Введение.
Идея М.А. Бакунина о построении свободной федерации рабочих и сельскохозяйственных общин
Изменение социальной структуры страны в результате развития капитализма, образование значительных по численности маргинальных слоев в лице неразвитого городского пролетаризма, люмпен-пролетариата и беднейшего крестьянства, резко критическое по отношению к властям настроение многих представителей интеллигенции создавали атмосферу нестабильности и революционных ожиданий. В этих условиях анархизм… Читать ещё >
Введение. Идея М.А. Бакунина о построении свободной федерации рабочих и сельскохозяйственных общин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Михаил Александрович Бакунин (1814 — 1876) был сыном тверского помещика, принадлежавшего к древнему дворянскому роду, что сулило ему блестящую карьеру. Однако молодой Бакунин избрал для себя путь профессионального революционера, разрушителя тогдашних государств, участвуя в революции 1848 г., в борьбе славян за свое освобождение от ига Австрийской империи с целью создания федерации славянских народов. В конце жизни он активно участвует в деятельности I Интернационала, стремясь, теперь уже с анархистских позиций, создать на его основе заговорщическую организацию, способную установить безгосударственный строй в Европе. За раскольническую деятельность и отход от Устава и Программы I Интернационала решением Гаагского конгресса 1872 г. М. А. Бакунин и его сторонники были исключены из этой организации.
В последующие годы Бакунин предпринимает еще ряд попыток принять личное участие в организации русского и международного революционного движения. Осенью 1873 г. Появилась книга «Государственность и анархия» со специальным приложением, содержащим программу практической деятельности для русских революционеров. В ней прозвучал призыв «идти в народ». Необходимо, считал Бакунин, использовать то революционное настроение, которое присуще русскому народу. Роль агитатора от анархизма заключалась только в пояснении народного сознания и в организации народа на стихийный бунт.
М. А. Бакунин скончался 1 июля 1876 г. В швейцарском городе Берне. Споры о его месте в истории политической мысли продолжаются и сейчас. Анархисты рисовали портрет «революционного гиганта», называли его «мощной личностью», «гигантом духа». Противники Бакунина, наоборот, подчеркивали ошибки и недостатки, зачастую пренебрегая мерой. Бакунину пришлось вкусить не только справедливую критику, но и жесткую обиду, оскорбления, когда его публично называли «правительственным агентом», «старым интриганом», мечтающим установить «деспотическую диктатуру в русском духе», зачисляли в «панславистский сброд» и т. д.
Михаил Александрович Бакунин вошел в историю политической мысли не только как идеолог бунтарского направления в народничестве, но и как родоначальник и крупнейший представитель анархизма в России.
Ряд факторов способствовал распространению анархистских идей в нашей стране. Прежде всего, это глубокий и длительный кризис самодержавного и крепостнического государства, ставший очевидным в середине века и не преодоленный до конца в ходе непоследовательных буржуазных преобразований. Государство не пользовалось в русском обществе уважением. От критики его неэффективности, коррумпированности, оторванности от общества до свойственного анархизму полного отрицания государства, всего лишь один шаг.
Мелкотоварное производство, характерное для России с его психологией автономии и недоверием к государственному вмешательству, сохранение общинных традиций крестьянства, казачьего самоуправления, уклад жизни раскольников, называвших государство орудием антихриста, свидетельствовали о сохранении в народе традиций негосударственной организации. Обширность территорий и пестрота национального состава России были таковы, что государственное устройство не было особенно прочным и глубоко проникающим. Под флагом единой и неделимой России многие земли и народы, не обладая суверенитетом, все же во многом продолжали жить по своим обычаям.
Изменение социальной структуры страны в результате развития капитализма, образование значительных по численности маргинальных слоев в лице неразвитого городского пролетаризма, люмпен-пролетариата и беднейшего крестьянства, резко критическое по отношению к властям настроение многих представителей интеллигенции создавали атмосферу нестабильности и революционных ожиданий.
В этих условиях анархизм не только находил социальную опору, но и приобретал более радикальные, непримиримые формы в сравнении с западными образцами. Была у русского анархизма и еще одна особенность. Ориентируясь на социальную революцию с опорой на общину, он приобрел ярко выраженное коллективистское содержание.