Мусульманское наследственное право
Шариат также требует от мусульманина соблюдения религиозного долга, выполнение которого в свой смертный час он должен поручить своим наследникам. Такая обязанность возлагается, прежде всего, на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга. Отличительная черта мусульманского права состоит в том, что оно… Читать ещё >
Мусульманское наследственное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир — временный, преходящий, грешный, главный же — мир загробный.
Вместе с тем следует отметить известную односторонность толкования этого положения в отечественной литературе. Мнение, что земная жизнь для ислама якобы не имеет никакого значения, необоснованно. Учение ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, человек не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов альГазали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном»[1].
По шариату подготовка мусульманина к загробному миру заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, а также заплатить налоги (закят или хумс). Если он не в состоянии выполнить это, например по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили долги и вернули залоги.
Шариат также требует от мусульманина соблюдения религиозного долга, выполнение которого в свой смертный час он должен поручить своим наследникам. Такая обязанность возлагается, прежде всего, на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.
Если мусульманин имеет клад, о котором никому не известно, то при приближении смерти он обязан сообщить о нем своим наследникам. Если же последними являются несовершеннолетние дети, к этому делу привлекаются надежные опекуны (набожные и справедливые с точки зрения шариата).
Отличительная черта мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передастся наследникам, а целиком завещается в вакф[2], то в качестве последнего может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее необходимо разрешение наследников.
Подчеркнем, что наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. Характерная черта мусульманского права о наследовании — это отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько. В зависимости от степени родства и принадлежности к мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп наследников в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы. Отметим, что схожая ситуация наблюдается и с очередностью наследования по российскому законодательству.
Наследники покойного или покойной распределены шариатом по группам следующим образом. Первая группа наследников — это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются дети его детей по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников — дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т. д.[3]
Следует рассмотреть каждую группу наследников в отдельности.
- [1] Цит. по: Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969.
- [2] Вакф, вакуф (араб. — удержание), имущество, в соответствии с мусульманским правом, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.
- [3] Буруджерди Хусейн Таба-Табваи. Рисале товзих аль-масаил. 4-е изд. Тегеран (б.г.).