Социальные конфликты и социальные изменения
Другая точка зрения восходит к теории классовой борьбы К. Маркса, полагавшего, что в обществе, разделенном на классы, конфликт является не аномалией, а нормой. Согласно учению Маркса источник социальных конфликтов — неравенство, возникающее вследствие несправедливого распределения общественного богатства, в результате чего привилегированные классы стремятся эксплуатировать подчиненных им, а те… Читать ещё >
Социальные конфликты и социальные изменения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конфликт или гармония?
Люди всегда предпочитали жить в мире и согласии. Однако мирная жизнь народов постоянно прерывалась восстаниями и бунтами, разрушительными войнами и завоеваниями, столкновениями и борьбой социальных групп и классов, где цена победы всегда оплачивалась жизнью людей. Лучшие умы человечества не раз задавались вопросом: возможно установление на земле «вечного мира» и воцарение социальной гармонии? Или войны и распри «вечные» спутники жизни общества?
На это счет сложились разные точки зрения. Согласно одной, фундаментальной неустранимой характеристике существующего, источником его развития выступает противоречие, которое проявляется во взаимодействии взаимоисключающих тенденций и явлений.
До конца XIX в. понятие «противоречие» использовалось для описания как социальных, так и природных процессов. Однако по мере того, как общественные изменения стали рассматриваться как следствие деятельности людей, противоборства интересов различных социальных групп, их борьбы за место в социальной иерархии для описания общественных процессов стали использовать понятие конфликта. В социально-экономической теории сложилось несколько версий объяснения причин и характера социальных конфликтов.
Так, с точки зрения американского социолога Толкотта Парсонса (1902—1979), нормальным состоянием социальной системы является равновесие и гармония всех ее подсистем. Это равновесие обеспечивается эффективным действием органов социального контроля и социальных институтов, которые регулируют отношения между социальными группами. Всякое отклонение от сложившегося положения расценивается как патологическое, аномальное, чреватое разрушениями, и потому подлежащее устранению. Таким образом, конфликт рассматривается как побочное, негативное, привнесенное явление социального организма.
Другая точка зрения восходит к теории классовой борьбы К. Маркса, полагавшего, что в обществе, разделенном на классы, конфликт является не аномалией, а нормой. Согласно учению Маркса источник социальных конфликтов — неравенство, возникающее вследствие несправедливого распределения общественного богатства, в результате чего привилегированные классы стремятся эксплуатировать подчиненных им, а те, в свою очередь, стремятся избавиться от эксплуатации и перераспределить общественное богатство в свою пользу. Единственным средством прекращения этой борьбы Маркс считал социальную революцию и построение бесклассового общества.