Православные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX — начале XX в
Именно на уровне прихода происходило совмещение церковного и светского начал. Безусловно, состояние и тип прихода опредёлялись социальной топографией клира и мирян, позицией и ролью отдельных групп' в приходской структуре, определяемые местом их деятельности (мирян) и служения (священнослужителей), местом жительства (центр или окраина города, село), социальным статусом, обусловленным чинами… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Историография проблемы и источниковая база исследования
1.1. Историография изучения церковно-государственных отношений, Санкт-Петербургской епархии, приходской благотворительности в Санкт-Петербурге 1860-х гг. XIX — XX вв.: основные факторы, тенденции и особенности развития.
1.2. Классификация и анализ источников.
Глава II. I 60
Санкт-Петербургская епархия во второй половине XIX — начале XX вв. в общем контексте церковно-государственных отношений.
2.1. Управление Санкт — Петербургской епархией при мтпл. Исидоре (Никольском) (1860 -1892) в общем контексте государственных преобразований эпохи «Великих реформ» и «контрреформ».
2.2. Управление Санкт — Петербургской епархией в 1890 — х — 1912 гг. (при мтпл. Палладии (Раеве) (1892 — 1898 гг.) и мтпл. Антонии (Вадковском) (1898 — 1912 гг.) в общем контексте религиозной политики государства 1880−1907 гг.
2.3. Санкт -Петербургская епархия накануне и в годы Первой Мировой войны (на пути к Собору и смуте).
Глава III. 180
Церковно-приходские благотворительные общества Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX — начале XX вв.
3.1. Церковные Попечительства и Общества вспомоществования при православных церквах.
3.2. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. '
3.3. Церковные братства.
3.4. Общества трезвости.
Глава IV
Благотворительная деятельность церковно-приходских обществ в Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. 294
4.1. Количественные и качественные характеристики приходов Санкт- * Петербургской епархии. С. 294−327.
4.2. Эволюция «дачного типа» прихода во второй половине XIX- начала XX в. С. 327−350.
4.3. Культурно-генетические трансформации в «рабочих» православных приходах Санкт-Петербурга во второй половине XIX — начале XX вв. в свете теории повседневности. С. 350−376.
4.4. Создание приходов — строительство храмов во второй половине XIX -начале XX вв. С.377−407.
4.5. «Проблемы» прихода: предоставление прав юридического лица, имущественные вопросы, выборность и обеспечение причта. С. 408−446.
4.6. Роль сословий в благотворительной деятельности приходов Санкт-Петербургской организации. С. 447 — 498.
4.7. Приходские традиции. С. 499 — 523.
4.8. К истории церковно-приходских школ в России во второй половине XIX-начале XX вв. (на примере Санкт-Петербургской епархии). С. 524−560.
Православные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX — начале XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 24 — 29 июня 2008 г. рассмотрел актуальные проблемы церковного единства, касающиеся деятельности I патриарха как, предстоятеля церкви, председателя священного синода и епископа града Москвы, взаимоотношения церкви и общественной жизни, юридическогоI обеспечения деятельности церковных общин, социальной деятельности, работы с молодежью, духовного образования, миссионерства, межправославных отношений, заботы о семье, взаимодействия с межгосударственными организациями, вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, поддержания связи с соотечественниками в дальнем зарубежье и мн. др.
В числе насущных вопросов рассматривалось положение приходов Русской. Православной Церкви. Наряду с положительными факторами: восстановление I храмов, возрождение иноческих обителей, налаженном богослужении, упущениями в развитии приходской жизни на современном этапе признаны: недостаточная сплоченность духовенства, и мирян, разобщенность приходов между собой, материальное расслоение. 1 и.
В докладе: «Укрепление единства — Важнейшая Церковная задача» Святейший I.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II пишет, что «Церковное единство созидается едва ли не в первую очередь на уровне прихода"1. Определяя цели и значение приходской жизни Владыка Алексий II подчеркнул, что основной смысл, главное средоточие приходской жизни заключается в богослужении, в молитвенном делании, но «полноценное бытие церковной общины немйслимо и без многих других дел, совершаемых трудами настоятеля, клира и прихожан"2.
На Архиерейском Соборе Русской' Православной Церкви прозвучало 1 предостережение о многих соблазнах, которые могут подстерегать на пути сближения епископа-, духовенства и паствы, повышения церковного сознания клира и прихожан, благотворительной и социальной работы. !
1 Церковный вестник № 13 — 14 (386−387) июль 2008 — С. 6.
2 Там же., С. 5.
Одними из задач, вынесенных в заключение доклада Патриарха Алексия II стали задачи развития общинной жизни, просветительской деятельности, служения мирян. Именно развитие приходской жизни’становится показательным и в плане зрелости институтов гражданского общества, и самоопределения церковных структур.
Проблемы организации приходской жизни являются наиболее ощутимыми и нерешенными в церковном устройстве Русской Православной Церкви. И сегодня несовершенство приходской жизни, организационно-правовая нерегламентированность взаимодействия духовенства и прихожан и прихода с государственными структурами мешают достижению, церковного единства. Приходский вопрос является насущным и важным для судеб Русской Православной Церкви. Преодоление препятствий, мешающих полнокровному существованию приходов, немыслимо без изучения исторических параллелей, исторических форм организации приходской жизни. Современный приход унаследовал многое из того, что было пережито за синодальный период, XX век с его опустошениями и гонениями на Церковь Христову. Безусловно, возрождение приходской жизни по епархиям в современной России должно учитывать позитивный исторический опыт и избегать просчетов.
Пример Санкт-Петербургской епархии второй половины XIX — начала XX в. становится показательным. Разнокачественный состав населения столичной епархии (многонациональный, многоконфессиональный)' дополняется социальными различиями. Императорский Петербург сформировался на сочетании церковной и государственной идеологии, церкви и дворца. Уездные города и села отставали в своем развитии от г. Санкт-Петербурга, жизнь в которой отличалась динамичностью, интенсивностью коммуникационных процессов. Во второй половине XIX — начале XX в. началось стремительное расслоение петербургского I общества по вертикальному и горизонтальному направлениям. Отдельный слой мирян характеризовался неукорененностью и многообразием составляющих его групп, прибывающих из разных частей страны (одни оседали, другие — уезжали).
Все это определяло специфику населения столичной епархии. Нестабильность нового уклада и образа жизни в столице отягощало нахождение в ней, способствовало появлению характерных типов личностей: авантюристов и проходимцев, харизматических лидеров й блаженных, святых и богоотступников. Проблема воцерковленности также становится актуальной и сегодня.
Именно на уровне прихода происходило совмещение церковного и светского начал. Безусловно, состояние и тип прихода опредёлялись социальной топографией клира и мирян, позицией и ролью отдельных групп' в приходской структуре, определяемые местом их деятельности (мирян) и служения (священнослужителей), местом жительства (центр или окраина города, село), социальным статусом, обусловленным чинами, привилегиями и экономическим положением, различиями культурного языка. Во второй половине XIX — начале XX в. происходит дальнейшая трансформация приходской жизни в сторону секуляризации и в русле модернизационных процессов. Наблюдается то изменение традиционных стереотипов поведения в приходской деятельности, то возвращение к ним, то отказ от них в различных группах прихожан. В ходе социально-экономической модернизации вырабатывается «новый стиль» жизни представителейразных сословий. Ситуация в церковном приходе в начале XX река складывается" не лучшим образом. Церковное влияние на жизнь народа ослабевало, принадлежность к церкви во многих случаях оказывалась если не ложною, то внешнею, формальною, показною. Утрачивалось духовное единение между пастырями и паствой: Не случайно, в определениях Св. Синода и указаниях епархиальных властей ставились задачи усиления религиозно-нравственного, просветительного влияния на мирян в целях привлечения их в храм Божий.
На протяжении веков складывается петербургская храмовая символика организации пространства, проведения городских государственно-церковных церемониалов (например, празднование двухсотлетия Санкт-Петербурга).
Важно, что проблему возрождения прихода понимали как проблему совершенствования епархиального (и всего церковного) управления. Стремление к преодолению разрозненности приходов в Санкт-Петербургской епархии второй половины XIX — начала XX в. становится важным фактором реализации программы единства церковной жизни. Благотворительные, 1 просветительные, духовно-нравственные традиции приходов Санкт-Петербургской епархии второй половины XIX — начала XX в. необходимо продолжить и сегодня.
Проблема дефиниции прихода была и остается дискуссионной. «Приход идеальный иначе нами и не мыслится как семья, сохраняющая» единство духа в союзе мира (Ефес. IV, 3), как трудовое братство (Фессал. IV, II), почитающее своею обязанностью «братолюбие (Евр. XIII, 16- Корф. VIII, 19), понимаемом в смысле i делания всякого — духовного и материального добра ближним (Галл. 11, 10- I. Thm. V, 16). Таковыми именно и были первохристианские общины"1, — писал священник | П. А. Иванов. 18 декабря 1880 г. Московское губернское земское собрание ходатайствовало о признании приходов «юридическими лицами» и о восстановлении их прав на приобретение имущества и права избрания клириков. 18 июля — 8 августа 1884 года Св. Синод не одобрил предложение, высказавшись за укрепление имущества за церковью и против выбора духовенства. Прихожанам i сохранили право через епископа передавать свои пожелания относительно кандидатуры священника.
Оживление церковно-приходской жизни подразумевало и улучшение i материального быта духовенства. С 1862 г. на протяжении двадцати лет обсуждали i способы и изыскивали меры увеличения средств содержания^ духовенства. Ряд постановлений Правительства, например совета Министров от 17 октября 1906 г. «О порядке устройства последователями старообрядческих согласий-общин, а также о правах и обязанностях сих лиц» подхлестнули и приходской вопрос. Духовенство и светские лица требовали предоставления прав наравне со старообрядческими и сектантскими общинами. j.
Трактовки прихода вырабатывались и участниками Предсоборного Присутствия (17 октября 1906 г.) Профессор И. С. Бердников предложил следующее понятие: «Церковным приходом в православной Церкви называется церковная община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу, как высшему своему пастырю. Ближайшее же i пастырское руководство им принадлежит, по поручению епископа, местному священнику"2.? ,.
1 Иванов П, А свящ. Реформа прихода. Историко-каноническое исследование о православном русском приходе в связи с предложенною реорганизациею его на дрёвнерусских началах. — Томск.: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1914. — С. 2. ,.
2 Там же, С 27 !
Профессор А. И. Алмазов сформулировал так: «Православный' приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа, для удовлетворениярелигиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания верующих, под пастырским руководством священника и при назначенном для' того церковного властью храме"1. Известный исследователь истории русского прихода A.A. Папков резюмировал: «Приход в составе клира и мирян есть особая церковная', в зависимости от епархиального епископа община с прайами юридического лица"2.
I ,.
Для профессора П. В. Знаменского православный приход представлял собою прежде всего территориальную церковную общину. Профессор H.H. Глубоковский упор делает на «составную и подведомую местному епископу часть епархии"3. Протоиерей М. И. Горчаков дал свое определение прихода, принятое на пастырских i собраниях Санкт-Петербургского духовенства. Он хотел видеть в православном i приходе: «.церковное учреждение, основанное и существующее для, непосредственного в союзе с Церковью удовлетворения религиозно-нравственных потребностей местного населения и имеющее такое устройство, составные части которого — место общественного богослужения или церковь (храм), прихожане, правильно назначенный причт и установления' для выражения церковно-общественной жизни и деятельности прихожан"4. Протоиерей A.C. Лебедев понимал под православным церковным приходом «часть епископии», каждый из участников Предсоборного Присутствия ставил свои акценты в понятии прихода, в зависимости от того, какое устройство и направление деятельности хотел видеть в приходской организации. В ходе длительных дискуссий и обсуждений приняли переработанную формулу профессора Алмазова: «Православным приходом именуется собрание православных христиан, составляющих часть паствы местного епископа, обитающей в известной местности при своем храме и врученной ближайшему пастырскому руководству одного или нескольких священников для достижения вечного спасения посредством общей молитвы, благодатных таинств, церковного назидания и дел христианской благотворительности"5! Это церковное понимание прихода.
1 Иванов П. А. свящ. Реформа прихода. С. 27.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же., С. 28. |.
5 Там же., С. 37−38.
I [.
Приходскую жизнь считали тесно связанной с государственной, отсюда исходили предписания прав и обязанностей прихода. В границах прихода пастыри и паства соблюдали свои интересы. Однако жизнь прихода в начале XX в. замерла. Проект приходской реформы задерживался в многочисленных инстанциях и согласованиях. Медленно обозначались основные контуры законоположений. ;
Пассивное отношение представителей церковной иерархии к своим паствам и формальное ведение церковных дел губительным образом сказывались на положении православного прихода. Попытки реформировать приход во второй половине XIX — начале XX в. собирали аудитории на пастырских и общественных собраниях, активно обсуждались в прессе. Архиепископ Тверской Серафим в 1916 г. писал: «Православным приходом именуется союз православных христиан, составляющий часть! паствы местного епископа и через это принадлежащий к единой, святой, соборной и апостольской Церкви, находящийся в известной местности, объединенный в общину при своем храме и врученный епископом ближайшему пастырскому руководству одного или нескольких священников для достижения членами его вечного спасения посредством общей молитвы, благодатных таинств, церковного назидания и дел христианского благотворения"1.
Церковный собор 1917/1918 гг. вернул приходу канонические права. Если в 1860-е гг. XIX в. можно было взять реванш и полунасадить подобные церковные единицы по епархиям, то в начале XX в. время оказалось упущенным. И хотя внешние признаки явления: строительство храмов, открытия при них приходов происходили, исходя из общей траектории развития, путь к всеобщему I оживлению" приходов оказался закрытым и отрезанным. Разочаровавшиеся массы увлеклись популистскими обещаниями новых политических лидеров. Исчезали соединяющие людей тонкие религиозные (внутренние) спайки как членов Церкви Тела Христова. Результатом оскудения веры стало огрубение нравов. Отдельным актуальным аспектом темы становится и проблема самореализации человека в мире повседневной жизнедеятельности прихода, и выработки стереотипов поведения, и формирования системы ценностей духовной г жизни. Важными компонентами духовности повседневности социомикромира.
1 Серафим, архиепископ Тверской. О возрождении приходской жизни. Обращение к духовенству Тверской епархии /Бесплатное приложение к «Приходскому Листку» за 1916 г. — Птрг.: Синодальная типография,.
1 1916.-С. 21. становятся: эмоционально-чувственная составляющая, вера, мотивация, с особой силой проявляющиеся в жизни прихода: богослужении, благотворительной и просветительной деятельности. Как справедливо писал настоятель храма Святой Мученицы Татианы при МГУ протоиерей Михаил (Козлов): «.принадлежность к Вселенской Церкви Христовой не умозрительно осуществляется, происходит в жизни человека, а через то, что он свое вхождение в Церковь Христову реализует через жизнь в той или иной церковной общине, на приходе. И жизнь в этом смысле является мостиком и сопричастностью с жизнью в Церкви с большой буквы. Таинства человек получает через конкретное богослужение, на данном престоле совершаемое, в определенное время. Его совершает тот или иной священник, поет тот или иной хор, рядом с человеком стоят и молятся не вообще люди, а те, которые здесь и сейчас собрались. Никогда не будем забывать, что вместе молятся на каждой Литургии и Ангелы, и Церковь торжествующая, Церковь святых и вся Вселенская. Приход так же, как и семья, это школа Христовой любви, навыка любви к Богу через исполнение Его правды, понуждения себя к жизни по Его заповедям и навыка любви к людям через действия по отношению к ним, как Господь учит поступать в Евангелии"1.
Объектом* исследования выступает приходская, жизнь в России во второй половине XIXначале XX в.
Предмет исследования: В качестве предмета исследования рассматриваются городские и сельские приходы Санкт-Петербургской епархии.
Церковно-приходское благотворительное общество — это религиозный всесословный союз прихожан в границах административно-территориального округа, объединенный вокруг храма и священнослужителя на основе церковного и ' гражданского права, в духе, общинности, для благотворительной деятельности: социальной, культурной, бытовой, образовательной. Причем, понятие «приходская жизнь» может употребляться как в узком, так и в широком смысле. В широком значении — это бытие православного населения, образ жизни, а в узком.
1 Козлов М., протоиерей. Клир и мир. Книга о жизни современного прихода. — М: Издательство храма Святой Мученицы Татианы, 2008. — С. 59.
2 «Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной! Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля .» //Устав Русской Православной Церкви. //См: Сборник Документов и Материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. Москва, 13−16 августа 2000, Нижний Новгород, с. 251−285, с. 272 отдельные события и явления религиозной жизни в пределах какого-либо прихода в границах административно-территориального округа: праздники, обряды прихожан, материальное Положение и социально-хозяйственный уклад духовенства, деятельность приходских общин (как вне, так и внутри прихода). I.
Хронологические рамки диссертации: 1861−1917 гг. объясняются тем, что с1861-м годом, как известно, связано начало буржуазных реформ в России и появление приходских структур, отчасти и призванных снять возникающую в социальном аспекте напряженность, восполнить пробелы в работе с обществом. 1917 год связан с падением династии Романовых, революционными потрясениями и, в конечном итоге, нарушением функционирования приходских организаций. При изучении' регионального аспекта проблемы взаимоотношений церкви^ и государства расширяются рамки исторического исследования и анализируются события, происходившие в приходской жизни С.-Петербургской епархии на более чем полувековом протяжении.
Основной регион исследования — территория Санкт-Петербургской губернии.
Однако, анализируя сложные исторические процессы, происходившие в данный период на территории Санкт-Петербургской епархии (в границах совпадающей с губернией), автор рассматривает их в общем контексте политической, социально-экономической, культурной ситуации в России. 1.
Целью настоящего исследования является изучение трансформации приходов, как института традиционного общества в условиях модернизационного перехода и адаптации к новым условиям, в которых происходило взаимодействие традиций и новаций. I.
Задачами работы являются: анализ динамики численности, изменения в количественном и качественном соотношении состава приходов, выяснив соотношение между его основными группамиопределение основных источников дохода и уровня материального положения приходованализ социальнодемографических показателей основных групп прихода, причин изменений политики государства в отношении Русской Православной Церквирассмотрение состояния столичной епархии в период 1860—1917 гг.- выявление причин церковногосударственных нестроений, нарастание и углубление кризиса симфонии между церковной и светской властьюисследование роли православной церкви в деле благотворительностианализ событийно-хронологической канвы возникновения и.
I 1 деятельности приходских общин в Сацкт — Петербургской епархииизучение I механизма экономического, юридического и психологического воздействия 1 государства в отношении Санкт-Петербургской епархии, деятельности Духовной I.
Консистории и выявление содержания приходской жизни при храмах столицы, в городах и селах восьми уездов епархии в 1860—1917 гг.- закономерностей и I парадоксов развития приходской организации на заключительном этапе синодальной истории церкви.
В данной работе, применяется междисциплинарный подход. Использование общих методов и процедур познания дополнено применением специальных методов исторической науки (проблемный, хронологический, ретроспективный, ситуационный), а также методов социологических (типологический, сравнительно-типологический, биографический), демографических и статистических, психологических архитектуроведческих. Как известно, труд Ш. Бюлер о человеческой жизни как психологической проблеме! стал основополагающим при изучении жизненного цикла и генетических связей между его циклами. Бюлер наметила три аспекта такого изучения. Первым из них является биолого-биографический аспект — исследование объективных условий' жизни, основных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде. Второй аспект связан с изучением истории переживаний, становленияи изменения" ценностей, эволюции внутреннего мира человека. Третий аспект касается продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни — в общем, уровня и масштаба объективации сознания1.
В данном исследовании применяется теория повседневности, которая позволяет 1 реконструировать и историю быта, и историю событий приходской жизни и I отдельных групп прихожан, и историю ментальностей и ментальных стереотипов, л и историю личных переживаний человека. Православные традиции в России испокон веков являлись важным жизнеобразующим фактором ориентации человека в социальном пространстве, выборе духовно-нравственных приоритетов, внутренним стержнем, формирующим ценностные императивы. Православная.
1 Цнт. по см.: Б. Г. Ананьев Человек как предмет познания Спб.: Питер., 2002., С. 130.
2 См.: Пушкарева Н. Л. «История повседневности» и «история частной жизни»: содержание и соотношение понятий//Социальная история. Ежегодник, 2004. —М.Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. —С. 93−112, С. 111. вера заполняла жизненный фон внутренних переживаний человека. Идеи религиозного служения Богу и людям становились главными, прежде всего для священно-и церковнослужителей, избравших свое призвание. Биографические данные могут многое поведать о человеке, а изучении истории, в частности, петербургской приходской" благотворительности вскрыть внутренние мотивы поведения на этом поприще. Применяется «Контент-анализ — метод количественного изучения содержания социальной информации, который дает 1 возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. От более традиционных методов анализа информации, применяемых в источниковедении, литературоведении и других гуманитарных науках контент-анализ отличается большей строгостью, систематичностью, использованием количественных показателей1. Таким образом^ подбор документов для исследования определяется характером исследования и зависит от цели исследования и места самого анализа Л документов в программе научного исследования. В зависимости от целей исследования, его объекта, можно выделить несколько типов анализа содержания. Например, в книге американского социолога Р. Мертона «Социальная теория и социальная— структура» названо шесть типов контент-анализа. Первый из них основан только на подсчете символов. Он заключается в подсчете символов (определенных ключевых слов), содержащихся в материалах массовой информации. Второй тип представляет собой дальнейшую разработку предыдущей процедуры. Его можно назвать классификацией символов по отношению.
Следующий тип анализа — это анализ по элементам. Формализированные приемы контент-анализ) эффективны лишь в тех случаях, когда требуется переработать большое число документов одного вида (например, «Клировые ведомости»). Поэтому доступность для анализа большого числа однотипных личньр документов является основным условием, определяющим возможность последующего количественно-качественного анализа3. Контент-анализ выявляет объективно.
I !
1 Н. Д. Макаров. Контент-анализ. М., 2001., с. 5.
2 А. С. Степанов. Метод контент-анализа и производственные принципы в исследовании актуальных проблем современного общества. М.:МГУ., 1995., с.30−31. '.
3Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. Ответственные редакторы: к.ф.н. В. Г. Андреенков, к.ф.н. О. М. Маслова. М.: Наука., 1990., с. 134. ' существующий факт, заключенный в том или ином тексте, дает этому факту социологическую интерпретацию. Преимущества контент-анализа содержания заключается в высокой степени объективности, точности и систематичности.
При работе над диссертацией активно применялся сравнительно-исторический метод. Использование этого метода позволило выявить не только определенную повторяемость исторических событий, но и, их отличительные особенности. Еще одним важным методом, используемым в работе над диссертацией, был статистический метод. При разработке темы исследования пришлось использовать достаточно большой объем цифрового материала, анализ которого позволял делать выводы о деятельности в 1860—1917 гг. государственных органов и церкви. I Статистический метод позволил подтвердить многие выводы, сделанные при анализе многочисленных опубликованнЙ1х и неопубликованных источников и литературы. Цифровой материал, использованный в работе, был взят из материалов архивов. На основании архивных источников’о деятельности приходов СанктПетербургской епархии можно1 получить достаточно четкое представление о количестве и экономическом состоянии приходов, о динамике открытия и ликвидации храмов, о количественном и качественном сословном составе прихожан и т. д. Цифровой материал использован в работе частично в тексте и> оформлен в таблицы. Социально-психологический анализ позволяет определить мотивацию благотворительной деятельности представителей разных сословий, духовно-нравственные ориентиры общественных интересов. Методы историзма, диалектики, сравнительно-описательные, статистический, актуализации позволяют решить поставленные в диссертации задачи.
2 Выводы в тексте сделаны на основе данных памятных книжек: Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1864 год. (Издание С.-Петербургского статистического комитета). Год второй.- СПб., 1864. Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1882 год. издана по распоряжению начальника губернииСПб., 1882. Памятная книжка С.-Петербургской губернии. Описание губернии с адресными и справочными сведениями. Изданная по распоряжению С.-Петербургского Губернатора в должности Шталмейстера Двора Его Императорского Величества А. Д. Зиновьева. Собрал и составил Н. В. Шапошников под редакциею и.д. секретаря СПб. Губернского и Столичного Комитета С. Э. Термен, — СПб., 1905. воспитание и устройство бедных детей в мастерство- 3) Сотрудником-Попечителем женской профессиональной школы Императорского Человеколюбивого Общества им. Ее Императорского Высочества Вел. Княжны Татианы Николаевны- 4) Членом Комитета постоянной бесплатной столовой для бедных Императорского. Человеколюбивого Общества им. Императора Николая II- 5) Пожизненным членом и учредителем Общества Благотворения в память 19 февраля 1861 г., освобождения крестьян от крепостной зависимости- 7) Пожизненным членом Николаевского общества- 8) Пожизненным членом Общества Попечения о рабочих при постройках и др1. Заслужил орден св. Станислава 3-й степени.
Судьбы петербургского купечества постоянно свидетельствуют о благотворительности. (Можно привести такой малоизвестный пример как благотворительность потомственного почетного гражданина, 1-ой гильдии купца Василия Андреевича Таратина). Более того, согласно архивным материалам, например, ведомости «О пожертвованиях в пользу церквей Санкт-Петербургской епархии, поступивших в течение майской трети 1843 г."2 можно установить другие факты:
Кто пожертвование сделал В какую церковь. Какие сделаны пожертвования.
1 СПб. 2-ой гильдии купец и почетный гражданин Феодор Григорьев Д (у) рьинкин (?). В Николаевскую церковь Ямбургского уезда в с. Сойкинколокол в 31 пуд. 25 ф., ценою в 386 руб. 64 2/1 коп. серебром 1353 руб. и 25 коп. ассигнациями о сем пожертвовании донесено Св. Синоду 5 июня 1843 г. за № 2899.
2. СПб. 1-ой гильдии купеческая жена Александра Гаврилова Костылева. В СПб. Пантелеймоновскую церковь, большое Евангелие серебряное вызолоченное чеканной работы с финифтяными образами, украшенными французскими стразами с изображением на нижней доске Св. Пантелеймона ценой в 1 700.
1 Там же., С. 7.
2 ЦГИА СПб., Ф. 19, Оп.35, Д. 61 «О пожертвованиях, сделанных в Екатерининскую церковь, что на Васильевском острове и др., разными лицами (1846 г.)., Л. 14. руб. ассигнациями.
3. СПб. купец Aran Владыкин. 1 В Пантелеймоновскую церковь шесть серебряных риз на образа в царских дверях придела Св. Вмкмч. Екатерины, с серебряно-вызолоченными венцами ценой в 900 руб. ассигнациями. О сих пожертвованиях донесено Св. Синоду 10 июля 1843 г. за № 2994.
В пореформенную эпоху начался рост численности купеческого сословия, благодаря притоку со стороны освободившихся от крепостной зависимости крестьян, которые перебирались в города, и первоначальный отходный промысел их становился постоянным занятием. Мещане, реже — дворяне, чиновники, иностранные коммерсанты, интеллигенция также расширяли рамки социального состава купеческого сословия.
Купечество русских городов в предреформенный период составляло лишь 6,4% городского населения, т. е. 172,8 тыс. чел, превосходя по численности только два городских сословия — почетных граждан (0.4% 10,8 тыс.чел.) и духовенство (2,3% - 102,1 тыс. чел)1. В Москве купцов было 3−9% населения (более 14 тыс. чел), в С. Петербурге — 2,2% (более 10,5 тыс.чел.). В пореформенную эпоху, например, купеческое население Петербурга насчитывало 22, 3 тыс. чел. Однако в последующие годы, особенно после издания закона о промысловом налоге (1898 г.) купеческое сословие имело тенденцию к сокращению — в 1881 году — 20, 9- 1900 -15,12.
По переписи 1897 года на территории Российской империи проживало купцов вместе с членами их семей — 281 251 чел., что составляло 0,2% населения. На Петербургскую губернию приходилось 19 973 человека купеческого звания, из них в городе — 17 411 человек.
Булгаков М.Б. О статистике численности купечества русских городов в предреформенный период.//Российское купечество от средних веков к новому времени — М., 1993. — С.61−62.
2 Данные взяты из ст.: 2 А. И. Османов Социальная структура Петербургского предпринимательства во второй половине XIX в. // Предпринимательство и общественная жизнь Петербурга. Очерки истории. Сб.ст. Под ред. М. Н. Барышникова — СПб.: Изд-во «Нестор»., 2002. — С. 50.
Согласно переписи 1897 года в С.-Петербургской губернии крестьяне и лица сельского состояния доминировали среди других сословий, составляя 68, 6% или около 7/10 всего губернского населения. После крестьян значительную долю составляли мещане (16, 4%). Доля потомственных и личных дворян не превышала и десятипроцентного барьера и составляла 7,2%. Процент духовенства был незначительный — 0,6%. На долю остальных сословий приходилось 7.2% из которых: почетных граждан (личных и потомственных) и на купцов приходилось 2,2%, финляндских уроженцев 1,4%, иностранных подданных 1,1% и прочих сословий 2,5%. В городе Санкт-Петербурге крестьяне также занимали лидирующее положение по численности (59, 2%) — однако было больше дворян (10,5%) — почетных граждан и купцов (3,2%) и мещан (21,2%). В уездах Санкт-Петербургской губернии крестьяне составляли 87, 9% и вместе с довольно значительным числом мещан (6%) занимали господствующее положение (93,9%). На долю лиц привилегированных сословий и купцов приходилось только 1,4%, из них потомственных и личных дворян 0,7%, лиц духовного звания 0,4%, почетных граждан и купцов 0,3%- довольно заметное число в уездах составляли финские уроженцы (1,6%) — иностранных подданных было 0,2% и прочих — 2,9%'.
На рубеже веков купеческое сословие становилось основой зарождения предпрртнимательства. В издании «Россия. 1913 г. Статистико-документальный справочник РАН ПРИ» (СПб., 1995, с. 224−225) содержатся сведения о социальной структуре петербургских предпринимателей в 1913 г. в связи с распределениехм их по производственным занятиям. Наибольшую численность составляло купечество (46,3%), затем предпринимательские ряды пополнялись из крестьян (22, 8%), мещан (10,3%), далее незначительную разницу в процентном соотношении делили между собой почетные граждане (6,2%), дворяне (2,5%), лица свободных профессий (4,3%), чиновничество (1,1%), иностранцы (5,0%) и пр. Для сравнения с московским предпринимательским миром, в Петербурге не представлена интеллигенция (в Москве -5,7%), а удельный вес купечества, крестьян и мещан — на порядок выше (См.: Таблица 2 и 3).
1 Памятная книжка Санкт-Петербургской губернии. Описание губернии с адресными и справочными сведениями. Изданная по распоряжению С.-Петербургского губернатора в должности Шталмейстера Двора Его Императорского Величества А. Д. Зиновьева. Собрал и составил Н. В Шапошников под редакциею и.д. секретаря СПб. Губернского и Столичного Комитета С. Э. Термен. — СПб., 1905. — С. 64−65.
Список литературы
- Айвазов А.Г. Религиозная правда русского самодержавия. Текст. — Харьков, 1907.- с. 19
- Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. Текст. М., 1912.
- Александров Ю.Л. Эволюция торговли и ее роль в развитии экономики. Текст. Красноярск: КГУ., 2002. — 319 с.
- Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856−1904 гг. Текст. — СПб.: «Наука»., 2003. 276 с.
- Амосов А.И. Социально-экономическая эволюция России. Текст. М.: Наука., 2004. — 183 с.
- Ананьич Б.В. Банковские дома в России 1860−1914. Очерки истории частного предпринимательства. Текст. СПб., 1991.
- Антонов В.В., Кобак A.B. Святыни С Петербурга. Текст.: в 3-х томах. -СПб., 1994−1996. (Т. I. — 287 е.- Т. II — 325 е.- Т. III. — 391 с.)
- Барсуков В.Л. Сословно-корпоративные, представительные и политические организации предпринимателей дореволюционной России Текст.: Учебн. пос. -Новосибирск: СПбУПК., 2000. 87 с.
- Бархатов А. Церковно-приходской сборник. Текст. Орел, 1913.
- ЗЛО. Бензин В. М. Церковно-приходская благотворительность на Руси до и после 1864 г. Текст. СПб., 1907.
- Благотворительная Россия. Текст. СПб., ч.1., 1901. — 330 с.- 4.2- 264 с. 3.12. Благотворительность в России. [Текст]. Т. 1. — СПб., 1897. 3.13. Благотворительность в России. [Текст]. Т. 1−2. — СПб., 1907.
- Благотворительность и милосердие Текст.: Рубеж XIX XX вв. (Авт.-сост. В. Н. Занозина, Е. А. Адаменко). — СПб.: Лики России, 2000. — 247с.
- Благотворительные учреждения России. Текст. СПб., 1912.
- Благотворительные учреждения Российской империи. Текст. Т. 1−3. СПб., 1900.-С. 1-Х.
- Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Текст. -Волгоград: Политехник., 2000. 205 с.
- Бовкало А. Печатные источники для генеалогии духовенства Санкт-Петербургской епархии. Текст. //Генеалогический вестник 14, — СПб., 2003.- с. 27−36.
- Бовыкин В. И. Финансовый капитал в России накануне первой мировой войны. Текст. М.: РОССПЭН., 2001. — 318 с.
- Боголепов A.A. От Святейшего Синода к Священному Собору Православной российской церкви. Текст.-Нью-Йорк., 1965.— 65 с.
- Боханов А.Н. Деловая элита России 1914. Текст. М., 1994. — 274 с.
- Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. Текст. М., 1989. — 188 с.
- Боханов А.Н. Крупная буржуазия России конца XIX 1914 г. Текст. — М., 1992. — 262 с.
- Боханов А. Н. Деловая элита России 1914 г. Текст. М., 1994. — 274 с.
- Брянцев М.В. Культура русского купечества (воспитание и образование). Текст. Брянск., 1999.
- Буховец Д.Г. Социальные конфликты и крестьянская ментальность в Российской империи начала Хх векаТекст.: новые материалы, методы, результаты. М.: Мосгорархив., 1996.- 398 с.
- Бычков С. Русская Церковь и императорская власть Текст.: (Очерки по истории Православной Российской Церкви 1900−1917). Т-1. М., 1998.
- Верховский П.В. О необходимости изменить Русские Основные Законы в пользу законодательной независимости Православной Русской Церкви. Текст. — Спб., 1913.
- Верховский П.В. проф. Сущность и характер церковной власти. Текст. -Сергиев Посад, 1916.
- Взаимоотношение государства, науки и религии Текст.: Межвузовская научно-практическая конференция 8−10 февраля 2000 г. Владимир., 2000. — 153 с.
- Вишневски Э. Капитал и власть в России Текст.: Политическая деятельность прогрессивных предпринимателей в начале XX в. М., 2000. — 269 с.
- Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. Текст. М.: Центрполиграф., 2001. — 445с.
- Вронский О.Г. Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905−1917). Текст. М.: б.и., 2000. — 417 с.
- Выскочков JI.B. Влияние Петербурга на хозяйство и быт государственных крестьян Петербургской губернии в первой половине 19 в. Текст. //Старый Петербург Историко-этнографические исследования. Л.: Наука., 1982. — с. 129 146
- Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимательства. Текст. -М., 1996.
- Гавлин М.Л. Из истории российского предпринимательства. Текст. М., 1999.- 83 с.
- Гавлин М.Л. Из истории российского предпринимательства: династия Кнопов Текст.: научно-аналитический обзор. М., 1995. — 64 с.
- Гагемейстер Е.А. Благотворительные капиталы, стипендии и учреждения С.-Петербургского дворянства. Текст. СПб., 1913.
- Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX начала XX вв. Текст. // Вопросы экономики, 1994 — № 7 — С. 109 — 121.
- Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. Текст. — М: Духовное возрождение., 1999. 223с.
- Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX-начало XX вв.). Текст. М.5 1969. — 184 с.
- Дякин B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.. Текст. -Л., 1978.
- Еременко В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности. Текст. Киев., 1991.- 208 с.
- Здравомыслов К.Я. Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждениях и консисторских архивах. Текст. Пгрг., 1917. — 36с.
- Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Текст. -СПб., 1873.
- Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905−1907 гг. Текст. М., 1984. — 222 с.
- Иванова H.A., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX-начале XX века. Текст. М.: Наука., 2004. — 259 с.
- Иоанн (Снычев) мтп. Русь соборная: Очерки христианской государственности. Текст. СПб., 1995. — 248с.
- Иоанн, епископ Сан Францисский. Русская церковь в СССР. Текст. — Нью-Йорк., 1956. — 16с.
- История предпринимательства в России. Текст. М.: РОССПЭН. 2000.
- История Русской Церкви. Текст. М., 1994., в 9-ти книгах.
- История С-Петерб)ргской епархии. Храмостроительство и приходская жизнь Текст.: Материалы конференции Фонда (по изучению истории православной церкви) 22 октября 1997) Р.Н.Б. СПб., 1999. — 140 с.
- Кабытов П.С. Русское крестьянское хозяйство в начале XX века. Текст. — Самара: СГУ., 1999.
- Кабытова Е.П. Кризис русского дворянства. Текст. Самара: СГУ., 1997. — 143 с.
- Кандидов Б. Церковь и Февральская революция. Классовая позиция православной церкви в период февраль август 1917 г. Текст.: материалы и очерки. — М.: Государственное антирелигиозное издательство., 1934. — 96 с.
- Кандидов Б.П. Церковь и 1905 г. Текст. М.: Атеист., 1926. — 123с., III с. илл.
- Кандидов Б.П. Церковь и Февральская революция. Классовая позиция православной церкви в период февраль — август 1917 г. Текст.: Материалы и очерки. — М.: Государственная антирелигиозное издательство., 1934. 96с.
- Кандидов Б. П. Церковь и шпионаж. О некоторых фактах контрреволюционной и шпионской деятельности религиозных организаций. Текст. М., 1940. — 144 с.
- Кашеваров А.Н. Церковь и власть. Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. Текст. СПб.: СпбГТУ., 1999. — 327с.
- Кащеико С.Г. Статистические методы в историческом исследованиях. Текст.- Л.: ЛГУ, 1989. 74 с.
- Коняев А.И. Финансовый контроль в дореволюционной России (очерки истории). Текст. М., 1959. — 164 с.
- Корелин А.П. Дворянство пореформенной России 1861−1904. Текст. М., 1979. — 304 с.
- Королева С.И. Торговое сословие России. Текст. М., 1998. — 254 с.
- Корупаев А.Е. Православие, благотворительность и русские предприниматели. Текст. // История русской культуры и современная мысль. Статьи. М., 1993. с. 16−18.
- Корупаев А.Е. Русская культура и меценаты в к. XIX и XX вв. Текст.: Тезисы научн. конф. М., 1994. — 13 с.
- Крупные аграрии и промышленная буржуазия России и Германии в конце XIX начале XX вв. Текст.: Сб. н. тр. М., 1988. — 228 с.
- Кузнецов Н.Д. Церковь, духовенство и общество. Текст. М., 1905. — 15 с.
- Кузьмичев А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. Текст.: Очерки истории. М., 1995.
- Куприянова Л.В. Таможенно-промышленный протекционизм и российские предприниматели (40−80-е годы XIX века). Текст. М., 1991. — 310 с.
- Лаверычев В Л. Крупная буржуазия в пореформенной России 1861−1900. Текст. М.: Мысль., 1974. — 252 с.
- Лебедев М. Взаимное отношение церкви и государства по воззрениям славянофилов. Опыт оправдания системы отделения церкви от государства. Текст.- Казань. 1907. 572 с.
- Лебедева Е. А Петроград и его святыни Текст.: Церковно-исторический очерк (рукопись 1916 г.). СПб., 1997. — 62 с.
- Летенко A.B. Российские хозяйственные реформы Текст.: История и уроки. М.: Наука., 2004. — 134 с.
- Литуев В. Н. Земельная собственность как дворянская монополия в капиталистической России: теоретические вопросы, информационная база данных, управление земельным рынком. Текст. М.: Собрание., 1997. — 236 с.
- Львов В. Правовое положение церкви православной в русском государстве. Текст. СПб., 1912. — 36 с.
- Мартынов С.Д. Финансы и банкирский промысел. Текст. СПб., 1993. — 90 с.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX в.). Текст. т. 1. — СПб., 2003.
- Б.Н.Миронов Социальная история России периода империи (XYIII- начало ХХвв.) в 2-х тт., Текст. СПб., 2000.- т.1.- 547 е., т.2.- 567 с.
- Миротворцев В.В. Меры правительства к преобразованию быта православного белого духовенства в царствование императора Александра II Текст. // Православный собеседник. 1880. т. З, С. 239 — 279.
- Михаил (Семенов П.В.) Две системы отношений государства и церкви. Римское и византийско-славянское понимание принципа отношений государства и церкви. Текст.: Речь перед защитой диссертации. Казань., 1902. — 23 с.
- Михаил иеромонах. Две системы отношений государства к церкви. Римское и византийско-славянское понимание принципа отношений государства к церкви. Текст. Казань., 1902. — 20 с.
- Монополистический капитализм в России Текст.: Сб. н. тр. М., 1989. — 228 с.
- Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917 1999) Текст.: Перевод с англ. — СПб.: Алетейя., 2001. — 405 с. 384. мтп. Иоанн Русская симфония. Очерки русской историософии. Текст. СПб, 2001.- 493 с.
- Мухин В. Церковная культура С-Петербурга. Текст. СПб., 1994. — 255 с.
- Мышцын В.Н. По церковно-общественным вопросам. Текст. /Сб. ст. проф. Московской духовной академии. Вып. 1−2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собств.'Тип., 1905−1906.
- Надеждин А.Н. История С.-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства 1809−1884. Текст. СПб., 1885 (6). — 664 с.
- Никитина С.К. История российского предпринимательства. Текст. М.: Экономика., 2001.- 301 с.
- Николин А. свящ. Церковь и государство. (История правовых отношений).i1. Текст. М., 1997. — 429с.
- Никон (Рклицкий) Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863 -1936. Текст. в 2-х кн. Кн. 1. Нижний Новгород., 2004. — 715 е.- кн.2. Нижний Новгород., 2004. — 741 с.
- О социальной концепции русской православия. Текст. М.: Республика., 2002. — 398 с.
- Павлова O.K. Отечественная история. Российское предпринимательство и благотворительность Текст.: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ., 2004.
- Панкратова A.M. Рабочий класс России Текст.: Избранные труды. М.: Наука., 1983, — 559 с.
- Папков A.A. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя1 (1855−1870). Текст. СПб., 1902.
- Петроградская интеллигенция в 1917 г. Текст.: Сб.ст. и материалов. -М., Л., 1990.- 188с.
- Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. Текст. М., 1996.
- Помпеев Ю. А. История и философия отечественного предпринимательства. Текст. СПб., 2002. — 272 с.
- Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX в. Текст. М., 1995. — 509 с.