Введение.
Органы власти и управления сословно-представительной монархии
В системе представлений о монархической власти в России существенным является вопрос о ее возникновении и условиях формирования, однако гораздо больше сомнений и споров у историков вызывает дополнительный элемент политической системы России XVI века — институт земского сословного представительства и других органов государственной власти русского централизованного государства. Целью работы… Читать ещё >
Введение. Органы власти и управления сословно-представительной монархии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных основах: общине, самодержавии и православии. Безусловным лидером в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания. Развитие России неотделимо связано с возрастающей властью князей, царей, российских императоров. В основном все реформы в России были направлены на поддержание и усиление вертикали центральной власти. В XVI — начале XVIII вв. совершилась эволюция российской государственности от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
В системе представлений о монархической власти в России существенным является вопрос о ее возникновении и условиях формирования, однако гораздо больше сомнений и споров у историков вызывает дополнительный элемент политической системы России XVI века — институт земского сословного представительства и других органов государственной власти русского централизованного государства.
Целью работы является характеристика той системы российского управления, которая сложилась в России к середине XVI века. Можно ли назвать Россию сословно-представительной монархией? Сложились ли в России в исследуемый период времени сословия? Эти вопросы мы попытаемся осветить, учитывая, по возможности, те исторические исследования, которые появились за последние годы.
Политическая история XVI в. привлекает к себе внимание многих исследователей, но между ними не существует единства мнений по вопросам той формы правления, которая сложилась в России в процессе ликвидации феодальной раздробленности. сословный монархия земский боярский Дореволюционные историки, как правило, отрицали существование в нашей стране сословно-представительной государственности в XVI веке. Мнения историков советского периода по этому вопросу расходятся, причем заметна тенденция — от скептического отношения к признанию российского сословного представительства в дореволюционной России — к осторожным высказываниям о ней в период 30−40 гг., затем — через абсолютное признание безусловности наличия в России сословно-представительского управления, сходного с подобными органами в западноевропейских странах, — к полному отрицанию такового в последние годы.
Проблемы перерастания самодержавия в абсолютизм, эволюция Земских соборов, боярской Думы, приказной системы, местного управления и самоуправления, формирования служилой бюрократии всегда привлекали внимание как крупнейших дореволюционных (Б.Н. Чичерин, В. О. Ключевский, А. Е. Пресняков, Н. П. Лихачев и др.), так и советских историков (М.Н. Тихомиров, С. Б. Веселовский, Н. П. Ерошкин, Н. Ф. Демидова, A.M. Сахаров и др.). Духовно-религиозные основы государственности России этого периода наиболее полно рассмотрены в работах Л. А. Тихомирова, М. В. Зызыкина и митрополита Иоанна (Снычева).
Некоторые из советских историков форму русской государственности времен Ивана Грозного определяют как самодержавие с боярской думой и боярской аристократией. Именно такую концепцию в 30−40 гг. предложил Смирнов И. И. Основными чертами развития монархии в России он считал борьбу феодальной знати, отстаивающей политические порядки и традиции периода феодальной раздробленности «против царской власти и централизованного государства», а наиболее прогрессивной формой централизации — «создание буржуазного строя, основанного на бюрократических началах» и опирающегося на местное дворянство — «главную опору власти». По мнению другого советского историка — Н. Е. Носова — всякая позитивная роль земских сословных органов, а тем более боярской думы при такой постановке вопроса полностью исключается.
Другие исследователи считают, что русское государство XVI в. было самодержавной монархией с аристократической боярской думой лишь до определенного времени — в частности до земского собора 1566 г., а затем пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию. По мнению А. А. Зимина, например, Россия первой половины XVI века представляла собой сословную монархию, а с 1549 г., когда был созван так называемый «собор примирения», превратилась в сословно-представительную монархию. Согласно концепции Н. Е. Носова, в 50-х годах XVI века — в период избранной рады — в России сложились устои сословно-представительной монархии и в годы опричнины в стране установился режим военно-феодальной диктатуры дворян-крепостников.
Сторонником теории складывания в России сословно-представительной монархии является и Л. В. Черепнин, который считает к тому же, что процесс формирования сословно-представительной монархии начинается задолго до середины XVI века, когда появились первые соборы. Этот процесс он ведет с конца XV в., указывая на связь земских соборов с институтами предшествующего времени.