.
Внешний контроль обоснованно преобладает на ранних этапах социализации личности, а у взрослых доминирует самоконтроль.
Внутренний социальный контроль (самоконтроль) — индивидуальная духовная деятельность, инструментом которой выступают самокритичность личности. Самоконтроль осуществляется на основе усвоенных в процессе социализации ценностей и норм. Если индивид привыкает во всем полагаться на помощь и подсказку со стороны, старается переложить ответственность за свои действия на окружающих, у него не развивается внутренний контроль.
Как внешний, так и самоконтроль применяют различные социальные санкции — позитивные или негативные, формальные или неформальные, материальные или моральные.
Позитивные (т. е. положительные) санкции — это похвала, признание, слава, почет, поощрение, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках норм, или позитивных девиантов. Поощряются не обязательно выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд, коммерческая инициатива, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Негативные — осуждающие, наказующие действия общества в отношении девиантов, чьи действия имеют разрушительные последствия. К негативным санкциям относятся порицание, выговор, недовольство окружающих, осуждение, критика, штраф, а также более строгие действия — конфискация имущества, заключение под стражу, лишение свободы, вплоть до лишения жизни по приговору суда за особо тяжкие преступления. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали девиацию, были упреждающими.
Формальные санкции наступают со стороны официальных организаций — правительства, администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами: законами, указами, инструкциями. Это может быть награждение орденом или премия, вручение грамоты или продвижение по службе. А неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают, — знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих (замечание, комплимент, дружеская похвала). И те и другие могут быть как позитивными, так и негативными.
Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований.
- • Санкции должны быть обязательными и своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция оказываются оторваны друг от друга.
- • Санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а незаслуженное наказание разрушает веру в справедливость, вызывает недовольство в обществе.
- • Санкции, как и нормы, должны быть обязательны для всех. Исключения из правил, если таковые имеются, порождают мораль «двойного стандарта», что в целом негативно отражается на всей нормативной системе.