Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация образовательного процесса рудн в контексте развития межкультурного диалога в поликультурной среде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными направлениями деятельности студенческих общественных организаций и объединений РУДН являются: защита интересов обучающихся в РУДН перед администрацией факультетов, институтов, университета; развитие и поддержка творческих инициатив обучающихся. Студенческие объединения осуществляют комплекс мероприятий, направленных на укрепление учебной дисциплины, повышение успеваемости студентов… Читать ещё >

Организация образовательного процесса рудн в контексте развития межкультурного диалога в поликультурной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности организации образовательного процесса студентов РУДН в контексте межкультурной адаптации и интеграции в интернациональный социум.

В Российском университете дружбы народов (г. Москва) проходят обучение 28 тысяч студентов из 130−140 стран мира. При этом ежегодно университет принимаем новых студентов из 80−90 стран мира.

По мнению специалистов РУДН, вопросы адаптации иностранных и интеграции в межкультурную коммуникацию студентов, должны решаться комплексно: эта комплексность должна охватывать как учебный и научный процессы, так и вопросы соответствующей инфраструктуры университета, вопросы организации внеучебной жизни в вузе.

В РУДН накоплен значительный опыт по практической реализации комплекса мер, направленных на интернализацию жизнедеятельности университета, в том числе, в контексте обеспечения межкультурной коммуникации и адаптации студентов. В частности, к данным мерам относятся:

  • — развитый информационный сайт (в том числе на английском языке) о структуре и инфраструктуре университета, студенческой жизни, образовательных программах, условиях приема, стоимости обучения, у условиях проживания и т. д.;
  • — служба встречи (круглосуточная) всех прибывающих в университет иностранных студентов;
  • — размещение прибывающих студентов в специализированных резиденциях для проведения предварительного комплексного медицинского обслуживания;
  • — обязательное ежегодное медицинское обследование;
  • — разработанная система обучения русскому языку, уже через 8−10 месяцев иностранные студенты способны слушать лекции на русском языке;
  • — система обучения иностранным языкам российских студентов, они имеют возможность получении 1−3 дипломов переводчика, наряду с дипломами специалистов;
  • — отдельное здание подготовительного факультета — факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин, для начального этапа обучения вновь прибывших студентов;
  • — преподавание в течение всего обучения в интернациональных группах;
  • — расселение в общежитии по интернациональному принципу;
  • — система воспитания в духе толерантности, взаимного уважения культур народа;
  • — активная пропаганда национальных культур и традиций тех стран и народов, представители которых учатся в РУДН (проведение выставок, фестивалей и т. д.);
  • — принятие студентами Декларации толерантности в Международный день толерантности (17 ноября);
  • — учет специфики стран приема иностранных студентов в организации и содержании учебного процесса, стимулирование подготовки учащимися исследований, выпускных работ по проблемам соответствующих стран и регионов;
  • — организация научных исследований профессорско-преподавательским составом по проблематикам стран приема иностранных студентов;
  • — развитие земляческих организаций студентов из соответствующих стран и регионов мира для организации помощи студентам-землякам, вновь прибывшим студентам, а также организации культурной жизни в соответствии с традициями родной страны;
  • — разветвленная сеть ресторанов в студенческом кампусе с национальными кухнями разных регионов;
  • — наличие интернационального клуба;
  • — наличие хорошей спортивной инфраструктуры;
  • — наличие службы тьюторов-воспитателей;
  • — наличие собственной службы безопасности и собственного отделения милиции.

Реализация комплекса указанных мер в РУДН организуется и регулируется структурами службы обеспечения экспорта образовательных услуг и обучения иностранных студентов (см. рис. 3.1.), в которую входят:

  • — советник ректора по международной деятельности;
  • — проректор по международной работе (ответственный за набор и прием студентов);
  • — проректор по международной инновационной деятельности;
  • — управление набора иностранных студентов;
  • — управление международных связей и протокола;
  • — управление по связям с выпускниками;
  • — отдел международных программ;
  • — отдел по связям с международными организациями;
  • — центр международного образования;
  • — научно-образовательные центры;
  • — научно-информационный центр академического признания и мобильности;
  • — проректор по работе со студентами;
  • — управление по работе со студентами;
  • — управление комплексного обслуживания в общежитиях РУДН;
  • — офис приема делегаций;
  • — тьюторы-воспитатели, как на факультетах, так и в каждом корпусе общежитий РУДН.

Рисунок 3.1. Структура службы обеспечения экспорта образовательных услуг и обучения иностранных студентов

Указанные меры разрабатываются, корректируются и реализуются в РУДН в рамках Комплексной программы Интернационализации Университета.

В области учебной и научной деятельности эта Программа предусматривает широкий спектр направлений.

По прибытии в университет все иностранные студенты проходят через социально-адаптационный центр, с отдельным временным проживанием в течение 2−3 недель. При этом они проходят комплексное медицинское обследование. Этот подход позволяет обеспечивать большее взаимное доверие студентов как при обучении в одной студенческой группе, так и при проживании в одной комнате в студенческом общежитии. Более того, в связи с тем, что студенты периодически выезжают в родную страну на каникулы, в Университете и в дальнейшем проводится для всех, в том числе и для российских студентов (для равноправия) обязательная ежегодная комплексная медицинская диспансеризация. При поступлении в университет, в соответствующем Договоре студенты добровольно принимают на себя такие обязательства, так что в случае отказа от прохождения медицинского обследования студент может быть исключен из университета. В Университете уже около 30 лет работает возглавляемый всегда ректором Совет по здоровью студентов, который рассматривает аналитические вопросы по адаптации и межкультурной интеграции иностранных студентов и организует соответствующие научные и социологические исследования.

В течение первого года обучения все иностранные студенты обучаются на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин, чтобы изучить не только русский язык как язык коммуникативного общения, но и для понимания в дальнейшем учебного материала на русском языке. На это направлено также одновременное обучение их некоторым разделам общеобразовательных дисциплин, например, в области математики, физики, химии, биологии и др., поскольку в системах школьного образования разных стран существуют различные методологические подходы.

Важнейшим принципом организации учебного процесса в университете с целью обеспечения процесса межкультурных коммуникаций является принцип интернациональности учебных групп студентов, принципиальное неприятие мононациональных студенческих групп и нежелательность учебных групп с преобладанием студентов из какой-либо одной страны.

Важным элементом организации учебного процесса в интернациональном коллективе является наличие в университетской библиотеке книг на иностранных языках, как учебно-научной, так и художественной литературы. В Университете в библиотеке есть книги более чем на 70 языках народов мира.

Принципиально важным является обучение всех студентов Университета, вне зависимости от специальности, и в первую очередь — российскими студентами, 1−3 иностранных языков (выбор — из 8 иностранных языков, включая китайский и арабский). При этом в Университете для этого выделяется примерно в 5 раз больше академических часов, чем по государственному стандарту в других российских ВУЗах и большинство российских студентов получают наряду с основной специальностью 1−3 диплома переводчика. Это значительно расширяет возможности коммуникативности российских и иностранных студентов.

Полезным элементом адаптации иностранных студентов к учебному процессу (проблема «учебного шока») является, с одной стороны, издание для студентов первых двух лет обучения полных текстов лекций, для лучшего понимания ими читаемых лекций. С другой стороны, в университете организована учеба для преподавателей (в основном — молодых) — как читать лекции для интернациональной аудитории студентов.

Важным элементом организации учебного процесса в интернациональном университете является планируемая возможность (она даже стимулируется) участия студентов и аспирантов в научных исследованиях, которые связаны с проблематикой стран и регионов приема иностранных студентов, начиная от выпускных бакалаврских работ до магистерских диссертаций и диссертаций кандидатов наук. Эта работа также расширяет интернационализацию образования студентов, ведь они участвуют в обсуждении докладов своих коллег или иногда сами пишут работы по другим странам, например, в области истории, культурологи, экономики, сравнительного права и др.

Соответственно, для качественной организации этой работы их научные руководители — профессора кафедр, также должны работать в соответствующих научных направлениях. В частности, целый ряд исследований ученых университета (историков, философов, политологов, культурологов и др.) объединены в научной программе «Диалог цивилизаций», которая, уже 12 лет проводит ежегодные международные конференции по этой проблеме. Кроме того, есть комплексные научные направления «Тропическая медицина», «Тропическое сельское хозяйство», «Архитектура в условиях жаркого климата» и т. п. В университете много специализированных научных исследований, связанных с вопросами адаптации и межкультурной интеграции иностранных студентов. В частности, в 2013 году в университете была защищена диссертация «Психологические особенности адаптации иностранных студентов из различных регионов мира к социокультурной среде российского вуза».

Последние годы получают широкое распространение программы «двойных дипломов», в основном на уровне магистратуры. В настоящее время в Университете 12 таких программ с ведущими Университетами США, Европы и Китая. Реализация таких программ предполагает обязательное, как правило, годичное включенное обучение студента в каждом из ВУЗов и активно включает преподавательский состав в программу интернационализации университетской жизни. Поскольку это более короткие программы, то для ускоренной адаптации и интеграции в социокультурную среду иностранных студентов (приезжающих всего на один год), за ними закрепляются российские студенты, которые участвуют или планируют участвовать в таких программах академических обменов. Кроме того, для всех вновь прибывающих в университет иностранных студентов есть краткий (четырехчасовой) интенсивный курс «Это надо знать», который дает им понимание основных их прав, обязанностей, а также особенностей их пребывания как в стране, так и в коллективе университета.

Полезными для студентов являются вручаемые каждому студенту при прибытии подробные брошюры на иностранных языках — «Памятка Первокурсника», «Правила внутреннего распорядка в Университете», «Правила проживания в студенческих общежитиях».

Одним из важных элементов для учебного процесса является регулярное приглашение послов и других представителей иностранных государств, аккредитованных в Москве, для чтения лекций студентам различных специальностей, по социальным, экономическим, этническим, культурологическим, историческим, политическим и другим проблемам стран своего региона (см. рис. 3.2.). В год около 40−50 послов выступают перед студентами, то есть практически еженедельно. Как правило, такие лекции строятся на основе дискуссии. Это во многом актуализирует изучение студентами проблем различных стран мира.

Организация образовательного процесса рудн в контексте развития межкультурного диалога в поликультурной среде.

А) Визит Заместителя Министра Иностранных дел и Политической Интеграции Республики Эквадор Леонардо Арисага.

Организация образовательного процесса рудн в контексте развития межкультурного диалога в поликультурной среде.

Б) Визит почетного доктора РУДН, профессора политических наук, директора Центра управления и государственной политики Карлтонского университета (Канада) Пиотра Дуткевича.

Рисунок 3.2. Визиты иностранных представителей в РУДН

Практически полезным для иностранных выпускников университета является предложение студентам ряда занятий на иностранных языках — на основных европейских, арабском, китайском. Это необходимо для лучшей профессиональной адаптации иностранных выпускников университета при возвращении их на родину. В связи с этим в университете организованы разноуровневые, финансируемые университетом программы повышения квалификации преподавателей по иностранным языкам. Кстати, в таком интернациональном университете работа по повышению квалификации по иностранным языкам распространяется и на сотрудников Университета.

В университете ведена практика назначения из числа преподавателей кураторов студенческих групп первого курса для лучшей их учебной адаптации; соответствующая работа преподавателей оплачивается Университетом, для них проводится учеба. Основная задача кураторов студенческих учебных групп — своевременное выявление проблем студентов и организация оказания им помощи.

В сфере внеучебной работы указанная Комплексная программа интернационализации Университета предусматривает также много разнообразных позиций.

В частности, создание многочисленных интернациональных студенческих органов самоуправления, как на факультетах, так и в студенческих общежитиях, а также в области организации спортивной и культурной жизни студентов; например, очень активно работает интернациональный Женский комитет. Важен демократический характер создания таких студенческих органов и активное участие в них иностранных студентов различных континентов.

Основными направлениями деятельности студенческих общественных организаций и объединений РУДН являются: защита интересов обучающихся в РУДН перед администрацией факультетов, институтов, университета; развитие и поддержка творческих инициатив обучающихся. Студенческие объединения осуществляют комплекс мероприятий, направленных на укрепление учебной дисциплины, повышение успеваемости студентов; вовлечение студентов в научную и исследовательскую деятельность, развитие профессиональных компетенций обучающихся, организацию досуга и быта студентов, пропаганду национальных культур стран и народов мира, межкультурного диалога, создание межкультурной толерантной образовательной среды.

Взаимодействие студенческих объединений реализуется в соответствии со структурными элементами и механизмами управления всего вуза. Организует и координирует деятельность студенческих общественных организаций и объединений университета, факультетов и институтов Студенческий Совет РУДН, высшим руководящим органом которого является Конференция студентов РУДН.

В организационную структуру Студенческого Совета входят (см. рис. 3.3.) студенческие комитеты факультетов и учебных институтов РУДН; студенческие советы общежитий; региональные объединения иностранных учащихся РУДН.

Совет обучающихся является действующим коллегиальным совещательным органом студенческих общественных организаций и объединений университета, созданным для реализации Программы развития деятельности студенческих объединений РУДН.

Организационная структура Студенческого Совета РУДН.

Рисунок 3.3. Организационная структура Студенческого Совета РУДН.

В рамках своей деятельности, Совет взаимодействует с администрацией и структурными подразделениями Университета. Руководитель Совета и ответственный секретарь избираются из числа членов Совета. В состав Совета входят: руководитель, ответственный секретарь и 25 членов Совета — руководители студенческих общественных организаций и представители студобъединений. Общее руководство и координация деятельности Совета осуществляется Руководителем Совета, который председательствует на заседаниях Совета, взаимодействует от имени Совета с администрацией Университета, учреждениями и организациями, общественными объединениями и несет ответственность за реализацию Программы развития студенческого самоуправления. Ответственный секретарь Совета осуществляет подготовку к заседаниям Совета, организацию работы Совета в период между заседаниями, ведёт и оформляет протоколы заседаний Совета.

В рамках программы интернационализации также реализуется создание многочисленных национальных студенческих органов — землячеств: в РУДН их около 100; их Уставы утверждаются специальной комиссией при Ученом совете университета, которая в большинстве своем состоит также из студентов. В каждом из этих землячеств есть секретари по учебной работе, по спорту, по культуре и др. Землячества помогают организовывать студентам совместную с земляками внеучебную работу, организуют оказание помощи нуждающимся студентам, в особенности — вновь прибывающим студентам.

Важнейшая задача таких землячеств — организация знакомства других студентов с культурой данной страны. В университете по утверждаемому на учебный год графику проходят (причем в различных учебных корпусах) еженедельные выставки студентов из разных стран мира. Кроме того, совместно с посольствами своих стран землячества регулярно проводят мероприятия — «вечера», концерты, посвященные праздникам своих стран, и надо помочь студентам в расширении контингента студентов из других стран, посещающих такие мероприятия (см. рис. 3.4.). В год в университете проходит более 200 таких мероприятий землячеств.

Эти землячества объединены в Ассоциации землячеств по регионам: Ассоциация землячеств студентов из стран Азии; из стран Африки; из стран Латинской Америки и др. Эти Ассоциации также проводят целый ряд своих мероприятий, представляя культуры своих континентов. Кроме того, они проводят, в частности, региональные спортивные мероприятия, например, чемпионаты по футболу среди стран Африки или среди стран Азии.

Организация образовательного процесса рудн в контексте развития межкультурного диалога в поликультурной среде.

А) Выставка в рамках недели культуры студентов из стран Ближнего и Среднего Востока.

В) Торжественный концерт в рамках недели культуры студентов из стран Ближнего и Среднего Востока.

Рисунок 3.4. Мероприятия землячеств в РУДН

Важное место в вопросе обеспечения межкультурной адаптации занимает творческая самодеятельность студентов. В контексте межнационального общения творчество обладает способностью оставлять на втором плане межкультурные различия и конфликты, объединяя людей общими идеями. Среди организаций творческой самодеятельности можно выделить такое структурное подразделение университета, как интернациональный культурный клуб, организующий внеучебную воспитательную работу, направленную на развитие самостоятельного художественного творчества учащихся. В настоящее время, в интерклубе работают 16 постоянно действующих интернациональных студенческих творческих коллективов, общей численностью более 600 человек. Художественные коллективы и кружки объединяют студентов по интересам, ставят перед ними общие цели, помогают им состояться в творческой деятельности.

Также важной составляющей социально-воспитательной среды РУДН являются кружки по интересам, многочисленные спортивные мероприятия, соревнования между студентами из различных стран, проводимые на базе физкультурно-оздоровительного комплекса студента. В частности, особого внимания заслуживает центр молодежных студенческих отрядов «Меридиан дружбы». Данный центр очень важен для РУДН, так как работа в интернациональном студенческом отряде объединяет молодежь различных культур, готовит к работе в условиях поликультурной среды. Работа в строительном отряде позволяет студентам-иностранцам не только трудоустроиться в свободное от учебы время, но и быстрее освоиться в новой стране.

Центр молодежных студенческих отрядов организует не только обучение и работу, но и свободное время участников. Для бойцов проводят спортивные и культурно-развлекательные мероприятия. Во время мероприятия упор делается на сплочение интернациональных коллективов.

Важнейшим элементом адаптации иностранных студентов и итеграции в интернациональный коллектив является принцип интернационального расселения студентов в общежитиях. 98% иностранных студентов проживают в общежитиях Университета (а не в квартирах в городе). При этом более чем 85% комнат (2−3х местных) в общежитиях — интернациональные, где проживают студенты из разных стран — с различными культурами, традициями, разных религий. При этом все иногда возникающие конфликты разрешаются или студенческим советом общежития или преподавателем-воспитателем, имеющимся в каждом студенческом корпусе общежитий — 11 зданий общежитий.

Интернациональный принцип расселения в общежитиях РУДН является основным принципом, которым руководствуется в своей деятельности администрация общежитий университета при формировании универсального сообщества в образовательной среде.

Принцип интернационального расселения в общежитиях РУДН должен обеспечивать соблюдение следующих особенностей концепции многонационального устройства Университета:

  • — безусловное уважение прав человека и основных свобод, в том числе культурных и национально-религиозных;
  • — равные права национальностей при различных формах осуществления интернационального принципа расселения;
  • — многонациональное единство РУДН;
  • — развитие многонационального университетского общества в режиме диалога, мирного разрешения конфликтов, кроме адекватных мер не носящих личностного характера;
  • — ознакомление многонационального университетского общества с традициями Университета, насчитывающими несколько десятилетий;
  • — укрепление позиций русского языка в общеобразовательном процессе;
  • — понимание «Правил проживания и внутреннего распорядка в общежитиях РУДН».

Все указанные принципы неразрывно связаны друг с другом и призваны образовать определенное нерасторжимое единство многонационального университетского общества, с выражением воли национальных землячеств.

Осуществление этих принципов предполагает:

  • — руководствоваться не слепой верой в интернациональный принцип расселения, а учетом его преимуществ и недостатков;
  • — максимально точный учет конкретно-исторических обстоятельств развития народов представленных в РУДН и государств в целом;
  • — учет того, что национальные группы часто не четки в своих рамках и во многом размыты с невыраженным самосознанием;
  • — учет разнообразия переходных состояний из одного народа в другой;
  • — разнообразное сочетание взаимовлияний народов и черт различных национальностей;
  • — религиозно-этнографический фактор разных стран;
  • — осознание того, что в условиях многонационального университетского общества расселение по национальным квартирам — тупиковый путь развития, чреватый пагубными последствиями для обучающихся в РУДН;
  • — недопустимость позиции, при которой руководство Университета, поддавалось бы на «провокации» тех или иных взглядов некоторых представителей национальных или социальных групп

К механизмам осуществления принципа интернационального расселения в РУДН относятся:

  • — создание общепризнанных согласованных и законных механизмов и норм, с помощью которых на практике обеспечивается осуществление и внедрение интернационального принципа расселения в жизнь, которые в своей совокупности и могут составить суть интернациональной политики РУДН;
  • — обучение лиц проводящих в жизнь принципы интернационального расселения основам политической культуры и кругозора (политикой интересуются все), основам культурологии и религиоведения;
  • — обучение лиц проводящих в жизнь принципы интернационального расселения основам этнопсихологии;
  • — изучение опыта РУДН;
  • — постепенность в ходе реализации принципа интернационального расселения;
  • — воля руководства к осуществлению принципов интернационального расселения;
  • — готовность руководства к волне недовольства в ходе осуществления принципа интернационального расселения;
  • — отказ от предоставления жилищных благ в зависимости от национальной принадлежности;
  • — активная борьба против пренебрежения одной национальности над другой;
  • — противодействие попыткам представителей землячеств расшатать или разрушить интернациональный принцип расселения;
  • — активная пропаганда интернационального принципа в прессе, при помощи наглядной агитации на факультетах и в общежитиях;
  • — учитывая сопротивление, длительность и болезненность внедрения в жизнь интернационального принципа расселения есть объективная необходимость повышения низкого уровня гражданской культуры иностранных граждан.

Очень важным при обеспечении межкультурной адаптации студентов является жесткий подход, как самих студенческих комитетов, так и администрации Университета к серьезным конфликтам на национальной почве. За драку, основанную на национальной неприязни, студенты наказываются, как правило, отчислением из Университета. Важно, что это делается на основе Декларации студентов о толерантности, подписанной более чем 100 студенческими землячествами. Если, например, два студента одной национальности подерутся из-за девушки, им только объявляется выговор; а если из-за девушки подерутся два студента из разных стран, то они, как правило, отчисляются из университета.

Важным элементом адаптации иностранных студентов к жизни в студенческом кампусе и межкультурной интеграции в интернациональный социум является наличие многочисленных национальных кафе и ресторанов (африканских, арабских, китайских и др.), как в общежитиях Университета, так и в учебных корпусах. 15 лет были закрыты государственные кафе в студенческом кампусе и отданы (на условиях конкурса) в аренду иностранным аспирантам и выпускникам РУДН.

В Университете есть отдельное здание Интернационального клуба Университета. В этом Клубе работают интернациональные студенческие коллективы художественной самодеятельности — их более 30; кроме того, там оказывается студентам помощь в подготовке их национальных концертов. И не только национальных, но и многочисленных интернациональных. Например, один из общих концертов был посвящен традиции — как проводятся свадьбы в разных странах мира.

Важным аспектом культурной адаптации и интеграции иностранных студентов является плановая работа по организации еженедельных экскурсий (как правило, в выходные дни) по различным старинным городам Подмосковья, по музеям и историческим местам Москвы (приложение 2). Эти экскурсии проводятся за счет средств университета; иногда эти экскурсии связаны с учебными дисциплинами — в области истории, культурологи, этнологии, экологии и т. п.

Одним из аспектов межкультурной интеграции иностранных студентов является организуемая в Университете возможность оказания иностранным студентам возможности зарабатывать средства. В основном студенты работают в летний период на объектах Университета (для этого университет выделяет определенные объемы средств работ), но и в течение учебного года, как правило, в выходные дни, также в основном на объектах университета.

Конечно, организация этой работы требует соответствующего менеджмента в Университете, на факультетах и в общежитиях. В целом в университете в соответствующих структурах работает более 100 специалистов. Для них в настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» разрабатывается целый около 20 образовательных программ, с соответствующим учебно-методическим обеспечением, которые обобщают соответствующий опыт российских и зарубежных Университетов и по которым будет проводиться повышение квалификации специалистов ВУЗов, организующих внеучебную работу студентов и кафедр любого многонационального университета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой