Термодинамические ограничения экстенсивного развития
Поток энтропии, выбрасываемой в космос, Д5иь|Х, также не должен существенно измениться в обозримом будущем. Он зависит от средней температуры Земли Г2, изменения которой даже во времена ледниковых периодов не превышали 2−3%'. В наиболее пессимистических прогнозах глобального потепления предсказывается возможное повышение температуры лишь на 5−10°. Есть еще зависимость Д5ВЬ|Х от состояния… Читать ещё >
Термодинамические ограничения экстенсивного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принципиальная возможность устойчивого развития земных систем — географических, биологических и социальных — сохраняется до тех пор, пока энтропийный баланс Земли остается отрицательным, пока планета успевает выбрасывать накапливающийся в геосфере «мусор».
Устойчивое развитие (sustained development) — широко используемый сейчас термин, перекочевавший из специальных экологических исследований в лексикон международной политики и средств массовой информации. Термин достаточно многогранен, но в общем его смысл можно передать так: уверенное сохранение тенденций поступательного прогресса, надежное исключение возможности деградационных явлений, экологических и социальных катастроф.
Но будет ли ли энтропийный баланс Земли оставаться отрицательным вечно? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим динамику изменения статей баланса.
Входящий с солнечным светом поток энтропии зависит от светимости Солнца и температуры его поверхности. Из астрофизики известно, что наше светило относится к классу стабильных звезд. Результаты как теоретического моделирования эволюции Солнца, так и геологических исследований показывают, что на протяжении земной истории ни поток солнечного излучения, ни его температура не испытывали изменений, которые можно было бы назвать существенными. Такая стабильность сохранится и в течение ближайших 3−7 млрд лет. Поэтому входящий поток энтропии Д5НХ можно считать практически неизменным.
Поток энтропии, выбрасываемой в космос, Д5иь|Х, также не должен существенно измениться в обозримом будущем. Он зависит от средней температуры Земли Г2, изменения которой даже во времена ледниковых периодов не превышали 2−3%'. В наиболее пессимистических прогнозах глобального потепления предсказывается возможное повышение температуры лишь на 5−10°. Есть еще зависимость Д5ВЬ|Х от состояния поверхности и атмосферы Земли, но и она находится в пределах ± 5%. Таким образом, и эту статью баланса можно считать почти постоянной величиной.
Наиболее динамичной составляющей энтропийного баланса Земли является производство энтропии в геосфере Д53. Как уже говорилось, энтропия производится в ходе любого процесса. Чем интенсивнее идут процессы (любые!) на планете, тем больше Д53. Интенсивность земных процессов, высокая сама по себе (сравните изменчивые формы земной поверхности с застывшим миром нашего спутника, Луны), испытала резкое ускорение с возникновением жизни (п. 5.3.5). Не зря В. И. Вернадский назвал деятельность живых существ одним из основных факторов геологической истории. В еще большей степени возросла скорость производства энтропии с возникновением цивилизации и выходом ее на стадию промышленного развития. В некоторых случаях рост произошел в астрономическое число раз.[1]
Вот один пример. Каждое ядро природного урана-235 испытывает деление в среднем раз в миллиард лет. При делении высококачественная внутриядерная энергия превращается в тепловую, что связано с увеличением энтропии. Впрочем, в расчете на год производство энтропии оказывается невелико из-за большой длительности процесса.
Что делает человек? Он добывает урановую руду, обогащает ее и использует в атомном реакторе, где деление ядер искусственно ускоряется и происходит за месяцы (а в атомной бомбе — вообще за доли секунды). Если бы даже при этом производилось столько же энтропии, сколько при естественном распаде, то и тогда ускорение производства энтропии составило бы миллиарды раз. А ведь кроме того, ускорение любого процесса приводит к увеличению полного количества произведенной в его ходе энтропии.
- [1] См., например: В чем причина оледенений? (В мире науки. 1990. № 3. С. 33−39), гдеговорится: «Расчеты по компьютерным моделям показали, что из-за уменьшениясодержания в атмосфере диоксида углерода глобальное похолодание должно былосоставлять лишь 2 градуса — вдвое меньше, чем „зафиксировано“ горными ледниками».