Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Столыпинские реформы и их осуществление на территории Беларуси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глава 1. Аграрная реформа Просто сказать, что указ 9 ноября 1906 года был главным делом жизни Столыпина, будет явно мало. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее — великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. Столыпин прекрасно это осознавал. «Крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство, — говорилось… Читать ещё >

Столыпинские реформы и их осуществление на территории Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Экономический факультет Кафедра корпоративных финансов РЕФЕРАТ на тему: «Столыпинские реформы и их осуществление на территории Беларуси»

Выполнила:

студентка 1 курса экономического факультета Пытькова Анастасия Анатольевна Минск 2014

Оглавление Введение Глава 1. Аграрная реформа

1.1 Реформирование сельского хозяйства

1.2 Разрушение общины и развитие частной собственности

1.3 Крестьянский банк

1.4 Переселение крестьян

1.5 Кооперативное движение

1.6 Агрокультурные мероприятия Глава 2. Результаты реформы Глава 3. Столыпин и Дума Глава 4. Причины неудачи аграрной реформы Заключение Список литературы

Введение

Устойчивый экономический рост России был невозможен без расширения внутреннего рынка, ёмкости которого определялась покупательной способностью основной части населения — крестьянства. Поэтому естественно, что в центре внимания в начале XX в. был аграрный вопрос, практически решённый в развитых странах, где почти вся земля находилась в частном владении. В России же, наоборот, была распространена общинная земельная собственность, на территории Беларуси это касалось главным образом Могилёвской и Витебской губерний. Община консервировала отсталую трёхпольную систему, чересполосицу, что мешало интенсификации земледелия. Равное право всех крестьян на получение земли, которая для них оставалась «чужой», поскольку при переделе меняла своих хозяев.

Община задерживала процесс расслоения крестьянства и препятствовала образованию слоя мелких крестьянских собственников. Поэтому ещё в 1902 г. под представительством С. Ю. Витте было создано «Особое совещание для определения нужд сельского хозяйства» для пересмотра законов 60-х гг. XIX в. по крестьянскому вопросу.

Глава 1. Аграрная реформа Просто сказать, что указ 9 ноября 1906 года был главным делом жизни Столыпина, будет явно мало. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее — великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. Столыпин прекрасно это осознавал. «Крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство, — говорилось в особом секретном журнале Совета министров от 13 июня 1907 года, — служит везде лучшим оплотом порядка и спокойствия; и если бы правительству удалось проведением в жизнь своих землеустроительных мероприятий достигнуть этой цели, то мечтам о государственном и социалистическом перевороте в России раз навсегда был положен конец… Но столь же неисчислимы были бы по огромной важности своей последствия неудачи этой попытки правительства осуществить на сотнях тысяч десятин принятые им начала землеустройства. Такая неудача на многие годы дискредитировала бы, а может быть, и окончательно похоронила бы все землеустроительные начинания правительства. Неуспех вызвал бы всеобщее ликование в лагере социалистов и революционеров и страшно поднял бы престиж их в глазах крестьян».

Цель аграрной реформы — сохранив помещичье землевладение, разрушить сельскую общину, ликвидировать мелкие нерентабельные крестьянские дворы и обеспечить подъем сельского хозяйства за счет зажиточных крестьян — фермеров, которые станут социальной опорой царского режима.

1.1 Реформирование сельского хозяйства Целей у реформы было несколько: социально-политическая — создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социальноэкономическая — разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая — обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

1.2 Разрушение общины и развитие частной собственности Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.

По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Согласно этому закону:

Каждый крестьянин был обязан выйти из сельской общины и получить свой земельный надел в частную собственность. При этом крестьянину предоставлялось право свести свои полосы в один участок (отруб) и жить на старом месте или выселиться на выделенный ему в собственность новый участок земли и создать хутор для постоянного жительства.

Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли крестьянам.

В Белоруссии наиболее быстро разрушение общины происходило в Могилевской и Витебской губерниях, где она имела широкое распространение. С этой целью за счет казенных земель здесь был создан специальный фонд. В результате только в Гродненской губернии русские поселенцы при помощи Крестьянского банка купили у помещиков польского происхождения почти 28 тыс. десятин земли. 13.тыс. десятин в этих же целях купил Крестьянский банк.

К 1915 году в Могилевской губернии из общины вышло 56,8% крестьянских дворов, в Витебской — 28,9%. В этих губерниях 48% общинных дворов закрепили землю в личную собственность. Эти показатели были самыми высокими во всей России. В Гродненской и Минской губерниях общины к этому времени практически не было, а в Виленской губернии она объединяла только 0,4% крестьянских хозяйств.

За 10 лет осуществления реформы на надельной, казенной и купленной банками земле в 5 белорусских губерниях было создано 128 тысяч хуторов, которые заняли площадь около 1,4 млн., чем в целом по России. Наиболее быстро процесс хуторизации проходил в Витебской и Могилевской губерниях. На их долю приходилось более 60% всех хуторов, возникших в Белоруссии в 1911;1914 годах.

Хуторское хозяйство широко пропагандировалось в печати. Создавались показательные хутора. Они обеспечивались сортовыми семенами, саженцами плодовых деревьев, племенным скотом и т. д. В Веленской губернии к концу 1914 года было организовано 387 показательных хозяйств.

С целью борьбы с пожарами предпринимались меры по организации огнеустойчивого строительства: создавались мастерские и заводы по производству кирпича, черепицы и других строительных материалов, открывались курсы по подготовке соответствующих специалистов.

1.2 Крестьянский банк Закон 5 июня 1912 года разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита — ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного — способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Помещичья земля оставалась неприкосновенной, но крестьяне получили право откупать землю у помещиков с помощью ссуд Крестьянского банка с выплатой в рассрочку в течение 55,5 лет; в пределах одного уезда можно было купить не более четырех душевых наделов;

Размер душевого земельного надела в среднем составлял 14−15 десятин, но запрещалось иметь в одних руках более шести наделов. Надельная земля не могла быть продана лицу из другого сословия или крестьянину.

Некоторые помещики продали часть своей земли Крестьянскому банку, который в свою очередь продавал ее крестьянам на льготных условиях.

С 1906 по 1913 г. из сельских общин выделились 3,5 млн. крестьян, т. е около 14% общего числа. Крестьяне с помощью ссуд Крестьянского банка приобрели около 4 млн. десятин земли и благоустроили более 400 тыс. хуторских (фермерских) хозяйств, ставших рентабельными. Посевные площади в стране увеличились на 10%, урожайность зерновых культур в среднем возросла на 14%. Фермеры поставляли на внутренний и внешний рынок половину производимого зерна.

Если в 1900 г. чистый вывоз из Беларуси составил 327 тыс. пудов молочных продуктов, то в 1913 году -395 тыс. За это же время вывоз мяса возрос со 188 тыс. до 522 тыс. пудов. В больших количествах из Беларуси вывозился спирт. В 1913 г. его было вывезено 9671 тыс. ведер, или 68% всего производства. Большое количество сельскохозяйственной продукции поступало на местные рынки, емкость которых увеличивалась с ростом городского и неземледельческого населения.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составлял крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

На 1 января 1914 года в банках было заложено 2/3 помещичьих земель. Абсолютное большинство проданных земель переходило в собственность зажиточных людей.

1.3 Переселение крестьян Однако положительные изменения затронули не более 20% крестьянских хозяйств. В ходе аграрной реформы около 1 млн. мелких крестьянских хозяйств разорились и продали свою землю местным фермерам. Часть разорившихся крестьян ушла в города и пополнила ряды промышленного пролетариата, многие поселились за Урал. В 1906;1913 годах за Урал переселилось 2792.8 тыс. человек.

Аграрная реформа сопровождалась массовым переселением крестьян в азиатскую часть страны. Выделялись средства на проезд, краткосрочные кредиты и безвозмездные денежные субсидии, формировались специальные поезда, готовились пункты приема и распределения переселяющихся. Из Беларуси в 1904;1914 годах в Сибирь из пяти белорусских губерний переселились 368,4 тыс. человек, из которых 70% - в 1907 — 1909 годах. Абсолютное большинство переселенцев (до 77%) составляли безземельные и малоземельные крестьяне. Крестьянам — переселенцам предоставлялись льготы: им прощались все недоимки, освобождали от налогов и рекрутской повинности сроком на 5 лет, давали беспроцентные ссуды от 100 до 400 руб. на семью (корова стоила 5−7 руб.) Соблазнившись широко разрекламированными сибирскими «свободными» землями, льготами и помощью властей, переселенцы, как правило, за бесценок распродавали свое имущество. Реальность оказалась другой. Тысячи из них не смоги организовать хозяйство на новом месте. Переселение не было организовано надлежащим образом. Нередко участки земли отводились в местах, далеких от дорог и водоемов. Во многих местах отсутствовала медицинская помощь, что приводило к массовым заболеваниям переселенцев, часто со смертельным исходом. Многие переселенцы были вынуждены обращаться обратно. За 1907; 1914 годы в Беларусь возвратилось 36,5 тыс. человек, или 11% переселившихся. По возвращению они пополняли ряды батраков.

Горький опыт многих тысяч людей переселенцев привел к резкому сокращению переселенческого движения. В 1911;1914 годах оно практически прекратилось, а начало новой мировой войны прервало реализацию столыпинской реформы.

1.4 Кооперативное движение Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредиты товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживающих денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и бытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Особенно широкое распространение получило создание обществ мелкого кредита, потребительских обществ и маслоделательных артелей. В 1913 году в Могилевской губернии уже действовало 150 волостных кредитносберегательных касс, в Витебской губернии -144 кооперативных учреждений, в их числе 21 потребительское общество и 9 маслоделательных артелей.

Но эффективность от всей этой деятельности в целом была невысокой, ибо из-за бедности и неграмотности подавляющее большинство крестьян не могло воспользоваться всем тем, что предлагали кредитные общества, сельскохозяйственные склады, прокатные пункты, агрономическая и зоотехническая наука.

1.5 Агрокультурные мероприятия Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей. Не все помещики сумели перестроить свои хозяйства на основе новых производственных отношений и обеспечить их эффективность и доходность. Многие имения закладывались и перезакладывались. Медленно внедрялись новые технологии и высокопроизводительные орудия. В 1910 г. в имениях Беларуси железные плуги и другие усовершенствованные орудия, предназначенные для обработки почвы, составляли 51,6% от их общего числа. В Гродненской и Минской губерниях одна сеялка приходилась на 1.4 тыс. десятин пахотной земли, в Могилевской, Витебской и Виленской — на 2−3,1 тыс. десятин. Помещичьи хозяйства Беларуси располагали 11 молотилками на 1 тыс. десятин посевов. Основной массы крестьянских хозяйств технический прогресс не затронул. В 1910 году у крестьян Беларуси было 354 тыс. железных плугов (примерно столько же было деревянных), 33 тыс. сеялок, 99 тыс. жаток, 15 тыс. сенокосилок, около 15 тыс. конных молотилок и 12,4 тыс. веялок. Все эти машины были сосредоточены у зажиточных хозяев.

Капитализация форм хозяйствования вызвала повышение спроса на рабочую силу. К лету 1914 года в Беларуси было примерно 200 тыс. сельскохозяйственных рабочих — батраков. Условия их труда были очень тяжелыми. Зимой рабочий день начинался в 4 часа утра и продолжался до позднего вечера, летом — от восхода до захода солнца.

В настоящее время сложилось мнение, что аграрные реформы Столыпина привели к концентрации фонда в руках немногочисленной богатой прослойки в результате обезземеливания основной массы крестьян.

Глава 2. Результат реформы Аграрная политика П. А. Столыпина ускорила развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, способствовала появлению социального слоя крестьян-собственников, дала рабочую силу не только сельскому хозяйству, но и промышленности, содействовала переселению крестьян из густонаселенной европейской части России на неосвоенные земли Сибири. За короткий срок аграрная реформа помогла 20% крестьян улучшить свое материальное положение.

Темпы развития промышленности Беларуси в то время были выше, чем в целом по Российской империи. Среднегодовой прирост промышленного производства составил 13,9%. Опережающими темпами развивалась крупная фабричнозаводская промышленность. Однако в Беларуси по — прежнему сохранился высокий удельный вес мелкого производства. По объему оно увеличилось на 43%, по количеству предприятий — на 25,4%. В 1913 г. мелкокапиталистическое и кустарно-ремесленное производство давали 53,5% валовой продукции промышленности, в то время как по всей Российской империи — 31,4%. Уровень промышленного развития Беларуси был ниже, чем в целом по стране. В 1913 году в Беларуси на душу населения приходилось почти в два раза меньше промышленной продукции, чем в России.

Отраслевая структура промышленности Беларуси оставалась почти такой же, как и в прежний период. Наиболее высокие темпы развития наблюдались в деревообрабатывающем производстве. Кроме того быстро развивались картонно-бумажная, спичечная, пищевая, строительных материалов отрасли промышленности.

Реформы по рабочему вопросу предусматривали законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев и законопроект о врачебной помощи. Согласно им на предприятиях создавались больничные кассы и лечение рабочих.

В социальной сфере Столыпин планировал перевести страну на всеобщее бесплатное образование, расширить представительство крестьян в земствах, ограничить права предводителей дворянства, за 20 лет довести протяженность шоссейных и железнодорожных дорог до уровня стран Западной Европы.

В целом результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития. Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, вопрос в сопоставимых ценах с 1990 по 1913 годы на 33,8%

Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.

Глава 3. Столыпин и Дума П. А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.

Избранная первая Дума оказалась наполовину левой, а ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения — аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще более серьезным: трудовики и крестьяне отвергли свой собственный проект 104-х, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

Дума была обречена и 8 июля 1906 года была разрушена.

Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, уже 6 марта Столыпин выступил перед ней и правительственной программой реформ, и дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с «народным представительством». 10 марта Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса.

П.А. Столыпин возвел великодержавный шовинизм в ранг официальной государственной политики. Это нашло отражение в новом избирательном законе 1907 года, по которому значительно снижалась норма представительства в Государственной думе от национальных регионов. В Беларуси нашлись политические силы, которые предлагали заменить классово-сословные избирательные курии национальными при одновременном понижении имущественного ценза, что предопределяло увеличение «русского» представительства по отношению к польскому и еврейскому в земствах и в Думе. Эти идеи нашли поддержку у П. Столыпина. Однако, проанализировав соотношение «русского» и «польского» населения и их имущественное положение, правительство, вопреки ранее принятому решению, не решилось ввести выборное земство в Гродненской и Виленской губерниях. По законопроекту, одобренному Столыпиным, оно должно было быть введено не во всех белорусских губерниях, а только в Витебской, Могилевской и Минской. Выборы в земства должны были проходить по национальным куриям, причем в «русскую» зачислялись белорусы — православные, в «польскую» — католики. Имущественный ценз выборщиков снижался при этом до 7,5 тыс. рублей.

После бурного обсуждения в Государственной думе законопроект Столыпина с несущественными поправками был одобрен. Однако 4 марта 1911 года его отклонил Государственный совет. В ответ Столыпин заявил царю о своей отставке с поста Председателя Совета Министров в случае, если царь не утвердить законопроект в чрезвычайном порядке, т. е. между сессиями Думы и Совета. Николай 2 распустил Думу и Государственный совет на 3 дня и подписал указ о введении земств в 6 западных губерниях, в том числе в Витебской, Минской и Могилевской, с выборами в них по национальным куриям и при сниженном имущественном цензе.

В Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерниях уездные съезды помещиков были разделены на два национальных отделения — «русское» и «польское». В городах Минской губернии первая курия (крупная буржуазия) делилась на три национальных отделениярусское", «польское», «еврейское». Такие деления на выборах в третью Государственную думу обеспечило победу черносотенно-октябристским силам. Из 36 депутатов, избранных в Думу от 5 белорусских губерний, абсолютное большинство (80,5%) получили представители этих сил. Ни один кандидат от левых партий в Думу не прошел.

Думский справочник 1916 года показывает такую картину: дворяне, составляющие, по переписки 1897 года, менее 1% населения, получили в 3 думе 43% от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий 84 (около 20%), торговцы 36 (7,5%), священники и миссионеры получили 44 места (около 10%) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили всего 11 мест.

Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50% мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов (147 депутатов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и крупной буржуазией.

Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума «крестьянская» превратилась в Думу «господскую».

16 ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не «реформы», а борьба с революцией.

Глава 4. Причины неудачи аграрной реформы В 1911 году в городском театре Киева в присутствии Николая второго великий реформатор России 49- летний П. А. Столыпин был убит эсеровским боевиком и полицейским провокатором Д. Г. Богровым.

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

С началом войны столыпинская аграрная реформа практически приостановилась. В силу своей незавершенности она не привела к коренным изменениям в аграрном секторе. На хутора и в отруба в Беларуси вышла только одна восьмая часть крестьянских хозяйств. Община не была ликвидирована. Продолжали существовать черезполосица, дальноземье, нерешенным оставался вопрос о сервитутах. Не дала ожидаемых результатов и переселенческая политика.

Проведение столыпинской реформы еще больше обострило социальноклассовые противоречия в белорусской деревне, усилило противостояние крестьян и крупных землевладельцев, так как капиталистические отношения в сельском хозяйстве Беларуси развивались при наличии остатков крепостничества, замедлявших темп развития производительных сил, сохранявших кабальные формы эксплуатации мелких крестьян и наемных рабочих — батраков.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена — и, как оказалось навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Не удалось и территориально оторвать от «мира» зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина — главным управляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910;1914 году. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

крестьянин собственность столыпин аграрный

Заключение

Столыпинскую аграрную реформу считают продолжением реформы 1861 г. Началом послужил правительственный указ от 9 ноября 1906 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», согласно которому каждый хозяин дома, имевший в своем пользовании общинную надельную землю, мог потребовать закрепления ее в личную собственность. В тех общинах, где на протяжении последних 24 лет переделы не проводились, желающий перейти от общинного к личному землевладению получал всю землю, которой фактически пользовался, за исключением арендованной. В тех же общинах, где проводились переделы, каждый, кто выходил из общины, должен был заплатить обществу за лишнюю часть, превышавшую душевую норму по оценке 1861 г., причем плата оказывалась в 2— 3 раза ниже рыночной цены на землю. От реформы Столыпина большую выгоду получали зажиточные крестьяне, имевшие в своем распоряжении денежные и другие средства.

Столыпинская аграрная реформа была важнейшей в аграрном вопросе и представители Беларуси приняли активное участие как в ее разработке, так и в ее оценке, которая была противоречивой. Наибольший вклад в исследование ее сущности, практических результатов ее реализации на примере белорусского крестьянства, особенно с позиции хуторизации, в Беларуси внесли А. А. Кофод, А. Н. Власов, В. И. Цывинский, А. И. Вруцевич, С. Пилецкий, М. Емельянов, А. О. Бонч — Осмоловский, С. А. Ванькович и др. С другой стороны, целесообразно напомнить, что дискуссии по эффективности различных форм индивидуального крестьянского землепользования в экономической мысли БССР велись вплоть до 1929 г., года начала принудительной коллективизации, а в Западной Беларуси — до 1939 г., т. е. присоединения ее территории к БССР. В то же время исследования в области Столыпинской аграрной реформы, проводимые экономистами Беларуси в начале 20 в., в 30 — е годы 20 в. стали предметом серьезной идеологической борьбы в экономической науке БССР против оппонентов формирующейся в республике командно — административной системы управления и победы колхозного строя в белорусской деревне. Речь шла о критике аграрных программ БСР, взглядов М.В. Довнар-Запольского, Я. Лесика, А. Власова, других представителей белорусского национально — культурного возрождения.

1. В. С. Апальков, И. М. Миняева «История отечества».

2. А. Я. Аврех «П. А. Столыпин и судьбы реформ в России».

3. И. И. Ковкель, Э. С. Ярмусик «История Беларуси».

4. П. Г. Чигринов «Очерки истории Беларуси».

5. В. П. Емельянчик, Ю. Л. Казаков, В. С. Космылев, А. Г. Кохановский, А. В. Кузнецова, В. Ф. Ладысев и.д.р. «История Беларуси» (пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы)

6. А. Л. Абецэдарская, П. И. Брыгадзин, А. Л. Жылунович и.д.р. «Гисторыя Беларуси»

7. М. П. Касцюк, У. Ф. Исаенка, Г. В. Штыхау и.д.р. «Нарысы гисторыы Беларуси»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой