Организация образовательного процесса рудн в контексте развития межкультурного диалога в поликультурной среде
Основными направлениями деятельности студенческих общественных организаций и объединений РУДН являются: защита интересов обучающихся в РУДН перед администрацией факультетов, институтов, университета; развитие и поддержка творческих инициатив обучающихся. Студенческие объединения осуществляют комплекс мероприятий, направленных на укрепление учебной дисциплины, повышение успеваемости студентов… Читать ещё >
Организация образовательного процесса рудн в контексте развития межкультурного диалога в поликультурной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности организации образовательного процесса студентов РУДН в контексте межкультурной адаптации и интеграции в интернациональный социум.
В Российском университете дружбы народов (г. Москва) проходят обучение 28 тысяч студентов из 130−140 стран мира. При этом ежегодно университет принимаем новых студентов из 80−90 стран мира.
По мнению специалистов РУДН, вопросы адаптации иностранных и интеграции в межкультурную коммуникацию студентов, должны решаться комплексно: эта комплексность должна охватывать как учебный и научный процессы, так и вопросы соответствующей инфраструктуры университета, вопросы организации внеучебной жизни в вузе.
В РУДН накоплен значительный опыт по практической реализации комплекса мер, направленных на интернализацию жизнедеятельности университета, в том числе, в контексте обеспечения межкультурной коммуникации и адаптации студентов. В частности, к данным мерам относятся:
- — развитый информационный сайт (в том числе на английском языке) о структуре и инфраструктуре университета, студенческой жизни, образовательных программах, условиях приема, стоимости обучения, у условиях проживания и т. д.;
- — служба встречи (круглосуточная) всех прибывающих в университет иностранных студентов;
- — размещение прибывающих студентов в специализированных резиденциях для проведения предварительного комплексного медицинского обслуживания;
- — обязательное ежегодное медицинское обследование;
- — разработанная система обучения русскому языку, уже через 8−10 месяцев иностранные студенты способны слушать лекции на русском языке;
- — система обучения иностранным языкам российских студентов, они имеют возможность получении 1−3 дипломов переводчика, наряду с дипломами специалистов;
- — отдельное здание подготовительного факультета — факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин, для начального этапа обучения вновь прибывших студентов;
- — преподавание в течение всего обучения в интернациональных группах;
- — расселение в общежитии по интернациональному принципу;
- — система воспитания в духе толерантности, взаимного уважения культур народа;
- — активная пропаганда национальных культур и традиций тех стран и народов, представители которых учатся в РУДН (проведение выставок, фестивалей и т. д.);
- — принятие студентами Декларации толерантности в Международный день толерантности (17 ноября);
- — учет специфики стран приема иностранных студентов в организации и содержании учебного процесса, стимулирование подготовки учащимися исследований, выпускных работ по проблемам соответствующих стран и регионов;
- — организация научных исследований профессорско-преподавательским составом по проблематикам стран приема иностранных студентов;
- — развитие земляческих организаций студентов из соответствующих стран и регионов мира для организации помощи студентам-землякам, вновь прибывшим студентам, а также организации культурной жизни в соответствии с традициями родной страны;
- — разветвленная сеть ресторанов в студенческом кампусе с национальными кухнями разных регионов;
- — наличие интернационального клуба;
- — наличие хорошей спортивной инфраструктуры;
- — наличие службы тьюторов-воспитателей;
- — наличие собственной службы безопасности и собственного отделения милиции.
Реализация комплекса указанных мер в РУДН организуется и регулируется структурами службы обеспечения экспорта образовательных услуг и обучения иностранных студентов (см. рис. 3.1.), в которую входят:
- — советник ректора по международной деятельности;
- — проректор по международной работе (ответственный за набор и прием студентов);
- — проректор по международной инновационной деятельности;
- — управление набора иностранных студентов;
- — управление международных связей и протокола;
- — управление по связям с выпускниками;
- — отдел международных программ;
- — отдел по связям с международными организациями;
- — центр международного образования;
- — научно-образовательные центры;
- — научно-информационный центр академического признания и мобильности;
- — проректор по работе со студентами;
- — управление по работе со студентами;
- — управление комплексного обслуживания в общежитиях РУДН;
- — офис приема делегаций;
- — тьюторы-воспитатели, как на факультетах, так и в каждом корпусе общежитий РУДН.
Рисунок 3.1. Структура службы обеспечения экспорта образовательных услуг и обучения иностранных студентов
Указанные меры разрабатываются, корректируются и реализуются в РУДН в рамках Комплексной программы Интернационализации Университета.
В области учебной и научной деятельности эта Программа предусматривает широкий спектр направлений.
По прибытии в университет все иностранные студенты проходят через социально-адаптационный центр, с отдельным временным проживанием в течение 2−3 недель. При этом они проходят комплексное медицинское обследование. Этот подход позволяет обеспечивать большее взаимное доверие студентов как при обучении в одной студенческой группе, так и при проживании в одной комнате в студенческом общежитии. Более того, в связи с тем, что студенты периодически выезжают в родную страну на каникулы, в Университете и в дальнейшем проводится для всех, в том числе и для российских студентов (для равноправия) обязательная ежегодная комплексная медицинская диспансеризация. При поступлении в университет, в соответствующем Договоре студенты добровольно принимают на себя такие обязательства, так что в случае отказа от прохождения медицинского обследования студент может быть исключен из университета. В Университете уже около 30 лет работает возглавляемый всегда ректором Совет по здоровью студентов, который рассматривает аналитические вопросы по адаптации и межкультурной интеграции иностранных студентов и организует соответствующие научные и социологические исследования.
В течение первого года обучения все иностранные студенты обучаются на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин, чтобы изучить не только русский язык как язык коммуникативного общения, но и для понимания в дальнейшем учебного материала на русском языке. На это направлено также одновременное обучение их некоторым разделам общеобразовательных дисциплин, например, в области математики, физики, химии, биологии и др., поскольку в системах школьного образования разных стран существуют различные методологические подходы.
Важнейшим принципом организации учебного процесса в университете с целью обеспечения процесса межкультурных коммуникаций является принцип интернациональности учебных групп студентов, принципиальное неприятие мононациональных студенческих групп и нежелательность учебных групп с преобладанием студентов из какой-либо одной страны.
Важным элементом организации учебного процесса в интернациональном коллективе является наличие в университетской библиотеке книг на иностранных языках, как учебно-научной, так и художественной литературы. В Университете в библиотеке есть книги более чем на 70 языках народов мира.
Принципиально важным является обучение всех студентов Университета, вне зависимости от специальности, и в первую очередь — российскими студентами, 1−3 иностранных языков (выбор — из 8 иностранных языков, включая китайский и арабский). При этом в Университете для этого выделяется примерно в 5 раз больше академических часов, чем по государственному стандарту в других российских ВУЗах и большинство российских студентов получают наряду с основной специальностью 1−3 диплома переводчика. Это значительно расширяет возможности коммуникативности российских и иностранных студентов.
Полезным элементом адаптации иностранных студентов к учебному процессу (проблема «учебного шока») является, с одной стороны, издание для студентов первых двух лет обучения полных текстов лекций, для лучшего понимания ими читаемых лекций. С другой стороны, в университете организована учеба для преподавателей (в основном — молодых) — как читать лекции для интернациональной аудитории студентов.
Важным элементом организации учебного процесса в интернациональном университете является планируемая возможность (она даже стимулируется) участия студентов и аспирантов в научных исследованиях, которые связаны с проблематикой стран и регионов приема иностранных студентов, начиная от выпускных бакалаврских работ до магистерских диссертаций и диссертаций кандидатов наук. Эта работа также расширяет интернационализацию образования студентов, ведь они участвуют в обсуждении докладов своих коллег или иногда сами пишут работы по другим странам, например, в области истории, культурологи, экономики, сравнительного права и др.
Соответственно, для качественной организации этой работы их научные руководители — профессора кафедр, также должны работать в соответствующих научных направлениях. В частности, целый ряд исследований ученых университета (историков, философов, политологов, культурологов и др.) объединены в научной программе «Диалог цивилизаций», которая, уже 12 лет проводит ежегодные международные конференции по этой проблеме. Кроме того, есть комплексные научные направления «Тропическая медицина», «Тропическое сельское хозяйство», «Архитектура в условиях жаркого климата» и т. п. В университете много специализированных научных исследований, связанных с вопросами адаптации и межкультурной интеграции иностранных студентов. В частности, в 2013 году в университете была защищена диссертация «Психологические особенности адаптации иностранных студентов из различных регионов мира к социокультурной среде российского вуза».
Последние годы получают широкое распространение программы «двойных дипломов», в основном на уровне магистратуры. В настоящее время в Университете 12 таких программ с ведущими Университетами США, Европы и Китая. Реализация таких программ предполагает обязательное, как правило, годичное включенное обучение студента в каждом из ВУЗов и активно включает преподавательский состав в программу интернационализации университетской жизни. Поскольку это более короткие программы, то для ускоренной адаптации и интеграции в социокультурную среду иностранных студентов (приезжающих всего на один год), за ними закрепляются российские студенты, которые участвуют или планируют участвовать в таких программах академических обменов. Кроме того, для всех вновь прибывающих в университет иностранных студентов есть краткий (четырехчасовой) интенсивный курс «Это надо знать», который дает им понимание основных их прав, обязанностей, а также особенностей их пребывания как в стране, так и в коллективе университета.
Полезными для студентов являются вручаемые каждому студенту при прибытии подробные брошюры на иностранных языках — «Памятка Первокурсника», «Правила внутреннего распорядка в Университете», «Правила проживания в студенческих общежитиях».
Одним из важных элементов для учебного процесса является регулярное приглашение послов и других представителей иностранных государств, аккредитованных в Москве, для чтения лекций студентам различных специальностей, по социальным, экономическим, этническим, культурологическим, историческим, политическим и другим проблемам стран своего региона (см. рис. 3.2.). В год около 40−50 послов выступают перед студентами, то есть практически еженедельно. Как правило, такие лекции строятся на основе дискуссии. Это во многом актуализирует изучение студентами проблем различных стран мира.
А) Визит Заместителя Министра Иностранных дел и Политической Интеграции Республики Эквадор Леонардо Арисага. | Б) Визит почетного доктора РУДН, профессора политических наук, директора Центра управления и государственной политики Карлтонского университета (Канада) Пиотра Дуткевича. | |
Рисунок 3.2. Визиты иностранных представителей в РУДН
Практически полезным для иностранных выпускников университета является предложение студентам ряда занятий на иностранных языках — на основных европейских, арабском, китайском. Это необходимо для лучшей профессиональной адаптации иностранных выпускников университета при возвращении их на родину. В связи с этим в университете организованы разноуровневые, финансируемые университетом программы повышения квалификации преподавателей по иностранным языкам. Кстати, в таком интернациональном университете работа по повышению квалификации по иностранным языкам распространяется и на сотрудников Университета.
В университете ведена практика назначения из числа преподавателей кураторов студенческих групп первого курса для лучшей их учебной адаптации; соответствующая работа преподавателей оплачивается Университетом, для них проводится учеба. Основная задача кураторов студенческих учебных групп — своевременное выявление проблем студентов и организация оказания им помощи.
В сфере внеучебной работы указанная Комплексная программа интернационализации Университета предусматривает также много разнообразных позиций.
В частности, создание многочисленных интернациональных студенческих органов самоуправления, как на факультетах, так и в студенческих общежитиях, а также в области организации спортивной и культурной жизни студентов; например, очень активно работает интернациональный Женский комитет. Важен демократический характер создания таких студенческих органов и активное участие в них иностранных студентов различных континентов.
Основными направлениями деятельности студенческих общественных организаций и объединений РУДН являются: защита интересов обучающихся в РУДН перед администрацией факультетов, институтов, университета; развитие и поддержка творческих инициатив обучающихся. Студенческие объединения осуществляют комплекс мероприятий, направленных на укрепление учебной дисциплины, повышение успеваемости студентов; вовлечение студентов в научную и исследовательскую деятельность, развитие профессиональных компетенций обучающихся, организацию досуга и быта студентов, пропаганду национальных культур стран и народов мира, межкультурного диалога, создание межкультурной толерантной образовательной среды.
Взаимодействие студенческих объединений реализуется в соответствии со структурными элементами и механизмами управления всего вуза. Организует и координирует деятельность студенческих общественных организаций и объединений университета, факультетов и институтов Студенческий Совет РУДН, высшим руководящим органом которого является Конференция студентов РУДН.
В организационную структуру Студенческого Совета входят (см. рис. 3.3.) студенческие комитеты факультетов и учебных институтов РУДН; студенческие советы общежитий; региональные объединения иностранных учащихся РУДН.
Совет обучающихся является действующим коллегиальным совещательным органом студенческих общественных организаций и объединений университета, созданным для реализации Программы развития деятельности студенческих объединений РУДН.
Рисунок 3.3. Организационная структура Студенческого Совета РУДН.
В рамках своей деятельности, Совет взаимодействует с администрацией и структурными подразделениями Университета. Руководитель Совета и ответственный секретарь избираются из числа членов Совета. В состав Совета входят: руководитель, ответственный секретарь и 25 членов Совета — руководители студенческих общественных организаций и представители студобъединений. Общее руководство и координация деятельности Совета осуществляется Руководителем Совета, который председательствует на заседаниях Совета, взаимодействует от имени Совета с администрацией Университета, учреждениями и организациями, общественными объединениями и несет ответственность за реализацию Программы развития студенческого самоуправления. Ответственный секретарь Совета осуществляет подготовку к заседаниям Совета, организацию работы Совета в период между заседаниями, ведёт и оформляет протоколы заседаний Совета.
В рамках программы интернационализации также реализуется создание многочисленных национальных студенческих органов — землячеств: в РУДН их около 100; их Уставы утверждаются специальной комиссией при Ученом совете университета, которая в большинстве своем состоит также из студентов. В каждом из этих землячеств есть секретари по учебной работе, по спорту, по культуре и др. Землячества помогают организовывать студентам совместную с земляками внеучебную работу, организуют оказание помощи нуждающимся студентам, в особенности — вновь прибывающим студентам.
Важнейшая задача таких землячеств — организация знакомства других студентов с культурой данной страны. В университете по утверждаемому на учебный год графику проходят (причем в различных учебных корпусах) еженедельные выставки студентов из разных стран мира. Кроме того, совместно с посольствами своих стран землячества регулярно проводят мероприятия — «вечера», концерты, посвященные праздникам своих стран, и надо помочь студентам в расширении контингента студентов из других стран, посещающих такие мероприятия (см. рис. 3.4.). В год в университете проходит более 200 таких мероприятий землячеств.
Эти землячества объединены в Ассоциации землячеств по регионам: Ассоциация землячеств студентов из стран Азии; из стран Африки; из стран Латинской Америки и др. Эти Ассоциации также проводят целый ряд своих мероприятий, представляя культуры своих континентов. Кроме того, они проводят, в частности, региональные спортивные мероприятия, например, чемпионаты по футболу среди стран Африки или среди стран Азии.
А) Выставка в рамках недели культуры студентов из стран Ближнего и Среднего Востока. | В) Торжественный концерт в рамках недели культуры студентов из стран Ближнего и Среднего Востока. | |
Рисунок 3.4. Мероприятия землячеств в РУДН
Важное место в вопросе обеспечения межкультурной адаптации занимает творческая самодеятельность студентов. В контексте межнационального общения творчество обладает способностью оставлять на втором плане межкультурные различия и конфликты, объединяя людей общими идеями. Среди организаций творческой самодеятельности можно выделить такое структурное подразделение университета, как интернациональный культурный клуб, организующий внеучебную воспитательную работу, направленную на развитие самостоятельного художественного творчества учащихся. В настоящее время, в интерклубе работают 16 постоянно действующих интернациональных студенческих творческих коллективов, общей численностью более 600 человек. Художественные коллективы и кружки объединяют студентов по интересам, ставят перед ними общие цели, помогают им состояться в творческой деятельности.
Также важной составляющей социально-воспитательной среды РУДН являются кружки по интересам, многочисленные спортивные мероприятия, соревнования между студентами из различных стран, проводимые на базе физкультурно-оздоровительного комплекса студента. В частности, особого внимания заслуживает центр молодежных студенческих отрядов «Меридиан дружбы». Данный центр очень важен для РУДН, так как работа в интернациональном студенческом отряде объединяет молодежь различных культур, готовит к работе в условиях поликультурной среды. Работа в строительном отряде позволяет студентам-иностранцам не только трудоустроиться в свободное от учебы время, но и быстрее освоиться в новой стране.
Центр молодежных студенческих отрядов организует не только обучение и работу, но и свободное время участников. Для бойцов проводят спортивные и культурно-развлекательные мероприятия. Во время мероприятия упор делается на сплочение интернациональных коллективов.
Важнейшим элементом адаптации иностранных студентов и итеграции в интернациональный коллектив является принцип интернационального расселения студентов в общежитиях. 98% иностранных студентов проживают в общежитиях Университета (а не в квартирах в городе). При этом более чем 85% комнат (2−3х местных) в общежитиях — интернациональные, где проживают студенты из разных стран — с различными культурами, традициями, разных религий. При этом все иногда возникающие конфликты разрешаются или студенческим советом общежития или преподавателем-воспитателем, имеющимся в каждом студенческом корпусе общежитий — 11 зданий общежитий.
Интернациональный принцип расселения в общежитиях РУДН является основным принципом, которым руководствуется в своей деятельности администрация общежитий университета при формировании универсального сообщества в образовательной среде.
Принцип интернационального расселения в общежитиях РУДН должен обеспечивать соблюдение следующих особенностей концепции многонационального устройства Университета:
- — безусловное уважение прав человека и основных свобод, в том числе культурных и национально-религиозных;
- — равные права национальностей при различных формах осуществления интернационального принципа расселения;
- — многонациональное единство РУДН;
- — развитие многонационального университетского общества в режиме диалога, мирного разрешения конфликтов, кроме адекватных мер не носящих личностного характера;
- — ознакомление многонационального университетского общества с традициями Университета, насчитывающими несколько десятилетий;
- — укрепление позиций русского языка в общеобразовательном процессе;
- — понимание «Правил проживания и внутреннего распорядка в общежитиях РУДН».
Все указанные принципы неразрывно связаны друг с другом и призваны образовать определенное нерасторжимое единство многонационального университетского общества, с выражением воли национальных землячеств.
Осуществление этих принципов предполагает:
- — руководствоваться не слепой верой в интернациональный принцип расселения, а учетом его преимуществ и недостатков;
- — максимально точный учет конкретно-исторических обстоятельств развития народов представленных в РУДН и государств в целом;
- — учет того, что национальные группы часто не четки в своих рамках и во многом размыты с невыраженным самосознанием;
- — учет разнообразия переходных состояний из одного народа в другой;
- — разнообразное сочетание взаимовлияний народов и черт различных национальностей;
- — религиозно-этнографический фактор разных стран;
- — осознание того, что в условиях многонационального университетского общества расселение по национальным квартирам — тупиковый путь развития, чреватый пагубными последствиями для обучающихся в РУДН;
- — недопустимость позиции, при которой руководство Университета, поддавалось бы на «провокации» тех или иных взглядов некоторых представителей национальных или социальных групп
К механизмам осуществления принципа интернационального расселения в РУДН относятся:
- — создание общепризнанных согласованных и законных механизмов и норм, с помощью которых на практике обеспечивается осуществление и внедрение интернационального принципа расселения в жизнь, которые в своей совокупности и могут составить суть интернациональной политики РУДН;
- — обучение лиц проводящих в жизнь принципы интернационального расселения основам политической культуры и кругозора (политикой интересуются все), основам культурологии и религиоведения;
- — обучение лиц проводящих в жизнь принципы интернационального расселения основам этнопсихологии;
- — изучение опыта РУДН;
- — постепенность в ходе реализации принципа интернационального расселения;
- — воля руководства к осуществлению принципов интернационального расселения;
- — готовность руководства к волне недовольства в ходе осуществления принципа интернационального расселения;
- — отказ от предоставления жилищных благ в зависимости от национальной принадлежности;
- — активная борьба против пренебрежения одной национальности над другой;
- — противодействие попыткам представителей землячеств расшатать или разрушить интернациональный принцип расселения;
- — активная пропаганда интернационального принципа в прессе, при помощи наглядной агитации на факультетах и в общежитиях;
- — учитывая сопротивление, длительность и болезненность внедрения в жизнь интернационального принципа расселения есть объективная необходимость повышения низкого уровня гражданской культуры иностранных граждан.
Очень важным при обеспечении межкультурной адаптации студентов является жесткий подход, как самих студенческих комитетов, так и администрации Университета к серьезным конфликтам на национальной почве. За драку, основанную на национальной неприязни, студенты наказываются, как правило, отчислением из Университета. Важно, что это делается на основе Декларации студентов о толерантности, подписанной более чем 100 студенческими землячествами. Если, например, два студента одной национальности подерутся из-за девушки, им только объявляется выговор; а если из-за девушки подерутся два студента из разных стран, то они, как правило, отчисляются из университета.
Важным элементом адаптации иностранных студентов к жизни в студенческом кампусе и межкультурной интеграции в интернациональный социум является наличие многочисленных национальных кафе и ресторанов (африканских, арабских, китайских и др.), как в общежитиях Университета, так и в учебных корпусах. 15 лет были закрыты государственные кафе в студенческом кампусе и отданы (на условиях конкурса) в аренду иностранным аспирантам и выпускникам РУДН.
В Университете есть отдельное здание Интернационального клуба Университета. В этом Клубе работают интернациональные студенческие коллективы художественной самодеятельности — их более 30; кроме того, там оказывается студентам помощь в подготовке их национальных концертов. И не только национальных, но и многочисленных интернациональных. Например, один из общих концертов был посвящен традиции — как проводятся свадьбы в разных странах мира.
Важным аспектом культурной адаптации и интеграции иностранных студентов является плановая работа по организации еженедельных экскурсий (как правило, в выходные дни) по различным старинным городам Подмосковья, по музеям и историческим местам Москвы (приложение 2). Эти экскурсии проводятся за счет средств университета; иногда эти экскурсии связаны с учебными дисциплинами — в области истории, культурологи, этнологии, экологии и т. п.
Одним из аспектов межкультурной интеграции иностранных студентов является организуемая в Университете возможность оказания иностранным студентам возможности зарабатывать средства. В основном студенты работают в летний период на объектах Университета (для этого университет выделяет определенные объемы средств работ), но и в течение учебного года, как правило, в выходные дни, также в основном на объектах университета.
Конечно, организация этой работы требует соответствующего менеджмента в Университете, на факультетах и в общежитиях. В целом в университете в соответствующих структурах работает более 100 специалистов. Для них в настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» разрабатывается целый около 20 образовательных программ, с соответствующим учебно-методическим обеспечением, которые обобщают соответствующий опыт российских и зарубежных Университетов и по которым будет проводиться повышение квалификации специалистов ВУЗов, организующих внеучебную работу студентов и кафедр любого многонационального университета.