Правовые основы государственной службы
Специфика организации института государственной службы Франции состоит в ее детальной и четкой правовой регламентации. Законодательство о публичной службе включает целую систему актов, регулирующих разные стороны административной деятельности. Основополагающие принципы государственной службы закреплены в конституционных актах: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., а также в Преамбуле… Читать ещё >
Правовые основы государственной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Специфика организации института государственной службы Франции состоит в ее детальной и четкой правовой регламентации. Законодательство о публичной службе включает целую систему актов, регулирующих разные стороны административной деятельности. Основополагающие принципы государственной службы закреплены в конституционных актах: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., а также в Преамбуле Конституции 1946 г. и в Конституции 1958 г. Так, Декларация прав человека и гражданина провозглашает принцип равного доступа граждан к публичной службе (ст. 6), а Преамбула Конституции 1946 г. — свободное определение условий труда и право на забастовку. Статья 34 Конституции 1958 г. относит «установление категорий публичных учреждений» и «основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим», к сфере законодательного регулирования. Кроме того, некоторые принципиальные положения, касающиеся государственной службы, содержатся в решениях Конституционного совета и актах административной юстиции.
Важное место в механизме нормативно-правового регулирования публичной службы занимают статуты — нормативные акты, регулирующие правовое положение чиновников. Различают.
общий, особые и специальные статуты. Общий статут публичной службы применяется ко всем чиновникам. Статут распространяется на все стадии карьеры и гарантируется запретом на любые упоминания взглядов, политической, философской или религиозной деятельности чиновника в его документах или досье, а также принципом конкурсного набора на основании деловых качеств и самой системой закрытой карьеры. Его положения содержатся в четырех законах:
- — от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях чиновников;
- — от 11 января 1984 г., включающий положения статута о центральной публичной службе;
- — от 26 января 1984 г., касающийся положения местной публичной служб 1)1;
- — от 6 января 1986 г., регулирующий положения статута о государственной медицинской службе.
Позже, как указывалось выше, в 1999 г. был принят Кодекс государственной службы.
Особые статуты содержат способы правового применения норм общего статута к служащим, входящим в определенный штат (корпус) чиновников. Как правило, в них прописаны функциональные обязанности служащих, условия и порядок принятия на службу, продвижение по службе и присвоение соответствующих чинов и рангов. Особые статуты принимаются декретом Государственного совета после консультации с Высшим советом центральной государственной службы.
Специальные статуты отражают специфические особенности статуса сотрудников различных публичных учреждений (судей, прокуроров, полицейских, военных и т. д.). Например, во Франции установлено, что служащие палат Парламента являются государственными служащими, но их статус определяется бюро палаты; условия конкурса при поступлении на службу устанавливаются соответствующими органами палат; запрещается постоянное сотрудничество государственных служащих управленческих органов с Парламентом (за некоторыми исключениями); вопросы распространения на служащих Парламента общих принципов, прав и гарантий, предоставляемых государственными служащим, рассматриваются органами административной юстиции.