Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года
Духовенство в Дагестане, как просвещенная часть общества близкая к массам, хранитель традиционных исламских ценностей, духовный стержень народа, пользовалось в горах непререкаемым авторитетом и почтением, что в особенности можно сказать о высшей ее (духовенства) части. Духовенство являлось органической частью общества, выполняя одновременно взаимосвязанные функции учителей, секретарей, судей… Читать ещё >
Содержание
- I. Введение
- ГЛАВА I. Дагестан в 60−70-х годах XIX века и причины восстания 1877 года
- ГЛАВА II. Дагестанское духовенство 60 — 70-х годов XIX века. ф
- 1. Духовенство в структуре дагестанского общества
- 60. — 70 — х годов XIX в
- 2. Система традиционного духовно-религиозного образования в Дагестане
- ГЛАВА III. Духовенство в восстании 1877 года
- 1. Идеология восстания 1877 г. в Дагестане
- 2. Духовенство в восстании 1877 года
Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Мусульманское духовенство занимало и занимает значительное место в жизни дагестанского общества, являлось и является его значительной политической составляющей, т. е. обеспечивает не только духовно-культовые потребности исламской уммы. В ислам, положения которого проникают практически во все стороны жизнедеятельности человека, общества и государства, изначально заложена политизированность.
Война за «независимость» (1994;1996 гг.) Чеченской республики, попытки расширения влияния салафитов, антитеррористическая война в Дагестане и Чечне, и роль, которую во всех этих событиях играло духовенство, заставляет нас проводить исторические параллели, искать корни проблем, их решения в предшествующих событиях.
История прошлого разъясняет нам настоящее и открывает взгляд для понимания и предугадывания будущего. Поэтому обращение в прошлое бывает не редко весьма полезным и поучительным. Особенно это важно в известные жизненные моменты, когда жизнь заставляет быть осторожным и предусмотрительным"1.
Пренебрежение историческим опытом ведет к повторению ошибок. Ярким примером могут служить события на Северном Кавказе, которые привели к многочисленным человеческим жертвам, затратам и потерям физического, экономического, нравственно-этического характера.
Необходимо использовать опыт прошлого в национально-государственном строительстве, в регулировании религиозных отношений, тем более, что положение в Дагестане 60−70-х годов XIX века обнаруживает параллели с современной ситуацией в стране, где этнополитическая,.
1 Ковалевский П. И. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 и 1878 годах. СПб., 1912. С. 5. социальная обстановка сложна, и характеризуется крайне противоречивыми идеологическими и мировоззренческими проблемами.
Всестороннее исследование политической роли духовенства и исламского фактора, особенно в контексте происходящих ныне событий на Кавказе и в мире, приобретает важное научное и практическое значение.
Цель и задачи диссертации заключаются в исследовании места и роли духовенства в жизни дагестанского общества 60−70-х гг. XIX в., его участия в восстании 1877 г., а также в раскрытии побудительных причин восстания и его идеологической базы.
В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи:
— раскрыть социальные, экономические, ментальные, религиозные, личностные, внутри — и внешнеполитические причины восстания 1877 г. в Дагестане;
— показать сущность политики Российской империи в регионе;
— осветить место и роль мусульманского духовенства в жизни дагестанского общества 60−70-х годов XIX в.;
— охарактеризовать процесс становления представителя духовенства, через систему получения духовно-религиозного образования, показать кругозор и широту знаний дагестанского духовенства 60−70-х годов XIX в.;
— раскрыть идеологические основы восстания 1877 года в Дагестане;
— определить роль и место духовенства в восстании 1877 года.
Хронологические рамки исследования. Поставленные задачи обусловили хронологические рамки диссертации, охватывающие период с 1859 до 1878 года.
Методологическая основа диссертации базируется на использовании принципов сравнительно-исторического исследования, признающего полицентричность всемирно-исторического процесса, исторического детерминизма — взаимообусловленности событий истории, их последовательности и причинно-следственной связи. Использовался принцип историзма, предполагающий изучение любого исторического явления и процесса в конкретных исторических условиях и связях. В основе исследования поставлен принцип объективного изучения документов и исторических фактов.
Научная новизна работы определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой всестороннего исследования дагестанского духовенства 60−70-х годов XIX в., его места и роли в жизни общества, в исторической связи с общей ситуацией в Дагестане рассматриваемого периода. Новизна работы и в исследовании влияния духовенства на основное политическое событие изучаемого периода — восстание 1877 года.
Апробация. Некоторые положения, содержание и выводы диссертации нашли свое отражение в семи научных публикациях автора. Работа была обсуждена на заседании Центра востоковедения Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.
Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях:
1. Причины восстания 1877 года в Дагестане // Северный Кавказ: Геополитика, история, культура. Материалы всероссийской научной конференции (Ставрополь, 11−14 сентября 2001 г.). М.:Ставрополь, 2001. Ч. 1. С.146−147.
2. К вопросу о попытках христианизации дагестанцев в 50−70-х годах XIX в. // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых по гуманитарным проблемам. Махачкала, 2002. С.99−103.
3.
Введение
начал светского образования в пореформенный период в Дагестане как политический инструмент // Реформы в Дагестане: Сборник научных трудов. Махачкала, 2002. Т. IV. С. 321−324.
4. Последствия антиколониальных выступлений 60-х — 70-х годов XIX в. в Дагестане // Материалы региональной научно-практической конференции «Молодежь и наука Дагестана» (24−25 сентября 2002 г.). Тезисы докладов. Махачкала, 2002. С.54−55.
5. К вопросу о доходах и распоряжаемых средствах дагестанского духовенства в пореформенный период // Материалы региональной научно-практической конференции «Молодежь и наука Дагестана» (24−25 сентября 2002 г.). Тезисы докладов. Махачкала, 2002. С.62−64.
6. К вопросу о влиянии Османской империи на восстание 1877 года в Дагестане//Вестник ДНЦ. 2002. № 12. С.82−87.
7. С Кораном и кинжалом (основные причины восстания горцев Закатальского округа в 1863 г.)//Джар / Ц1ор — Закавказье. 2003. № 2 (06). С.9−12.
8. Система традиционного духовно-религиозного образования в Дагестане (В печати).
9. Влияние мусульманского духовенства Дагестана на политические события 60−70-х годов XIX в. в регионе (В печати).
10. Мусульманское духовенство в структуре дагестанского общества 60−70-х годов XIX в. (В печати).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Век Х1Х-ый в истории народов Дагестана можно считать золотым. Героическая борьба горцев за независимость, возникновение мюридизма как идеологической основы сопротивления, стремительные политические изменения, выдвижение замечательных лидеров, создание великолепных памятников литературы и письменной культуры, приобщение региона к передовой европейской цивилизации дают на то основания.
Наиболее примечательным историческим событием, конечно же, являлась Кавказская война, завершившаяся для колониальных войн наиболее мирным способом — договором. Но 25 августа 1859 года нельзя считать датой окончания освободительной войны горцев на Северо-Восточном Кавказе. Начался новый этап, формы, методы и идеология которого были обусловлены новой политической ситуацией в регионе, следствием чего стали восемнадцать восстаний и выступлений (с 1859 до 1877 года), вошедших в историю Дагестана, как примеры мужества и героизма.
Введение
новой административной, судебной системы, снятие политических барьеров в экономике, которые по замыслу властей, наряду с жесткой внутренней политикой, должны были окончательно усмирить горцев, не имели желаемого результата.
Экспансионистская политика России, выражавшаяся в постепенном увеличении податей, требовании выполнения повинностей, захвате земель, водворении русских поселенцев, попытках христианизации населения, в мерах по уменьшению влияния ислама и духовенства на горцев, наряду с ошибками в управлении, нерешенностью земельного вопроса, вызывало недовольство дагестанцев. Внешнеполитическое воздействие, обещание помощи стимулировало инсургентов. Не испытывавшие иноземного владычества горцы остро, негативно воспринимали новые политические реалии. Таким образом, сохранились все побудительные причины антиколониального движения горцев 20−50-х годов, а в некоторых аспектах они были усугублены, следствием чего являлось разочарование населения в общей российской системе управления. Более жесткая, целенаправленная внутренняя политика России в Дагестане не содействовала усмирению края.
Пылкая, подвижная, легко воспламеняющаяся, бурная в своих порывах Чечня, и уравновешенный, холодно-рассудительный, спокойно хранящий не менее горячее сердце — Дагестан — еще раз тряхнули стариной"1.
Решающую роль в подготовке, организации, проведении выступления 1877 года сыграло дагестанское духовенство, «готовое всегда положить головы за свободу и восстановление истинного шариата в горах, принять на себя тяжелую ношу восстания"2.
Духовенство в Дагестане, как просвещенная часть общества близкая к массам, хранитель традиционных исламских ценностей, духовный стержень народа, пользовалось в горах непререкаемым авторитетом и почтением, что в особенности можно сказать о высшей ее (духовенства) части. Духовенство являлось органической частью общества, выполняя одновременно взаимосвязанные функции учителей, секретарей, судей, просветителей.
Традиционная дагестанская арабо-мусульманская система образования, представленная мактабами и мадрасами под руководством мулл и алимов, позволяла обеспечить преемственность и развитие знаний, высокий уровень грамотности в обществе, была способна подготовить выдающихся алимов.
Ширина круга изучавшихся наук, предметов и книг, охватывавших все известные мусульманам области знания, анализ произведений местных авторов, позволяют сделать вывод о большом кругозоре дагестанских ученых, о развитости образования в Дагестане, о достаточно высоком уровне знаний горского духовенства. Несмотря на то, что девятнадцатый век и отмечался актуализацией знаний, прежде всего проявившейся в.
1 Цалыккаты, Ахмед. Борьба за волю гор Кавказа // «Эхо Кавказа». 1992. № 2. С. 22.
2 Гузунов Г. О. Восстание в Казикумухском округе // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1307. Л. 2. исторических сочинениях и праве, следует отметить, что знания были схоластичны и оторваны от реалий, существенно отставали от европейских, страдали рядом недостатков, что, впрочем, начало проявляться лишь с проникновением капиталистических отношений. Осознавая всю силу духовенства и его значения и роль ислама в дагестанском обществе, царская администрация прибегала к целому комплексу мер, направленных на уменьшение влияния духовенства и религиозного фактора на массы.
Открытая, незавуалированная борьба властей с духовенством и наступление на духовно-нравственные основы жизни уммы толкало религиозных лидеров к действию.
Восстание 1877 года целенаправленно подготавливалось и явилось, в немалой степени, результатом действий духовных лидеров.
Степень участия в руководстве движением представителей духовенства в разных частях Дагестана зависела от конкретных объективных исторических условий.
Суфизм, в частности накшбандийский тарикат, значительно популяризировался в регионе. Горцы, не имевшие возможности прямого военного сопротивления российской экспансии, находили утешение в сопротивлении духовном, чему тарикат представлял возможность.
Накшбандийа, имея четкую систему подчинения мурида — шайху, могла предоставить организационную основу освободительному движению.
Важную роль в восстании сыграла личность Абдурахмана-хаджи ас-Сугури, шайха накшбандийского тариката, наиболее уважаемого дагестанца, имя которого стало знаменем движения, авторитет которого обеспечивал широкую общественную поддержку.
Единые побудительные мотивы, общность интересов, целей и задач объединили большую часть дагестанского общества в борьбе за свободу.
Восстание 1877 года, как уже отмечалось, было вызвано целым комплексом социальных, экономических, личностных, ментальных, религиозных, внутрии внешнеполитических причин. Имея ярко выраженную народно-освободительную сущность, идеология восстания была заключена в религиозную оболочку: «за свободу и шариат!».
Идеологической, правовой основой движения стал институт джихада в исламе — освобождение из-под власти иноверцев (в данном случае).
Организационная структура Имамата 1877 г. теоретически повторяла.
4 систему Имамата Шамиля и должна была явиться ее органическим продолжением, подтверждением чему являются выборы имама и совета ученых, административная и налоговая системы, военная организация и тактика боевых действий.
Качественное техническое и количественное превосходство русских войск, разрозненность выступлений горцев и распыленность их сил, ошибки в руководстве восстанием, деморализация, вследствие частых неудач стали причинами поражения горцев.
I |.
Список литературы
- О выселении из Дагестанской области за участие в восстании 1877 г. // Ф. 545. Оп. 1. Д. 1473.
- Переписка о возмещении убытков восстания 1877 г. // Ф. 545. Оп. 1. Д. 2699.
- Переписка о высылке из края горцев Дагестанской области за участие в восстании 1877 г. // Ф. 545. Оп. 1. Д. 2914.
- Переписка о ссылке жителя с. Чукна Казикумухского округа Абдула Салама Ума-оглы и жителя с. Куппа за осуждение записавшихся в конно-иррегулярный полк//Ф. 545. Оп.1. Д. 1482.
- Рапорт о высылке 17 человек, покушавшихся провести беспорядки в Западном Дагестане в 1876 г. // Ф. 545. Оп. 1. Д. 1483.1. 2. Материалы ГА РД.
- Воспоминания Магомеда Гаджиева о панисламистском реакционном восстании в Дагестане в 1877 г. // Ф. П-8. Оп. 1. Д. 21.
- Записки Б. Далгата о родовом строе аварцев // Ф. П-8. Оп. 1. Д. 46.
- Отношение надзирателя акцизных сборов округов Дагестанской области о порядке торговли спиртными напитками в праздничные дни // Ф. 126. Оп. 2. Д. 84.
- Отчет начальника Дагестанской области о положении в области. Ведомость дел поступивших на разбирательство окружным судом Дагестана 1867−1868 гг. // Ф. 126. Оп. 2. Д. 73.
- Отчет начальника Дагестанской области по военно-народному управлению. (1875 год) // Ф. 126. Оп. 2. Д. 88.
- Переписка с начальником портового города петровска о причислении государственных крестьян Курской губернии. к мещанам г. Петровска // Ф. 126. Оп. 1. Д. 6.
- Письмо на имя начальника Дагестанской области и инвентарная опись дел, содержащих распоряжения наместника Кавказа о сборе податей с населения Дагестанской области. Ведомости о состоянии денежных сумм по районам. IIФ. 126. Оп. 2. Д. 97.
- Приказы и объявления по войскам Дагестанской области // Ф. 126. Оп. 1. Д. 34.
- Проект положения о сельских обществах, их общественном управлении, государственных и общественных повинностей в Дагестанской области 1868 г. // Ф. 126. Оп. 2. Д. 15.
- Проекты по управлению Закавказским мусульманским духовенством, замечания к ним Торнау, инструкция о порядке испытаний для вступления в мусульманское духовенство. 1868−1873 гг. // Ф. 126. Оп. 2. Д. 14.
- Протоколы комиссий по расследованию убытков, причененных восстанием в Южном Дагестане 1877 г. // Ф.126. Оп. 4. Д. 17.
- Рапорт начальника Северного Дагестана и переписка с начальником Кайтаго-Табасаранского округа о назначении в отдельные селения кадиев (1871 г.) // Ф. 126. Оп. 2. Д. 27.
- Сведения об обложении населения трехрублевым сбором на возмещение убытков казне, учреждениям и частным лицам, причененных восстанием 1877 года //Ф.2. Оп. 1. Д.31
- Сведения о числе выставляемых жителями Андийского и Аварского округов подвод и лошадей для войск, ремонта дорог и мостов (1875 г.)//Ф. 126. Оп. 2. Д. 85.
- Статистические сведения для составления отчетов о состоянии Дагестанской области (1871 г.) // Ф. 126. Оп. 2. Д. 79
- Указы правительствующего сената, циркуляры министерства внутренних дел // Ф. 126. Оп. 2. Д. 2.
- Агнаева. Крестьянская реформа 1867 г. в Дагестане // Ф. 1. Оп. 1. Д. 148.
- Али из Усиша. Бурхан ва байан (на арабском яз) // ФМС. № 34.
- Алкадари X. Диван ал-Мамнун (на арабском яз.) // Ф. 15. № 483.
- Алкадари Г.-Э. Джираб ал-Мамнун (пер. с арабского яз. М. Гайдарбекова) // Ф. 3. Оп. 1. Д. 110.
- Алкадарский, Мухаммад Абдулла. Воспоминания о восстании 1877 г. //Ф. 1. Оп. 1. Д. 179 (1310).
- Беркман. Состояние сельского хозяйства Дагестана в конце XIX-нач. XX века // Ф. З. Оп. 1. Д. 13.
- Воспоминания участников событий при восстании 1877 г. II Ф. 1. Оп. 1. Д. 179(1310).
- Гайдарбеков М. Антология дагестанских ученых // Ф. 3. Оп. 1. Д. 180.
- Гайдарбеков M. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // Ф. З. Оп. 1. Д. 162.
- Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана // Ф.З. On. 1. Д. 236. T. XIII
- Гузунов Г. Воспоминания о восстании в 1877 г. в Дагестане // Ф. 1. On. 1. Д. 179(1310).
- Гузунов Г. Копии переводов книг Гасана Гузунова о восстании лакцев в 1877 году//Ф. 1. On. 1. Д. 176 (1307).
- Каяев А. Биографии дагестанских ученых арабистов (на азербайджанском яз.) // Ф. 25. Д. 1.
- Каяев А. Лакские исторические песни (на лакском яз.) Ф. 25. Оп.1.1. Д 8.
- Каяев А. Материалы по истории лаков // Ф. 25. Оп.1. Д. 5.
- Краткий отчет начальника Дагестанской области с 1860 по 1-е ноября 1869 г. // Ф. 1. On. 1. Д. 150.
- Назир из Дургели (ад-Дургили). Нузхат ал-азхан фи тараджим ал-улама Дагистан (на арабском яз.) // ФМС. № 95.
- О происхождении жителей и об их правах в пользовании землей (1871−1917)//Ф. 1. On. 1. Д. 169.
- Отчеты о состоянии Дагестанской области за 1864−65 гг. // Ф. 1. On. 1. Д. 154(1284).
- Письма (на арабском яз.): Ф.16. Оп. 4. № 2/37- Ф. 16. On. 1. №№ 910, 929,1847, 1907, 2022, 1855, 3025а, 2346 и др.
- Переводы анкет о феодально-клерикальном восстании 1877 г. в Дагестане // Ф. 1 Оп. 1. Д. 172 (1303).
- Прошение горцев на царское имя//Ф. 1. Оп. 1. Д. 223.
- Саидов М.С. Творчество дербентского ученого X века Абу Бакра Мухаммада б. Муса ар-Дербенди // Ф. 3. Оп. 1. Д. 94.1. Опубликованные материалы.
- Абдуразак Согратлинский. История имамата 1877 года и восстания на территории Дагестана // Айтберов Т. М., Дадаев Ю. У., Омаров Х. А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001.
- Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / Пер. с арабского М.-С. Саидова. Редакция перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А. Р. Шихсаидова, Х. А. Омарова. Махачкала, 1997.
- Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1994.
- Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Эмиграция северокавказских народов в Османскую империю: Сбор. ст. / Сост. Алибеков С. Ф. Махачкала, 2000.
- Богуславский JL История Апшеронского полка: 1700−1892 гг. Т. И. СПб., 1892.
- Ведомость о распределении населения в Дагестанской области // Дагестанский сборник / Сост. Козубский Е. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. 1. Ведомость № 1.
- Вискунов П. Описание боевой жизни 80-го пехотного Кабардинского полка, при подавлении восстания горцев в Терской и Дагестанской областях в 1877—1878 гг.. Тифлис, 1882.
- Всеподданнейший отчет главнокомандующего Кавказской армии по военно-народному управлению за 1863−1869 гг. СПб., 1870.
- Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1990.
- Джамалудин из Казикумуха. Адабуль Марзия // ССКГ. Тифлис, 1869. Вып. II. Гл. 3.4.1.
- Документ 394- Документ 592 // АКАК. Тифлис, 1904. Т. XII.
- Ислам в Российской империи. М., 2001.
- Исхак Урминский, Али Салтинский. История шариатского восстания в Чечне и Дагестане, и Имамата 1877 года // Айтберов Т. М., Дадаев Ю. У., Омаров Х. А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001.
- Кавказские епархиальные ведомости за 1873−1877, 1879, 1881, 1883 гг. Ставрополь, 1885.
- Козубский Е.И. История Дагестанского конного полка. Петровск, 1909.
- Краткий отчет начальника Дагестанской области со дня ее образования по 1-е ноября 1869 г. // Магомеддадаев А. М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Махачкала, 2000. Книга I.
- Материалы для описания русско-турецкой войны 1877−1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре / Сост. В. Томкеев. Тифлис, 1910. Т. VI. Ч. 2.
- Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. I. Гл. VII.- Продолжение: ССКГ. Тифлис, 1869. Вып. II. Гл. VI. Ч. 2.
- Отчет генерал-фельдмаршала князя А. И. Барятинского за 18 571 859 гг. //АКАК. Тифлис, 1904. Т. XII.
- Отчет князя М. С. Воронцова за 1849−1851 гг. // АКАК. Тифлис, 1885. Т.Х.
- Отчет о состоянии Дагестанской области за 1869 год. Темир-Хан-Шура, 1869.
- Отчет общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1885 г. Тифлис, 1886.
- Очевидец. Лезгинский мятеж в Южном Дагестане // Русский вестник. 1880. № 12.
- Петров А. История 83-го пехотного Самурского Е.И.В.В. К. Владимира Николаевича полка. Петровск, 1892.
- Письмо князя А. И. Барятинского Великому князю Михаилу Николаевичу наместнику Кавказскому от декабря 1862 г. // Зиссерман А. Л. Генерал-фельдмаршал князь А. И. Барятинский. СПб., 1890. T. II.
- Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / Пер. с арабского Айтберова Т. М. Махачкала, 1992.
- Штатная ведомость .//АКАК. Тифлис, 1904. T. XII.1.I. Книги.
- Абдулгамидов H.A. Восстание в Южном Дагестане в 1877 году. М., 2001. С. 93.
- Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдрухамана-Хаджи и его родословная. Махачкала, 1998.
- Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала, 1963.
- Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на СевероВосточном Кавказе. Махачкала, 2000.
- Айтберов Т.М., Дадаев Ю. У., Омаров Х. А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001.
- A.C. Очерк восстания горцев Терской области в 1877 году. СПб., 1896.
- Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002.
- Военный энциклопедический словарь. М., 1983.
- Гаджиев А.-Г.С. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX нач. XX веков. Махачкала, 1996.
- Гаджиев A.M. К вопросу о причинах и социальной сущности антиколониальных выступлений горцев Дагестана в 60−70-е годы XIX века. Махачкала, 1997.
- Гаммер М. Шамиль: Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998
- Гемер (Гаммер), Моше. Шамиль правитель государства и его дипломатия. Махачкала, 1997.
- Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.). Махачкала, 1999.
- Гасанов М.М. Национально-освободительная и классовая борьба народов Дагестана в 60−70-е годы XIX в. Махачкала, 1997.
- Даниялов Г.-А.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX начале XX в. Махачкала, 1970.
- Зиссерман A.JI. Генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский. СПб., 1890. Т. II.- СПб., 1891. Т. III.
- Исаев А. Даргинские песни об имамах и наибах Дагестана (на даргинском яз.). Махачкала, 2002.
- Ислам и исламская культура в Дагестане: Сб. статей. М., 2001.
- Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1998. Вып. 1.
- Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
- История народов Северного Кавказа (конец XIX 1917 г.) / Под ред. Нарочницкого A.JI. М., 1988.
- История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.
- История СССР. 1861−1917 / Под ред. Тюкавина В. Г. М., 1990.
- Камилов М. Пять основ ислама. Махачкала, 1997.
- Ковалевский П.И. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 и 1878 годах. СПб., 1912.
- Коран / Перевод с арабского и комментарии М.-Н.О. Османова. М. 1999.
- Магомеддадаев A.M. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Махачкала, 2000. Книга I.
- Магомеддадаев A.M. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Махачкала, 2001. Книга II.
- Магомедов P.M. Восстание горцев Дагестана в 1877 году. Махачкала, 1940.
- Мальсагова Т.Т. Восстание в Чечне в 1877 году. Грозный, 1968.
- Мансуров М.Х. Засулакская Кумыкия. Махачкала, 1994.
- Мегрелидзе Ш. В. Вопросы Закавказья в русско-турецкой войне 1877−1878 гг. Тбилиси, 1969.
- Мусаясул X. Страна последних рыцарей / Пер. с немецкого яз. Гаджиевой С. Махачкала, 1990.
- Очерки истории Дагестана. Т. I. / Под ред. Косвена М. О. Махачкала, 1957.
- Пашаева Ш. Ю. Мухаммад ал-Яраги и кавказский мюридизм. Махачкала, 2003.
- Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. М., 1923.
- Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Тифлис, 1889. Т. V. Вып. 1.
- Республика Дагестан. Административное устройство, население, территория. (60-е годы XIX в. 90-е годы XX в.). Махачкала, 2001.
- Сагадеев A.B. Ибн-Сина (Авиценна). М., 1980.
- Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. М.: JL, 1925.
- Самурский (Эфендиев) Нажмутдин. Книги, статьи, документы, исследования / Сост. Ханбабаев K.M. Махачкала, 2003.
- Смирнов H.A. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.
- Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в Исламе / Пер. с англ. Ставиской A.A. М., 1989.
- Фадеев A.B. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М., 1960.
- Фадеев P.A. Собрание сочинений. СПб., 1889. СПб., Т. I. Ч. 1−2.
- Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.
- Хашаев Х-М.О. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала, 1956.
- Хашаев Х-М.О. Занятия населения Дагестана в XIX в. Махачкала, 1959.
- Хашаев Х-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961.
- Шиммель А-М. Мир исламского мистицизма. М., 2000.
- Шихсаидов А.Р., Гаджиева Д. Х., Тагирова H.A. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001.
- Эрнет Карл В. Суфизм. М., 2002.
- Эсадзе С. Историческая записка по управлению Кавказом. Тифлис, 1907. Т. I.
- Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.1. Статьи.
- Акимушкин О.Ф. Накшбанд // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энц. сл. М., 1998. Вып. 1.
- Акимушкин О.Ф. Накшбандийа//Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1998. Вып. 1.
- Акимушкин О.Ф. Накшбандийа // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
- Амиров Х-М. Среди горцев Северного Дагестана (из дневника гимназиста) // ССКГ. Тифлис, 1877. Вып. VII. Гл. III.
- Андреев A.M. Восстание в Дагестане в 1877 году (по рассказам «очевидцев») // Исторический вестник. 1903. № 77.
- Бабаджанов Б. Возрождение и деятельность суфийских групп в Узбекистане // Центральная Азия и Кавказ. № 1(2) 1992.
- Взятие Цудахара / Пер. с аварского Ю. Неймана // Антология дагестанской поэзии. Т. I. Махачкала, 1980.
- Воронов Н. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. III. Гл. III. Ч. 3.
- Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений, хранящихся в рукописном фонде ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.
- Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй сессии ассоциации арабистов. М.: Д., 1941.
- Гусейнов Г. Из истории общественной мысли в Азербайджане в XIX в. Баку, 1958.
- Гусейханов С.М. Последствия восстания 1877 г. в Казикумухском округе // Вестник молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2002. Вып. 3.
- Гусейханов С.М. Реформа горской судебной системы Дагестана после окончательного вхождения в состав Российской империи // Реформы в Дагестане: Сборник научных трудов. Махачкала, 2002. Т. IV.
- Даниялов Г.-А.Д. К вопросу о социальной базе и характере движения горцев под руководством Шамиля // Ученые записки ДФ АН СССР. Махачкала, 1956. Т. I.
- Джихад (радиопередача) // Немецкая волна (радиостанция). 26.09.2001. 17:12.
- Егорова В.П. К вопросу о сельском управлении в Дагестане после присоединения к России // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1970.
- Етим Эмин. Стихи о восстании 1877 года // Айтберов Т. М., Дадаев Ю. У., Омаров Х. А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001.
- Ибрагим Т.К., Сагадеев A.B. Джихад // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
- Ибрагим Т.К. Политическая власть согласно Корану и Сунне // Арабские страны Северной Африки и Западной Азии: Сб. ст. М., 2002. Вып. 5.
- Иванов А.И. Восстание в Чечне в 1877 году // Исторические записки АН СССР. 1941. Т. X.
- Иванов А.И. Национально-освободительное движение в Чечне и Дагестане в 60−70-е годы XIX в. // Исторические записки АН СССР. 1941. Т. XII.
- Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. I. Гл. III.
- Исаев A.A. О формировании и развитии письменности народов Дагестана//Социологический сборник. Махачкала, 1970. Вып. 1.
- Казем-бек. Мюридизм и Шамиль // Русское слово. СПб., 1860. Сб. III.
- Каймаразов Г. Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
- Каяев А. История восстания 1877 г. (на лакском яз.) // Цубарз (Новолуние). 1992. № 1- 1995. № 1, 2, 3
- Кныш А.Д. ат-Тасаввуф // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
- Козубский Е.И. К истории народного образования // Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. I.
- Кривенко B.C. Восстание в Дагестане в 1877 году // Русский вестник. 1892. № 3.
- Мусаев М.А., Гусейханов С. М. Последствия антиколониальных выступлений 60−70-х годов XIX в. в Дагестане. // Материалы региональной научно-практической конференции. Молодежь и наука Дагестана. Махачкала, 2002.
- Мусаев М.А. Введение начал светского образования в пореформенный период в Дагестане как политический инструмент // Реформы в Дагестане: Сборник научных трудов. Махачкала, 2002. Т. IV.
- Мусаев М.А. К вопросу о влиянии Османской империи на восстание 1877 года в Дагестане // Вестник ДНЦ. 2002. № 12.
- Мусаев М.А. К вопросу о доходах и распоряжаемых средствах дагестанского духовенства в пореформенный период // Материалы региональной научно-практической конференции «Молодежь и наука Дагестана» (24−25 сентября 2002 г.): Тез. докл. Махачкала, 2002.
- Мусаев М.А. К вопросу о попытках христианизации дагестанцев в 50−70-х годах XIX в. // Наука и молодежь: Сб. статей молодых ученых по гуманитарным проблемам. Махачкала, 2002.
- Мусаев М.А. Причины восстания 1877 года в Дагестане // Северный Кавказ: Геополитика, история, культура / Материалы всероссийской научной конференции (Ставрополь, 11−14 сентября 2001 г.): Тез. докл. М.: Ставрополь, 2001. Ч. 1.
- Мусаев М. А С Кораном и кинжалом (основные причины восстания горцев Закатальского округа в 1863 г.) // Джар / Ц1ор -Закавказье. 2003. № 2 (06).
- П.У. О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. III. Гл. IV. Ч. 1.
- Песня о восстании 1877 года / Пер. с лакского Капиевой Н. // Антология дагестанской поэзии. Т. I. Махачкала, 1980.
- Петров А. Героическая защита Казикумухского укрепления (1877 г.)//Кавказ. 1902. № 246.
- Петров А. Заметки о восстании в Дагестане // Кавказ. 1878. № 14.
- По поводу беспорядка в горах // Санкт-Петербургские ведомости. 1877. № 360.
- По поводу восстания в Закатальском округе в 1863 году// КС. Тифлис, 1886. Т. X.
- Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России//Ислам в Российской Империи. М., 2001.
- Савва М. Мифоидеологизмы знамена сепаратизма (на примере Северного Кавказа) // Вестник Евразии. 2001. № 3(14).
- Смирнов Н. Шейх Мансур и его турецкие вдохновители // Впоросы истории. 1950. № 10.
- Тагирова H.A. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане в XIX в. // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.
- Тагирова H.A. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане. Мусульманское право // Вестник ДНЦ. 2001. № 9.
- Тахо-Годи A.A. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 году. Советский Дагестан. 1990. № 1−2.
- Тахо-Годи A.A. К пятидесятилетию восстания Чечни и Дагестана в 1877 году. Новый Восток. 1926. № 12.
- Ханбабаев K.M. Мюридизм в Дагестане в XIX нач. XX вв. // Ислам в Дагестане. Межвузовский сборник научно-тематических статей. Махачкала, 1994.
- Шайхиев P.A. Роль мусульманского духовенства в жизни татарского общества в XVII—XIX вв.еках // Духовенство и политическая жизнь на ближнем и среднем Востоке в период феодализма. М., 1985.
- Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
- V. Диссертации и авторефераты.
- Акиев Х.А. Народы Северного Кавказа в русско-турецкой войне 1877−1878 гг.: Автореф.. канд. ист. наук. JI., 1980.
- Гаджиев A.M. Антиколониальное движение горцев Дагестана во второй половине XIX в. (60−70-е годы): Дисс.. канд. ист. наук. Махачкала, 1998.
- Наврузов А.Р. Газета «Джаридат Дагестан" — историко-культурный памятник (1913−1918 гг.): Дисс.. канд. ист. наук. Махачкала, 2000.
- Пашаева Ш. Кавказский мюридизм в Дагестане и Чечне: возникновение, становление, развитие (1821 1838): Дисс.. канд. ист. наук. Махачкала, 2002.
- Санакаев М.П. Кавказ в Русско-турецкой войне (1878−1878 гг.): Автореф.. д-ра ист. наук. М., 1982.
- Abel, A. Dar al-Harb // The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Leiden-London, 1963. Vol. II. Fas. 24.
- Austin Lee Jersild. Who was Imam Shamil?: Russian Colonial Rule and Sufi Islam in the North Caucasus 1859−1917. // Central Asian Survey. 1995. Vol. 14. № 12.
- Fletcher Joseph. The old and New Teachings. L., 2000.
- Kemper M. Khalidiyya Networks in Dagestan and the question of Jihad. Leiden, 2002.
- The Oxford Encyclopedia of the Modern Islamic World. New-York-Oxford, 1995.
- Tyan, E. Djihad // The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Leiden-London, 1963. Vol. II. Fas. 31.
- Акаев Абусуфьян. Василат ан-наджат (на арабском яз.). Темир-Хан-Шура, 1326 г. х./1908.8. ал-Кафури Ахмад Газават ал-Бадр ал-Кубра (на арабском яз.). Каир, 1990.
- Ларусс. Ал-Му'джам ал-арабийа ал-хадис (на арабском яз.). Париж, 1973.
- Хазихи каваид фи байан джамаат кура вилайат ад-Дагистан ва фи тадбир умурихим ва-л-хукук ал-ваджибат аля ахали ал-кура ли-л-фадишахийа (на арабском яз.). Темир-Хан-Шура, 1898.
- Шуайб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-хваджакан ан-Накшбандийа (на арабском яз.). Дамаск, 1317 г. х./1996.