Особенности социально-пространственного развития российского социума: на примере дальневосточного приграничья
Стратегии развития дальневосточного приграничья России реализованные в историческом развитии и ориентированные на освоение территории по типу «крепости» и «форпоста», военно-стратегического закрепления в Азиатско-Тихоокеанском регионе, базировались на государственном патернализме, что обеспечивало его устойчивое и эволюционное развитие, стимулировало развитие экономики и социального ландшафта… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Пространственное развитие региона как предмет социологического анализа
- 1. 2. Российское приграничье: социально-пространственная организация социума
- 1. 3. Статусно — ролевая парадигма исследования социального пространства общества
- Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ПРИГРАНИЧЬЕ
- 2. 1. Объективные и субъективные факторы развития приграничного социума
- 2. 2. Дальневосточное приграничье как социальное пространство — посредник в трансграничном взаимодействии
- 2. 3. Программно-целевое управление регионом в контексте социальных изменений
Особенности социально-пространственного развития российского социума: на примере дальневосточного приграничья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Постсоветское развитие общества открыло исследователям множество достаточно разных и несводимых социальных образований, которые длительный период оставались латентными, но сегодня во многом определяют динамику его изменений. Изучение особенностей социально — пространственного развития российского общества и факторов, детерминирующих ее своеобразие, привело к развитию социологии крупных территориальных образований (регионов, крупных городов и муниципальных образований).
Развитие современной Россией широкого спектра международных связей интенсифицировало жизнь ее социально-территориальных сообществ, что имеет принципиальное значение в трансграничном взаимодействии народов. Из всех субъектов Российской Федерации — 45 представляют приграничные регионы. В них проживает около 64 млн. чел населения России. Протяженность государственной границы с 16-ю государствами составляет более 60 тыс. км. Трансграничное взаимодействие осуществляют между собой около 50 народов и национальностей. Феномен «граница» объективировал не только географический рубеж, но и одновременно функции связи и разделения культурно-этнических, экономических и духовных интересов народов, наций и культур.
Дальневосточный регион, как часть социального пространства России, охватывающий около 40% ее территории, имеет северную и южную зоны приграничья, имеющего как общие, так и специфические индикаторы социально пространственного развития: природно — климатического, социально — ландшафтного, социально — экономического, национально-этнического, социально-демографического, статусно-ролевого и т. д.
В современных условиях все более обозначается то обстоятельство, что императивом существования и конкурентоспособного социально-экономического развития России становится социально-пространственная общность его дальневосточного приграничья. В силу комплекса факторов и условий постсоветского развития отношения между дальневосточным приграничьем Российской Федерации и основной частью страны обладают слабой сопряженностью и взаимозависимостью. В то же время усиливается зависимость пространственного развития дальневосточного приграничья от трудовых ресурсов, инвестиций и других внешних факторов и условий. Несмотря на предпринимаемые властью действия по преодолению кризисного пространственного развития «качественного изменения ситуации на Дальнем Востоке пока не произошло. Не удается переломить тенденции, ставшие для региона хроническими. Прежде всего — это убыль населения, глубокие диспропорции в структуре производства и внешнеэкономических связей».1.
В российском приграничье возникают проблемы, раннее неизвестные государству: спонтанная трудовая миграция, контрабанда, в т. ч. наркотиков и контрафактных товаров, криминализация социально-территориальных сообществ и теневой характер трансграничных связей. Эта ситуация, чреватая самыми тяжелыми последствиями для страны в целом, требует активной позиции государства, базирующейся на тщательном изучении различных проблем от общесистемных до поселенческих.
Генезис восточных территории государства как колониальной окраины или военно-стратегического «форпоста» с момента их освоения и до современности преобладал над социально-экономической целесообразностью. На решение этого круга задач были направлены все экономические, демографические и военные ресурсы региона. Между тем в период радикальной трансформации постсоветского общества государственно-стратегический смысл дальневосточного пространства в границах России становится все более размытым, его развитие на прежней основе потеряло приоритетное значение. В то же время начинает.
1 Путин, В. В. Вступительное слово на заседании Совета Безопасности 20 декабря 2006 года [Электронный ресурс] / 2006. — Режим доступа: Ьир//ууу.кгетНп.ги формироваться новый социально-экономический смысл дальневосточного приграничья. Современные границы не столько разделяют государства и сколько выступают линией сотрудничества, где жизненные правила и социальные практики людей пересекаются, формируются новые типы и способы социального взаимодействия, новые типы управления. Исследование этих связей (Border studies) — одно из важнейших направлений социологических исследований.
Современное социально-пространственное развитие этой части дальневосточного приграничья, ' образцы социальных, экономических, культурных и иных практик людей, условия и факторы задают в настоящее время новые черты и основания для становления новой доминанты его жизнедеятельности, исследование которой и предпринято автором в ' диссертационной работе.
Социологический подход позволит не только более полно понять процессы социально-пространственного развития дальневосточного приграничья, но и концептуализировать интересы и потребности дальневосточного социума России, выявить наиболее эффективные формы управления этой территорией.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена: во-первых, потребностями дальнейшего развития социологических знаний о развитии российского социума в условиях его трансформацииво-вторых, потребностями выявления особенностей функционирования дальневосточного приграничья как социального пространства российского государствав-третьих, определением оптимальных путей снижения остроты социального и имущественного неравенства в пространственном развитии России как условия устойчивого развития дальневосточных регионов;
Степень разработанности проблемы.
Проблематика функционирования жизненного пространства российских регионов имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. У каждой научной дисциплины есть собственный идеальный образ пространства (как предмета изучения), отвечающего ряду черт той или иной отрасли науки.
Социально-пространственная методология научного познания общества является одной из основных в зарубежной социологии и получает признание в отечественной науке и практике. Социология пространства, начиная от классических работ Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Р. Парка, Э. Берджесса, усиленная современными исследованиями Б. Верлена, А. Ф. Филиппова, Ю. Л. Качанова, В. Г. Виноградского, Г. М. Заболотной акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимообусловленности элементов социальной системы. Общие проблемы социальных систем исследованы Э. Гидденсом, Э. Канетти, Т. Парсонсом, А. И. Пригожиным, 10. Хабермасом, П. Бурдье подходит к идее организации социального пространства с позиций взаимодействия трех типов капитала: экономического, культурного, социального.
Социологические традиции понимания социального пространства позволяют рассматривать социальное пространство как силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах.
Значимым для выработки концепции социального пространства России становится изучение ее дальневосточных территорий. Изучению дальневосточного приграничья как единицы единого социального, политического и экономического пространства российского социума посвящены исследования Гельбраса В., Замятина А., Межуева Б., Жукова А., Ланькова А. Ларина В., Лешковой О., Мясникова В., Рожанского М., Шинковского М., Стреловой О. и других отечественных авторов. В них отмечается незавершенность социальных и экономических преобразований дальневосточного региона, особый характер его заселения и освоения, раскрывают процесс формирования его особого социального смысла, показывают как концептуализацию национального интереса России на дальневосточном направлении.
Особенности освоения дальневосточного пространства и проблемы развития трансграничных связей описаны в публикациях современных исследователей. Этим вопросам посвятили свои исследования Алексеев А., Здравомыслов А., Кабузан В., Кинней X., Кирюхин Н., Крадин Н., Морозов Б., Романова В., Рыбаковский JL, А., Савельев И, Снесарев А., Фетисов JL, Цыганов 10., Яковлев А.
Выявление социально-экономической специфики приграничных регионов, оценки состояния и проблемы государственного регулирования миграционных и других социальных процессов нашли отражение в научных изданиях многих отечественных ученых и практиков. Существенный вклад в исследования данной проблематики внесли Авдокушин Е. Ф., Вавилова Е. В., Воробьева О. Д., Тоцкий H.H., Карелова Г. И., Рыбаковский JI. JL, Ишаев В. И., Минакир П. А., Сыркин В., Миндогулов В. В., Байков Н. М., Мотрич E. JL, Филонов A.M., Попов А. Д., Соболева C.B., Чудаева О. В., которые сходятся во мнении, что государству необходимо обратить усиленное внимание на развитие миграционных процессов, в том числе на Дальнем Востоке России.
Несмотря на значительное число работ, отражающих проблемы Востока России, исследованию социально-пространственных характеристик дальневосточного приграничья, действующего в новой системе факторов и условий рыночных отношений в этих работах уделяется недостаточное внимание. Малоизученными остаются вопросы исследования текущих социальных процессов в дальневосточных регионах, состояние и динамика изменения социальной структуры с учетом региональных особенностей. Недостаточно исследованы вопросы трансграничного взаимодействия населения, роль властных структур в системе управления пространственным развитием. Данные предпосылки обусловливают целевую необходимость диссертационного исследования, выбор его объекта и предмета.
Цель исследования: выявление особенностей социального пространственного развития дальневосточного приграничья, определяющих их факторов и условий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и определить теоретические и методологические подходы к исследованию российского социума в контексте приоритетов пространственного развития дальневосточного приграничья.
2. Рассмотреть статусно-ролевые критерии и показатели как инструменты исследования пространственного развития социально-территориальных образований.
3. Диагностировать социальное образование российского общества типа «дальневосточное приграничье», выявить детерминирующие его факторы и условия.
4. Выявить структуру особого пространства-посредника, его социальные преимущества и противоречия приграничного развития и определить пути его оптимизации программно-целевыми методами управления. Объект исследования: Дальневосточное приграничье как социальное образование социального пространства российского социума (на примере Хабаровского и Приморского краев, Амурской области, Еврейской автономной области).
Предмет исследования: особенности социального пространственного развития дальневосточного приграничья, определяющие их факторы и условия.
Эмпирическая база исследования. Исследование базируется на анализе результатов исследований, полученных' лично автором или при его непосредственном участии:
1. Экспертный опрос по проблемам развития Дальневосточного региона (руководитель Н. М. Байков, д.с.н., проректор по научной работе Дальневосточной академии государственной службы, 2003 г.). В качестве экспертов выступали руководители и специалисты ведущих отраслей дальневосточного региона. Выборочную совокупность составили руководители высшего звена — 16%, среднего звена -30% и специалисты -54%, что в целом отвечает структуре экспертного сообщества (п=100 чел).
2. Неформализованное интервьюирование, проведенное автором в 2005 году с гражданами РФ и КНР, участвующими в социально-экономическом взаимодействии (п = 56).
3. Социологический опрос «Молодежь Хабаровского края: проблемы и перспективы», 2005 г. (п=649). Генеральную совокупность составляла молодежь Хабаровского края трех возрастных групп — 17, 24 и 29 лет. Тип выборочной совокупности — многоступенчатый, квотный — в разрезе трех основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель — д.с.н., профессор Н. М. Байков.
4. Социологический опрос «Молодежь Смидовичского района ЕАО: три жизненные ситуации», 2003 г. (п=451). Генеральную совокупность составляла молодежь трех возрастных групп — 17, 24 и 29 лет. Тип выборочной совокупности — многоступенчатый, квотный — в разрезе трех основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель — к.с.н., доцент Ю. В. Березутский.
5. Социологический опрос «Студенчество Дальнего Востока: проблемы и перспективы профессионального становления», 2005 г. (п=1940). Генеральную совокупность составляли студенты старших курсов, обучающиеся в вузах Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Камчатской областей, Еврейской автономной области, Республики Саха (Якутия). Тип выборочной совокупности многоступенчатый, квотный, случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель — д.с.н., профессор Н. М. Байков.
6. Вторичный анализ материалов официальной данных органов статистики Российской Федерации и Дальнего Востока, федерального и регионального законодательства, электронных ресурсов «Интернет» и средств массовой информации.
Теоретико-методологическая и методическая основа исследования. Методологической основой исследования является системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения как классической и современной социологии, так и других наук (философии, социальной психологии, экономики, политологии, демографии и др.). Методологическую основу составили работы зарубежных (Зиммель Г., Дюркгейм Э., Маркс К., Сорокин П., Бурдье П.) и современных отечественных ученых (Филиппов А., Ильин И., В. Ишаев В., Минакир П., Мотрич Е., Бакланов П., Миндогулов В., Цымбурский В.), разрабатывающих проблемы становления и пространственного развития дальневосточных регионов, внесших значительный вклад в понимание целей, задач и характер развития российского социума.
В качестве научно-методических оснований диссертационной работы выступили методы системного и стуктурно-функционального анализа, сравнительного и социально-культурного исследования жизнедеятельности на Востоке России, а также эмпирические методы социологии (анкетирование, интервью, анализ документов).
Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.
1. Научно обоснован и объективирован феномен российского социума, определяемый как «дальневосточное приграничье», раскрыты особенности его социальной организации как пространства «проточного типа», доминанты его социального, демографического, культурного, трансграничного развития.
2. Выявлены и описаны особенности формирования и функционирования дальневосточного социума по типу «пространство-посредник», объективные и субъективные факторы пространственного развития и взаимодействия в условиях приграничья.
3. Обоснована необходимость оптимизации программно-целевых методов в управлении социальными изменениями дальневосточного приграничья и разработаны предложения к пространственному развитию российского социума.
Положения, выносимые на защиту.
• Стратегии развития дальневосточного приграничья России реализованные в историческом развитии и ориентированные на освоение территории по типу «крепости» и «форпоста», военно-стратегического закрепления в Азиатско-Тихоокеанском регионе, базировались на государственном патернализме, что обеспечивало его устойчивое и эволюционное развитие, стимулировало развитие экономики и социального ландшафта, гарантировало населению социальные преференции и преимущества. Современное положение российского социума характеризуется высоким уровнем его статусно-ролевой рассогласованности в своем пространственном развитии, концептуализации национального интереса, особенно в отношении Дальнего Востока, его роли и места в трансграничном взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанским региона. Радикальный разлом социально-экономических связей и разрушение статусно-ролевых позиций в механизме жизнедеятельности населения дальневосточного приграничья в постсоветский период привел к острому по форме и затяжному по социальным, экономическим и геополитическим последствиям системному кризису, разрушению социального капитала регионов.
• Социальное пространство дальневосточного приграничья обладает особым — «проточным» типом организации, связанным со спецификой заселения, расселения и проживания в регионе, отличается редким и стремительно убывающими человеческими ресурсами, их крайней неравномерность на значительной по размерам и слабой освоенной территории страны. Динамика миграционных процессов вкупе с высоким уровнем естественной убыли населения, особенно трудоспособных возрастов, особым типом социально-экономического развития и трансграничного взаимодействия «сжимают» социальное пространство жизнедеятельности в дальневосточном приграничье, усиливают межрегиональное и трансграничного неравенство, деформируют социальную структуру, криминализируют экономику и социальную сферу. Как следствие, усилилась автаркия дальневосточных территорий, отставание их в темпах развития от центральных регионов страны, возросла межрегиональная и внутрирегиональная социальная и экономическая дифференциация и.
• Основой для выработки эффективной стратегии выступает понимание дальневосточного приграничья как пространства-посредника, имеющего сильные, заселенные и готовые к сотрудничеству территории российского социума. Смена парадигмы «форпоста» в сознания дальневосточного населения и органов власти типа на парадигму «торговая фактория» нивелирует риски особой организации жизнедеятельности, угрозы и вызовы трансграничного взаимодействия, позволяет осуществлять интеракцию социально-территориальных общностей на основе взаимовыгодного сотрудничества. Оптимальным инструментом эффективной социальной организации российского социума в дальневосточном приграничье выступает реальное по содержанию и механизмам реализации программно-целевое управление, интегрированное в социальные практики населения, его потребности и интересы.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Результаты диссертационного исследования могут стать основанием для выработки принципов долгосрочной стратегии развития дальневосточного приграничья. Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания социологии, политологии, философии политики, а также дисциплин национально-регионального компонента и курсов по выбору.
В целом результаты исследования открывают перспективы для углубления научного направления, связанного с социально-пространственным развитием Востока России, его трансграничным взаимодействием.
Апробация. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на 2 международных и 4 межрегиональных и региональных научно-практических конференциях, симпозиуме и семинаре: «Развитие взаимодействий в правовом и экономическом пространстве стран АТР» (Хабаровск, 2003) — «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России» (Хабаровск, 2003) — «Анализ современного состояния и перспективы развития регионов Дальнего Востока» (Биробиджан, 2003) — «Проблемы устойчивого развития регионов в XXI веке» (Биробиджан, 2004) — «Экономика, управление, общество: история и современность» (Хабаровск, 2005) — «Экономика, управление, общество: история и современность» (Хабаровск, 2006), на заседании кафедры социальной работы и социологии Дальневосточной академии государственной службы. Результаты исследования отражены в 5 научных публикациях, в том числе в одной статье, опубликованной в рекомендованном ВАК РФ журнале.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ особенностей социально-пространственного развития дальневосточного приграничья, проведенный в диссертационном исследовании показал, что его развитие, испытавшее резкий слом в переходный период, обусловлено воздействием на него экономических и социально-демографических факторов. Учитывая, что корни большинства социальных проблем в дальневосточных регионах лежат в экономическом неравенстве регионов, но сами социальные процессы — миграция, трудовая мобильность, формы адаптации и поведения на дальневосточном рынке труда, трансграничное взаимодействие людей играют огромную роль, смягчая или усугубляя действие экономических факторов.
Социологическая диагностика организации и функционирования дальневосточного социума, образующего приграничную южную зону (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край), свидетельствует о наличии глубокого межрегионального неравенства. Оно порождено как объективными, так и субъективными факторами и условиями освоения территорий, характером расселения, демографической ситуацией, состоянием экономики и социальной сферы, спецификой регионального рынка труда и внешнеэкономических связей.
Обострившиеся в постсоветский период противоречия между Центром и дальневосточными регионами не только заслоняют проблему неравенства и реальную угрозу национальной безопасности России, но и с не меньшей силой воспроизводятся внутри регионов. Это связано не только с воздействием природно-географических различий, характером расселения и урбанизации, сложившейся социальной инфраструктурой, но и качеством населения.
Деформации социального ландшафта дальневосточного приграничья служат основными пространственными барьерами социальной и экономической модернизации страны. Проанализированные в работе особенности государственной социальной политики как федерального, так и регионального уровней далеко не всегда адекватны реальным проблемам населения дальневосточного приграничья. Низкий жизненный уровень, усугубляемый обострившимся чувством оторванности от остальной страны, привел к подлинному кризису в демографической сфере.
Выделенные и проанализированные автором основные социальные проблемы дальневосточного приграничья обусловлены концентрацией экономики в его крупных городах и социально-экономической поляризацией между этими центрами и периферией- «сжатием» освоенного пространства из-за миграционного оттокапостарением населения и ростом естественной убылиплохим состоянием здоровья населения, высокой заболеваемостью социально опасными болезнями (туберкулезом, серозным менингитом, гепатитом и др.), крайне низкой продолжительностью жизнипроблемами доступности и качества медицинских услуг, кризисным состоянием агросектора, неустойчивой динамикой развития промышленности и напряженностью на рынке труда, порождающей безработицу, особенно сельскуювысокой долей теневой экономики при низких легальных доходах и заработной платеповышенным уровнем бедности, как в сельской местности, так и в промышленных городахмиграционным оттоком населениянеоправданно низкими жилищными субсидиями при высокой стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Опасность обострения социальных проблем обусловлена и уменьшением численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, последствиями которого, кроме прочих, становятся проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур. Это представляет угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал в дальневосточном регионе Российской.
Федерации.
Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала региона. В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.
Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Дальнего Востока: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей приграничные территории, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.
С учетом сложившейся демографической ситуации и перспективных задач в области социально-экономического развития страны основные усилия на современном этапе должны быть направлены на постепенную стабилизацию численности населения и формирование предпосылок демографического роста, с использованием как воспроизводственных, так и миграционных компонентов.
Главными приоритетами демографической политики в отношении дальневосточного региона должно стать улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной смертности населения, прежде всего мужчин трудоспособного возрастастабилизация рождаемости и укрепление семьи, особенно репродуктивного возрастарегулирование миграционных процессов и расселения.
Выявленные автором особенности социального пространства дальневосточного приграничья в немалой степени обусловлены проточным типом его организации и культуры, «форпостовским» сознанием и поведением населения, посредничеством в трансграничном взаимодействии с Китаем, пассивным государственным подходом к пространственному развитию регионов. Основной вывод состоит в том, что последствиями неэффективной государственной политики на дальневосточном пространстве, привели к отчужденности его приграничных регионов от центральной части страны, росту автаркии, поиску способов выживания населения за счет сырьевого экспорта лесных, рыбных, природноминеральных ресурсов, имеющего теневую и криминальную окраску в трансграничном взаимодействии.
На наш взгляд, учет особенностей развития дальневосточного приграничья как социального пространства, рассмотренных в диссертационной работе, позволяет автору сделать следующие предложения:
1. Федеральный Центр должен сосредоточиться на формировании и развитии опорного каркаса социально — пространственной организации жизнедеятельности населения на Дальнем Востоке страны, так как он не может централизованно планировать все аспекты ее пространственного развитияосуществлять селективную бюджетную поддержку региональных инициатив, проектов, программ. В качестве механизма «запуска» оптимизации социально-пространственной организации не только «сверху», но и «снизу», важно использовать опыт программно-целевого управления, передавая на определенных условиях функции и ресурсы Центра «продвинутым» регионам.
2. Для упорядочения государственной политики в отношении дальневосточного приграничья необходимо законодательно закрепить схему его социально — пространственного развития как подсистемы, обеспечивающей целостность страны, определив параметры создания новых объектов транспортно-коммуникационных и крупных социальных инфраструктур федерального значенияосновные параметры системы расселения и стандарты жизнедеятельности дальневосточного населения. Данная схема должна разрабатываться на основании федерального закона, утверждаться федеральным Правительством и служить алгоритмом координации действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
3. В решении проблем дальневосточного приграничья может быть задействован механизм государственно-частного партнерства, который позволил бы стимулировать инвестиции в социально-экономическое развитие территорий. При пассивном отношении государства и крупного бизнеса к дальневосточному приграничью и по мере исчерпания природных ресурсов многие его территории могут в определенной перспективе стать депрессивными, что приведет к повышенной нагрузке на федеральный бюджет, связанной с их санацией, эвакуацией части населения, и с высокой вероятностью создаст угрозу территориальной целостности страны.
4. В области миграции и расселения необходимо предусмотреть следующие меры государственной политики:
— усиление государственного контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Дальнего Востока иностранных граждан и натурализации мигрантов;
— финансирование мер, направленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т. п.;
— привлечение и закрепление на новом месте жительства иммигрантов определенных категорий (репродуктивный возраст, трудоспособные и имеющие высокий квалификационный уровень по профессиям), представляющих приоритетный интерес с точки зрения перспектив социально-экономического развития России.