Начало государственно-церковного соперничества между Вильно и Москвой
Уже первые великие киевские князья понимали, что независимая церковь укрепляет суверенитет государства. Поэтому на должность митрополита старались посадить не назначенного с Константинополя грека, а своего полоцкого, смоленского, киевского священника. Как известно, первым митрополитом-славянином был Илларион (1051г.). Из-за распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия обозначились 3… Читать ещё >
Начало государственно-церковного соперничества между Вильно и Москвой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Уже первые великие киевские князья понимали, что независимая церковь укрепляет суверенитет государства. Поэтому на должность митрополита старались посадить не назначенного с Константинополя грека, а своего полоцкого, смоленского, киевского священника. Как известно, первым митрополитом-славянином был Илларион (1051г.).
Первую попытку создать отдельную митрополию на восточных землях Киевской Руси начал суздальский князь Андрей Боголюбский. Он назначил епископом Ростовским и Суздальским попа Федора, но Константинопольский патриарх не признал новой митрополии.
Из-за распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия обозначились 3 центра, претендующих на государственную гегемонию: южно-западный (Владимир-Волынский, Львов), северо-западный (Новогрудок, Полоцк, Вильно) и северо-восточный (Тверь, Москва, Суздаль, Владимир).
С образованием ВКЛ, волею исторических судеб оказавшегося на стыке двух христианских цивилизаций, униатское движение было перенесено именно сюда, тем более, что политика Литовских князей этому благоприятствовала. Осуществляя политику собирания Русской земли, великие князья Литовские встретили противодействие со стороны великих князей Московских, проводивших аналогичную политику. Однако нахождение в Москве кафедры Киевских митрополитов давало преимущества московским князьям и побуждало Гедиминовичей изменить положение. Уже Ольгерд добивался учреждения отдельной православной митрополии для ВКЛ. Константинопольские патриархи неохотно соглашались на это, предпочитая поставлять митрополитов «всей Руси» .