Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понятие субъекта обеспечения национальной безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К субъектам обеспечения национальной безопасности можно отнести не только государственные органы, но и отдельные социальные группы и личность. Это нашло отражение в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О безопасности»: «Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности». Различные общественные объединения выявляют опасности и угрозы… Читать ещё >

Понятие субъекта обеспечения национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Субъектом обеспечения национальной безопасности является тот, кто может обеспечить защиту национальных интересов. Объекты национальной безопасности и субъекты обеспечения национальной безопасности взаимно предполагают друг друга, а различие между ними возникает в процессе складывающихся между ними правовых отношений.

В ст. 2 ранее действовавшего Закона РФ «О безопасности» 1992 г. в качестве основного субъекта обеспечения безопасности было представлено государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В Федеральном законе «О безопасности» отсутствует аналогичная норма, указывающая на государство как основного субъекта в этой сфере. В гл. 2 этого закона представлены только полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

Однако только государство как особая организация политической власти располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Ш. Монтескье отмечал, что, осуществляя роль «охранника, блюстителя, гаранта порядка и покоя граждан, главного заступника и бдительного попечителя их интересов», государство, однако, может превратиться в угрозу для безопасности личности и общества. Для того чтобы предотвратить эту угрозу, существует принцип «разделения властей», являющийся сегодня нормой для всех демократических государств.

Законодательная власть от имени государства разрабатывает и вводит в действие систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере национальной безопасности. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в этой области, формируют или преобразуют органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью, выделяют им соответствующие ресурсы.

Конституция РФ предусматривает исключительную компетенцию Российской Федерации в области безопасности (п. «м» ст. 71), а общественную и экологическую безопасность относит к компетенции субъектов РФ (п. «б», «д» ст. 72). Таким образом, четкое разграничение сфер компетенции в области национальной безопасности России и субъектов РФ представляется важным направлением правового регулирования.

К субъектам обеспечения национальной безопасности можно отнести не только государственные органы, но и отдельные социальные группы и личность. Это нашло отражение в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О безопасности»: «Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности». Различные общественные объединения выявляют опасности и угрозы, мобилизуя общественное мнение.

Эффективность деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в большой степени зависит от инициативы граждан в своевременном предоставлении информации об угрозах национальной безопасности и оказании помощи государственным органам. Участие граждан в обеспечении национальной безопасности определяется законодательством (например, право на участие в выборах в органы государственной власти и управления). Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе, действуя в рамках закона, не пренебрегая интересами общества и государства.

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей мощью, которая определяется его геополитическим положением, уровнем развития экономики, природными ресурсами, военным потенциалом. Надежно обеспечивается национальная безопасность в сильном государстве, но применение вооруженной силы возможно только в случае защиты его национальных интересов. При обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет невоенных средств (правовых, политических, дипломатических и др.). Поэтому при выполнении даже внутренних функций главной целью является восстановление законности и правопорядка, создание условий для решения конфликта «несиловыми» методами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой