Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональных компетенций специалистов на основе автоматизированного обучающего комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Инновации в высшем образовании определяются государственной политикой, одним их важных приоритетов которой является информатизация всех сфер военно-профессиональной деятельности. Практика модернизации высшего военного образования свидетельствует о том, что с помощью традиционных средств обучения и контроля все сложнее решать задачи подготовки современных офицерских… Читать ещё >

Содержание

  • Ведение.'
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Специфика формирования профессиональных компетенций при подготовке военных специалистов
    • 1. 2. Пути повышения мотивации в процессе обучения общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение»
    • 1. 3. Виды и формы повышения эффективности обучения общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение» с использованием информационных технологий
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ВУЗЕ
    • 2. 1. Создание учебно-информационной среды в процессе обучения общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение» с использованием АОК
    • 2. 2. Принципы и подходы к построению дидактической модели формирования профессиональных компетенций при обучении общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение»
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" НА ОСНОВЕ АОК
    • 3. 1. Структурно-логическое содержание АОК общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» при подготовке курсантов
    • 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка формирования профессиональных компетенций при обучении общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение» на основе АОК
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение» при использовании АОК

Формирование профессиональных компетенций специалистов на основе автоматизированного обучающего комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Инновации в высшем образовании определяются государственной политикой, одним их важных приоритетов которой является информатизация всех сфер военно-профессиональной деятельности. Практика модернизации высшего военного образования свидетельствует о том, что с помощью традиционных средств обучения и контроля все сложнее решать задачи подготовки современных офицерских кадров. Направления решения проблемы интенсификации обучения и воспитания в военном вузе определены Федеральной программой «Система военного образования в России». В соответствии с ней и с приказом МО РФ № 80 от 2003 года, а также с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования в военных вузах значительно возросла роль обучения с использованием компьютерных информационных технологий.

Значительный вклад в теорию и практику использования информационных технологий обучения (компьютеризацию обучения) внесли многие ученые: В. П. Беспалько, А. П. Ершов, В. А. Извозчиков, В. М. Коровин, А. В. Могилев, П. Н. Лебедев, Е. И. Машбиц, АЯ. Савельев, Шенк Р. и др. В их исследованиях рассмотрены пути и способы повышения эффективности обучения с использованием современной вычислительной техники, проблемы компьютеризации естественнонаучных дисциплин, предложены классификации педагогических программных средств и т. п. В трудах Е. П. Велихова, В. А. Бодрова, B.C. Ледне-ва и других решались вопросы использования вычислительной техники в обуь ш чении общепрофессиональной дисциплине (ОПД), применения этой техники для моделирования процессов и явлений, составления контрольных работ, решения задач и проведения количественных расчетов, разработки программных средств самоконтроля и стандартизированного контроля знаний, компьютеризации педагогического эксперимента.

Проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что ис-# пользование новых информационных технологий позволяет студенту лучше понимать характер изучаемого курса, активно включаться в процесс усвоения его содержания, самостоятельно вести мониторинг получаемых знаний, умений и навыков. Со своей стороны, преподаватель может адаптировать программные средства в соответствии с конкретными целями обучения, оперативно и объективно выявлять уровень освоения учебного материала студентами.

Однако, что касается использования новых информационных технологий в курсах общепрофессиональных дисциплин, в частности, «Материаловедения» в военном вузе, то здесь решены далеко не все теоретические и научно-методические вопросы. Можно констатировать рассогласование между потребностями военного вуза в использовании информационных обучающих технологий на базе компьютера и недостаточной разработанностью соответствующих теории и методики обучения.

Возникает вопрос, на какой из современных подходов следует опираться, чтобы устранить это рассогласование и тем самым повысить качество преподавания общепрофессиональных дисциплин? Одним из актуальных и наиболее перспективных в этом отношении является компетентностный подход, направленный на формирование у будущих специалистов ключевых и целого ряда собственно профессиональных компетенций.

Сказанное обусловило выбор темы исследования: «Формирование профессиональных компетенций специалистов на основе автоматизированного обучающего комплекса».

Как отмечается в литературе, появлению компетентностного подхода в образовании развитых стран во многом способствовала именно его широкая компьютеризация. Особенно актуальным «компетентностное образование» стало в ситуации информационного взрыва, когда на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение относительно ее использования. В то же время среди ученых не прекращаются дискуссии относительно основных терминов «компетенция» и «компетентность». Термин «профессиональная компетенция» трактуется и как умение актуализировать накопленные знания и умения, и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций, способов, средств достижения намеченных целей (С.Я.Батышев, В. С. Безрукова, Ю. Г. Татур и др.), и совокупность требований к обязательному решению профессиональных вопросов и задач, опирающихся на базовую квалификацию специалиста (В.И.Местечкин), и интеграция знаний умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, то есть с конкретной реальной действительностью (А.Шелтен, О. Н. Шахматова и др).

По мнению Э. Ф. Зеера, обучение компетенциям возможно только в условиях реализации знаний и умений на практике. При этом целостным результатом образования выступают не просто профессиональные, а социально-профессиональные компетенции — личностное, интегративное, качество, проявляющееся в способности решения стандартных и особенно нестандартных, творческих задач, возникающих в многообразных социальных и профессиональных ситуациях (И.А.Зимняя).

Таким образом, можно принять точку зрения, что сформированные у будущего специалиста профессиональные компетенции — это личностные качества, способности, знания, умения и навыки как предпосылки его компетентного действия и поступка. Будучи актуализированными на практике, они становятся компетентностями того или иного уровня.

Предложены разные классификации компетенцийсогласно одной из них (А.В.Хуторской) выделяются: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Информационная компетенция означает, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиои видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) специалист может и умеет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую инфор-^ мацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

На основании изложенного определена цель исследования — обоснование путей и способов формирования с использованием автоматизированного обучающего комплекса профессиональных компетенций будущих военных специалистов.

Работа выполнена в рамках НИР ГБ 2001.05 № гос.рег. 1 970 000 497 «Разработка инновационных технологий профессионального образования».

Объектом исследования является формирование профессиональных компетенций будущих военных специалистов.

Предмет исследования: дидактические условия формирования профессиональных компетенций военных специалистов с использованием автоматизированного обучающего комплекса (на материале общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение»),

Гипотеза. Процесс формирования профессиональных компетенций курсантов на основе автоматизированного обучающего комплекса при изучении ими общепрофессиональной дисциплины будет успешным при условиях: а) реализации специально разработанной дидактической модели такого формированияб) использования научно-обоснованной программы обучения общепрофессиональной дисциплинев) выбора дидактических средств, адекватных целям формирования профессиональных компетенций в курсе «Материаловедение».

В соответствии с целью, предметом и гипотезой сформулированы следующие основные задачи исследования:

• провести теоретический анализ современных подходов к формированию у будущих специалистов профессиональных компетенций с использованием информационных технологий в системе высшего образования, в том числе военного;

• разработать дидактическую модель формирования на основе автома- ¦ тезированного обучающего комплекса профессиональных компетенций курсантов военного вуза при обучении общепрофессиональной дисциплине (ОПД);

• разработать научно-обоснованную программу обучения общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение» на основе автоматизированного обучающего комплекса (АОК);

• определить дидактические средства формирования профессиональных компетенций с использованием такого комплекса;

• спроектировать и провести опытно-экспериментальное обучение, направленное на формирование профессиональных компетенций при обучении общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение»;

• провести количественную и качественную обработку и обобщение результатов опытно-экспериментального обучения, сформулировать основные обобщения, выводы и практические рекомендации.

Теоретические и методологические основы исследования: методология комплексного педагогического исследования (Ю.К. Бабан-ский, Н. В. Кузьмина, В. Я. Якунин и др.) — теоретические основы профессионального образования (С.Я. Батышев, Б. С. Гершунский, Ю. В. Колесников, П. Н. Новиков и др.) — теория моделирования образовательных процессов (В.И. Загвязинский, A.M. Сохор, М. Э. Омельяновский, К.Б. Малышев) — системный подход к проблемам совершенствования образовательных процессов (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В.Я. Сквир-ский и др.) — концепция гибкого профессионального образования, основанная на модульном подходе (С.Н. Постлезвайт, П. И. Третьяков, С. Я. Батышев, В.Г. Гуль-чевская, П. А. Юцявичене и др.) — теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н. Н. Нечаев, Н. Ф. Талызина, А. И. Подольский и др.) — теория структурирования и логической организации дидактического материала (И.Д. Зверев, Г. Н. Сериков, А. М. Сохор, В.Ф. Шаталов) — теория контекстного обучения (А.А.Вербицкий) — научные труды по проблемам профессиональной подготовки военных специалистов (А.В. Барабанщиков, Л. Ф. Железняк, В. Н. Герасимов, В. Г. Михайловский, В. М. Коровин, ПА. Корчемный, Н.Ф. Феденко).

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, анализ профессионально-ориентированных программ и действующего АОК для курсантов на примере ОПД «Материаловедение" — изучение деятельности преподавателей и обобщение их педагогического опытаэмпирические методы (анкетирование, наблюдение, интервьюирование) — опытно-экспериментальное обучение, выступившее основным методом исследования. Использовались также статистические методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище, Воронежский государственный технический университет, Военная академия воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова г. Тверь.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2000 года по 2005 год на базе кафедры изыскания и проектирования аэродромов Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища и охватило курсантов 1−4 курсов.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) проводился теоретико-методологический анализ проблемы исследования, учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы по технологии обучения ОПД «Материаловедение». Изучалось состояние подготовки военных инженеров к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Был обобщен опыт передовой педагогической практики по использованию информационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, определить основные цели и задачи.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) разрабатывалась и апробировалась программа обучения и требования комплексного подхода к построению модели обучения с позиций совершенствования информационно-компьютерной подготовки военного инженера, проводились наблюдения организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и определялись возможности ее активизации. Разработана дидактическая модель проведения занятий по общепрофессиональным дисциплинам. Систематизированы репродуктивные методы подготовки курсантов по ОПД «Материаловедение». Подготовлена программа в среде Delphi 5 с интегрированной оболочкой и специальными средствами навигации для просмотра, проведен первый этап педагогического эксперимента, осуществлен качественный и количественный анализ промежуточных результатов.

По результатам проведения опытно-экспериментального обучения получена оценка эффективности, с помощью разработанных автоматизированных систем контроля и новой технологии обучения ОПД в процессе формирования профессиональных компетенций.

На третьем этапе (2003 — 2005 гг.) завершена экспериментальная работа, обобщены результаты опытно — экспериментального обучения ОПД «Материаловедение». Проведена обработка и анализ полученных результатов, внесены коррективы в разработанные программные средства, дополнена справочная база данных по основным физико-механическим характеристикам строительных материалов, произведено уточнение теоретических положений в разработке электронного учебника по «Материаловедению», оформлена диссертация.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Обоснованность полученных результатов обеспечена четким определением проблемы, задач и предмета исследования, методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, последовательной реализацией методологических и теоретических основ, адекватностью методов исследования его целям и задачам.

Достоверность научных результатов диссертационной работы, правильность конкретных выводов, степень их адекватности подтверждены экспериментальной проверкой, использованием статистических методов обработки данных.

Положения, выносимые на защиту.

• Дидактическая модель обучения общепрофессиональной дисциплине с использованием автоматизированного обучающего комплекса, построенная на принципах системности, личностной ориентированности, профессиональной направленности, проблемности, автономности, педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных технологий, ориентации на конкретных обучающихся, приближения обучения к условиям профессиональной деятельности. Подобная модель позволяет обосновать, в соответствии с целями обучения, выбор методов, средств и форм обучения, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций у курсантов.

• Программа обучения общепрофессиональной дисциплине «Материаловедение» на основе автоматизированного обучающего комплекса^ включающая граф-перечень учебных элементов, видеои мультимедийные системы обучения, виртуальную среду, структуру общих требований, предъявляемых к обучению такой дисциплине.

• Дидактические средства обучения общепрофессиональной дисциплине на основе автоматизированного обучающего комплекса, включающие: блочно-модульную систему (обучающий, тестирующий, рейтинговый блоки) — учебные алгоритмы, разработанные на основе профессиональных видов деятельности и представленные в виде совокупности схем общей ориентировки и последовательности выполняемых действийэлектронный учебник и структуры учебной деятельности (учебный план, программа учебных дисциплин, программа учебных производственных практик, лабораторных работ и практических занятий).

• Перечисленные дидактическая модель, программа и дидактические средства составляют совокупность основных дидактических условий формирования профессиональных компетенций военных специалистов с использованием автоматизированного обучающего комплекса (на материале общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение»).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Доказана возможность формирования в процессе освоения содержания общепрофессиональной десциплины с использованием автоматизированного обучающего комплекса не только специальных знаний, умений и навыков, но и целого ряда надпредметных профессиональных компетенций, таких как владение новыми информационными технологиями, открытость к новым формам и методам освоения информационного пространства, развитие интеллектуально-нравственных компетенций как сторон личности специалистов и др.

2. Предложена программа обучения общепрофессиональной дисциплине, отличающаяся использованием автоматизированного обучающего комплекса, учитывающая информативную, мотивирующую, прагматическую и контролирующие функции, обеспечивающая оптимизацию достижения целей совершенствования навыков военного профессионального образования в процессе формирования профессиональных компетенций.

Теоретическая значимость исследования.

1, Доказана принципиальная возможность содержательной интеграции в процессе формирования профессиональных компетенций будущего специалиста основных положений личностно-деятельностного, контекстного, профессионально-ориентированного, и модульного подходов.

2. Показаны особенности интеграции существующих принципов обучения обшепрофессиональной дисциплине (моделирования, системности, научности, автономности) на основе модульной, информационной, коммуникационной технологий в рамках дидактической модели, отражающей динамику процесса профессионального обучения.

Практическая ценность и реализация результатов исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс комплекса учебно-методических средств, необходимых для успешного самостоятельного изучения курсантами ОПД. В него входят:

• учебные алгоритмы в виде краткой теоретической информации, схем общей ориентировки в последовательности выполняемых действий и методических указаний;

• блочно-модульный комплект, состоящий из трех блоков (обучающий, тестирующий, рейтинговый);

• методические рекомендации по проведению индивидуальных занятий с использованием программных продуктов (могут использоваться при написании курсовых и дипломных работ).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в практику профессиональной подготовки курсантов Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза F.K. Жукова г. Тверь, а также студентов Воронежского государственного технического университета.

Апробация работы осуществлялась в течение 2000;2005 гг. Основные результаты работы докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Изыскания проектирования аэродромов» факультета инженерного аэродромного обеспечения, Воронежского военного авиационного инженерного училища, на конференциях «Совершенствование наземного обеспечения авиации» (Воронеж, 2003) — Международной конференции «Математика. Образование Экология» (Москва, 2003), «Актуальные проблемы профессионального образования и молодежной политики» (Воронеж, 2004) — «Актуальные проблемы экономики предпринимательства» (Воронеж, 2004) — «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2005).

Публикации. Теоретические положения, материалы и выводы диссертационного исследования отражены в 10 научных публикациях, 6 из которых без соавтора. В работах, опубликованных в соавторстве, лично соискателем предложены: мониторинг рейтинговой системы контроля знания [4]- разработка тестовых заданий, обеспечивающих объективную проверку профессиональных знаний [5]- разработка дидактической модели подготовки курсантов по общетехническим дисциплинам в процессе формирования профессионально ориентированного обучения [9]- принципы построения дидактической модели обучения общетехническим дисциплинам в процессе формирования профессиональных компетенций [10].

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и заключения, приложений. Работа изложена на 136 страницах и включает 7 таблиц, 20 рисунков. Список использованной литературы состоит из 200 работ. В приложении приводятся материалы исследования, исходный текст программы.

выводы

1. Для обучения курсантов разработана дидактическая модель, которая обеспечивает обучение ОПД в рамках формирования профессиональных компетенций. Предложена инновационная программа обучения ОПД «Материаловедение» на основе АОК.

2. Содержание программы обучения определяется структурой учебной деятельности, предъявляемой курсантам, а также комплексом задач и заданий, обеспечивающих формирование профессиональных навыков с внедрением АОК, накоплением опыта профессиональной деятельности.

3. Опытно-экспериментальное обучение показало повышение эффективности процесса обучения посредством реализации программы обучения ОПД, суть которой состоит в использовании АОК в качестве базиса профессиональной подготовки военных специалистов в системе военного образования.

4. Реализация программы обучения ОПД доказала оптимальную активизацию профессиональной деятельности, обеспечила логический поэтапный переход к высокому итоговому уровню обученности курсантов, способствовала созданию благоприятной мотивации и изменению традиционных профессиональных стереотипов.

5. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования подтвердил гипотезу о том, что профессиональную подготовку современных военных специалистов следует осуществлять с внедрением АОК для адекватного использования в дальнейшей профессиональной деятельности и реализации дидактической модели при обучении ОПД в процессе формирования ПК учитывает прагматический, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты и опирается на профессионально ориентированный, модульный, автономный, деятельностный, контекстный подходы. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2005 годв целом экспериментом было охвачено около 300 курсантов и студентов.

На первом этапе исследования (2000 — 2001 гг.) проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы по технологии обучения ОПД. Изучалось имеющееся состояние проблемы подготовки военных инженеров к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Был обобщен опыт передовой педагогической практики по использованию информационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, определить основные цели и задачи.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) разрабатывались и апробировались программа обучения ОПД «Материаловедение» и требования комплексного подхода к построению модели обучения с позиций совершенствования информационно-компьютерной подготовки военного инженера, проводились наблюдения организации учебно-познавательной деятельности обучаемых и определялись возможности ее активизации. Разработана дидактическая модель формирования ПК при обучении ОПД «Материаловедение" — систематизированы репродуктивные методы подготовки курсантов по курсу «Материаловедение" — подготовлена программа в среде Delphi 5 с интегрированной оболочкой для просмотра специальными средствами навигациипроведен первый этап опытно — экспериментального, осуществлен качественный и количественный анализ промежуточных результатов.

По результатам проведенного опытно — экспериментального обучения получена оценка эффективности разработанных автоматизированных систем контроля и моделирования новой педагогической технологии по обучению ОПД.

На третьем этапе (2003 — 2005 гг.) завершена экспериментальная работа и обобщены результаты опытно — экспериментального обучения ОПД «Материаловедение». Проведена обработка и анализ полученных результатов, внесены коррективы в разработанные программные средства и дополнена справочная база данных по основным физико-механическим характеристикам строи тельных материалов, произведено уточнение теоретических положении в раз работке электронного учебника по ОПД «Материаловедение».

В заключение диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На основе анализа специальной научной литературы и опыта работы в военном вузе определена основа формирования ПК в процессе обучения ОПД с целью его адекватного использования в дальнейшей профессиональной деятельности, а именно:

— использованы профессионально ориентированный, модульный, автономный, личностно-деятельностный, контекстный подходы к обучению ОПД, а также показано их взаимодействие;

— показана возможность интеграции существующих принципов (моделирования, системности, научного, автономного) обучения ОПД на основе модульной, информационной, коммуникационной технологий в рамках модели, отражающей динамику процесса профессионального обучения.

2. Определены дидактические средства формирования ПК в процессе обучения ОПД на основе АОК, включающие:

• блочно-модульную систему (обучающий, тестирующий, рейтинговый блоки);

• учебные алгоритмы, разработанные на основе профессиональных видов деятельности и представленные в виде совокупности схем общей ориентировки в последовательности выполняемых действий;

• электронный учебник — схем учебной деятельности (учебный план, программа ОПД, программа учебных производственных практик лабораторных работ и практических занятий).

3. Разработана и реализована дидактическая модель обучения ОПД в процессе формирования ПК с учетом психологических особенностей обучающихся на основе принципов системности, научности, автономности, моделирования. Теоретической основой модели явились: теория контекстного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория личностнодеятельностного подхода, а также принципы, обусловившие специфику обучения: общие методические, дидактико-методические, социально-педагогические, психологические. Спроектированная дидактическая модель обучения ОПД на основе моделирования АОК в условиях созданной профессионально ориентированной учебной среды способствовала повышению эффективности обучения ОПД, творческому усвоению обучающимися специальностями.

4. Разработана дидактическая модель обучения ОПД на основе АОК, в процессе формирования ПК, адекватная особенностям организации системы овладения ОПД на основе модульной, информационной, коммуникационной технологий, включающая описание системы приемов, комплекс учебных материалов, состоящий из тренинга с тремя этапами: обучающий, тестирующий, контролирующий. Авторская программа обеспечивает непрерывность образовательного процесса формирования готовности обучающихся в овладении навыками адекватного использования АОК.

5. Доказаны экспериментально эффективность и оптимальность предложенной системы обучения ОПД с использованием АОК в процессе формирования ПК, что подтверждает гипотезу исследования о том, что важными факторами успешной профессиональной подготовки курсантов, испытывающих потребность в адекватном использовании ОПД в профессиональной деятельности являются:

• целенаправленное осуществление программы обучения ОПД, оптимизирующее и способствующее приобретению знаний, умений и навыков по специальности;

• дидактические средства, активизирующие учебно-познавательную деятельность курсантов в сфере профессиональной деятельности обучающихся;

• дидактическая модель обучения ОПД на основе АОК впроцессе формирования ПК, учитывающая прагматический, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты и опирающаяся на личностноориентированный, модульный, интегративный, личностно-деятельностный, контекстный подходыпрограмма обучения на основе АОК, учитывающая информативную, мотивирующую, прагматическую и контролирующую функции, обеспечивающая оптимизацию достижения целей совершенствования навыков военного профессионального образования в процессе формирования ПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная обучающая система Гамма. / Н. К. Замов, Н. И. Звягина, Р. К. Самитов и др.- Науч. ред. А. В. Сульдин Казань: Изд-во Казанского университета, 1983. — 131 с.
  2. Автоматизированная обучающая система КОНТАКТ /ОС: Учеб. пособие/ JI.B. Зайцева, JI.B. Ницецкий, Л. П. Новицкий и др. М.: Наука, 1982.- 108 с.
  3. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976. 278 с.
  4. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 77 с.
  5. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. / Под ред. Л. Н. Рожиной Минск: Нар. совета, 1992. — 189 с.
  6. А.А., Григорян В. Б., Солодовников А. Ю. Математические модели объектов и методы их идентификации. — JI.: Изд-во ЛЭТИ, 1978. — 28 с.
  7. А.Г. Психология личности./М.: Изд-во МГУ, 1990. 258 с.
  8. Н.Е. Методика разработки материала для контроля знаний. / Тамбов: Изд-во ИПКРО, 1994.-32с.
  9. А. Психологическое тестирование. — М.: Изд-во 1982. Кн. 1, 2.
  10. Ю. Анисимов В. В. Принципы построения обучающих комплексов на базе ЭВМ. М.: Высш. шк., 1979. — 260 с.
  11. М.И. Исследование и разработка методов, алгоритмов и средств управления для автоматизированных систем обучения операторов: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. — Киев: вуз, 1977. — 24 с.
  12. С.И. Кибернетические аналоги в обучении. М.: Знание, 1968.-42 с.
  13. С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. М.: Знание, 1974.-230 с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  15. Р. Человеческая память в процессе обучения. — М.: Прогресс, 1980−528 с.
  16. И.А. Развитие кибернетики и диалектика // Вопросы философии. 1965, № 7.
  17. Н.М. Моделирование информации и программ в сложных системах//Вопросы философии. 1963, № 12.
  18. А.П. Социально-психологическая готовность специалиста // Управление 98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы междунар. науч.-практ. конф. —М.: ГУУ, 1998. Вып.1 — С.7−11.
  19. Р.Л. Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению // Вестник высшей школы. 1990. № 2. — С.50−54.
  20. Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 1. — С.26−29.
  21. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 2. / Под ред. А. А. Бодалева М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  22. И.П. Роль и место принципов военного строительства в управлении войсками // Военная мысль. 1994. № 9. — С.21−25.
  23. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. -С.5−61.
  24. В.Г. Научное управление обществом. — М.: Политиздат, 1973. — 390 с.
  25. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -348 с.
  26. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  27. Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  28. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988, с.85−92
  29. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  30. С.Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики.- М.: Высш. шк., 1993.- 84с.
  31. В.В., Лагунов Г. В. Цели и задачи реализации развития научно — исследовательской деятельности студентов в вузах // Управление 98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: ГУУ, 1998. Вып.1 — С.93−98.
  32. А.Е. Содержание и организация процесса профессионального управленческого образования // Управление — 98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: ГУУ, 1998. Вып. 1-С. 100−103.
  33. Л.И. Избранные психологические труды. / Под ред. Фельдштей-на. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.
  34. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-304 с.
  35. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974. 159 с.
  36. В.И. Информационное сопровождение образовательногопроцесса в педагогическом университете// Информационные технологии в образовании: Сб. науч. тр. В 6-ти ч. М.: МИФИ, 2001. 4.4 — 125−127 с.
  37. В.П. //Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учеб. — метод, пособие, М.: Высш. шк., 1989, с.34−47.
  38. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977. -304 с.
  39. В.Н. Прикладные задачи теории графов, / Под ред. Ф. Я. Горгидзе. Тбилиси: Наука, 1974. — 234 с.
  40. А.А., Бакашева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  41. Вербицкий А. А Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.- 68с.
  42. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография, Вербицкий А. А. М.: Высш. шк., 1999. — 75с.
  43. А.А. Концепция знаково-контекстнош обучения в вузе //Вопросы психологии. 1987. — № 5. 31−39 с.
  44. А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 1987. -110с.
  45. В.И., Соломахин А. Н. Методика обоснования статистической модели обучаемого // Тез. докл. VI. межвуз. науч.-техн. конф. — Воронеж: ВИРЭ, 2000. Вып. 6 С. 69.
  46. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского. — М.: Педагогика, 1973. С. 174.
  47. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. / Под ред. И. Н. Шкадова М.: Воениздат, 1976. — 523 с.
  48. Л.С. Речь и мышление: Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982.-488 с.
  49. Е.К. Понятие как форма мышления. М.: Изд-во МГУ, 1989.238 с.
  50. Н.В. Принятие решений и прагматическая концепция управления, // Управление 98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы междунар. науч.-практ. конф. — М.: ГУУ, 1998. Вып.1. — С.173−177.
  51. К.М., Штроо В. А. Технология организации групповых форм самостоятельной работы студентов // Педагогические технологии негосударственного высшего образования: Сб. науч. тр. — М.: МОСУ, 1997. С. 48−56.
  52. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. М., 1996. — С. 236−278.
  53. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 30−33.
  54. С.Г. Новые информационные технологии в преподавании психологии в вузе. М.: Мысль, 1995.- С.67- 83.
  55. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. -256 с.
  56. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование — планирование. Теория проектирования экспериментов. Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. — 400 с.
  57. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1979. — 400 с.
  58. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для вузов. 8-е изд. М.: Высш. шк., 2002. 479 с.
  59. К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин: Методологические аспекты анализа учебных текстов.— Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1983.-206 с.
  60. G.M. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж: Изд-во. ВГУ, 1981. 208 с.
  61. А.А. Принципы, методы и стиль управления производством // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — С. 187−202.
  62. О.С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тез. науч. сообщений сов. психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР.-М.: 1983. 4.2. С.210−214.
  63. И.И. Понятие информации. М.: Наука, 1973. — 231 с.
  64. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Высш. шк. 1995.-230 с.
  65. Ф. Основы кибернетики: Пер. с англ. / Под ред. А. Л. Горелика. -М.: Радио и связь, 1984. -272 с.
  66. Дидактические основы компьютерного обучения: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. А. Извозчиков. Л.: ЛГПИ им. А. И Герцена, 1989.-202 с.
  67. Доклады, сведения и донесения об укомплектованности переменным и профессорско-преподавательским составом. — Воронеж: ВВАИИ, Дело № 10, 1998.-86 с.
  68. М.Г. Проблемы развития автономности студента и компьютерная среда обучения иностранным языкам // Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. — СПб.: Из-во СпбГУЭФ, 2001. С. 55−57.
  69. П.С. Влияние стиля работы руководителя на формирование взаимоотношений в коллективе // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. -С. 182−197.
  70. А.П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С.7−12.
  71. А.Е. Проблемы создания самоорганизующейся системы управления промышленной организацией 7/ Управление 98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы междунар. науч.-практ. конф — М.: ГУУ, 1998. Вып. 1. — С.517−521.
  72. С.Б. Фундаментальная подготовка военного авиационного инженера // Актуальные проблемы ВУЗов ВВС. М.: Воениздат, 1994. Вып.1. — С.44−48.
  73. И.Н. О проблемах организации учебного процесса7/ Актуальные проблемы вузов ВВС: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: Министерство обороны РФ, 2000. Вып. VIII. С.24−25.
  74. И.А. О структуре квалификационных требований к современной подготовке специалиста в ВУЗе // Квалиметрия человека и образования. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. Ч. 3. -С.22−27.
  75. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 111 с.
  76. И.А. Личностно деятельностный подход в обучении как фактор гуманизации образования // Русский язык за рубежом. — М. 1991. № 3- 4. — С. 91−95.
  77. А.А. Основы теории графов. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.-384 с.
  78. Г. И., Медведев Ю. И. Математическая статистика: Учеб. пособие для втузов. М.: Высш. шк., 1984. — 248 с.
  79. А.В. Сознание и мышление.- М.:Изд-во МГУ, 1994.-129 с.
  80. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  81. М.В. Методика разработки и внедрения рейтинг контроля умений и знаний студентов: Учеб. пособие М.: Изд-во МГУ, 1991.- 127 с.
  82. Н.И. Менеджмент. М.: ЗАО «Экономпресс», НПЖ «ФУА», 1998.-284 с.
  83. В.Н., Резников Б. А. Теория систем и управления (Структурно — математический подход). Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1978. — 417 с.
  84. В.Н., Резников Б. А., Варакин Е. И. Теория систем и оптимального управления. Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1979. 4.1. — 319 с.
  85. И.Н. Методика использования средств информационных технологий в процессе формирования готовности военного специалиста к реализации военно-педагогической функции. Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02 / 13.00.08. Тамбов: ТГТУ, 1999.-24 с.
  86. А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2000. — 584 с.
  87. В.М. Автоматизированные обучающие системы как средство управления учебной деятельностью // Тез. докл, VI межвуз. науч.-техн. конф.— Воронеж: ВИРЭ, 2000.Вып. VI С. 56.
  88. В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении. — Воронеж: ВИРЭ, 1999. — 243 с.
  89. И.А. Способности к управлению — врожденные навыки или .? // Управление 98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы междунар. науч.-практ. конф — М.: ГУУ, 1998. Вып.1. — С.423−425.
  90. Р.Г., Скрипка А. Г. Основы кибернетики. — М.: Экономика, 1974.-279 с.
  91. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара 1994.
  92. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во ЛГУ, 1980. — С. 43.
  93. Дж., Макгиллем К. Вероятностные методы анализа сигналов и систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 376 с.
  94. Курс боевой подготовки тыла ВВС (КБПТ ВВС-88). М.: Воениздат, 1988.4.1.-232 с.
  95. В.В. Педагогические проблемы военно-профессионального воспитания курсантов инженерных вузов ВВС. Автореф. дис. д-ра пед. наук: 2001 Л.: ВВМ им. Фрунзе. -41 с.
  96. .Л., Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. М.: Эконимика, 1990. — 157 с.
  97. Ю.Н. Психология обучения взрослых — М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  98. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М.: Педагогика, 1971- 112 с.
  99. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Наука, 1980. 334 с.
  100. П.Н. Кибернетическая концепция управления // Человек и общество. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. С.25−48.
  101. О.О. Управление качеством подготовки специалистов на общеобразовательной кафедре // Квалиметрия человека и образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. Кн. 1.4. 2. — С.156−158.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Изд-во МГУ, 1975.-304 с.
  103. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высш. шк., 1970. 126 с.
  104. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.:Изд-во МГУ, 1981.- 240 с.
  105. B.C., Годник С. М. Самостоятельная деятельность студентов: Пособие для преподавателей вузов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. — 96 с.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Педагогика, 1984. С. 219.
  107. .Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения / / Когнитивная психология: Материалы фин.-сов. симп.- М.: Наука, 1986.- С.7−21.
  108. НО. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. № 5. С.31−45.
  109. Й., Огенстайн Н., Тененбаум А. Структура данных для персональных ЭВМ. М.: Мир, 1989. — 568 с.
  110. Л.В. Качество образовательных систем на современном этапе: концепция и опыт II Квалиметрия человека и образования. Четвертый симпозиум: Сб. науч. тр. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. Ч. 1-Й. — С.71−92.
  111. Л.В. Качество подготовки специалистов: проблемы, поиски, решения // Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: Информ. сб-М.: НИИ Высшего образования, 1992. Вып. 10.-С.12−18.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.:Изд-во МГУ, 1972.-220 с.
  113. И.С., Орлов В. Н. Управление и информация. // Человек и общество.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. -С.141−153.
  114. В.Н. Педагогические особенности проектирования вузовских технологий в системе военного образования //"Совершенствование наземного обеспечения авиации": Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: ВВАИИ, 2003.- С. 200 205.
  115. В.Н. Особенности проектирования вузовского обучения в системе военного образования // Актуальные проблемы профессионального образования и молодежной политики: Сб. науч. тр. Воронеж: ВФ РАГС, 2004. С. 149−151.
  116. В.Н. Экспертно-обучающее моделирование оценки знаний // Методические и лингвистические проблемы в обучении иностранному языку: Межвуз. сб. науч.-метод. тр. Воронеж: ВВАИУ, 2004. С. 7−12.
  117. В.Н. Особенности преподавания специальных дисциплин // Актуальные проблемы экономики предпринимательства: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: РГТЭУ, 2004. С. 215−217.
  118. В.Н., Зибров Г. В. Мониторинг рейтинговой системы контроля знаний автоматизированного обучающего комплекса «Материаловедение" — Воронеж: ВВВАИУ. М., 2005. — 11 с.- Деп. в ЦВИФ МО РФ в СРДР 27.06.05- № Б. 5717. Вып.72.
  119. В.Н. Методика разработки автоматизированного обучающегокомплекса «Материаловедение" — Воронеж: ВВВАИУ. -М., 2005. 10 с. -Деп. в ЦВИФ МО РФ в СРДР 27.06.05- № Б. 5716. Вып.72.
  120. В.Н., Гладких В. В. Выбор варианта тестирования знаний, обеспечивающего объективную проверку уровня учебных достижений по дисциплине «Материаловедение" — Воронеж: ВВВАИУ — М., 2005. 7 с. -Деп. в ЦВИФ МО РФ в СРДР 27.06.05- № Б. 5718. Вып.72.
  121. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.- М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  122. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  123. М.Д. Общая теория систем и ее математические основы. М.: Прогресс, 1969.-289 с.
  124. Г., Урсяну В. Выборочный метод и статистическое оценивание. / Пер. с рум. В.М. Остиану- Под ред. В. Ф. Матвеева. М.: Финансы и статистика, 1985.-245 с.
  125. В.Г. Строительные материалы (материаловедение и технология) :Учебное пособие.- М.: Изд- во АСВ, 2002.- 536 с.
  126. Моралес-Гомес Д. А. Поиск новых моделей: роль исследований// Перспективы: вопросы образования. — 1990. -№ 2.- С. 50−66.
  127. Т.С., Шаповаленко B.C. Экстремальная ситуация как обучающая модель, // Педагогика. 1999. № 6. С.32−39. Наставление по войсковому тылу ВВС. — М.: Воениздат, 1990. — 216 с.
  128. Научные проблемы тестового контроля знаний, 14−18 марта 1994 г. Тезисы докладов участников школы-семинара М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.- 18 с.
  129. Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 688 с.
  130. Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. — М.: Мир, 1990.-334 с.
  131. Новое качество высшего образования в современной России / Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 199 с.
  132. Организационно-методические указания по подготовке Военно-воздушных сил на 2001 год. М., 2000. — 80 с.
  133. Организационно-методические указания по подготовке тыла Вооруженных Сил Российской Федерации в 2001 году. М., 2000. — 64 с.
  134. Организационно-методические указания по работе военно-учебных заведений Военно-воздушных сил на 2000 год. — М., 1999. 66 с.
  135. Организационно-методические указания по работе военно-учебных заведений Военно-воздушных сил на 2000−2001 учебный год. — М., 2000. — 64 с.
  136. Организация и методика боевой подготовки тыла ВВС: Учебник. Мони-но: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 1992.-484 с.
  137. Основы науки управления / Под ред. А. Д. Солодухина Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 1989. — 148 с.
  138. Основы теории управления войсками / Под ред. П. Алтухова — М.: Воен-издат, 1984.-221 с.
  139. Отдельные аспекты антитеррористической операции Федеральных сил на Северном Кавказе (август 1999 июнь 2000 г.) — М.: МО РФ, 2000 г. — 96 с.
  140. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512 с.
  141. Педагогика / Г. Нойнер, Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
  142. Педагогика высшей военной школы / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: Военный университет, 2001. — 176 с.
  143. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
  144. В.Ф. Интенсификация подготовки офицеров к руководству подчиненными // Военная мысль. 1994. № 3. С.42−48.
  145. П.И. Навыки самообразования — важная цель обучения //V
  146. Вестник Высшей школы 1987. — № 4. — С. 31−34.
  147. П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности // Вестник Высшей школы 1985. — № 9. — С. 35−39.
  148. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.: Воениздат, 1989. 350 с.
  149. Н. Реформирование образования и национальная безопасность // Высшее образование в России. 1997. № 4. — С.3−5.
  150. Д. Государство и революция // Армейский сборник. 1977. № 9.— С.16−19.
  151. В.Б. Оптимальное проектирование технологии образовательного процесса. / Дис. канд. техн. наук. Воронеж: ВШУ, 1997. — 175 с.
  152. Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1970. — 207 с.
  153. И.В. Современное состояние и тенденции развития микропроцессорной вычислительной техники // Вычислительная техника. СисIтемы. Управление. М.:София, 1989. № 1. — с.3−10.
  154. Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. № 338 «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации». М., 1998. — 27 с.
  155. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 10 «Об ут-) верждении Руководства по организации работы высшего военно-учебногозаведения Министерства обороны Российской Федерации». М., 2000.— 77 с.
  156. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2003 года № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" — М., 2003.- 110 с.
  157. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. При л. к журналу «Управление персоналом» / Сост. Н. А. Литвинцева. — М., 1997. — 400 с.
  158. Разработка организационных методов повышения качества подготовки специалистов в ВУЗах ВВС. Отчет о НИР. Тема № 40 107. Шифр «Ранец-В». Воронеж: ВВАИИ, 2001. — 152 с.
  159. Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Сов. радио, 1980. — 232 с.
  160. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. -СПб. Литер, 2000. -432 с.
  161. .У. Многомерность комплексной оценки в образовании // Ква-лиметрия человека и образования. Четвертый симпозиум. Сб. науч. тр. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. Ч. III. С.95−97.
  162. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. -328 с.
  163. И.А. Оптимизирующие факторы прогрессивных технологий в строительном материаловедении //Сб.науч.тр. Строительство. Новосибирск, 2000.- 245с.
  164. И.А. Прогрессивные технологии в строительном материаловедении // Строительство. 1994.№ 3.- 124с.
  165. И.А., Жданова Н.П. Проектирование состава бетона оптимальной структуры с использованием компьютерной программы Exel
  166. Строительство. 2000. № 12.- 260с.
  167. А .Я. Новые информационные технологии в обучении //Современная школа.- Варшава. 1990. № 3- 4.-326с.
  168. В.И. Моделирование организационного обеспечения самоорганизующихся управляющих систем / Дис. д-ра экон. наук. М.: МЭСИ 1990−585 с.
  169. С.Д. Педагогика и психология высшего образования, от деятельности к личности. Учеб. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект пресс, 1995- 124с.
  170. Н.А. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов // Проблемы оценки качества подготовки специалистов: Сб. науч. тр. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-С.5−16.
  171. Н.А. Проблемы оценки качества образования // Квалиметрия человека и образования. Четвертый симпозиум: Сб. науч. тр. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995, Ч. I-II. — С.9−32.
  172. Семенова (Куликова) Т. А. Методы совершенствования структуры управления предприятием // Управление-98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы междунар. науч.-практ. конф М.: ГУУ, 1998. Вып.2. — С.279−281.
  173. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-430 с.
  174. А.А. Имитационное моделирование как метод исследования педагогического процесса/Дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1985. -240 с.
  175. А.А., Шаров В. В. Компьютерная предметная тренажерная система по использованию средств аэродромно-технического обеспечения полетов. // Тез. докл. межвуз. науч.-техн. конф. — Воронеж: ВИРЭ, 2000. Вып. 6. С.128−129.
  176. В.М., Грушко И. М. Основы научных исследований Харьков.: Высш. шк., 1977. — 200с.
  177. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Изд-во МГУ 1980.- 147с.
  178. Совершенствование боевой подготовки в подразделениях, частях и военных учебных заведениях Военно-Воздушных Сил. Отчет о НИР. Тема № 99 901. Шифр «Учеба». Воронеж: ВВАИИ, 1999. — 133 с.
  179. Д.В., Якунин В.А Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1988. — 126 с.
  180. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.- 271 с.
  181. И.А. Концепты-предмет исследования какой науки?//Языковое сознание: содержание и функционирование: Тез. докл. XIII Между-нар.симп. по психолингвистике и теории коммуникации: — М., 2000.-С.189−190.
  182. Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 448 с.
  183. Н.С. Искусство управления войсками. Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 1987. -155 с.
  184. Р.Л. Теория информации. М.: Сов. радио, 1975. — 424 с.
  185. Стройиндустрия и промышленность строительных материалов: Энциклопедия. М., 1996.- 820 с.
  186. А.И. Системологические основы образовательных систем. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. Ч. 2. — 321 с.
  187. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
  188. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
  189. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. // М.: Изд-во МГУ, 1980.-46 с.
  190. А. Зияет брешь? Закроем сами // Армейский сборник. 1997. № 9. С.55−58.
  191. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в развитии и воспитании учащихся: Метод, рекомендации для студентов 2−5 курсов. / Сост. JI. A. Колосова Воронеж: Изд- во ВГУ, 1999. — 19 с.
  192. М. П. Шенк Р. Обработка концептуальной информации: Пер. с англ. М.: Наука, 1980.-361 с.
  193. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58−64.
  194. М.А. Гибкая технология проблемно- модульного обучения: Метод. пособие. М.: Народное образование, 1996.- 36 с.
  195. Livingstone С. Role play in Language Learning.- London, 1983.- 94 pp.
  196. Weiss F. Communicate or perish // The British Journal of Language Teaching. 1981. Vol. 19. №l.P.l
Заполнить форму текущей работой