Образование постоянно действующих арбитражных учреждений
При предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения проверяются репутация некоммерческой организации, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников), оценивается ее возможность обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения… Читать ещё >
Образование постоянно действующих арбитражных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под постоянно действующим арбитражным учреждением понимается подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража. Таким образом, постоянно действующее арбитражное учреждение не может быть самостоятельным юридическим лицом. Такое законодательное решение представляется оправданным, хотя в литературе имели место попытки обоснования учреждения третейских судов как самостоятельных юридических лиц1. Отсутствие необходимости наделения арбитража (третейского суда / постоянно действующего арбитражного учреждения) гражданскоправовой правосубъектностью предопределено тем, что арбитраж своими целями имеет задачи публично-правового характера и должен быть огражден от имущественных притязаний участников гражданского оборота[1][2].
Ранее действовавшее законодательство допускало, что учредителями арбитража мог выступать широкий круг участников гражданского оборота: торговые палаты, биржи, общественные объединения предпринимателей и потребителей, иные организации — юридические лица и их объединения (ассоциации, союзы). В настоящее время законодатель сузил круг учредителей постоянно действующих арбитражных учреждений до некоммерческих организаций. Такое законодательное решение обусловлено борьбой с так называемыми карманными третейскими судами, создаваемыми в том числе и коммерческими организациями и зачастую используемыми для реализации незаконных юридических схем.
В настоящее время не допускается создание третейских судов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ и Федеральной палатой адвокатов, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой.
Ранее действовавшее законодательство было основано на уведомительном или нормативно-явочном порядке образования постоянно действующих третейских судов. Действующий закон ввел разрешительную систему учреждения постоянно действующих арбитражных институций.
Учреждение постоянно действующего третейского суда предполагает, что создающая его некоммерческая организация должна пройти ряд обязательных процедур. В частности, некоммерческая организация должна:
- — подготовить правила арбитража постоянно действующего арбитражного учреждения;
- — сформировать рекомендательный список арбитров;
- — получить рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, создаваемого при уполномоченном органе исполнительной власти;
- — разместить на своем сайте в сети Интернет депонированные правила арбитража;
- — получить право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения; такое право предоставляется актом Правительства РФ (исключение составляют МКАС и МАК при ТПП РФ, которые не обязаны получать соответствующее разрешение).
При предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения проверяются репутация некоммерческой организации, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников), оценивается ее возможность обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения его создания и деятельности, а также осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в Российской Федерации.
Отказ в предоставлении некоммерческой организации права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения может быть обжалован в суд.
Что касается третейских судов, существующих на момент вступления в силу Закона об арбитраже (третейском разбирательстве), то юридические лица, при которых они созданы, должны обеспечить регистрацию соответствующих постоянно действующих арбитражных учреждений в качестве некоммерческих организаций.
- [1] См.: Кандыбка А. И. Каким быть третейскому суду (комментарии к некоторым положениям проекта Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» //Третейский суд. 2001. № 2. С. 13—14; Коммерческое право: учебник: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 606—607 (авторглавы — К. К. Лебедев); Волосов Д. А. Необходимо ли юридическое лицо третейскомусуду? // Третейский суд. 2013. № 1. С. 87; Морозов М. Э., Волосов Д. А. Пять вопросовк реформе третейских судов // Третейский суд. 2014. № 2/3. С 202.
- [2] На эту тему см.: Скворцов О. Ю. Проблема юридической личности третейского судав контексте доктрины юридического лица // Корпорации и учреждения: сб. ст. / отв. ред.М. А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 218−235.