Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гофман А.Б Семь лекций по истории социологии. 
Лекция четвёртая. 
Социология Карла Маркса

Доклад Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Существование классов связано лишь сопределенными историческими фазами развития производства, 2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и кобществу без классов. С точки зрения К. Маркса, классовое деление возникает в результате развития разделения труда и частной собственности на средства производства… Читать ещё >

Гофман А.Б Семь лекций по истории социологии. Лекция четвёртая. Социология Карла Маркса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Также производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом производительные силы не могут не развиваться. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Теория классов и классовой борьбы.

К. Маркс отмечал:

1) существование классов связано лишь сопределенными историческими фазами развития производства, 2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и кобществу без классов. С точки зрения К. Маркса, классовое деление возникает в результате развития разделения труда и частной собственности на средства производства. В широком смысле, классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой («класс для себя»).В узком смысле, классы — социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства («класс в себе»).Наряду с такими признаками, как отношение к средствам производства, экономическое положение, образ жизни, уровень образования и т. п., классовое самосознание составляет важнейший признак класса. Наиболее адекватной формой выражения классового самосознания является политическая партия. По Марксу, противостояние, оппозиция данной социальной группы определенной другой группе — один из важных признаков класса. Маркс исходит из дихотомического деления общества на классы. Классовая дихотомия выступает у него в двух формах. Во-первых, это сквозное противостояние, характерное для всех «антагонистических» формаций, где на одном полюсе располагаются непроизводительные, господствующие, угнетающие, эксплуатирующие классы, извлекающие прибавочный продукт из эксплуатации другого класса, а на другом, классыпроизводительные, подчиненные, угнетаемые, эксплуатируемые. Во-вторых, в каждой из этих формаций существуют свои специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Борьба между классамиэто борьба между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями.

Пролетариат и буржуазия — последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация — это бесклассовое общество. Для того, чтобы его установить, пролетариат должен завоевать политическую власть и установить свою революционную диктатуру. В современном буржуазном обществе, помимо пролетариата и буржуазии, Марксрассматривает в качестве классов землевладельцев и мелкую буржуазию («переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов…»). Иногда он обозначает как «фракции» более широкого класса такие социальные категории, которые осознают свои классовые интересы. Социология познания.

К. Маркс считал, что, подобно тому как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех представлений, которые они сами о себе создают. Поэтому задача социальной науки — обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая лежит в основе разнообразных идей, представлений, знаний, верований. Наиболее концентрированное выражение социологический подход к познанию нашел в марксовой концепции идеологии. Под идеологией Маркс понимал сознательное и бессознательное мифотворчество, призванное, во-первых, заменить подлинную социальную практику, во-вторых, замаскировать свою связь с этой практикой. Только в будущей коммунистической формации социальные отношения станут настолько простыми, ясными и прозрачными, что идеологии исчезнут, так как исчезнет потребность в этом надстроечном камуфляже.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ