Философско-правовая мысль XX – начала XXI столетия
Технологический детерминизм (Р. Арон, З. Бжезинский, О. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.), напротив, проповедует, что только производительные силы и технологические производственные отношения (развитость «техноструктуры») формируют определенный тип общества с его культурой, человеком, социальными институтами. Важнейшим средством духовного и материального воздействия на общество становится… Читать ещё >
Философско-правовая мысль XX – начала XXI столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные тенденции развития философско-правовой мысли в XX в.
XX в. насыщен идеями, в центре которых оказались проблемы философской антропологии, философии жизни и личностного бытия человека, аксиологии, философии истории, философии политики.
В центре этих исследований оказался человек с его внешним и внутренним миром, в котором проявляют себя общественные воздействия, а также сознательное и бессознательное, сознательное и стихийное. Одновременно философия развивала гносеологические и эпистемологические возможности, продолжала поиск границ и возможностей научного и идеологического в познании общественных явлений, эффективных средств постижения человека, общества, мира в целом.
На общественное развитие в XX в. и его познание мощное воздействие оказывала марксистская философская парадигма. Ее теоретическая направленность на преобразование мира с опорой на философско-научное знание законов возникновения, функционирования и развития общества делала ее привлекательной. С другой стороны — практическое воплощение марксизма в СССР и других странах, связанное с репрессиями и насилием, не всеми оценивалось как научно обоснованное и постоянно критиковалось. К тому же законодательная и правоприменительная практика в СССР демонстрировала противоречие. Администрирование, «телефонное право», волюнтаризм, а в итоге ограничение свободы делали философию права ненужной: предполагалось, что с правом и так все ясно — правосознание понималось как научное (марксистское), идеологическое (социалистическое и с «пережитками капитализма в сознании людей», буржуазное, мелкобуржуазное), обыденное, которое надо «делать» марксистским, социалистическим.
Марксистская парадигма, построенная на материалистическом понимании истории, привлекла экономических детерминистов, технологических детерминистов, которые абсолютизировали роль материальных общественных отношений. Экономический детерминизм господствовал и в практике СССР, где определяющая роль отводилась государственной форме собственности как «высшему уровню» развития международной собственности. Именно от нее зависело развитие и производительных сил, и колхозно-кооперативной собственности, и духовной жизни общества.
В итоге право выступало как принудительная сила, а не правовая законность и свобода. Социалистическая законность понималась как государственное управление и подчинение ему.
Технологический детерминизм (Р. Арон, З. Бжезинский, О. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.), напротив, проповедует, что только производительные силы и технологические производственные отношения (развитость «техноструктуры») формируют определенный тип общества с его культурой, человеком, социальными институтами. Важнейшим средством духовного и материального воздействия на общество становится не идеология, а социальная технология; не социальные революции, а социальные реформы. Поэтому праву отводится определяющая, решающая роль. В политико-идейном аспекте эти концепции являются юридическо-либертальными. По мнению технологических детерминистов, постиндустриальное информационное общество, опирающееся на принципы либерализма, и есть настоящее и будущее человечества. Таким образом, в современном технологическом детерминизме философскоправовая концепция ориентирована на роль технологических факторов в развитии как самого права, так и явлений, им детерминированных.
Исследователи отмечают, что в основе современных философско-правовых концепций лежат основные философские парадигмы. Итальянский философ И. Боббио справедливо полагает, что такими парадигмами явились экзистенциализм, феноменология, позитивизм, структурализм, философия жизни, философская антропология.
Таким образом, наметились и уже проявляют себя две основные тенденции развития правового знания: 1) возникают юридические отрасли, связанные с философией: юридическая антропология, юридическая эпистемология, юридическая герменевтика, юридическая аксиология; 2) формируется философия права как целостная система философского знания правовой реальности.