Административное правонарушение: понятие и признаки
Неосторожность, в свою очередь, может проявляться как: 1) небрежность, когда правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела; 2) самонадеянность, когда правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий. Кроме вины как основного… Читать ещё >
Административное правонарушение: понятие и признаки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Административные правонарушения — достаточно распространенный вид юридических проступков, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения.
Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие либо бездействие, запрещенное нормой права. Виновность, означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или по неосторожности). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с проявлением воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости. Наказуемость означает, что только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок. Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, т. е. являются антиобщественными (признак общественной опасности).
Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.
Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом.
Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественные отношения в области предпринимательской деятельности, финансов, таможенного дела и др.
Объективная сторона административного правонарушения —.
это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как, каким способом, когда, где, с помощью каких средств совершено правонарушение?
Объективная сторона характеризуется противоправным действием или бездействием. При квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.
Субъект административного правонарушения — это индивид или организация, совершившие административное правонарушение.
Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило). Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица. Выделяют специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, иностранец и т. д.); особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы).
Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель.
Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Различают такие формы вины как умысел и неосторожность.
Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).
Неосторожность, в свою очередь, может проявляться как: 1) небрежность, когда правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела; 2) самонадеянность, когда правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.
Кроме вины как основного признака в субъективную сторону правонарушения включаются также: мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение); цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).
Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность названных юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию.