Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для современной конкурентной ситуации характерны многоаспектность, динамизм, агрессивность. Если раньше предприятие концентрировалось на одном из производственных факторов (качество, издержки, ноу-хау, сроки и т. д.), то в настоящее время все они должны учитываться одновременно. Многоаспектность конкуренции проявляется, с одной стороны, в разных областях (на рынках товаров, ресурсов и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методические основы конкурентоспособности предприятия
    • 1. 1. Конкурентоспособность: понятие, сущность, содержание
    • 1. 2. Методы определения конкурентоспособности предприятия
    • 1. 3. Основные подходы к формированию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью
    • 1. 4. Особенности мебельного производства и тенденции его развития
  • Глава 2. Формирование модели организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия
    • 2. 1. Разработка алгоритма управления конкурентоспособностью предприятия
    • 2. 2. Выбор и ранжирование параметров конкурентоспособности предприятия как формирование его конкурентных преимуществ
    • 2. 3. Разработка методики определения конкурентоспособности промышленного предприятия
    • 2. 4. Технология разработки и реализации инновационных мероприятий
  • Глава 3. Практическое применение разработанного организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия
    • 3. 1. Применение методики определения конкурентоспособности на промышленном предприятии
    • 3. 2. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия

Развитие организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В связи с глобализацией мировой экономики, усилением конкурентной борьбы российские предприятия попали в новую ситуацию, в которой все большее значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности предприятий и их роли в развитии отрасли, региона, страны.

Для современной конкурентной ситуации характерны многоаспектность, динамизм, агрессивность. Если раньше предприятие концентрировалось на одном из производственных факторов (качество, издержки, ноу-хау, сроки и т. д.), то в настоящее время все они должны учитываться одновременно. Многоаспектность конкуренции проявляется, с одной стороны, в разных областях (на рынках товаров, ресурсов и т. д.), а с другой — в том, что на ситуацию на различных рынках предприятие реагирует по-разному. Динамизм выражается в быстром изменении расстановки сил и позиции конкурентов, а агрессивность направлена на ослабление конкурентов (наиболее часто в виде ценовой политики). В этих условиях перед промышленными предприятиями встают новые задачи, которые не могут быть выполнены с помощью ранее применяемых классических методов управления.

В данной связи в настоящее время необходимо формирование комплексной методической основы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия за счет создания соответствующего механизма, включающего в себя моделирование и разработку методических рекомендаций по управлению.

Промышленным предприятиям для создания и дальнейшей реализации имеющихся конкурентных преимуществ необходимо совершенствовать организационно-экономический механизм, позволяющий развить их и организованно реализовать в направлении повышения собственной конкурентоспособности в целях своего устойчивого развития в динамичной конкурентной среде.

Степень разработанности проблемы. Вопросы повышения конкурентоспособности рассматривались многими отечественными и зарубежными авторами, такими как Г. Л. Азоев, И. Ансофф, C.JI. Брю, О. Г. Макаренко, K.P. Макконнелл, Дж.С. Милль, Ф. Найт, М. Портер, А. Смит, С. А. Спиридонова, А.Дж. Стрикленд, A.A. Томпсон, P.A. Фатхутдинов, А. фон Хайек, П. Хайне, Й. Шумпетер, А. Ю. Юданов, Н. С. Яшин и др.

С конкурентоспособностью связаны многие параметры деятельности организаций. Вопросы теории организации рассматривали в своих работах следующие ученые: М. Альберт, И. Ансофф, Б. Н. Герасимов, И. Н. Герчикова, JI. Гэлловей, А. Ю. Егоров, А. П. Жабин, A.B. Желтенков, В. И. Кнорринг, Э. М. Коротков, Д. К. Лафта, А. Х. Мескон,.

Б.З. Мильнер, B.C. Пудич, Э. А. Смирнов, P.A. Фатхутдинов, В. И. Фионин, Ф. Хедоури, Р. Х. Холл, Г. И. Яковлев и др.

В настоящее время определение конкурентоспособности окончательно не сложилось. Толкование понятия и сущности конкурентоспособности видоизменяется в соответствии с реальной ситуацией в экономике. Развитие организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия и разработка методических подходов к его формированию и реализации остаются актуальными задачами. Необходимость их решения и определила выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических основ и методических рекомендаций по развитию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленных предприятий.

В соответствии с поставленной целыо автором определены следующие задачи:

— проанализировать существующие подходы к определению сущности понятий «конкуренция», «конкурентные преимущества», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентная стратегия» ;

— исследовать методические подходы к формированию и развитию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия;

— сформировать модель организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия;

— разработать методические рекомендации по развитию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью мебельных предприятий;

— обосновать методический инструментарий для вычисления интегрального показателя конкурентоспособности мебельного предприятия;

— разработать технологию подготовки и внедрения инновационных разработок, позволяющую поэтапно внедрять инновации;

— дать оценку конкурентоспособности мебельных предприятий на основе использования разработанного интегрального показателя;

— предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности мебельных предприятий.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п. 15.1 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности» — п. 15.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов» по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Предметом исследования являются организационно-экономичес-кие отношения по поводу управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.

Объектом исследования выступают мебельные предприятия РФ различных форм собственности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, практических работников и специалистов в области теории управления, теории организации, методологии формирования механизма управления конкурентоспособностью.

В процессе работы применялись нормативный, системный, комплексный, функциональный, технологический и ситуационный подходы. Методологической основой исследования являются следующие методы: экспертных оценок, структуризации целей, расчетно-аналитические, организационного моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических положений и в разработке практических рекомендаций по развитию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, в частности:

— сформирована модель организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия, представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов (целеполагание, миссия, методы управления) и позволяющая осуществлять воздействие на основные параметры повышения конкурентоспособности предприятия с учетом специфики его деятельности;

— предложены методические рекомендации по формированию механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, предполагающие выбор параметров, характеризующих конкурентоспособность предприятия, их ранжирование, определение весовых коэффициентов и дальнейшее использование этих параметров при проведении экспертной оценки;

— разработан методический инструментарий вычисления интегрального показателя конкурентоспособности промышленного предприятия для ее комплексной оценки на основе выбранных параметров;

— предложена технология разработки и реализации инновационных мероприятий, позволяющая поэтапно внедрять инновации и осуществлять данный процесс на единой методической основе.

Практическая значимость результатов исследования. Предложенные методические и практические рекомендации могут быть использованы в управленческой деятельности предприятий в целях повышения их конкурентоспособности.

Апробация и реализация результатов исследования. Методические рекомендации, представленные в диссертационной работе, прошли апробацию в Самарской городской общественной организации инвалидов (СГООИ) «Новый Эдем» и в ОАО «Росметалл», а также в учебном процессе промышленно-экономического факультета Самарского государственного экономического университета, на что имеются соответствующие справки о внедрении.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономики и статистики в общегосударственном и региональном масштабах» (Пенза, 2006) — Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2007, 2008) — Международной научно-практической конференции «Формирование стратегии инновационного развития экономических систем» (Санкт-Петербург, 2008) — Международной научно-технической конференции «Экономика и управление: теория, методология, практика» (Самара, 2009) — XI Международной научно-методической конференции «Современный российский менеджмент: проблемы, состояние, развитие» (Пенза, 2009).

Результаты научных исследований автора используются в учебном процессе для повышения квалификации специалистов, участвующих в разработке и внедрении инновационных мероприятий по развитию различных сторон деятельности предприятий.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 5,0 печ. л., в том числе авторских 4,55 печ. л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Основные результаты настоящей диссертации были получены по материалам Самарской городской общественной организации инвалидов (СГООИ) «Новый Эдем», а также ОАО «Росметалл».

СГООИ «Новый Эдем» создана в 1989 г. (свидетельство о регистрации № 1749) в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, при этом «Новый эдем» является коммерческой организацией, главной целью которой является получение прибыли. Численность инвалидов в 2008 г. составляла 1800 человек. Предметом деятельности организации является: укрепление и профилактика здоровья инвалидовучастие в социальной адаптации инвалидов, включая создание для них дополнительных рабочих местоказание благотворительной помощи инвалидам (в виде ежеквартальной материальной помощи) — содействие в организации обучения инвалидовактивное взаимодействие с иными (в т.ч. международными) организациями, имеющими аналогичные цели.

На сегодняшний день СГООИ «Новый Эдем» создала крупное мебельное производство, оснащенное современным высокотехнологичным оборудованием из Италии, Германии, Испании, Японии, США.

Выпускаемая мебель изготавливается специалистами высокой квалификации, многие из которых прошли обучение на базе итальянской мебельной фабрики «Stalk». Все это позволяет организации выпускать продукцию, сравнимую по качеству, дизайну, применяемым материалам и фурнитуре с лучшими образцами мебели Италии, Германии, Румынии.

Еще одним рассматриваемым предприятием является ОАО «Росметалл». Оно одно из старейших и авторитетных из существующих сегодня в России производителей школьной мебели. Компания исторически занимает лидирующие позиции во внедрении в производство и учебный процесс новых технологий. Многие образцы школьной мебели производимой теперь другими предприятиями были разработаны и впервые запущены в производство на научно-производственном объединении «Росметалл». Впоследствии став ОАО, «Росметалл» является владельцем нескольких десятков патентов на модели и элементы школьной мебели и школьных досок.

После реконструкции в начале 2006 г. компания обладает самым современным парком автоматизированного оборудования, что сделало предприятие более гибким и позволило существенно сократить издержки при производстве. Как следствие, оно может предложить самую современную школьную и иную мебель по очень невысоким ценам.

Финансово-экономические результаты деятельности СГООИ «Новый Эдем» и ОАО «Росметалл» показаны в Прил. 3.

При анализе динамики основных показателей СГООИ «Новый Эдем» за 2004;2008 гг. необходимо выделить следующее. В 2005 г. в организации наблюдался рост объема произведенной продукции (на 38,2%), объема продаж (на 36,8%), а также фондоотдачи (36,3%), прибыли (в 3 раза), рентабельности продаж (более чем в 2 раза). Дальнейшая же динамика основных экономических показателей иная. За 2006;2008 гг. происходило снижение практически всех показателей организации, причем наибольший спад был зафиксирован в 2007 г. В общей сложности за три последних рассматриваемых года объем продаж СГООИ сократился на 38,3%, численность промышленно-производственного персонала (111 111) вдвое, средняя стоимость промышленно-производственных фондов на 6,4%, фондоотдача на 34%, при этом рентабельность продаж снизилась в 2006 году на 1,4%, а прибыль снизилась за 2005;2007 гг. на 44,4%. Но в 2008 г/ резко увеличилась прибыль (на 5,7 млн руб.) и рентабельность продаж (на 3,4%) за счет свертывания сырного производства в 2007 г. Спад с 2006 г. связан с ухудшением деятельности организации «Новый Эдем», которая представляла собой холдинг, включающий в себя, помимо мебельного, и сырное производство. Стратегия диверсификации не привела к положительным результатам, хотя, с точки зрения повышения стабильности предприятия, это был верный шаг. Производство товара длительного пользования — мебели, -продажи которого в кризисное время резко падают. Менее рентабельное (приблизительно чуть менее 1%), но стабильное в продаже производство сыра. Причина неудачи — кардинально разные производства, недостаточная информированность покупателей о новом продукте и требований ГОСТа к нему.

Динамика показателей ОАО «Росметалл» иная. На протяжении всего рассматриваемого периода прослеживается рост основных показателей, причем наибольший рост по сравнению с предыдущим годом наблюдался в 2007 г., несмотря на первые проявления финансово-экономического кризиса. За 20 042 008 гг. объем продаж увеличился в 2,5 раза, численность промышленно-производственного персонала на 35%, средняя стоимость промышленно-производственных фондов увеличилась более чем вдвое, фондоотдача возросла на 9,5%, рентабельность продаж на 11,9%, а прибыль более чем в 4 раза и составила в 2008 г. 99,9 млн руб. Причин этому несколько. Во-первых, в 2005 г. была проведена полная модернизация производства на основе импортного оборудования (немецкого, испанского, итальянского), и наибольший эффект был получен в 2007 г. Во-вторых, после реструктуризации ОАО «Росметалл» объединился с компанией «Витал» из Подмосковья, что в итоге привело к увеличению конкурентоспособности предприятия. Если рассматривать с точки зрения авторского организационно-экономического механизма, то этот эффект был на входе и на выходе из механизма. Если говорить об эффекте на входе, то это выражается в скидках при покупке большой партии сырья у поставщиков (сразу для двух предприятий), на выходе — при наиболее быстром исполнении заказа, а также при изготовлении продукции, которой не производит партнер.

Организационную структуру СГООИ «Новый Эдем» можно охарактеризовать как линейно-функциональную (прил. 4). При данном построении переплетаются выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по проектированию, производству продукции и ее поставке потребителям, т. е. права и ответственность более углубленно разделяются между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т. д. Близкая организационная структура и у ОАО «Росметалл» (Прил. 5). Различия связаны только с организационно-правовой формой предприятий.

В организации структурные блоки сформированы по важным областям деятельности, образуя функциональные отделы с четко определенными и конкретными задачами. Функциональные блоки материально-вещественной деятельности, занимающиеся производственно-сбытовой деятельностью — это технические отделы разработок, производства и маркетинга. Эти блоки соответствуют логической последовательности технологического цикла (проектирование — изготовление — сбыт) и составляют основу построения структуры предприятия. Данные блоки выполняют линейные функции, поскольку непосредственно связаны с достижением общей цели предприятия — прибыли.

Емкость рынка Приволжского округа в 2008 г. — 9010,7 млн. рублей, доля рынка организации «Новый Эдем» — около 4%.

Среди производителей корпусной и мягкой мебели прямыми конкурентами по качеству, ассортименту, представленности, наличию фирменных магазинов являются такие компании как, МК «Шатура-мебель», ПО «Ульяновск-мебель», ООО «Самарская мебельная компания», ОАО «Росметалл» и ПК «Электрогорскмебель».

Конкурентными преимуществами СГООИ «Новый Эдем» являются: использование в производстве дорогостоящего высокотехнологического оборудования, обеспечивающего качество продукциипроводимая на предприятии политика качества (производственных процессов, системы управления) — наличие связанных основных и поддерживающих видов деятельности. Основные виды деятельности — последовательность процессов по материально-техническому обеспечению (внутренняя логистика), производству, товародвижению (внешняя логистика), сбыту и обслуживанию. Поддерживающие виды деятельности — операции по закупке сырья и материалов, развитие технологии, управление человеческими ресурсами и общее управление компаниейиспользуемая стратегия дифференциации.

Маркетинговая политика СГООИ «Новый Эдем» (направления размещения рекламы — СМИ, успешное участие в конкурсах, выставках, публикации в СМИ, наличие грамот, титулов, иные доказательства признания мастерства и квалификации персонала) направлена на увеличение рыночной доли организации на мебельном рынке до 25%, отдачи на вложенный капитал не менее 13%, узнаваемости торговой марки «Новый Эдем» не менее 85%.

СГООИ «Новый Эдем» располагает большим опытом в меблировке помещений различной сложности и класса: поставка специализированной мебели для системы юриспруденциипоставка мебели для офисов государственных органов регионального значенияпоставка офисной мебели для силовых структур федерального значения, служб специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ, Управления делами Президента РФпоставка мебели в санатории, дома отдыха, дома ветерановмеблировка гостиниц «эконом-класса», «среднего класса» под ключпоставка элитной кожаной мебели для У1Р-залов, ресторанов. СГООИ «Новый Эдем» располагает сервисной службой, которая осуществляет сборку, установку на месте в любом регионе РФ и бесплатное гарантийное обслуживание поставляемой мебели с предоставлением полного комплекса сервисных услуг по послепродажному обслуживанию.

СГООИ «Новый Эдем» располагает собственным конструкторским и дизайн-бюро, которое оснащено современным оборудованием и программным обеспечением.

Развитие мебельного рынка России способствовало появлению новых материалов и новых требований ' к качеству и дизайну изделий. Для производства из этих материалов нужны новые технологии и новые подходы к организации производственных процессов. В этих условиях возникают тенденции к уплотнению рынка производителей, ужесточению конкуренции и повышению запросов заказчиков к качеству и срочности выполнения заказов.

Заказы, поступающие на предприятие, условно можно разделить на две категории: стандартный заказ на мебельнестандартный заказ на мебель. Выполнение заказа можно представить в виде следующих стадий (рис. 3.1.1).

Стадии выполнения заказа.

Рисунок 3.1.1 Стадии выполнения заказа.

Технология поступления заказов представлена на рис. 3.1.2.

Рисунок 3.1.2. Технология поступления заказов.

Менеджеры по маркетингу проводят маркетинговые исследования рынка, осуществляют совместно с конструкторами формирование ассортиментной политики, разрабатывают совместно с финансовой службой ценовую политику, проводят исследования оценки и анализа нужд потребителей, участвуют в комиссии по выработке стратегии по производству мебели, по продвижению новых, современных моделей мебели в производство. Менеджеры по рекламе осуществляют рекламную деятельность, т. е. привлекают заказчиков.

Заказчик, просматривая буклеты, проспекты, знакомясь с ценами, изучая образцы мебели, тканей, определяя свои возможности и желания, принимает решение о покупке.

Стандартный заказ. Если он выбрал стандартную мебель, в этом случае менеджер по сбыту принимает заказ. Менеджер оговаривает условия, определяет сумму договора, выставляет счёт. Если заказчик согласен с условиями, то менеджер представляет ОМТС (отдел материально-технического снабжения) заказ на изготовление мебели для согласования наличия материалов на ЦМС, предложения по бартеру на материалы для согласования цены.

В свою очередь ОМТС подаёт менеджеру по сбыту отметку о наличии материалов на складе, информацию о ценах на материалы и комплектующие для производства мебели в целях проведения взаимозачётов, бартеров, согласует необходимость бартера на материалы.

Нестандартный заказ. Если заказчику необходима нестандартная мебель, то менеджер по сбыту выслушивает пожелание, уточняет координаты у заказчика, принимает или не принимает заказ после консультации с ПЭО и конструкторами.

ПЭО осуществляет калькуляцию, сообщает менеджеру по сбыту результат.

ЭКТБ детально прорабатывает поступающее предложение, разрабатывает чертежи, конструирует экспериментальный образец, проводит испытания, формирует нормы расхода материалов и даёт ответ о возможности или невозможности выполнения заказа менеджеру по сбыту. Конструкторы подают ОМТС заявки на материалы и покупные изделия для опытного производства с приложением расчётов обоснования потребности.

ОМТС осуществляет комплексное, своевременное и равномерное обеспечение потребности предприятия качественными ресурсами. Выполняет наиболее рациональные формы снабжения. Организует количественный контроль поступающих на предприятие ресурсов, обеспечивает их хранение и контролирует рациональное использование ресурсов. Отдел подаёт конструкторам заявки на все отклонения от технических условий на поставку материаловзапросы по техническим требованиям на материалы и полуфабрикаты, а менеджеру по сбыту подаёт те документы, что и при стандартном заказе.

ЦМС — центральный материальный склад. Здесь хранятся: ткань, фурнитура, ДСП, декор и т. д.

При отсутствии на ЦМС необходимых материальных ценностей ОМТС осуществляет поставку ресурсов.

Технология исполнения заказов представлена на рис. 3.1.3.

Коротко процесс исполнения заказа можно представить так: конструктор, который создает чертеж заказанного изделия, затем чертеж переходит к технологу, создающий спецификацию (какие операции необходимы и на каком оборудовании, а также как должна вестись сборка изделия), затем данные поступают на участки по спецификациям. Далее проверяется комплектация (все ли детали), на изделие наклеивается бирка с данными заказа и изделие поступает на склад, где его забирает заказчик.

Генеральным директором СГООИ «Новый Эдем» был принято решение о необходимости проведения оценки конкурентоспособности предприятия. Основной целью определения конкурентоспособности являлась оценка: общего состояния предприятия и выявление проблем, дезорганизующих работу предприятия;

Рисунок 3.1.3. Технология исполнения заказов внешней и внутренней среды предприятиясуществующей организационной структуры предприятияэффективности технологического процесса производства. Для исследования была использована разработанная методика, описанная в параграфе 2.3 настоящей работы.

Оценка параметров конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности осуществлялась на основе мнений экспертов СГООИ «Новый эдем», а также статистических данных Росстата, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. В процедуре оценки конкурентоспособности приняли участие 5 топ-менеджеров экспертов): генеральный директор, заместитель генерального директора по маркетингу, технический директор, начальники цехов по производству мягкой и корпусной мебели. Оценка параметров инновационной и операционной деятельности предприятий-конкурентов осуществлялась на основе косвенных данных. Так как уровень технологической оснащенности исследуемых предприятий находится примерно на одинаковом уровне, главным фактором повышения конкурентоспособности является маркетинговые и продуктовые инновации. В связи с этим, инновационная деятельность может быть оценена на основе изучения динамики объема продаж, изменения ассортимента продукции и методов ее продвижения.

Данное исследование было произведено методом анкетирования. Экспертам были розданы анкеты, содержащие описание каждого показателя конкурентоспособности и их ранжирование (Прил. 1). По итогам анкетирования материалы представлены в табл. 3.1.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной их актуальных направлений повышения эффективности работы современного предприятия является разработка и внедрение инновационных предложений по совершенствованию различных сторон его деятельности.

Показатель «конкурентоспособность» представляет собой объективную возможность и субъективную готовность предприятия осуществлять максимальное воздействие на рынок при помощи своего организационного потенциала. При этом необходимо максимально использовать все последствия такого воздействия для целей поддержания и приращения своей конкурентной силы по всем направлениям.

Поскольку общая структура конкурирующего предприятия состоит из материального и интеллектуального капитала, а таюке связывающих их системы управления и информации, постольку вполне понятно, что конкурентная сила должна быть исследована по всем элементам составляющих это предприятие и его менеджмента.

1. Проведенное исследование различных понятий, являющихся ключевыми для настоящей диссертационной работы, в т. ч. «конкуренция», «конкурентные преимущества», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентная стратегия» позволило выбрать именно те толкования перечисленных выше терминов, которые соответствуют философии и методологии настоящего научного исследования.

Особое внимание было уделено понятию «конкурентоспособность предприятия». Исследование привело к пониманию того, что конкурентоспособность предприятия определяется важнейшими сторонами деятельности предприятия и его важнейшими показателями производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому особенно необходимо последовательно рассмотреть различные параметры деятельности предприятия с учетом влияния конкурентной среды.

2. Для принятия решения по реализации той или иной конкурентной стратегии используют различные методы оценки конкурентоспособности организации. Они базируются на оценке конкурентоспособности продукции или услуг, на матричном методе, на оценке существующих стратегических потенциалов предприятия и на экспертно оценке.

Однако на данный момент отсутствует достаточно удовлетворительная методика оценки конкурентоспособности предприятия с учетом интегральной оценки всех объектов и важнейших процессов, протекающих на предприятии и различных аспектов его производственной, хозяйственной и управленческой деятельности.

3. Для определения места и роли предприятия на отраслевом или региональном рынке разработана модель оценки конкурентоспособности предприятия. При этом использовался кибернетический подход, который связан с применением в системе управления своевременной реакции на неудовлетворительные результаты деятельности предприятия или изменения рыночной среды. Это очень важно при большом количестве трансакций между субъектами рынка и развитой фундаментальной наукой, а также при наличии многосторонних связей внутри крупных корпораций.

4. Для наиболее полной оценки значимости предприятия необходимо выбрать такие параметры, которые могут наиболее полно определить его конкурентоспособность. В результате углубленного анализа различных аспектов деятельности предприятия было предложено 12 параметров, которые полноценно отражают все стороны деятельности предприятия. Каждый из этих параметров определяется 10-бальной шкалой и каждому значению этой шкалы всех параметров дано подробное описание на основе лингвистических переменных.

На базе разработанной автором технологии определения конкурентоспособности предприятия проводиться анкетирование экспертов по выбранным параметрам и выводится общий интегральный показатель конкурентоспособности предприятия. Этот показатель учитывает практически все важнейшие факторы, определяющие место и роль предприятия в рыночной среде. Особое внимание автором уделено алгоритму разработки методики определения показателя конкурентоспособности предприятия, который охватывает все возможные процедуры сбора, обработки и интерпретации информации, полученной в ходе экспертизы.

5. Представлен авторский организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия, где показана взаимосвязь основных параметров производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятия. В работе дана подробная характеристика каждого его операции, а также технология определения конкурентоспособности предприятия.

Показана важнейшая роль инновационной деятельности, выполняемой на предприятии, которая влияет на все остальные параметры предприятия и его менеджмента. А изменение параметров предприятия, в свою очередь, влияет на параметры, выбранные в качестве базовых для оценки конкурентоспособности предприятия.

6. Разработаны технология подготовки, определения и внедрения инновационных предложений по развитию различных сторон деятельности предприятия. Также отдельно рассматривается структура процесса управления инновациями в силу его высокой значимости, а также введения новшеств в любом предприятии в условиях кризиса. Разработаны такие мероприятия, которые способны развить инновационный потенциал предприятия в. рамках отдельного процесса или объекта, при этом повысить качество и эффективность других параметров предприятия, а также повлиять на другие важнейшие аспекты деятельности предприятия.

7. Для апробирования организационно-экономический механизма на базе СГООИ «Новый Эдем». Дана краткое описание деятельности организации, приведены основные финансово-экономические показатели за 2008 г. и первое полугодие 2009 г. Представлены также технологии поступления и выполнения стандартного и нестандартного заказов в рамках производственной деятельности предприятия.

Определены и даны краткие характеристики деятельности основных конкурентов СГООИ «Новый Эдем» и ОАО «Росметалл» (МК «Шатура-мебель», ПО «Ульяновск-мебель», ООО «Самарская мебельная компания» и ПК «Электрогорскмебель»).

Для выбранных в качестве конкурентов перечисленные выше предприятий были проведена экспертиза основных сторон их деятельности. Экспертная оценка проводилась пятью топ-менеджерам организации на основе авторской методики. Интегральный показатель конкурентоспособности СГООИ «Новый Эдем» составил 0,549, у ОАО «Росметалл» — 0,583, а интегральный показатель конкурентоспособности МК «Шатура-мебель», «Ульяновск-мебель», «Самарская мебельная компания» и «Электрогорскмебель» соответственно 0,602- 0,573- 0,523 и 0,601.

Для повышения конкурентоспособности предприятия был предложен комплекс мероприятий по совершенствованию различных сторон его деятельности. В частности, были предложены мероприятия по повышению квалификации персонала, расширению ассортимента продукции, повышению ее качества, сокращению срока выполнения заказа, улучшению имиджа организации, улучшению финансового состояния организации, улучшению технического оснащения предприятия, развитию организационной и управленческой деятельности предприятия.

Практическая реализация данных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность предприятии, так как были выбраны точечные изменения, которые непосредственно связаны с параметрами предприятия и (соответственно конкурентоспособности предприятия. *.

Таким образом, методологические основания, заложенные в модели, механизме и технологиях, разработанных автором, являются современным инструментальным средством развития различных сторон деятельности предприятия, а что, в свою очередь, должно повлиять на его место и роль на региональном и отраслевом рынке, а также повысить конкурентоспособность базового предприятия.

При этом показано, что применение авторских инновационных предложений является важным средством глубинных внутренних организационных изменений, которые могут быть осуществлены на любом предприятии, открытом для использования современных логических, социальных и технических средств развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-Ф3, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 08.11.2008 N 195-ФЗ).
  2. АбалкинЛ.И. Избранные труды: в 4-х томах: Монография. Т. 2. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. — 911 с. — (Труды вольного экономического общества России издается с 1766 г.)
  3. Г. Л. Конкурентоспособность: анализ, стратегии, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  4. ГЛ., Челенков АЛ. Конкурентные преимущества фирмы. — М.- Типография «Новости», 2000. — 223с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия (Серия «Теория и практика менеджмента). — СПб.: Изд-во «Питер», 1999.— 416с.
  6. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.— 519с.
  7. П., Майджер Б. «Школа европейского бизнеса», «Лизингревю», № 1, 1996.-с. 13−19.
  8. Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2005. с.
  9. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2001.
  10. Бизнес: Оксфордский терминологический словарь. — М.: Прогресс, 1995. —801с.
  11. Ю.В., Швандар В. А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 391 с.
  12. А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 2007. — 860 с.
  13. М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление // Проблемы теории и практики управления, № 3, 1998. — с. 104 109
  14. М. Гиперконкуренция- характерные особенности, движущие силы и управление// Проблемы теории и практики управления, № 3, 1998. — с. 23−19
  15. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине
  16. В.А. Организация стратегического управления на предприятии.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  17. И. Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 1999.
  18. .Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. Самара: МГПУ, 2007.-288 с.
  19. .Н. Инновационный менеджмент: учеб.-метод. комплекс учеб. дисциплины. Самара: СФ МГПУ, 2007. — 40 с.
  20. .Н. Операционный менеджмент: учеб. пособие. — Самара: МИР, 2007.-293 с.
  21. .Н. Организация: элементы, внешняя среда, структура, система. Вестн. МИР. — 2007. — № 1(2). — С. 45−57.
  22. .Н. Основы российского менеджмента: Теория менеджмента. Технология менеджмента. В 2-х ч.: учеб. пособие. — Самара: СГАУ, МИР, 2006. 524 с.
  23. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования эксперимента: Учеб. пособие. Железнодорожный: ТОО НЦП «Крылья», 1997. 400 с.
  24. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999.
  25. Дизайн в мебельном бизнесе: от идеи до производства: материалы общероссийского исследования — 2007 // http://www.organica-design.ru/files/DMB.pdf
  26. С. Экономическая психология и экономическая информация // Российский экономический журнал, № 1, 1999. — С. 97−101.
  27. С. Партнерство американского государства, местных властей и частного сектора в реализации научно-технических достижений // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002. с. 92−96.
  28. С. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей // Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2002. с.73−87.
  29. Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. — Ростов на Дону: Феникс, 2008. 304 с.
  30. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов/ С. Д. Ильенкова, JI.M. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.: под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-379 с.
  31. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 782 с. — (Серия «Высшее образование»)
  32. . Деловая стратегия. -М: Экономика, 1991. 239 с.
  33. Д.А. Зарубежный опыт реализации научно-технических достижений // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. ч. 2 — Самара, 2007 — с. 100−106.
  34. Д.А. Конкурентоспособность продукции: понятие, методы оценки, потенциал // корпоративное управление в России: состояние, проблемы, развитие: сб. Науч. тр., вып. 5, ч. 2. Самара: МАКУ, ПГУ, 2008.
  35. Д.А. Методы оценки конкурентоспособности // Экономика и управление: теория, методология, практика: материалы Междунар. науч.-техн. конф. Т. 1.-Самара, 2009.-е. 188−193.
  36. Д.А. Опыт применения японской системы «бережливого производства» на российских промышленных предприятиях // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 7-й Междунар. науч.-практ. конф. -ч. 1 Самара, 2008 — с. 156−158.
  37. Д.А. Построение модели оценки конкурентоспособности предприятия // Экономические науки, № 4(53), 2009. — с. 113−118.
  38. Д.А. Роль и значение инновационной деятельности в стратегии экономического развития промышленных предприятий // формирование стратегии инновационного развития экономических систем: сб. ст. науч.-практ. конф., СПб, 2008. С. 323−330.
  39. Д.А. Состояние и перспективы инновационной деятельности промышленных предприятий Самарской области // Экономические науки, № 11(48), 2008.-е. 113−118.
  40. Д.А. Эффективность функционирования промышленного предприятия на конкурентном рынке // проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвуз. сб. науч. тр., вып. 1, ч. 1 Самара, 2009. — с. 159−169.
  41. С. Интеллектуальное предпринимательство и стабильное экономическое развитие в постсоциалистических странах Европы // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002. — с. 21−27.
  42. И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. Под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
  43. Кревенс Дэвид В. Стратегический менеджмент, 6 — издание.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  44. С. Маркова В. 8"\ЮТ-анализ: практика применения.
  45. Г. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // Российский экономический журнал, № 1, 1998. с. 77−81.
  46. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности/ Отв. ред. И. О. Фаризов. -М.: ОАО «Издательство экономика», 2000. 327 с.
  47. П. П., Хачатуров А. Е. Синергетический эффект при слияниях и поглощениях компаний // Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2005. -с.21−30.
  48. И. Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии// Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002. — с. 74−79.
  49. И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. — М.: Высшее образование, 2007. 400 с.
  50. О.Г. Стратегический менеджмент: организация стратегического мышления менеджмента: монография, Макаренко О. Г. Самара: СГЭУ, 2007.-108 с.
  51. О.Г. Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством: Монография. Самара: Издательство СГЭА 1997
  52. K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. С англ. Т.2- 1996.
  53. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия (Маркетинговые исследования)// Маркетинг. 1996, — № 3. — с. 33−39.
  54. А. Принципы экономической науки/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. Т 1−3-416с.
  55. М.Х., Альберт М., Хеудори Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М: Дело, 2000. — 702 с.
  56. Дж. Основы политической экономии. — М.: Наука 1980. — Т. 1. —654с.61 .Моисеева Н., Слушаренко М. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы // Маркетинг, № 3 (64), 2002. с. 101−112.
  57. В.В., Гаврилов A.A. Финансовый анализ в аудите: Теория и практика: Учебн. пособие. -М.: Дело, 2001. -256 с.
  58. А.И. Теория принятия решений: Учеб. Пособие. М.: Издательство «Март», 2004 // http://www.aup.ru/books/ml57
  59. А.И. Учебник по менеджменту // http://polbu.ru/orlovmanagement/ch21all.html
  60. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие: под ред. П. Н. Завлина и др. СПб.: Экономика, 2000. — 584 с.
  61. Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли / Т. Н. Парамонова, И. П. Красюк. М.: КноРус, 2008. — 120 с.
  62. Покупатель на заказ // http://www.m-furnitura.ru/info.php?id=49
  63. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ.— М.: Междунар. отношения, 2005. — 454 с.
  64. М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Пер. с англ. — М: Альбина Бизнес Букс, 2005.— 715с.
  65. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  66. М. Международная конкурентная стратегия: Пер. с англ. — М.: Альбина Бизнес Букс, 2005. — 354с.
  67. М. Международная конкуренция: конкретные преимущества стран: Пер. с англ. -М.: Международные отношения — 1993. 896 с.
  68. Т.С. Понятие и сущность конкурентоспособности //http://science.ncstu.ru/
  69. Про перспективы мебельного рынка // http://www.m-furnitura.ru/infoprint.php?id=43
  70. В.Н., Федоркова Н. В., Чекменев А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. М.: Издательство РИОР, 2003. — 81 с.
  71. В. Алгоритм формирования организационной структуры компании: системно-синергетический подход // Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2005. с.79−83.
  72. В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия// Стандарты и качество. — 2000. —№ 4. — с. 54−59.
  73. Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Менеджмент». М.: Аудит, Юнити, 1998.
  74. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М: —1993,—360с.
  75. Состояние российской мебельной отрасли. Обзор // http://www.mnogomebel.ru/news/archive/
  76. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М.
  77. , Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. —1312 с. — (Мир энциклопедий) // http://slovari.yandex.ru/
  78. С. А. Международная конкуренция и Россия. — М. 1997. —102 с.
  79. Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учеб-метод. пособие/Тарануха Ю.В. — М.: Издательство «Дело и сервис». 2008 — 272 с.
  80. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Исскуство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. —576с.
  81. В.В. Слияния и поглащения в свете современных технологий конкуренции // Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2005 с. 3−8.
  82. Управление организацией. Учебник. Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатана. М.: ИНФРА-М, 1998. — 498 с.
  83. Фатхутдинов Р, А. Стратегическая конкурентоспособность России //Стандарты и качество. — 2003. — № 5. — С. 52 58.
  84. Р. А Стратегический менеджмент: Уч. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997 — 304 с.
  85. P.A. Инновационный менеджмент: учеб. — М.: Бизнес школа
  86. ИнтелСинтез», 1998. 500 с.
  87. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Инфра-М. — 2000. — 312 с. — (Серия «Высшее образование»).
  88. P.A. Разработка управленческого решения: учеб. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1997. 368 с.
  89. P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие, — М: Изд-во Эксмо, 2004.— 544 с.
  90. В.И. Конкуренция: Учебно-методическое пособние. Самара: Сам. Гос. Техн. Ун-т, 2000. — 48 с.
  91. К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшер К., Бенсуссан Б. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.
  92. В. Международная торговля // http://www.read.onby.ru/
  93. Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. СПб. Пневма, 1999. — 503с.
  94. Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. Москва- Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.
  95. Д. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие.- М.: Контур, 1998.
  96. П. Экономический образ мышления. — М.- Дело, 1993. -—701с.
  97. Э. Теория монополистической конкуренции. — М., 1996. -340 с.
  98. . О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования//Проблемы теории и практики управления, № 3, 2001.-с. 35−40.
  99. И. Теория экономического развития. — М.: ПРОГРЕСС. 1982.—455с.
  100. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. H.A. Сафронова. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Экономиста, 2009. — 618 с.
  101. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича-М.: ИНФРА-М, 2000. -714 с. — (Серия «Высшее образование»).
  102. Экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.
  103. А. Ю. Конкуренция: Теория и практика: Учеб. пособие, 3-е изд. — М.: Гром-Пресс, 2002. — 272 с.
  104. Н.С. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка, регулирование, — Саратов. Издательский центр СГЭА, 1997.-365 с.
  105. Harrington J. Bisiness Process Improvement. — New York: McGran Hill, 1991. — 324 p.
  106. Weihrich H. The TOWS matrix A tool for situational analysis. Long Range Planning, 15(2), 1982, p. 54−66.
Заполнить форму текущей работой