Основные этапы стратегического управления
На уровне структурных подразделений предприятий, функциональных отделов, операционных звеньев руководители данных служб играют ключевую или вспомогательную (в зависимости от ситуации) роль в разработке стратегического плана. Каждый менеджер разрабатывает и следит за выполнением стратегии в рамках подотчетной ему области. В таком сложном организме, как организация, нет незначимых элементов: сбой… Читать ещё >
Основные этапы стратегического управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
стратегический менеджмент управленческий Стратегический менеджмент — это постоянный процесс разработки и реализации стратегических планов.
А. Стрикленд и А. Томпсон выделяют пять основных постоянно реализуемых задач стратегического менеджмента (Рисунок 1).
Рисунок 1. Пять задач стратегического менеджмента Каждая из перечисленных задач требует постоянного анализа и решения: вносить какие-либо принципиальные изменения в существующее положение вещей или оставить все как есть. Руководство компании не может позволить себе роскошь отвлечься от стратегических задач. Так же как командир корабля постоянно сверяет маршрут движения с проложенным курсом, внося определенные коррективы, а в случае возникновения неожиданностей меняет его, менеджер оценивает соответствие ситуации сформулированным стратегическим целям.
В процессе стратегического управления ничто не является раз и навсегда решенным, так как предварительные действия претерпевают изменения в зависимости от трансформации внешней среды, появления новых возможностей или угроз, способных повлиять на конкурентоспособность компании.
Изменение ситуации как вне, так и внутри фирмы требует постоянного внесения коррективов, поэтому процесс стратегического менеджмента представляет собой замкнутый цикл.
Проблема оценки деятельности и принятия коррективов является одновременно началом и окончанием процесса стратегического менеджмента. Задача менеджмента — находить пути для улучшения существующей стратегии и следить за тем, как она претворяется в жизнь.
Как правило, корректировки затрагивают частные аспекты деятельности компании, не изменяя общего стратегического курса. Но иногда при резком изменении внешней ситуации и возникновении стратегических неожиданностей или при серьезном сбое в функционировании самой организации необходимо принимать радикальные меры. Не упустить момент внесения коррективов, принять своевременные решения возможно при наличии у менеджера не только глубоких теоретических знаний и практических навыков, но и интуиции, которая приходит с опытом работы.
Знать, откуда «дует ветер», бывает зачастую довольно сложно. В стратегическом менеджменте принятие следствия (внешние проявления проблемы) за причину (истоки возникновения проблемы) может привести к самым трагическим для организации последствиям. Такая ошибка сродни ошибке врача, который лечит проявление болезни, ничего не зная о самой болезни и причинах ее возникновения. А ведь одно и то же проявление могут иметь совершенно разные болезни, и лечить их нужно по-разному.
Кто же эти люди, которым организация доверила свое «здоровье» и судьбу, и какой пост в иерархии управления они занимают? Ответ достаточно прост — все менеджеры участвуют в процессе разработки и реализации стратегии. Ответственность же за успешное воплощение стратегии всей организации лежит на исполнительном директоре или руководителе предприятия.
На уровне структурных подразделений предприятий, функциональных отделов, операционных звеньев руководители данных служб играют ключевую или вспомогательную (в зависимости от ситуации) роль в разработке стратегического плана. Каждый менеджер разрабатывает и следит за выполнением стратегии в рамках подотчетной ему области. В таком сложном организме, как организация, нет незначимых элементов: сбой в функционировании любого звена может иметь серьезные последствия. Здесь происходит то же, что и в технической системе, где любой винтик, если он плохо смазан и не обеспечивает должного крепления, может стать причиной сбоя в работе механизма или приведет к аварии.
Одной из основных причин, обусловливающих участие менеджеров среднего и низшего звена управления в процессе стратегического менеджмента, является тот факт, что чем более сложной и диверсифицированной является деятельность компании, тем труднее верхнему эшелону управления вникать в детали и отрабатывать стратегические задачи на всех уровнях управления.
Непрерывность процесса стратегического менеджмента объясняется также постоянным информационным взаимодействием сверху вниз и снизу вверх между уровнями иерархии, а также в горизонтальном направлении. Действительно, не зная миссии компании в целом, ее стратегических целей, очень сложно разработать стратегический план функционального отдела. С другой стороны, устремления и профессионализм менеджеров среднего звена позволяют руководству ставить реальные, выполнимые задачи. Постоянная оценка соответствия стратегических зон хозяйствования, зон стратегических ресурсов и факторов стратегического влияния — задача всех менеджеров компании.
Как правило, говоря о процессе стратегического менеджмента, мы подразумеваем деятельность крупных или даже очень крупных компаний. Но масштаб операций не влияет на суть данного процесса. Для небольшой хлебопекарни или авторемонтного предприятия постоянная адаптация к изменениям внешней среды важна еще больше, чем для крупной компании, которая в определенной степени способна формировать эту среду.