Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация ментальной оппозиции

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Одновременно связываясь с русской историей и русской духовностью. Москва в XIXвеке — столп, на котором держится вся Россия. Тишина в этом контексте — ожидание встречи настоящего и прошлого, воскресение. Для Петербурга становятся доминирующими символы бездуховные — гром пушки, бой часов, плеск Невы. Даже волны здесь уподобляются реке Стикс. Это город обреченный на гибель и тишина здесь — это… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Звукокомплекс в изображении Москвы
  • 2. Звучание Петербурга в поэзии XIX века
  • Заключение
  • Список литературы

Реализация ментальной оппозиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Безмолвны стогны и палаты… Один недвижен на коне.

Огромный всадник виден мне. Впервые в проанализированных стихотворениях появляется образ тишины, который воплощается в картине безмолвия. В этот момент город объят сном, даже Нева, живущая в одном ритме с горожанами. Уже здесь развивается картина некоего отмирания города, которая становится синонимом сна — впоследствии она получит широкое распространение у символистов. Второй доминантой звуков Петербурга становится звук часов — в этом царстве нереальности часы становятся признаком отмеривания времени, предвестником той самой тишины. Примером может стать стихотворение С. А. Андреевского, рисующего образ Петербурга-склепа:

Но я люблю гранитную ограду.

И светлый шпиль при северной луне, Когда куранты грустную руладу.

Издалека разносят по волне. Они поют в синеющем тумане.

О свергнутых земных богатырях, О роскоши, исчезнувшей в нирване, О подвиге, задавленном впотьмах, -О той поре, где всякий будет равен, И, внемля им, подумаешь: «Коль славен…» Несмотря на то, что стихотворение написано почти на изломе XIXвека — в 1881 году, оно очень полно отражает образ города обреченного, города гибнущего. Куранты становятся символом уходящего времени, символом отмирания, символом безвременья. Город обречен и часы, разносящие свой звук по волнам, становятся судьей этого города. Наконец, следует отметить те примеры, где Петербург безмолвен. Чаще это связано с метафорами смерти или сна (который является аналогом смерти в культурной парадигме). В качестве примера можно вспомнить «Сказку для детей» М. Ю. Лермонтова. Задумчиво столбы дворцов немых.

По берегам теснилися, как тени, И в пене вод гранитных крылец их.

Купалися широкие ступени. В приведенном примере Петербург уподобляется некоему доморощенному царству Аида — в этом городе-призраке с наступлением предутреннего часа наступает отмирание всего живого. Подводя итог, отметим, что, в противоположность оппозиции «тишина — мир звуков», связанной с Москвой, вопрос Петербурга — вопрос живых звуков и вопрос смерти. Тишина тут наступает только тогда, когда жизнь завершает свой цикл, это обреченный на гибель город.

Заключение

.

Рассматривать оппозицию «мир звуков и тишины» в русской литературе в целом не представляется возможным, так как объемы реферата не позволят отследить всю глубину данной ментальной оппозиции. Кроме того, даже если мы возьмем только ведущих авторов, мы столкнемся с проблемой классификации и систематизации, в результате чего получим работу на несколько томов. Именно поэтому в данной работе было принято решение ограничиться только поэзией, причем стихотворения были взяты выборочно, в зависимости от их отнесенности к теме. В результате выборки мы пришли к выводу о том, что она достаточно легко вписывается в традиционное культурное противопоставление мир Москвы и мир Петербурга, с характерными для них ментальными представлениями. Примечательно, что, реализуясь в данном ключе, звуки и тишина получают принципиально разное наполнение, дублируясь у поэтов и подтверждая общее представление. Мы получили, что доминантным символом у Москвы становится колокол. Именно он обеспечивает связь времен, связь поколений.

одновременно связываясь с русской историей и русской духовностью. Москва в XIXвеке — столп, на котором держится вся Россия. Тишина в этом контексте — ожидание встречи настоящего и прошлого, воскресение. Для Петербурга становятся доминирующими символы бездуховные — гром пушки, бой часов, плеск Невы.

Даже волны здесь уподобляются реке Стикс. Это город обреченный на гибель и тишина здесь — это смертельный сон или сама смерть.

Список литературы

Андреевский С. А. Петропавловская крепость //.

http://knigolubu.ru/russian_classic/andreevskiy_sa/stihotvoreniya.815/?page=5Вяземский П. Москва //.

http://www.diary.ru/~niceworld/p83728444.htm?oam Дельвиг А. А. К Евгению //.

http://www.rvb.ru/19vek/delvig/01text/01versus/147.htmОгарев Н. П. Юмор //.

http://az.lib.ru/o/ogarew_n_p/text_0150.shtml Павлова К. Москва //.

http://poetrylibrary.ru/stixiya/den-tixix-grez.html Пушкин А. С. Евгений Онегин //.

http://modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/evgeniy_onegin/readПушкин А. С. Пир Петра Первого //.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push17/vol03/y03−408-.htm?cmd=2Лермонтов М. Ю. Сказка для детей //.

http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/fvers/l22/l22−489-.htm Хомяков А. С. Кремлевская заутреня на пасху //.

http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/text_0010.shtml.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А. Петропавловская крепость // http://knigolubu.ru/russian_classic/andreevskiy_sa/stihotvoreniya.815/?page=5
  2. П. Москва // http://www.diary.ru/~niceworld/p83728444.htm?oam
  3. А. А.К Евгению // http://www.rvb.ru/19vek/delvig/01text/01versus/147.htm
  4. Н. П. Юмор // http://az.lib.ru/o/ogarew_n_p/text_0150.shtml
  5. К. Москва // http://poetrylibrary.ru/stixiya/den-tixix-grez.html
  6. А. С. Евгений Онегин // http://modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/evgeniy_onegin/read
  7. А. С. Пир Петра Первого // http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push17/vol03/y03−408-.htm?cmd=2
  8. М. Ю. Сказка для детей // http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/fvers/l22/l22−489-.htm Хомяков А. С. Кремлевская заутреня на пасху // http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/text_0010.shtml
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ