Заключение.
Перестройка системы высших и центральных органов государственного управления при Петре I
Особенностью петровской «Табели о рангах», отличавшей ее от аналогичных актов европейских государств, было то, что, во-первых, она тесно увязывала присвоение чинов с конкретной службой тех или иных лиц (для лиц, не находящихся на государственной службе, классные чины не предусматривались), во-вторых, в основу продвижения по должности был положен не принцип заслуг, а принцип выслуги (необходимо… Читать ещё >
Заключение. Перестройка системы высших и центральных органов государственного управления при Петре I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа системы государственного управления, реорганизация всех ее звеньев, направленная прежде всего на максимальную централизацию управления. Новая государственно-административная система в отличив от приказной строилась на принципах унификации и дифференциации функций управления. Новая система центральных государственных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления.
Так, вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти в России (абсолютизм) сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора.
В 1711 году вместо Боярской думы был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший значительными законодательными, судебными, административными и законосовещательными функциями. В 1722 гол тремя указами императора Сенат был реформирован и превратился в ведомственный контрольный орган.
Взамен устаревшей системы приказов в 1717 году создаются новые игральные ведомства государственного управления — коллегии, функции которых были четко различены. Всего было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась царю и Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.
В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли назначаемые царем губернаторы, сосредоточившие в своих руках всю исполнительную и служебную власть. Губернии в 1719 году были разделены на 50 провинций. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.
Введенная Петром I в 1722 году Табель о рангах, устанавливающая новый порядок продвижения по службе каждого государственного служащего в соответствии с его способностями, создала новую систему государственной службы.
Особенностью петровской «Табели о рангах», отличавшей ее от аналогичных актов европейских государств, было то, что, во-первых, она тесно увязывала присвоение чинов с конкретной службой тех или иных лиц (для лиц, не находящихся на государственной службе, классные чины не предусматривались), во-вторых, в основу продвижения по должности был положен не принцип заслуг, а принцип выслуги (необходимо было начинать службу с самого нижнего чина и служить в каждом из чинов установленное количество лет). Подобным образом Петр I намеревался решить одновременно две задачи: заставить дворян поступать па государственную службу; привлечь к государственной службе выходцев из других сословий, для которых оказаться на государственной службе означало единственную возможность получения дворянства — сначала личного, а в перспективе и потомственного (по достижению VIII классного чина).