Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Активизация контактов с западными странами в середине 1950-х годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 60-е годы в комплексе отношений Советского Союза и Италии наиболее успешно продолжали развиваться экономические отношения. По объёму торговли Италия вышла на четвёртое место среди западноевропейских торговых партнёров Советского Союза. Италия стала также первой страной «Общего рынка», которая пошла на заключение с Советским Союзом долгосрочного торгового соглашения (1964 год). Весомым… Читать ещё >

Активизация контактов с западными странами в середине 1950-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период «оттепели» наметилось улучшение отношений с Западом. В 1953 году СССР отказался от выдвинутых Сталиным требований к Турции о введении «совместной обороны черноморских проливов», в 1955 году подписал договор о восстановлении нейтральной Австрии и выводе из неё советских войск.

Советский Союз, стремясь к упрочению отношения европейской безопасности, всемерно развивал двусторонние отношения со странами континента. При этом особое внимание СССР уделял улучшению и углублению связей с Францией. Контакты между двумя странами заметно расширились и охватывали сферы экономики, политики, науки и культуры. Советское правительство учло новые тенденции, проявившиеся во внешней политике Франции в 60-е годы. Усиление экономических и военных позиций ФРГ в Европе, возрастание её роли в НАТО вызывали серьёзное беспокойство у французских руководителей, углубили противоречия между Францией и её партнёрами по блоку. Решительный протест вызывали также претензии США на мировое господство, на гегемонию в Европе и других районах мира, в чём президент де Голль видел попытку ущемления интересов Франции.

Позитивным фактором, действовавшим в этом же направлении, было сходство позиций СССР и Франции по ряду важных международных проблем: по проблемам мира и безопасности в Европе (в частности, по проблеме нерушимости границ); по проблемам безопасности в Азии (осуждение американской агрессии в Индокитае и израильской? на Ближнем Востоке); по проблемам деятельности ООН и некоторые другие проблемы. Немалую роль играло и стремление де Голля укрепить взаимовыгодные экономические связи Франции с СССР и другими социалистическими странами.

Со своей стороны, Советский Союз активно поддерживал реалистическое направление внешней политики Пятой республики. Весной 1960 года состоялся официальный визит во Францию Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва. Во время переговоров обе стороны констатировали, «что развитие отношений между СССР и Францией в духе дружбы и сотрудничества и установление лучшего взаимопонимания между ними будут содействовать дальнейшему смягчению напряжённости и укреплению мира в Европе и во всём мире». Переговоры касались также торговых и экономических связей. Были заключены важные соглашения о сотрудничестве в области науки и культуры. Впервые между социалистической и капиталистической странами было подписано соглашение по ядерным вопросам? об условиях научного сотрудничества по мирному использованию ядерной энергии в 1960?1961 годы.

Политике де Голля не были чужды противоречия и колебания. Советскому правительству далеко не всё нравилось в его деятельности (например, война в Алжире; неожиданный «флирт» с ФРГ в 1963 году, фактически ставший поощрением западногерманского реваншизма; отказ участвовать в переговорах о запрещении ядерных испытаний). Поэтому развитие советско-французских отношений вскоре несколько замедлилось.

Однако дальнейший рост противоречий между Францией и её союзниками по НАТО, а также прекращение колониальной войны и завоевание Алжиром национальной независимости изменили ситуацию. С конца 1963? начала 1964 года наблюдается значительное улучшение советско-французских отношений. Между обеими странами расширяются контакты по линии политического, экономического и культурного сотрудничества. Были заключены торговое соглашение на пятилетний срок и соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения. В 1965 году состоялся обмен официальными визитами министров иностранных дел СССР и Франции [8, с. 298].

Значение развития советско-французских отношений в 60-е годы вышло за рамки двустороннего сотрудничества и оказало существенное воздействие на преодоление инерции «холодной войны» в международных отношениях.

С конца 50-х годов интерес к улучшению советско-английских отношений с СССР стала проявлять Великобритания. В целом английское правительство оказалось перед лицом тех же факторов, что и Франция, а позднее? ФРГ. Спецификой английского подхода являлось стремление Лондона ещё раз напомнить о былом имперском величии и попытаться сыграть роль если не арбитра, то посредника в отношениях Восток? Запад. Однако при этом правительство Великобритании большое внимание уделяло своим «особым отношениям» с США, и объём его политических акций по отношению к социалистическим странам определялся именно этим.

В феврале? марте 1959 года в соответствии с достигнутой договорённостью состоялся официальный визит премьер-министра Великобритании Г. Макмиллана в Советский Союз. Предпринимая этот шаг, правительство консерваторов намеревалось, между прочим, улучшить свои шансы на предстоявших осенью парламентских выборах. Чтобы не осложнять отношений с союзниками, Макмиллан заявил, что визит будет иметь «характер разведки» и что он едет в Москву не договариваться, а посмотреть, как идут дела в СССР [8, с. 300].

В ходе переговоров в Москве Советское правительство предложило подписать договор о ненападении. Макмиллан отклонил это предложение, мотивировав тем, что государства? члены ООН, соблюдающие Устав этой организации, якобы не нуждаются в каком-либо специальном договоре. На переговорах обсуждались также вопросы прекращения испытаний ядерного оружия, урегулирования положения в Западном Берлине, мирного урегулирования с Германией, однако конкретных результатов не было достигнуто.

Визит Макмиллана в СССР, несмотря на скромные результаты, стимулировал развитие англо-советских отношений в экономической и культурной областях, активизировал контакты между различными организациями. Однако перелома в англо-советских отношениях не произошло.

В октябре 1964 года в Великобритании состоялись парламентские выборы, на которых победу одержала лейбористская партия. Хотя в своих главных направлениях её политика не слишком отличалась от курса консерваторов, всё же приход к власти лейбористов благоприятствовал стабилизации англо-советских отношений. В период пребывания у власти лейбористов (1964?1970 года) в Советском Союзе трижды побывал премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон (в феврале и июле 1966 года, январе 1968 года), состоялись четыре визита английского министра иностранных дел в СССР. В свою очередь, в 1965 году в Великобритании с визитом побывал министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, а в 1967 году? Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. В ходе переговоров обсуждались как международные проблемы, так и вопросы двусторонних отношений.

Положительные результаты советско-английских контактов были налицо. Были заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве, об урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий, о торговом судоходстве, о расширении воздушного сообщения, долгосрочное торговое соглашение. Была достигнута договорённость об установлении прямой линии связи между Кремлём и резиденцией английского премьер-министра.

В 1963 году Великобритания первой из капиталистических стран предоставила Советскому Союзу долгосрочные (до 15 лет) кредиты на значительную сумму (200 миллионов фунтов стерлингов), причём на более выгодных условиях, чем когда-либо ранее. Неуклонно рос товарооборот. Он увеличился с 307,6 миллионов рублей в 1964 году до 641,4 миллионов в 1970 году. В 1966, 1968 и 1969 годах Великобритания занимала первое место среди капиталистических стран? внешнеторговых партнёров СССР. Широкую практику получили поездки в СССР английских официальных лиц и представителей деловых кругов для изучения возможностей дальнейшего расширения торговли.

На рубеже 60-х годов во внешней политике также наметились новые отношения между СССР и Италией. Первым важным шагом в развитии отношений с Советским Союзом и социалистическими странами стал визит в Москву с 6 по 11 февраля 1960 года президента Итальянской Республики Дж. Гронки, положивший начало практике советско-итальянских политических контактов на высшем уровне. В августе 1961 года в Москву прибыл глава итальянского правительства А. Фанфани. Однако тот факт, что эти визиты состоялись, ещё не означал коренного поворота в итальянской внешней политике в направлении постоянного и стабильного развития всего комплекса отношений с Советским Союзом. Лишь во второй половине 60-х годов? в самом начале процесса разрядки на международной арене, дальнейшего роста влияния левых сил Италии на формирование внешнеполитического курса страны, а также успешного развития советско-итальянских экономических связей? был заложен необходимый фундамент для качественного сдвига в отношениях между СССР и Италией [8, c. 334].

Большое значение для развития советско-итальянских отношений имел первый официальный визит в Италию министра иностранных дел СССР А. А. Громыко в апреле 1966 года. Этот визит не только принёс конкретные результаты в области двусторонних отношений, но и привёл к определённому сближению позиций по ряду вопросов международной и европейской политики. Выдвинутая социалистическими странами инициатива созыва общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству встретила у итальянских руководителей определённое понимание. Одним из важных результатов визита явилась договорённость о проведении в дальнейшем консультаций по представляющим взаимный интерес проблемам международного положения и двусторонних отношений.

В мае 1967 года Советский Союз с официальным визитом посетил министр иностранных дел Италии А. Фанфани. Это была пятая за семь лет встреча советских и итальянских руководителей на высоком уровне, что свидетельствовало об утверждении практики межправительственных контактов обеих стран.

В 60-е годы в комплексе отношений Советского Союза и Италии наиболее успешно продолжали развиваться экономические отношения. По объёму торговли Италия вышла на четвёртое место среди западноевропейских торговых партнёров Советского Союза. Италия стала также первой страной «Общего рынка», которая пошла на заключение с Советским Союзом долгосрочного торгового соглашения (1964 год). Весомым доказательством растущей заинтересованности Италии в расширении экономических отношений с СССР стал её отказ от дискриминации Советского Союза в области кредитования внешней торговли. В 1962 году Италия одной из первых среди капиталистических стран предоставила СССР долгосрочный кредит. Крупномасштабные и долгосрочные контракты, заключенные с внешнеторговыми организациями СССР, их поддержка итальянским правительством выводили эти соглашения за рамки чисто экономических контактов, подготавливая более заметные перемены и в сфере политических отношений между двумя странами.

Большой импульс углублению всего комплекса советско-итальянских отношений придало подписанное 15 августа 1966 года соглашение между Министерством внешней торговли СССР и итальянским концерном ФИАТ о сотрудничестве в строительстве Волжского автомобильного завода, явившееся в то время самой крупной сделкой, которую Советский Союз когда-либо заключал с фирмами капиталистических стран.

Во второй половине 60-х годов, в условиях развернувшейся в стране в 1967?1969 годах кампании за выход Италии из НАТО, итальянское правительство было вынуждено сделать больший, чем ранее, акцент на невоенных сторонах деятельности НАТО, в определённой мере отстранившись в рамках блока от диктаторских режимов Португалии и Греции, от попыток протащить в НАТО франкистскую Испанию. Показательными в этом отношении были также расхождения между Италией и США по проблеме Индокитая. Хотя под давлением Вашингтона итальянское правительство и выразило «понимание» действий США во Вьетнаме, однако оно уже в начале американской агрессии разъяснило, что, по мнению Италии, конфликт во Вьетнаме не входит в сферу действий НАТО и Италия не имеет каких-либо обязательств в этом регионе.

Во внешней политике малых капиталистических государств Западной Европы и их отношениях с СССР в 50−60 годы обнаружились новые тенденции, хотя степень их проявления и не была одинаковой для нейтральных государств и тех, что входили в НАТО. Остро ощущая необходимость что-то противопоставить силовому диктату крупных империалистических держав, демонстрируя заинтересованность в сохранении мира, они стали показывать определённую самостоятельность и последовательность в защите своих национальных интересов, в том числе и права развивать сотрудничество со странами социализма [7, c. 111].

Наиболее ярким примером позитивных сдвигов, имевших место во внешней политике западноевропейских государств, явилась активизация внешнеполитического курса Финляндской Республики? «линии Паасикиви? Кекконена», основой которого является советско-финляндский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 6 апреля 1948 года и пролонгированный в 1955 и 1970 годах. Этот договор надёжно обеспечил независимость и безопасность Финляндии, так же как и безопасность северо-западных границ Советского Союза. Как подчеркнул президент У. К. Кекконен, «обязательство о военном сотрудничестве для отражения агрессии или угрозы агрессии, которое включено в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, является для Финляндии как бы гарантией на случай возникновения опасности войны, гарантией против войны и за сохранение мира».

Стабильное внешнеполитическое положение позволило Финляндии выступить с рядом инициатив, направленных на упрочение мира и безопасности как в скандинавском субрегионе, так и на европейском континенте в целом. В частности, в 1963 году президент У. К. Кекконен выступил с предложением о создании безъядерной зоны на Севере Европы. В июне 1966 года Финляндия первой из западноевропейских стран поддержала предложение социалистических государств о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ещё через три года правительство этой страны выразило согласие стать его организатором.

Отношения между СССР и Финляндией стали образцом воплощения в жизнь политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Существенную активизацию в этот период претерпела и внешнеполитическая деятельность соседней с Финляндией Швеции. Шведская политика традиционного нейтралитета вносит позитивный вклад в упрочение мира и стабильности на европейском Севере. Давая оценку внешнеполитическому курсу своей страны, шведский министр иностранных дел Т. Нильссон отметил, что «политика нейтралитета, проводимая Швецией, никогда не означала? тем более не будет означать в дальнейшем? пассивности». Исходя из этого Швеция поддержала предложение о созыве общеевропейского совещания. Она внесла посильный вклад в ограничение гонки вооружений, активно участвуя с 1962 года в работе Комитета по разоружению в Женеве. Шведское правительство неоднократно и решительно осуждало агрессию американского империализма в Индокитае и в 1969 году первым из правительств капиталистических стран установило дипломатические отношения с Демократической Республикой Вьетнам.

Дальнейшее развитие получили и советско-шведские отношения, особенно в торгово-экономической области. Указывая на позитивное отношение своей страны к расширению и углублению связей с СССР, премьер-министр Швеции У. Пальме подчёркивал, что «хорошие, добрососедские отношения с Советским Союзом для Швеции жизненно важны».

Определённые позитивные сдвиги имели место в это десятилетие во внешней политике тех из Скандинавских стран, которые входили в НАТО. Дания и Норвегия отказались разместить на своей территории иностранные военные базы и ядерное оружие своих «атлантических» партнёров. В первой половине 60-х годов датское, исландское и норвежское правительства отказались от участия в многосторонних ядерных силах НАТО. В 1966 году Дания и Норвегия первыми среди стран Североатлантического союза высказались в поддержку созыва общеевропейского совещания.

В 50?60-е годы имело место упрочение позитивных тенденций во внешней политике малых центральноевропейских государств? Австрии и Швейцарии. Подписание Государственного договора и принятие закона о постоянном нейтралитете в 1955 году содействовали стабилизации международного положения Австрии. Свыше 60 государств мира заявили о признании ими её постоянного нейтралитета. В знак уважения к внешнеполитическому курсу Австрии в её столице Вене были размещены штаб-квартиры таких специализированных учреждений как ООН, МАГАТЭ и ЮНИДО. Австрийские контингенты принимали участие в операциях войск ООН по поддержанию мира в различных районах земли. Большим уважением у мирового сообщества пользуется и политика постоянного нейтралитета Швейцарии. Хотя эта страна не стала членом Организации Объединённых Наций, в 60-е годы возросло значение Женевы как одного из двух (наряду с Нью-Йорком) важнейших центров ООН, как места проведения важных международных конференций.

Активизировалась внешнеполитическая деятельность этих центральноевропейских государств. И Австрия, и Швейцария в числе первых поставили свои подписи под Московским договором о запрещении ядерных испытаний в трёх средах и Договором о нераспространении ядерного оружия. Правительства обеих стран поддержали идею созыва общеевропейского совещания. Получили существенное развитие связи и контакты обоих центральноевропейских государств, особенно Австрии, с СССР и другими социалистическими государствами. Как Советский Союз, так и Австрия не раз давали высокую оценку советско-австрийским отношениям, их роли в разрядке международной напряжённости и укреплении мира в Европе.

Правительствами Бельгии, Нидерландов и Люксембурга были подписаны, разработанные в рамках Комитета по разоружению, договора и соглашения, направленные на ограничение гонки ядерных вооружений. Все эти страны высказались в пользу достижения на европейском континенте разрядки напряжённости. В конце 60-х годов наметилось улучшение торговых отношений между странами Бенилюкса и социалистическими государствами.

Сложно развивались отношения Советского Союза с Грецией. На выборах 1963 года реакция в Греции потерпела поражение. Новое правительство «Союза центра» провело ряд прогрессивных мероприятий, в том числе нормализовало отношения с социалистическими странами, заявило о проведении нового более независимого курса в рамках общей политики стран НАТО. Озабоченные таким развитием событий реакционные силы перешли в контрнаступление. В 1967 году в Греции был осуществлён военный переворот. Пришедшая к власти хунта «чёрных полковников» возобновила враждебную политику по отношению к СССР и взяла курс на дальнейшее превращение страны в плацдарм НАТО и США на Балканах и в Восточном Средиземноморье. В мае 1968 года на острове Крит был открыт новый ракетный полигон НАТО. В том же месяце хунта обратилась к НАТО с просьбой предоставить Греции ядерные фугасы для создания «оборонительного пояса» на границе с Болгарией. Только с падением в 70-е годы военно-диктаторского режима открылись перспективы улучшения отношений Греции с СССР и другими социалистическими странами [13, с. 91].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой