Введение.
Проблема слабой успеваемости в начальной школе
Основа для развития слабой успеваемости может закладываться в первые учебные недели, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, А. Л. Венгер, С.П. Ефимова). Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня… Читать ещё >
Введение. Проблема слабой успеваемости в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
успеваемость школьник педагогический коррекционный Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление — естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения.
Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. обучающийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие — только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи — вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. На этот факт указывают многие зарубежные и отечественные психологи. [6].
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость — многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Не смотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации (недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной. Немаловажное значение в ее решении приобретает ФГОС, в последней редакции которого постулируется общедоступность образования, его адаптивность к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, а также преемственность дошкольного и начального общего образования. [3].
Один из известных дидактических принципов К. Д. Ушинского предписывает всесторонне изучать школьника, что является первым шагом к решению проблемы слабой успеваемости. Единомышленники К. Д. Ушинского Н.А. Корф и В. И. Водовозов указывали на необходимость помогать ученикам в их затруднениях, строить объяснение учителя на убедительных фактах. 34].
Вопросы обучения слабоуспевающих школьников находятся в центре внимания педагогов. В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы обучения слабоуспевающих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих. [23].
Основа для развития слабой успеваемости может закладываться в первые учебные недели, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, А. Л. Венгер, С.П. Ефимова). Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец), развития речи (В.И. Логинова), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко).
Особо отметим понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на большое число исследований, некоторые ключевые вопросы обучения слабоуспевающих учащихся требуют более полного изучения. Недостаточно раскрыты формы и методы, приводящие слабоуспевающих детей к достижению успехов в условиях совместного обучения с более сильными учащимися. Не уделяется внимание вопросам профилактики слабой успеваемости, требует более глубокой проработки проблема факторов, определяющих успешность обучения. Эти и другие вопросы могут быть решены в рамках психолого-педагогической поддержки слабоуспевающего школьника.
Актуальность проблемы слабой успеваемости в начальной школе — недостаточная изученность многих ее аспектов и вместе с тем потребность массовой практики в научно — обоснованных рекомендациях в этой области предопределили выбор темы исследования.
Целью ВКР является изучение вопросов психолого-педагогической поддержки слабоуспевающего школьника.
Для достижения поставленной цели был определен ряд взаимосвязанных задач:
- 1) выявить сущность явления слабой успеваемости учащихся в начальной школе;
- 2) определить основные факторы слабой успеваемости младших школьников, разработать классификацию этих факторов;
- 3) обосновать педагогические условия осуществления коррекционной работы со слабоуспевающими школьниками;
- 4) исследовать эффективность психолого-педагогической помощи слабоуспевающего школьника.
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования — процесс организации коррекционной работы со слабоуспевающими школьниками начальных классов.
Гипотеза исследования — систематическое проведение коррекционной работы со слабоуспевающими школьниками способствует повышению уровня успешности в обучении и снижению уровня слабой успеваемости.
Методологической основой ВКР являются основополагающие подходы к теории о проблемах, возникающих в младшем школьном возрасте, которые изложены в трудах М. Р. Битяновой, Л. С. Славиной. Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, для обработки анализа эмпирических данных, полученных в ходе исследования, использовались различные методики.
Теоретическая база исследования — теория развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский); исследования психолого-педагогических проблем слабой успеваемости школьников (Н.А. Менчинская); принцип индивидуализации обучения (И.Э. Унт).
Структура работы: ВКР состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.