Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние годы российская туристская отрасль прошла путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствующих в стране на протяжении многих лет («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям — ЦСТЭ профсоюзов), появилось большое множество децентрализованных фирм. С 1990 года происходит формирование туристского рынка на основе новой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристическои деятельности. 1'
    • 1. 1. Формирование культуры межнационального общения молодежи как научная проблема
    • 1. 2. Сущность и специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической ^ деятельности
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической g^ деятельности
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности ^
    • 2. 1. Изучение современного состояния культуры межнационального общения молодежи
    • 2. 2. Реализация организационно-педагогических условий по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности

Организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особенностью Российского государства является то, что оно исторически сложилось и продолжает существовать как многонациональное государство, что всегда накладывало отпечаток на экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В силу этих исторических обстоятельств проблема национального взаимодействия как на государственном, так и на региональном уровнях имеет для России особое значение.

Россия является полиэтничным, поликультурным, полирелигиозным обществом. В настоящий момент в трансформирующемся поликультурном российском обществе проблема формирования культуры межнационального общения особенно значима в сфере отношений между различными этническими общностями. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур.

Глобальные изменения, происходящие в современном обществе в связи с экономическими и политическими изменениями, привели к нарастанию межнациональной напряженности, обострению национальных конфликтов, в связи с чем актуализируется поиск путей противостояния этой тенденции. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является духовное оздоровление общества, сохранение общенационального единства России, что невозможно без формирования культуры межнационального общения.

Новое мышление, экономические и политические деловые контакты, гуманизм, взаимопонимание, справедливость, милосердие все сильнее реализуются в международных отношениях. В этих условиях культура национального общения — важнейшее средство объединения людей различных народов и наций, их духовного и материального возрождения.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что сегодня необходимо обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Россиивоспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

В процессе культурной модернизации российской действительности выявляются общие закономерности развития коммуникативной культуры, получая реальную объективацию. Культура общения индивида способствует повышению общего характера культуры, выступает детерминацией социального существования, новой формой социального бытия индивидов.

Уникальным и органичным ресурсом в решении задачи формирования культуры межнационального общения является туристическая деятельность, выполняющая функции социальной ориентации и помогающая найти эффективные пути взаимодействия различных культур.

За последние годы российская туристская отрасль прошла путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствующих в стране на протяжении многих лет («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям — ЦСТЭ профсоюзов), появилось большое множество децентрализованных фирм. С 1990 года происходит формирование туристского рынка на основе новой законодательной базы: Конституция РФ (1993), Налоговый кодекс РФ (1996), Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» (1994), Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» (1995), ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996) и др.

Туризм является наиболее эффективным средством удовлетворения культурных и рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных сил, а также является средством духовного, культурного и социального развития личности. Необходимость развития туристической деятельности обусловлена такими качествами молодых людей как активность, восприимчивость к новым идеям, непритязательность.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости определения потенциала туристической деятельности в формировании культуры межнационального общения молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению проблемы межнационального общения посвящено значительное число работ.

Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ традиционной русской культуры, начиная с педагогических трудов Н. Н. Блонского, И. А. Ильина, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, В. В. Розанова, JI.H. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности.

Исследование выстроено на изучении современных теорий, раскрывающих проблемы национального и общечеловеческого в культуре (Г.Д. Грачев, А. А. Григорьева, Ю. В. Бромлей, Т. Ф. Кузина, П. А. Сорокин, Э. А. Орлова и др.), культурно-нравственного развития личности (О.П.Зубец, В. А. Титов, Ю. Н. Лотман и др.) — системы ценностных ориентаций в культуре (АЛ.Гуревич, И. М. Ильинский и др.), взаимосвязи личности и культуры (А.Г.Асмолов, Э. В. Соколов и др.). При исследовании разнообразных аспектов взаимосвязи различных культур мы опирались на работы Л. В. Боровикова, Л. Н. Гумилева, В. Д. Плахова и др.

Концептуальное осмысление культуры общения базируется на исследованиях социологов, философов, психологов, педагогов, посвященных изучению разных слагаемых культуры личности. В современном научнопедагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке понятия «коммуникативная культура»: методологический (Е.В. Бондаревская, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.), мировоззренческий (А.А. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Зимняя, И. Б. Котова, А. А. Леонтьев, Е. И. Рогов, Ю. А. Шерковин и др.), социологический (Т.М. Дридзе, С. И. Самыгин, А. А. Реан, Е. В. Руденский и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, Н. Н. Кохтерев, А. К. Михальская и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г. М. Якушева и др.), духовный (А.И. Солженицын, Э. В. Соколов и др.), что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из различных областей.

В философских работах М. С. Кагана, В. М. Соковнина раскрывается природа общения, в трудах А. В. Резаева — парадигмы общения, И. А. Ильяевой, Е. П. Савруцкой, М. А. Чернышевой — культура общения, Ю. Д. Прилюкапроблема общения в историческом процессе и его значение для развития личности (Е.Г.Злобина), Т. М. Дридзе — общение как образ жизни, Б. А. Родионов — общение как процесс социального взаимодействияэтико-психологические основы общения (В.И. Бакштановский, И. А. Джидарьян, Ю. В. Согомонов, В.А. Чурилов), Н. К. Иконникова, В. П. Конецкая, А. В. Соколов, В. В. Сильвестров — способы общения и деятельности через системный анализ социальной коммуникации.

Настоящее исследование велось в контексте современных теоретико-методологических аспектов социально-культурной деятельности, которым посвящены труды отечественных учёных: А. И. Арнольдова, Л. А. Акимовой, Т. И. Баклановой, Т. Г. Бортниковой, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, Е. В. Литовкина, Б. Г. Мосалёва, B.C. Садовской, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина, Н. Н. Ярошенко и др.

Большое значение для исследования потенциала социально-культурной деятельности в формировании культуры межнационального общения имеют работы И. И. Алпацкого, М. А. Ариарского, Т. Г. Бортниковой, О. С. Газмана,.

Б.С. Ерасова, Ю. В. Китова, В. Т. Лисовского, А. В. Мудрика, B.C. Мухиной,.

A.С. Орлова, Э. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева, Б. А. Трегубова, В. В. Туева и др.

Важнейшими для нашего исследования являлись работы ученых, стоящих у истока краеведения и туризма в России: Б. П. Брюлова, И. М. Гревса,.

B.Г.Розепинаболее современных исследователей: В. Н. Ашуркова, В. Ф. Зуева, Д. Н. Кайгородова, Д. В. Кацюба, М. И. Краймана, Г. Н. Матюшина,.

A.С.Потресова, А. Е. Ставровского, Д. Д. Семенова и др.

Значительное влияние на ход и результаты исследования оказала теория и практика туристско-краеведческой работы, разработанные в научных трудах И. В. Зорина, В. А. Квартального, А.А. Остапца-Свешникова и др.

В своем исследовании мы также опирались на труды М. И. Богатова, Ю. Т. Бородкиной, К. Н. Волкова, А. И. Денисова, И. С. Захарова, П. И. Истомина.

B.В.Кочергина, А. М. Кошелева, А. Г. Нагорного, И. Н. Пилата, М. Н. Ямницкого и др., в исследованиях которых были рассмотрены различные аспекты воспитания в процессе туристической деятельности.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности не решена, здесь имеются перспективы для дальнейших исследований.

Таким образом, нами были выявлены противоречия между:

— актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности культуры межнационального общения молодежи, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;

— потенциальными возможностями сферы туризма и учреждений культуры и досуга в расширении сферы межнационального общения молодежи и сложившейся инертной системой обучения и воспитания, не отвечающей современным требованиям, а также устаревшими формами построения воспитательного и образовательного процессов;

— наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию культуры межнационального общения молодежи и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему, которая состоит в выявлении организационно-педагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

В качестве объекта исследования выступает педагогический процесс формирования культуры межнационального общения молодежи.

Предмет исследования — туристическая деятельности как средство формирования культуры межнационального общения молодежи.

Цель исследования заключается в выявлении и научном обосновании организационно-педагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Задачи исследования:

1. Обосновать сущность и выявить специфику формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

2. Выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

3. Теоретически обосновать и разработать педагогическую модель формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

4. Разработать инструментарий диагностического сопровождения педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

5.Разработать и апробировать авторскую педагогическую программу формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования культуры межнационального общения молодежи будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— использования в педагогическом процессе потенциала туристической деятельности;

— осуществления целевого воздействия на личность при ее активной включённости в туристическую деятельность;

— учете интегративного подхода, включающего аксиологический, гуманистический, социокультурный, личностно-деятельностный, синергитический и др.;

— учете специфики формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности;

— выявления и учете факторов, способствующих оптимизации процесса формирования культуры межнационального общения молодежи;

— учете возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людейосуществление воспитательного процесса с использованием туристической деятельности на основе разработанной нами модели;

— построения педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования является междисциплинарный подход, который основывается наиспользовании отечественных этнологических концепций, достижений философской и педагогической мыслиданных социологических и искусствоведческих исследованийна понимании культуры межнационального общения как важнейшей составляющей духовной жизни личности и государствана идее непреходящей ценности культуры в обновляющемся миреидеях о системе реконструирования личности в контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания JI.C. Выготского, А. Р. Лурия, теории деятельности А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна и др.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ философской, культурологической, научно-педагогической, психологической литературы, имеющихся разработок в социально-культурной сфере;

— анкетирование молодежи;

— констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

— математическая обработка данных.

База исследования. Исследование осуществлялось в 2007;2010 гг. на базе института туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва), Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Тамбовского колледжа социокультурных технологий. В эксперименте участвовали 348 молодых людей.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20 062 010 г. и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (2006;2007 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературе. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования). Были проанализированы и обобщены основные подходы к формированию культуры межнационального общения, разработана модель формирования культуры межнационального общения в процессе туристической деятельности.

На втором этапе (2008; 2009 гг.) проводился социологический опрос молодежи с целью определения сформированности культуры межнационального общения. На данном этапе была разработана и внедрена авторская программа по формированию культуры межнационального общения в процессе туристической деятельности. К тому же были выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности. На основе разработанных критериев в ходе проведенного исследования была выявлена позитивная динамика, которая проявлялась в изменении уровня сформированности культуры межнационального общения молодежи после внедрения разработанной программы.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, выявлена степень реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследованиявыявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи.

На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— расширены педагогические знания о возможностях использования туристической деятельности в процессе формирования культуры межнационального общения молодежи за счет обоснования сущности и специфики этого процесса;

— впервые обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, который определяется особенностями субъектов и объектов деятельности;

— разработана и апробирована теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на процесс формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, включающая: цель, принципы, функции, типы, формы, условия, виды осуществления туристической деятельности и конечный результатразработан инструментарий диагностического сопровождения педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности;

— разработана педагогическая программа формирования культуры межнационального общения молодежи, которая направлена на умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, а также формирование гражданской активности через развитие межэтнической интеграции, на основе демократических ценностей, гражданских прав и свобод, вековых духовных устоев российского общества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности рассмотрен с позиции теории социально-культурной деятельности. В диссертации обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах формирования культуры межнационального общения молодежи. При этом уточнено и конкретизировано понятие «культура межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности», под которой мы понимаем совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий, обеспечивающая в процессе туристической деятельности полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности. Проведен системно-типологический анализ туристической деятельности, позволивший определить ее потенциал в формировании культуры межнационального общения молодежи.

Выявленная сущностная характеристика процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности позволяет развивать социально-культурную активность личности и проводить ее целенаправленное нравственное воспитание в процессе занятий туризмом.

Разработанный инструментарий диагностического сопровождения педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности позволяет объективно оценить эффективность проведенной целенаправленной работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс культуры межнационального общения молодежи.

Результаты исследования обеспечивают работников учреждений социально-культурной сферы научно-обоснованными выводами и рекомендациями по организации педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Разработанная авторская педагогическая программа по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности может послужить основой для совершенствования воспитательного процесса с молодежью в различных сферах общественной жизни.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться. в деятельности государственных и негосударственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ формирования культуры межнационального общения молодежипри разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на федеральном и региональном уровняхв работе центров по организации досуга молодежив системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знанияцеленаправленным анализом педагогической практикиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследованиякомплексным характером опытно-экспериментальной работынепротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследованияпозитивными изменениями в результате реализации программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, представляет собой процесс преобразования личности и ее свойств, предполагающий установку на понимание чужой культуры, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный, компромисс. Понятие «культура межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности», конкретизируется как совокупность специальных знаний, умений и: адекватных им поступков и действий, обеспечивающая в процессе туристической деятельности полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности.

2. Специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности определяется тем, что при знакомстве с традициями и культурой других народов происходит процесс взаимодействия людей в различных сферах познания, передача и воспроизведение информации, реализуемой в межличностных отношениях, что способствует духовному объединению людей различных народов и наций.

3. Процесс формирования культуры межнационального общения молодежи будет происходить наиболее эффективно при соблюдении ряда организационно-пед агогиче ских условий:

— осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в туристическую деятельность;

— учет интегративного подхода, включающего аксиологический, гуманистический, социокультурный, личностно-деятельностный, синергитический и др.;

— построение процесса формирования культуры межнационального общения на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности каждой культуры;

— обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеаудиторной работы;

— учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людейосуществление воспитательного процесса с использованием туристической деятельности на основе предложенной нами модели;

— построение педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

4. Педагогическая модель процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, включающая: цель, принципы, функции, типы, формы осуществления туристической деятельности и конечный результат.

5. Авторская педагогическая программа «Дети Земли» по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, которая развивает способность индивида к эмпатии, этнокультурной толерантности, уважение к своеобразию и уникальности других культур, желание участвовать в диалоге культур.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений: а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г. Тамбове, Москве, Рязани, Омске, Белгородеб) разработка авторской педагогической программы «Дети Земли» и непосредственное участие в ее реализации в Академии культуры и искусств f.

Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, институте туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва) — в) руководство курсовыми проектами в рамках преподаваемых дисциплин: «Проектирование туристических программ», «Основы социально-культурного сервиса и туризма», в институте туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва) — г) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в институте туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва).

Результаты диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях автора общим объемом 4,3 п.л., в виде научных статей, в том числе в 1 статье, опубликованной в научном журнале «Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина», рекомендованного ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.

Выводы по 2 главе.

1. Туризм сегодня выполняет множество функций и удовлетворяет различные потребности в организации досуга населения, это и коммуникативная, и познавательная, и информационная, и оздоровительная функции, что позволяет оказывать позитивное влияние как на отдельную личность, так и на общество в целом.

2. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что у молодых людей, участвующих в эксперименте, уровень сформированности культуры межнационального общения невысок, что обусловило необходимость поиска путей ее повышения.

3. Разработанную нами и апробированную педагогическую программу «Дети Земли», реализующую педагогический потенциал туристической деятельности, можно считать достаточно эффективной по формированию культуры межнационального общения молодежи.

Заключение

.

Глобальные изменения, происходящие в современном обществе в связи с экономическими и политическими изменениями, привели к нарастанию межнациональной напряженности, обострению национальных конфликтов, в связи с чем актуализируется поиск путей противостояния этой тенденции. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является духовное оздоровление общества, сохранение общенационального единства России, что невозможно без формирования культуры межнационального общения.

Новое мышление, экономические и политические деловые контакты, гуманизм, взаимопонимание, справедливость, милосердие все сильнее реализуются в международных отношениях. В этих условиях культура национального общения — важнейшее средство объединения людей различных народов и наций, их духовного и материального возрождения.

Уникальным и органичным ресурсом в решении задачи формирования культуры межнационального общения является туристическая деятельность, выполняющая функции социальной ориентации и помогающая найти эффективные пути взаимодействия различных культур.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости определения потенциала туристической деятельности в формировании культуры межнационального общения молодежи.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности не решена, здесь имеются перспективы для дальнейших исследований.

Цель исследования заключается в научном обосновании потенциала туристической деятельности в формировании культуры межнационального общения молодежи.

Достижение основной цели диссертации было связано с последовательным решением нескольких задач.

6. Исследовать теоретико-методологические подходы к проблеме формирования культуры межнационального общения личности и на этой основе определить специфику и сущность формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

7. Определить организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

8. Разработать теоретическую модель и педагогическую программу формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

9. Осуществить опытно-экспериментальную работу по реализации разработанной модели и педагогической программы формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

10. Для решения первой задачи был осуществлен анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что проблема формирования культуры межнационального общения молодежи является актуальной проблемой и рассматривается разными науками. Туристическая деятельность обладает огромным потенциалом в решении этой проблемы, содействующим формированию мотивов, ценностей, установок и т. п.

На основе анализа вышеизложенного нами была определена сущность процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, представляет собой процесс преобразования личности и ее свойств, предполагающий установку на понимание чужой культуры, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Понятие «культура межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности», конкретизируется как совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий, обеспечивающая в процессе туристической деятельности полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности.

Нами определена также специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности определяется тем, что при знакомстве с традициями и культурой других народов происходит процесс взаимодействия людей в различных сферах познания, передача и воспроизведение информации, реализуемой в межличностных отношениях, что способствует духовному объединению людей различных народов и наций.

Следующая задача состояла в том, чтобы разработать модель процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, включающая: цель, принципы, функции, типы, формы осуществления туристической деятельности и конечный результат.

Разработанная нами педагогическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволила эффективно организовать дальнейшую педагогическую работу.

Теоретический анализ литературных источников потребовал экспериментальной проверки сделанных выводов на практике.

Для решения следующей задачи мы изучали уровень сформированности культуры межнационального общения молодежи.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в течение 20 062 008 гг. и состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в апробации теоретической модели формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Первый этап эксперимента (констатирующий) был проведен в 20 062 007 гг. на базе института туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва), Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Тамбовского колледжа социокультурных технологий. В эксперименте участвовали 348 молодых людей.

В соответствии с задачами исследования, прежде всего, нам было необходимо изучить сформированность культуры межнационального общения испытуемых. Для решения поставленных задач нам надо было подобрать или разработать методики, адекватные задачам исследования.

Диагностика культуры межнационального общения молодых людей осуществлялась по разработанной нами методике «Оценка сформированности культуры межнационального общения», состоящей из 25 вопросов.

На основе анализа полученных данных все участники констатирующего эксперимента условно были поделены на 3 группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры межнационального общения.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что у подавляющего большинства испытуемых, участвующих в констатирующем эксперименте, уровень сформированности культуры межнационального общения был невысоким, что обусловило необходимость поиска путей и средств повышения у данной категории лиц культуры межнационального общения.

Констатация недостаточного уровня сформированности культуры межнационального общения молодежи показала необходимость разработки педагогической программы с использованием потенциала туристической деятельности, так как туризм является мощным средством воздействия на личность.

В формирующем эксперименте принимали участие 87 человек (из числа тех, которые принимали участие в констатирующем эксперименте и изъявили желание участвовать в формирующем эксперименте). Программа была рассчитана на 11 месяцев.

После осуществления целенаправленной педагогической деятельности по разработанной нами программе «Дети Земли» мы провели повторное анкетирование испытуемых с помощью анкеты, применяемой нами в констатирующем эксперименте для изучения уровня сформированности культуры межнационального общения молодежи.

Контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Мы провели сравнительный анализ результатов, полученных в ходе анкетирования, до и после поведения целенаправленной педагогической работы.

Проведенный контрольный эксперимент подтвердил, что у молодых людей, участвующих в экспериментальной работе, уровень культуры межнационального общения повысился, что говорит об эффективности педагогической программы «Дети Земли», что полностью подтверждает выдвинутую ранее гипотезу исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1989. -243 с.
  2. , Н.И. Социологический словарь / Н. И. Аверкромби и др. М.: Экономика, 2000. — 428 с.
  3. , Л.К. Управление общением: теория и практика для социального работника: Учебное пособие / Л. К. Аверченко.- М.: ИНФРА-М, 1999.-216 с.
  4. , Г. М. Функционирование крупнейших городов мира как объектов туризма. / Г. М. Адиянц, Т. И. Дубинина, А. О. Яворская. М., 1997. -С. 142.
  5. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  6. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сборник статей. М.: МГУК, 1995. — 121 с.
  7. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. Вып. 1−9./ Научн. Ред. Зорин, И.В. -М.: РМАТ, 1999. 318 с.
  8. , И.И., Григорьева, Е.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / И. И. Алпацкий. Тамбов: 2009. — 112 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1969.-339 с.
  10. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000.-412с.
  11. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998.-376 с.
  12. Античные риторики. / Под редакцией А.А.Тахо-Годи.- М.: Изд-во МГУ, 1978.-352 с.
  13. , О.Н. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства / О. Н. Арестова, И. А. Пахомов // Вопросы психологии. 2002. № 2. — С. 12−19.
  14. , А.И. Человек и мир культуры / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 273с.
  15. , В.И. Этика успеха. Введение в доктрину /
  16. B.И.Бакштановский, Ю. В. Согомонов, В. А. Чурилов. Тюмень-«Югра"-Москва, 1996, — 134 с.
  17. , И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов.- М.: Финансовая статистика, 1999. 176 с.
  18. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 444 с.
  19. , Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д.Белл. М.: Академия, 1999. — 783 с.
  20. , B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1991.- 412 с.
  21. , М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения / М. Битянова // Школьный психолог. — 2000. -№ 27.1. C.27−62.
  22. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев.- М.: МГУ, 1982. 199 с.
  23. , А.А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. — 256 с.
  24. , А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 135 с.
  25. , М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Боднева // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976. С. 144−171.
  26. Бор, Н. Жизнь и творчество. Сборник статей / Н.Бор. М.: Наука, 1967.-344 с.
  27. , А.Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов.-М.: 1998.-184 с.
  28. , С.В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме. / С. В. Бородавкин // Вопросы философии.- 2004.- № 5.- С. 163−176.
  29. , А.А. К теории коммуникативного воздействия// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /
  30. A.А.Брудный. М.: Наука, 1977. — С.32−49.
  31. Л.Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Л., 1989.
  32. , Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева.- М.: Мысль, 1978.-216 с.
  33. , Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т. М. Буякас // Вопросы психологии, 2002.- № 2. С. 9−18.
  34. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: психология человеческих взаимоотношений / Э.Бэрн.- Екатеринбург: Литур, 2000. 573 с.
  35. , С.А. Психология коммуникативной активности: Учебное пособие для спецкурса / С. А. Васюра.- Ижевск: Издательский дом „Удм. Унт“, 2000.- 84 с.
  36. , М. Избранные произведения / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990.- 804 с.
  37. , В.И. О деловой этике и этикете / В. И. Бенедиктова.-М.: Фонд „Правовая культура“, 1994.- 176 с.
  38. , Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин,
  39. B.Г.Костомаров. М.: Русский язык, 1983.- 269 с.
  40. , А. А. Проведение учебно-тренировочных занятий по туризму: Учебное пособие / А. А. Водоходов, Г. М. Терещенко. Алма-Ата: КазИФК, 1985. — 80 с.
  41. Волгоградский областной комитет государственной статистики. Записка о деятельности туристических фирм в 2000 году. Волгоград, 2001. — С. 14.
  42. , О.В. Аспекты развития коммуникативной культуры личности / О. В. Вологдина // Вестник Удмуртского университета, 1999. № 10.-С.181−185.
  43. , Г. Г. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. М.: Молодая гвардия, 1990. — 256 с.
  44. , Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. -М.: Молодая гвардия, 1988. 304 с.
  45. , Л.И. История туризма / Л. И. Воронкова. М: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2001.-С 5.
  46. Всеобщая декларация о культурном разнообразии, ноябрь 2001. www.unesco.org/cul^re/pluralism/diversity/htmleng/indexenshml
  47. , Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. Под ред. и со вступительной статьей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН СССР, 1956. — 512 с.
  48. Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб.: СПб Ун-т, 1996.-92 с.
  49. , Д.М. Коммуникативные способности субъекта / Д. М. Гаджикурбанов. Ижевск: Удм. Ун-т, 2001.- 152 с.
  50. , Г. М. Управляемость культурой. и управление культурными процессами / Г. М. Галуцкий. М: 1998. — 464 с.
  51. , Г. Феноменология духа. Пер. под ред. Э. Л. Родлова / Г. Гегель.- СПб.: Спб. Философ. Общество, 1913.- 376 с.
  52. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез // Иностранный язык в школе, 1985.- № 2.- С.17−24.
  53. , И.Н. Невербальные компоненты коммуникации /
  54. И.Н.Горелов. М.: Наука, 1980.- 104 с.
  55. , Н.Н. Туристско-краеведческий разновозрастный коллектив. / Н. Н. Готальский //Сб.матер. Всесоюз. научн.-практ. конф. М., 1988.-С 101−102.
  56. , Ю.В. Семейный туризм / Ю. В. Гранилыциков. -М.: Профиздат, 1983. 112 с.
  57. , Т.Г., Попков, В. Д., Садохин, А. П. Основы межкультурной адаптации. М.: ЮНИТИ, 2003. — 352 с.
  58. , В.Г. Туризм: экономическое и социальное развитие /
  59. B.Г.Гуляев. М., 2003. — С. 82−83.
  60. , В.Г. Организация туристской деятельности: Учеб. пособие / В. Г. Гуляев. М.: Финансы и статистика, 1996. — 158 с.
  61. , В.Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1979. — 264 с.
  62. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Изд-во Ленинградского университета, 1985.
  63. , М. Культурный шок от туризма . / М. Жукова, Е.Кнышова. // Туризм. Практика, проблемы, перспективы. — 2000. № 6. —1. C.17−21.
  64. , И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. Диссертация кандидата педагогических наук / И. И. Зарецкая -М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  65. , Н.С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин. -М.: Наука, 1980.-303 с.
  66. , В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В. В .Знаков // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. С. 45−54.
  67. , В.В. Психология понимания в познании и общении/ В. В. Знаков.- М.: Политиздат, 1983. 178 с.
  68. , Р. Социальное влияние / Р. Зимбардо, М.Ляйппе. -СПб.: Питер, 2000.- 448с.
  69. , Н.Б. Информационная культура личности / Н. Б. Зиновьева.- Краснодар, 1996. 149 с.
  70. , И.В. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М. Афины: INFOGROUP, 1994.-280 с.
  71. , И.В. Туристский терминологический словарь / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. -М.: Сов. Спорт, 1999. -410с.
  72. , И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
  73. А.А. Справочник работника гостиничного хозяйства / А. А. Зубков, С. И. Чибисов. М.: Высшая школа, 1988. — 272 с.
  74. , И.Н. О социокультурной стилизации личности / И. Н. Иванова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. — С. 176−187.
  75. , И. А. Культура общения: опыт философско-методического анализа / И. А. Ильяева. Воронеж, 1989. — 167с.
  76. , Н.К. Социальная коммуникация: понятие, символическое содержание / Н. К. Иконникова // Личность. Культура. Общество.- 2001.- Т. З. Выпуск 9. С.41−51.
  77. , Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н. К. Иконникова // Социологические исследования.- 1995. № 11.- С. 26−34.
  78. , Е.Н. Туризм — путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов / Е. Н. Ильина. — М.: РМАТ, 1998.-318 с.
  79. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып.4. / Под научн. ред. А. Д. Жаркова. — М.:Изд-во МГУКИ, 2003. 153 с.
  80. , Н.М. Детско-подростковые психические расстройства / Н. М. Иовчук. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 80 с.
  81. , Н.И. Менеджмент туризма / Н. И. Кабушкин. Минск: Новое знание, 2002. — 409 с.
  82. , М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.- 315 с.
  83. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1984, — 328 с.
  84. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям: Сборник /Сост. В. Е. Хруцкий М.: Политиздат, 1992.- 509 с.
  85. Канн-Калик В. А. Грамматика общения / В.А.Канн-Калик.-Грозный: Чеч.-Инг, 1988. 68с.
  86. , Г. В. Этническое самосознание и традиции. — Тбилиси: 1984.
  87. , Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. — С.2−36.
  88. , В.А. Иностранный туризм.- М.: Финансы и статистика, 1999. 143 с.
  89. , В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 192 с.
  90. , В.А. Туризм: Учебник / В. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 320 с.
  91. , В.Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. М.: Академический проект, 2000. — 314 с.
  92. , Т.Г., Красильииков Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1995. — 136 с.
  93. , Т.Г. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сборник статей. — М.: МГУК, 1995.-С. 4−15.
  94. , Е.А. Развивающийся человек в мире профессии / Е. А. Климов. Обнинск. 1992. — 47с.
  95. , Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дис.. канд. психол. наук: СПб.: С.-Петербургский ун-т, 1995. — 16 с.
  96. , Т.Е. Коммуникативная культура и ее экспертиза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУПМ, 1996.- 16 с.
  97. , В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки / В. З. Коган. Новосибирск. Изд-во Новосибирского ун-та, 1991. — 320 с.
  98. , В.З. Человек в потоке информации / В. З. Коган. -Новосибирск. Наука, 1981. 175 с.
  99. , О.Н. Культура в жизни общества / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. — С. 102−119.
  100. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  101. , В.П. К обоснованию категорий и единиц социальной коммуникации / В. П. Конецкая // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. 1996.- № 1. С.34−43.
  102. , В.П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  103. , Н.В. Формирование стиля разрешения трудностей в условиях неправильного воспитания / Н. В. Конончук // Вопросы психол огии.-1985. № 3. — С. 48−54.
  104. , Ф. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж.Мейкенз. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
  105. Культура и развитие человека. Очерк философско-методологических проблем. / Под ред. В. П. Иванова. Киев. Наук думка, 1989. -320с.
  106. Культура: теории и проблемы. / Сост. Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев. М.: Наука, 1995. — 275 с.
  107. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. / Под науч. редакцией В. М. Чижикова. М., 1998. — 103 с.
  108. Культурное пространство путешествий. 8−10 апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб: Центр изучения культуры, 2003. 350 с.
  109. , В.А. Апология человеческого. / В. А. Кутырев //Вопросы философии.- 2003. № 1. — С. 63−75.
  110. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. / В. А. Кутырев.- Н. Новгород, 1994.- 200 с.
  111. , К. Теория поля в социальных науках / К.Левин. СПб.: Речь, 2000. — 364 с.
  112. , В.А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980.-360 с.
  113. , А.А. Деятельность и общение / А. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1979.- № 1.- С. 121−132.
  114. , А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365 с.
  115. , Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания / Э. Э. Линчевский. Л.: Знание, 1982. — 256 с.
  116. Е.В. Путешествие как конструирование реальности: социокультурный и психологический аспекты // Культурное пространство путешествий.8−10 апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб.: Центр изучения культу ры. 2003. С.260−262.
  117. , Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и ееразвитие в профессиональной деятельности: дис. канд. педаг. наук. — Ростов-на-Дону. 2000. 143 с.
  118. , Е.С. Теория культуры и современная наука / Е. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  119. , В.М. Культура и история / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  120. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 272 с.
  121. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.
  122. Менеджмент туризма. Туризм как объект управления: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 302 с.
  123. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 320 с.
  124. , С.В. Туризм для всех. М.: Знание, 1988. — 100 с.
  125. , Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации / Ю. И. Мирошников. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 160 с.
  126. , Л.И. Социология культуры: Учебное пособие / Л. И. Михайлова. М.: Фаир пресс, 1999. — 192 с.
  127. , А. Социодинамика культуры / А.Моль. М.: Прогресс, 1973.-406 с.
  128. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников /
  129. A.В.Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  130. , А.В. Философия информации / Научно-техническая информация.- 2000. № 2. — С.57−62.
  131. Новая философская энциклопедия. В 4 т. /Рук. проекта
  132. B.С.Степин, Г. Ю. Семигин. Т. 2. М.: Мысль, 2001.-635 с.
  133. , Н.Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.- 151 с.
  134. Они, И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат: „Человек“, 1991.- 190 с.
  135. , И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1994. — 147 с.
  136. Основы межкультурной коммуникации. /Ред. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. М.: Юнити, 2002.- 352 с.
  137. Основы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. СПб.: Лань, 2002.- 224 с.
  138. , Я.Е. Научно-практический комментарий Закона „Об основах туристической деятельности в Российской Федерации“. М., 1998. -С. 34.
  139. , Б.Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин СПб.: Изд. Михайлова В. А., 1999.-301 с.
  140. , П.С. Туризм и экскурсии. — М.: ЦРИБ „Турист“, 1982. 272 с.
  141. , Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1989.- 216 с.
  142. Пиз, А. Язык телодвижений. Н. Новгород. Совм. Рос.-австр. Предприятие „Ай Кью“, 1992.- 262 с.
  143. , В.Ю. Организация и проведение туристских походов. -М: Профиздат, 1987, 224 с.
  144. , Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. М.: Киев Ваклер, 2001. — 348 с.
  145. , Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов.- М.: Рефл-бук, 2001.- 656 с.
  146. , Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме.- Киев: Наук. думка, 1985. 192 с.
  147. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма: Сб. докладов и тезисов сообщений 1-й Всероссийской научно-практической конференции23.25 марта 1997 г. / Научн. ред. И. В. Зорин. -М.: РМАТ, 1997. 256 с.
  148. , А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  149. , А.В. Парадигмы общения: взгляд с позиции социальной философии / А. В. Резаев.- СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 1993.- 210 с.
  150. , Э. Коммуникации в организациях / Э. Роджерс, Р.Роджерс.- М.: Экономика, 1980. 175 с.
  151. , Б. А. Актуальные проблемы социальной коммуникации/ Б. А. Родионов // Вестник Удмуртского университета. 1999. -№Ю.-С. 58−59.
  152. , Б.А. Коммуникация как социальное явление / Б. А. Родионов. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Ун-та, 1984. — 144 с.
  153. , Л.И. Наследия Нижнего Поволжья. / Савельева, Л.И., Бесчастная Л. Н., Поляков А. В. Волгоград, 1998. — С. 5.
  154. , И. И. Новая жизнь на марше. Сталинский туризм как „практика пуги“ /ЮНС. 1996.- №-4.- С 163−172.
  155. Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., Новая школа, 1995.
  156. , В. Б. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг / В. Б. Сапрунова. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 312 с.
  157. , В.В. Культура. Деятельность. Общение / В. В. Сильвестров. М.: Росспэн, 1998.-480 с.
  158. , В.В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. М.: Изд-во Всесоюзного заочного политехнического института, 1990. — 242 с.
  159. , К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, П. Когделл // Человек. 1993. № 3. — С.52−55.
  160. Современные технологии социально-культурной деятельности. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 504с.
  161. , А.В. Метатеория социальной коммуникации /
  162. А.В.Соколов.-СПб.: Российская национальная библиотека, 2001.-352 с.
  163. , А.В. Общая теория социальной коммуникации/ А. В. Соколов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 459 с.
  164. , А.В. Социальные коммуникации: Учебное пособие/ А. В. Соколов. М.: НПО Профиздат, 2001.-221 с.
  165. , В.М. Социология нравственного развития личности/ А. В. Соколов. М.: Политиздат, 1986. — 240 с.
  166. , Э.В. Введение в психоанализ: социокультурный аспект/ Э. В. Соколов. СПб.: Лань, 1999.- 215 с.
  167. , Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Л.: Наука, 1972.-227 с.
  168. , Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры/ Э. В. Соколов. Л.: ЛГНК, 1989. — 83 с.
  169. , Р.В. Коммуникативная деятельность личности: социально-философский анализ: дис.. канд. философ, наук. — Ижевск, 2002. 151 с.
  170. , П.Л. Основы искусства речи / П. Л. Сопер.- М.: „Яхтсмен“, 1995.-416 с.
  171. , П.А. Социальная и культурная мобильность / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 125−138.
  172. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Науч. ред. Т. Г. Киселёва, Ю. А. Стрельцов. — М.: МГУК, 1996.-147 с.
  173. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей под ред. Т. Г. Киселёвой, Б. Г. Мосалёва, Ю. А. Стрельцова. М.: МГУКИ, 2000. — 85 с.
  174. Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы общения. М.: АОН при ЦК КПСС, 1981. — 101 с.
  175. , Н.Р. К проблеме соотношения категории „культура“ идеятельность» / Н. Р. Ставская, Э. И. Комарова, И. И. Булычев // Культура как целостное явление: проблемы и методология изучения: Сборник научных трудов.-Л., 1983.-189 с.
  176. , В. Туризм сегодня / В. Степанова // Тамбовский курьер. 2006. — 9 января. — № 2. — С. 10.
  177. , Ю.А. Социокультурная деятельность на современном этапе: тенденции и перспективы развития // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник, № 3 4. — М.: МГУК, 1998. — С. 64−73.
  178. , Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики. М.: МГУКИ, 1999. — 200 с.
  179. , П.Р. Намерение и конвенция в речевых актах / П. Р. Стросон // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Вып. 17.- 1986.- С. 131−150.
  180. , В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие / В. Я. Суртаев. М., 1993.
  181. , В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В. Я. Суртаев. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 31−41.
  182. , Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности: методологический аспект / Г. С. Трофимова.- Ижевск. Купол, 2000. 89 с.
  183. Указ Президента РФ от 25.04.1994 года № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». // Собр. законадат. РФ. 1994. — № 30. — С. 159 — 176.
  184. , А.К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. — М.: Мысль, 1990.-334 с.
  185. , Г. С. Очерки истории российского туризма.- СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000. — 182 с.
  186. , К.А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии / К.А.
  187. Феофанов // Социологические исследования.- 1997.- № 3.- С. 48−52.
  188. , К.А. Социология организаций Никласа Лумана: коммуникация власти и доверия / К. А. Феофанов // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С. 126−128.
  189. Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М. С. Кагана. СПб.: Лань, 1998.- 448 с.
  190. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1987. 590с.
  191. Философский словарь Владимира Соловьева /Сост. Беляев Г. В. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 462 с.
  192. А.Я. Массовая культура и се социальные функции // ОНС. 1998. -№ 6. -С. 144−146.
  193. , Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении / Н. И. Формановская. М.: Знание, 1989. — 160 с.
  194. , Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализа речевого общения, лингвистике, риторике / Д. Франк // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986. — С. 363−373.
  195. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю.Хабермас. СПб.: Наука, 2000.- 383 с.
  196. , Ю. Будущее человеческой природы / Ю.Хабермас.-М.: Весь мир, 2002. 144 с.
  197. Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995
  198. , Э. Теория личности / Э. Холл, С.Кэлвин. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 590 с.
  199. , Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира/ ред.Н. В. Топоров. М.: Наука, 1990. — 203 с.
  200. , С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения / С. В. Чугров // Мировая экономика и Международные отношения. 1993. — № 1. — С.41−53.
  201. , С.В. Имидж учреждения культуры / С. В. Чурилова //
  202. Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. — № 4. — С.27−35.
  203. , Г. Ф. История туризма. Минск: ИП «Экоперспеатива», 1999. — 105 с.
  204. , А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973.-343 с.
  205. , Т. Социальная психология / Т.Шибутани. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  206. , О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: дис. канд. педаг. наук. Сургут. 1997. — 129 с.
  207. , Г. Г. Философские этюды /Г.Г. Шпет. / Ред. А. А. Яковлев. -М.: Прогресс, 1994. 370 с.
  208. , Г. Л. Интеллект и коммуникация / Г. Л. Щедровицкий // Вопросы философии.- 2004. № 3. — С. 170−183.
  209. , Я. Элементарные понятия социологии / Я.Щепаньский. М.: Наука, 1969. — 300с.
  210. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 408 с.
  211. Экономика современного туризма / Под ред. Г. А. Карповой. — СПб.: Герда, 1998.-405 с.
  212. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е. И. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1933. — 780с.
  213. , Б.Г. О человеке, его природе и его будущем. / Б. Г. Юдин // Вопросы философии.- 2004. № 2. — С. 16−21.
  214. , В.А. Изменения в идентификации личности / В. А. Ядов // Альтернатива социальных преобразований в Российском обществе в 19 911 994 гг.- М.: 1995. С.95−97.
  215. , В.А. Социальная психология: становление научной дисциплины / В. А. Ядов // Социологические исследования, — 1981, — № 3.-С.201−207.
  216. , Л.П. Язык и его функционирование / Л.П.
  217. Якубинский // Избранные работы./ Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. 205 с.
  218. , Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие / Н. Н. Ярошенко.- Изд. 2-е, испр. и доп. Москва, 2004 — 108 с.
  219. , Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / Науч. ред. Т. Г. Киселева, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2001. С.25−39.
  220. , Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000. -204 с.
  221. , К. Всемирная история философии. (Пер. с нем. К.В.Лошевский) / КЛсперс.- СПб.: Наука, 2000.- 272 с.
  222. Berry, J.W. Psychology of acculturation: Understanding individuals moving between cultures // R.W.Brislin (Ed.) Applied cross-cultural psychology. L., 1990. P. 232−253.
  223. Graburn H. H. Barthel-Bouchier D. Relocating the Tourist//lnternational Sociology. 2001. Vol. 16(2). P. 148.
  224. Clifford J. Routes Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge, 1997.-P.24.
  225. Culler J. Semiotics of Tourision // American Journal of Semiotic, 1981.-№ l.P. 127.
  226. Horenczyk, G. Migrant identities in conflict: Acculturation attitudes and perceived acculturation ideologies // G.M.Breakwell, E. Lyons (Eds.) Changing European identities: Social psychological analyses of social change. Oxford, 1996. P. 241−250.
  227. Kozulin, A., Venger, A. Immigration without adaptation: the psychological word of Russian immigrants in Israel // Mind, Culture and Activity, 1994. P. 230−238.
  228. Maccannell D Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in
  229. Tourist Setting// American Journal of Sociology. 1979. — № 3. — P. 591.
  230. M.W. & Rubin R.B. Development of a communication flexibility measure// Southern Communication Journal. 1994. — V.59. -P.171−178.
  231. Mendoza, R.H. Acculturation and sociocultural variability // J. Martinez and R. Mendoza (Eds.) Chicano psychology. Oriando: Academic Press, 1984.
  232. Rojek C. Indexing, Dragging and the Social Construction of Tourist Sights //Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. London: Routledgc, 1997. P. 70−71.
  233. Urry J. Ihe Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. London: Sage 1990. P. 2.
  234. B.H. & Hurt H.T. The measurement of interpersonal skills in instructional contexts // Communication Education. 1987. — V.36.
Заполнить форму текущей работой