Классификация решений.
Особенности принятия управленческих решений на примере ООО "Варта"
На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом. Решение — это состояние неопределённости, вызванное необходимостью выбора действий, которые позволят достичь определённого, заранее заданного результата, эта… Читать ещё >
Классификация решений. Особенности принятия управленческих решений на примере ООО "Варта" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Решение — это состояние неопределённости, вызванное необходимостью выбора действий, которые позволят достичь определённого, заранее заданного результата, эта неопределённость может принимать ряд форм и представлять:
- 1. Стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
- 2. Бинарное решение («да» или «нет»);
- 3. Многоальтернативное решение (имеется очень широкий спектр альтернатив);
- 4. Инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:
- — по сроку действия последствий решения: долго-, среднеи краткосрочные;
- — по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
- — по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
- — по форме подготовке: единоличные, групповые и коллективные решения;
- — по сложности простые и сложные;
- — по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгомитрические.
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.
Алгоритмические — предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.
Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
Организационные решения можно разделить на две группы:
- — запрограммированные
- — незапрограммированные
В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в переделах направлений, заданных организацией.
Незапрограммированные решения — это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций, они внутренне не сконструированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организации? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т. п.
На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.
В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из классификацией А. И. Пригожиной является учет меры вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:
- — жестко обусловленные (детерминированные)
- — слабо зависящие от субъекта решения.
К первым обычно относятся либо так называемые стандартизированное решение (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленными расположением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.
Другой тип решений — так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрения, наказания), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечет ряд позитивных и негативных последствий. В число факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностные, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.