Реформа системы образования и цензуры
Деятельность Александра II в отношении цензуры была менее последовательна, но не менее продуктивна. Цезурный устав 1826 г. фактически перестал действовать уже в декабре 1855 г. с закрытием Высшего цензурного комитета. Практически свободно в обществе обращались издания А. И. Герцена «Полярная звезда» и «Колокол». Открыто обсуждались в прессе крестьянская и другие реформы. Резко возросло число… Читать ещё >
Реформа системы образования и цензуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В период правления Николая I проводилась политика жесткого ограничения доступа к просвещению. Художественная и научная литература, а также периодическая печать в полной мере испытали на себе воздействие «чугунного» цензурного устава 1826 г. Александр II (1855 — 1881 гг.) в отличие от своего отца прекрасно понимал, что гармоничное развитие общества в подобных условиях невозможно и провел ряд существенных мер, направленных на повышение образовательного уровня населения и облегчение цензурного гнета.
В 1864 г. были опубликованы «Положение о начальных народных училищах» (июнь) и «Устав гимназий и прогимназий» (ноябрь). Начальные училища организовывались государством, земствами, церковью и даже частными лицами. Срок обучения в них составлял 3 года. Училища давали только самые необходимые знания, но зато были доступны для всех. В гимназиях и прогимназиях теперь обучались «дети всех сословий без различия звания и вероисповедания». При этом за семилетнее (с 1871 г. — восьмилетнее) образование своего ребенка родители должны были выплатить достаточно большие деньги. Таким образом доступ к среднему, а значит, и к высшему образованию для выходцев из низших сословий был затруднен. В это время в России появляются и первые женские гимназии.
Выпускник гимназии имел право поступать в университет. 18 июня 1863 г. по инициативе министра просвещения А. В. Головнина был утвержден новый университетский устав. В полной мере восстанавливалась автономия высших учебных заведений. Управление университетом перешло в руки ученых советов, которые избирали ректоров, приглашали преподавателей, разрабатывали учебные программы и т. д. Только ректор мог допустить на территорию университета войска и полицию. Формировалась и система высшего женского образования. В 1872 г. открыты высшие женские курсы в Москве, в 1878 г. — в Петербурге.
Деятельность Александра II в отношении цензуры была менее последовательна, но не менее продуктивна. Цезурный устав 1826 г. фактически перестал действовать уже в декабре 1855 г. с закрытием Высшего цензурного комитета. Практически свободно в обществе обращались издания А. И. Герцена «Полярная звезда» и «Колокол». Открыто обсуждались в прессе крестьянская и другие реформы. Резко возросло число периодических изданий. В 1865 г. утверждены «Временные правила» для цензуры. По этому закону научные издания вообще не подлежали цензуре, от предварительной цензуры освобождались периодические издания при условии внесения залога. Однако формально «Временные правила» действовали как уточнение Устава 1826 г., что создавало путаницу и оставляло за властями право в любой момент обрушиться на неугодное издание.
Так или иначе, деятельность правительства Александра II в области просвещения и цензуры принесла колоссальную пользу российскому обществу. Самым лучшим доказательством тому является необычайный расцвет отечественной культуры в пореформенный период. Достаточно вспомнить имена С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Д. И. Менделеева, А. С. Попова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.
реформа крепостное право.