Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства (А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада А. Б. Орлов, B.C. Собкин, В.К. Шабельников). Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось его традиционное понимание, прервалась преемственность педагогической традиции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование развития воспитательного потенциала семьи дошкольника
    • 1. 1. Понятие и сущность воспитательного потенциала семьи
    • 1. 2. Культурно-исторические и педагогические основания развития семейного театра
    • 1. 3. Развитие воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра
  • Глава 2. Экспериментальное обоснование развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами театра

2.1. Определение воспитательного потенциала семьи дошкольника комплексная диагностика). 2.2. Технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду.

2.3. Динамика развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра.

Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Проблемы семьи, внутрисемейных взаимоотношений всегда находились в сфере интересов философов, психологов, социологов, педагогов.

В процессе исторического развития семьи и общества, отношение к семье постоянно изменялось под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни, общественных отношений, системы ценностей (И.В. Бестужев-Лада, И. С. Кон, А. Г. Харчев и др.).

Социально-экономические преобразования в стране в конце XX — начале XXI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на семье.

Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства (А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада А. Б. Орлов, B.C. Собкин, В.К. Шабельников). Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось его традиционное понимание, прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители некомпетентны в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, утрата родителями традиционных нравственных ориентиров не позволяет семье удержать юных от порока. Представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях и детском саду, не всегда готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами воспитания детей, не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Ребенок стал чужим и непонятным для большинства взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая впоследствии к их духовному краху, одиночеству, цинизму, неприятию мира (А.И Антонов, Л. М Семенюк, Д. И Фельдштейн).

Следствием кризиса семьи являются, по мнению И.В. Бестужева-Лады, А. Б. Орлова, Д. И. Фельдштейна и др. многочисленные проблемы детства: ухудшение состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, спровоцированное в т. ч. нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений, нарушение процессов формирования нравственной сферы (дошкольники с трудом усваивают систему нравственных эталонов), эстетическая неразвитость и т. д.

В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высоко квалифицированным воспитанием в детском саду, а в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья. Родители — первейшие воспитатели детей, это неизбежная реальность. Они необходимы ребенку для конструирования своего «Я», его социальности и как гражданина сегодняшнего и завтрашнего дня (К. Рой, Ж.-Ф. Шало).

Выход из сложившейся кризисной ситуации педагоги и психологиисследователи видят в содействии укреплению семьи, 'развитию ее воспитательного потенциала посредством: восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождении отечественной культурно-исторической и религиозной традиций, творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада, И. В. Добряков, Г. Г. Лидере, Г. Г. Кравцов, Р. В. Овчарова, И. А. Хоменко, Г. Г. Филиппова, В. К. Шабельников и др.) — а также перехода от традиционных к новым принципам образования и воспитания в семье — равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия (А.Б. Орлов).

Воспитание в российской семье исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада: жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой жизни семьи, ответственном отношении к воспитанию малолетних и уходу за престарелыми членами семьи, использовании в воспитании народного художественного творчества, совместной продуктивной деятельности и пр. (Г.Н. Волков, Е. С. Бабунова, Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина и др.).

Актуальность темы

исследования обусловлена теоретической неразработанностью проблемы развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра, творчески воссозданными при поддержке образовательного учрежденияа также современным состоянием работы детского сада с семьей дошкольника.

В деле вычленения проблемы семейного воспитания из круга широких педагогических проблем, в становлении её как самостоятельной области исследований (в России лишь со второй половины XIX столетия наука о семейном воспитании стала выделяться из общей педагогики), важную роль сыграли работы отечественных педагогов и психологов К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Е. И. Конради, П. Ф. Лесгафта, И. А. Сикорского, М. М. Манасеиной, E.H. Водовозовой и др.

В трудах известных педагогов и общественных деятелей К'. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, П. Ф. Каптерева, а в последующие годы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского подчеркивалась решающая роль семьи в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств.

A.C. Макаренко писал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

После 1917 года и до начала 90-х годов в России господствующей формой воспитания детей была не семья, а государственные педагогические учреждения (ясли, детский сад, школа).

Исследования 40 — 60 — х гг. показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей (Т.А.Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, О.И.Соловьева). Семье оказывалась педагогическая помощь в разных формах, провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, но при ведущей роли общественного.

В 70-е годы, в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала, под руководством Т. А. Марковой были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителейданы практические рекомендации по работе с семьей. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой, В. М. Ивановой, Л. Ф. Островской, Н. А. Стародубовой предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольника.

Проблема взаимоотношений семьи и общества, развития внутрисемейных отношений приобрела особую значимость лишь с середины 80-х годов и была связана с кампанией гласности и попытками реформирования общественного строя.

Особенности внутрисемейных отношений изучали психологи А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, М. Буянов, Г. Хоментаускас, 3. Матейчек, Э. Г. Эйдемиллер и др.

Педагоги в этот период исследуют вопросы взаимодействия семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической защищенности детей (Р.В.Овчарова) — влияния дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи (О.Л. Зверева), взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В.И.Безлюдная).

С середины 90-х пристального внимания потребовала проблема общения родителей и детей в семье, проявления любви к детям со стороны взрослых, которая раскрывается в их диалогическом общении с детьми, что является фундаментом позитивного, здорового, духовно-нравственного развития детей (А.В.Петровский, Ю. Б. Гиппенрейтер, А.Н. Евсеева).

В связи с отсутствием достаточно разработанной, единой концепции семейного воспитания значительно возрос интерес к проблеме развития воспитательного потенциала семьи (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова) — гармонизации детско-взрослых отношений (В.М. Даринская) — исследователями предприняты попытки определения средств и новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (Н.В.Корниенко, О. В. Огороднова, О. В. Солодянкина, Г. В. Глушкова, Т.А.Данилина).

Эти исследования значительно обогатили теорию и практику дошкольного воспитания. Однако проведенный нами анализ литературь!' показал что, использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.

Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К.С. Станиславский, Г. А. Товстоногов, Н. И. Сац, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Н. А. Ветлугина, Р. И. Жуковская и др.). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.

Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л.С. Фурмина, С. И. Мерзлякова, Н. Ф. Сорокина и др.).

Впервые проблему гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье средствами домашнего театра изучала Р. К. Сережникова (1995). Её работа была направлена на поиск путей и средств преодоления отчуждения между родителями и детьми, формирование гуманных взаимоотношений между родителями и детьми, не посещавших ДОУ, средствами домашнего театра.

Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского сада с семьей (О.В.Огороднова).

Обращение к сложившейся практике дошкольных учреждений и проведенная нами диагностика показывают, что при развивающемся позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по вопросам воспитания дошкольника, продолжают сохраняться традиционные формы и методы работы детского сада с семьейпедагоги ограничиваются организацией и руководством театрализованных игр детей, не используя семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи.

Анализ выполненных исследований и практического опыта выявил ряд противоречий между.

1) осознаваемой педагогами дошкольных образовательных учреждений необходимостью развития воспитательного потенциала семьи и теоретической неразработанностью путей и средств решения данной проблемы;

2) сохраняющимися традиционными формами и методами взаимодействия детского сада с семьей и необходимостью освоения педагогами новых форм, методов, а также технологий развития взаимодействия;

3) потребностью творческого воссоздания в современных условиях традиций домашнего театра и невниманием педагогов к театру как развивающему воспитательный потенциал семьи средству и форме взаимодействия детского сада с семьей.

Противоречия позволяют определить проблему исследования: каковы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — воспитательный потенциал семьи дошкольника.

Предмет исследования — процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду.

Гипотеза исследования: семейный театр в детском саду способен стать средством развития воспитательного потенциала семьи, если:

— организация семейного театра в ДОУ основана на принципах доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия;

— психолого-педагогическое сопровождение разворачивающейся семейной театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей;

— содержание педагогического взаимодействия педагогов с семьей определено с учетом уровня развития воспитательного потенциала семьи;

— в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала средствами семейного театра выступает обогащенная предметно-развивающая среда, обеспечивающая успешное введение всех участников в театральную культуру.

Формулировка цели и определение гипотезы исследования позволили нам выдвинуть следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы развития воспитательного потенциала семьи средствами театра;

2) определить компоненты воспитательного потенциала семьи, разработать их содержательные характеристики, применительно к культурно-досуговой деятельности, уровни развития и состояние в практике;

3) спроектировать теоретическую семейно-общественную модель театра -«Семейный театр в детском саду», интегрирующую традиции общественного и домашнего театров;

4) разработать и апробировать технологию развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявить ее развивающий эффект.

Методологической основой исследования являются концептуальные философские и психолого-педагогические положения: о семейном воспитании (И.А. Ильин, B.C. Соловьев, А. С. Хомяков и др.) — о специфике семейного воспитания как части общего воспитания (П.Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и др.) — о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. С. Кон и др.) — о значении театрального искусства в развитии воспитательного потенциала семьи (Р.М.Быков В. В. Ванслов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, М. О. Кнебель, К. С. Станиславский, Н. И. Сац, и др.) — о роли дошкольного образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных взаимоотношений.

В исследовании были использованы научные труды в области семейной педагогики (Ю.П.Азаров, Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, В.К.Котырло) — семейной психологии (Л.Я. Варга, С. В. Ковалев, Р. В. Овчарова, А. В. Петровский, A.C. Спиваковская, И.Г.Швец) — философские и педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С. Газман, Б. С. Гершунский, А. Е. Коробков, Н. Б. Крылова, В.К. и О. В. Крючек, С. А. Шмаков и др.).

Значимыми для диссертационного исследования были идеи гуманизации и демократизации, развивающиеся в области психологии и педагогики семьи, семейного общения и развития личности.

Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и научно-методической литературы, изучение и обобщение массового педагогического опыта, опросные методы: (опрос, анкетирование, интервьюирование), наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ педагогической документации, анализ и обобщение результатов исследования.

Сочетание различных методов исследования содействовало рассмотрению психолого-педагогических фактов и явлений во всей их сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Организация и этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальную базу исследования составили детские сады городского округа — г. Фролово Волгоградской области: МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Теремок», МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Березка», МДОУ «Центр развития ребенка № 12 «Сказка" — средняя общеобразовательная школа № 1 им'. М. Горького (начальное звено).

На разных этапах исследования было охвачено 270 семей, 205 детей в возрасте от 3 до 9 лет, 2 учителя, 98 воспитателей.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

• Первый этап (2002;2003) — поисково-теоретический. На этом этапе анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической, искусствоведческой литературе, исторический опыт отечественной педагогики по теме исследованияизучалось состояние проблемы детско-взрослых взаимоотношений в семье, формировались цели, задачи исследования, гипотеза, определялась структура работы.

• Второй этап (2003;2004) — опытно-экспериментальный. Изучались возможности семейного театра в развитии воспитательного потенциала семьи дошкольника, осуществлялся поиск методов и форм непосредственной работы с родителями и детьми, апробировалась разработанная автором технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду.

• Третий этап (2004 -2006) — обобщающий. Осуществлены анализ, 1 систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что:

• представлен целостный анализ состояния проблемы развития воспитательного потенциала семьи в педагогической теории и практике;

• определена новая конструктивная форма взаимодействия ДОУ с семьей — семейный театр в детском саду, — объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала при поддержке педагогов;

• теоретически обосновано и реализовано в практике дошкольных образовательных учреждений содержание взаимодействия по развитию воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• исследованы культурно-исторические и педагогические предпосылки создания семейного театра в детском саду;

• разработана «семейно-общественная» модель театра (интегрирующая традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития), как средства развития воспитательного потенциала семьи, включающая в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательно-методический, коммуникативно-процессуальный, результаг1 тивно-диагностический;

• разработана технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявлен ее развивающий эффект для всех субъектов взаимодействия;

• исследованы возможности использования новой формы взаимодействия с семьей (семейный театр) в рамках современной педагогической концепции сотрудничества.

Теоретическая значимость:

• конкретизированы сущность и содержание понятия воспитательного г' потенциала семьи;

• определены компоненты воспитательного потенциала семьи, разработаны их содержательные характеристики, уровни развития, применительно к культурно-досуговой деятельности;

• выявлены особенности развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в условиях детского сада;

• творчески воссозданы традиции домашнего театра в новой формесемейный театр в детском саду.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации нашли свое отражение в работе дошкольных образовательных учреждений и способствовали повышению уровня развития воспитательного потенциала семьи. Исследование сопровождалось реализацией технологии развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, программы «Чудо по имени театр», которая используется в работе дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры и является модулем региональной программы гражданско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина».

Содержащиеся в работе теоретические и научно-практические материалы по развитию воспитательного потенциала семьи могут быть использованы в системе педагогического образования родителей, повышения квалификации работников дошкольных учреждений, школ, при разработке программы курса «Управление развитием взаимодействий образовательных учреждений с семьей» для слушателей ФПК и ППРОв методической работе в ДОУ.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается методологией исследованиясистемой методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследованиясистемным подходом к решению проблемы: опытно-экспериментальной работой, осуществляемой на протяжении пяти лет.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы обсуждались на заседаниях научно-исследовательской лаборатории проблем образования родителей ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет».

Основные положения работы нашли свое отражение в докладах и выступлениях на областных и межрегиональных научно-практических конференциях в г. Волгограде (2003;2005), международных и всероссийских научно-практических конференциях (г. Санкт-Петербург, 2005; г. Пятигорск, 2005), научно-методических семинарах заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Фролово, на заседаниях методических объединений педагогов дошкольного образования г. Фролово Волгоградской области.

Результаты исследования внедрены в практику работы МДОУ № 2, 6, 12 г. Фролово Волгоградской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Решение проблемы развития воспитательного потенциала семьи предполагает выбор оптимальных средств, среди которых особое место занимает совместная театральная деятельность воспитывающих взрослых и детей.

2. Семейный театр — творчески воссозданное средство развития воспитательного потенциала семьи, приобщения детей и взрослых к миру театра, художественным ценностям, характеризующееся интегративными особенностями. Семейный театр объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства. Семейный театр — специфическая форма передачи опыта предшествующих поколений, интегрирующая накопленную веками мудрость русского народа, создающая определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.

3. Семейный театр представляет собой конструктивную форму взаимодействия ДОУ с семьей, объединяющую семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала этого социального института при поддержке педагогов.

4. Развитие воспитательного потенциала семьи дошкольника в семейном театре становится возможным при его целенаправленной организации педагогами ДОУ, как культурно-досуговой деятельности, значимой для реализации творческих возможностей воспитывающих взрослых и детей.

5. Для развития воспитательного потенциала в семейном театре необходимо использование педагогической технологии, направленной на:

• развитие открытых, доверительных отношений с семьей, осознание родителями воспитательной, творчески-развивающей функций, функции организации досуга;

• постижение традиций домашнего и общественного театра и ценности их интеграции и развития в новых культурно-исторических условиях;

• выявление причин, сдерживающих формирование и развитие гармоничных детско-взрослых взаимоотношений в семье.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы.

1. В процессе эксперимента нами были разработаны содержательные характеристики компонентов воспитательного потенциала семьи дошкольника: педагогического, социально-психологического, культурно-досуговогоопределены уровни его развития.

2. Разработана и апробирована технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявлен ее развивающий эффект.

3. Подтверждено, что семейный театр может являться уникальным средством развития воспитательного потенциала семьи в случае заинтересованности родителей и педагогов этой формой взаимодействия. Театральное искусство явилось связующим звеном между семьей и дошкольным образовательным учреждением, позволило выйти на новый уровень диалога между педагогами, родителями и детьми.

Заключение

.

По итогам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема развития воспитательного потенциала семьи обозначилась сравнительно недавно и обострилась сложившейся кризисной ситуацией в семье и семейном воспитании.

Понятие «воспитательный потенциал семьи» не нашло в науке однозначного определения и включает в себя разнообразные факторы, условия, компоненты. Данное состояние проблемы развития воспитательного потенциала семьи позволило нам определить воспитательный потенциал семьи как сложную совокупность педагогических знаний, умений, культурно-ценностных ориентаций, родительских внутрисемейных отношений, определяющую развитие воспитательной функции семьи.

2. Воспитательный потенциал семьи составляют следующие компоненты: педагогический, социально-психологический, культурно-досуговый.

Педагогический компонент предполагает наличие определенного уровня педагогической культуры: понимания целей и задач семейного воспитания, педагогических знаний и умений родителей, культуры родительских чувствнаправленность семьи на взаимодействие с ДОУ.

Социально-психологический компонент представляет осознание родителями социальной ответственности, способности родителей в формировании самооценки личности ребенка дошкольного возраста, характер внутрисемейных отношений.

Культурно-досуговый компонент предполагает наличие культурно-ценностных ориентаций семьи, традиций в организации семейного досуга.

В структуре воспитательного потенциала педагогический компонент является ведущим. От уровня его развития зависит способность семьи осуществлять воспитание духовно богатой личности, способствовать физическому, эмоциональному, умственному развитию ребенка.

Социально-психологический компонент определяет социальную ответственность родителей в воспитании и развитии детей, возможности семьи в плане развития и удовлетворения потребностей, как взрослого, так и ребенка. Семья развивает потребности в общении (ребенок овладевает приемами общения, умением держаться в обществе, отстаивать свое мнение и считаться со взглядами других) — характер внутрисемейных отношений определяет семейную сплоченность, принятие ребенка со стороны взрослых, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций, доминирование кого-либо из членов семьи.

Культурно-досуговьгй компонент позволяет выявить, насколько семья способна заложить ориентации человека в семейных и межличностных отношениях, стиле жизни, уровне развития общекультурных ценностей человека. Организация семейного досуга определяется характером использования свободного времени для отдыха и духовного развития всех членов семьи, сохранением семейных традиций, совместными занятиями, увлечениями, играми, организацией семейных театральных постановок.

3. Ведущее условие развития воспитательного потенциала семьи — развитие конструктивного взаимодействия детского сада и семьи адекватными поставленной цели средствами. Творчески воссозданное средство развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующееся интегративными особенностями — семейный театр в детском саду.

Семейный театр в детском саду — творческое объединение нескольких семей, педагогов детского сада, работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций общественного и домашнего театра, и развитие воспитательного потенциала семьи.

Семейный театр объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства.

4. Развитие воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра проходит поэтапно.

Первый этап, организационно-исследовательский, направлен на определение уровня развития воспитательного потенциала семьи, выявление потребностей и возможностей семей в подготовке и проведении совместных театральных постановок, привлечение семьи к обсуждению проекта программы занятий в театре «Чудо по имени театр» и организации среды. Программа ориентирована на развитие партнерства детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества. В основе программы лежат принципы природосообразности, культурно-исторической преемственности, акмеологический принцип, краеведческий принцип, гуманистический принцип, принцип диалогичности, принцип развивающих взаимодействий, принцип событийности.

Смыслом второго, поддерживающе-развивающего этапа является поддержка стремления семьи узнать новое о театральном искусстве, истории и культуре родного края, о новых формах проведения досуга с детьмиразвитии творческих способностей всех участников семейного театра в детском саду. На третьем, конструктивно-рефлексивном этапе реализуются самостоятельные творческие проекты семей, как в детском саду, так и в домашних условияхродители и педагоги анализируют совместные достижения, оценивают результаты взаимодействия в процессе совместной театральной деятельности.

Технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач семейного воспитания:

— гармонизации детско-взрослых отношений на всех возрастных этапах;

— переводу родителей и ребенка от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению их в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в самостоятельную организацию домашних театральных постановок;

— переводу родителей от «проживания рядом» с детьми — к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;

— переходу от применения отдельных театрализованных игр, как в детском саду, так и в семье — к совместным семейным праздникам в ДОУ и домашним театральным постановкам в кругу близких и родственников;

— сближению членов семей и развитию доверительного отношения с педагогами ДОУ;

— переходу от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: 1993−608 с.
  3. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. комп., 1988−237 с.
  4. Ю.И. Часы досуга нашего. М.: Знание, 1968 79 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 -339 с.
  6. И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театральной деятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук. Саратов, 2001 18 с.
  7. А.И. Возродить семейную жизнь // Социологические исследования 1992 — № 10 — С. 96−100
  8. А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. М., 1992. — С.11−27.
  9. Т.А., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных фор сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998. № 6 — С.66−70
  10. П.Антоненко В. В., Третьяк А. М. Педагогика для всех: Воспитание детей в семье. М.: Книга, 1981. 47 с.
  11. Е. П. Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как? /Науч.ред. В. М. Иванова. М., 1993 — 59 с.
  12. Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: 1994. 40 с.
  13. Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М., 2004. — 208 с.
  14. Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред.A.B. Запорожца, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968 — 446 с.
  15. A.B., Петрянкина А. П. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях // Семья в России. -М.: Чебоксары, 2001 № 1. — С.93−100.
  16. JI.B. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991 127 с.
  17. Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985 224 с.
  18. С. Воспитатель и родители.// Дошкольное воспитание, 2004. № 10. с. 44−47
  19. Ю.К. Избранные педагогические труды /сост. Ю.Ю. Бабанский- М.: Педагогика, 1989 — 558 с.
  20. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре. Дис.канд.пед.наук. М.: 1996 160 с.
  21. Г. К. Семья и школа формируют человека. Алма-Ата: Мектеп, 1984. 72 с
  22. Д.Д. Воспитание уважения к старшим у детей 6−7 лет в условиях семьи и детского сада: Автореф. дис.канд.пед.наук. М.: 1976−24 с.
  23. А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его величество Ребенок, какой он есть. М.: ACT — ПРЕСС, 1999. — 429 е.: ил.
  24. A.M. Воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  25. A.A. Театрализация детских игр. JI., M.: Книжный угол, 1924−79 с.
  26. Г. И. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. -М.Д995.С.22−24.
  27. В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками. Автореф. дисс.канд.пед.наук. 1988. 16 с.
  28. Бестужев- Лада И. В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением. М., Политиздат, 1988. 270 с. 31 .Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью М.: Мысль, 1988. -301с.
  29. А.П. Искусство человеку. — М.: Гос. Изд-во полит.лит. — 1961. -70 с.
  30. Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1995. Вып. 1. — С.36−45.
  31. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982 — 199 с.
  32. A.A. Личность и общение: Избр. Труды. М.: Педагогика. 1983.-272 с.
  33. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 — 464 с.
  34. В.В. Любовь, семья, общество. М.: Знание, 1983 — 64 с.
  35. М.И. Организация семейной досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Автореф. канд пед.наук.- Оренбург, 2001 18 с.
  36. P.C. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса. // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. С.33−35
  37. В.В. Что такое искусство. М.: Изобр. Искусство. 1988. 326 с.
  38. Д. Радости родительских забот. Пер. с венгерского., М.: Изд-во: Прогресс, 1983.-199 с.
  39. Д. Дела семейные. М.: Педагогика, 1986 160 с.
  40. А.Я. Структура и типы родительских отношений. Автореф.дис.конд.пед.наук. М.: 1987- 18 с.
  41. А.Я. Системная семейная психотерапия. Самара, СамВен 1996.-43 с.
  42. Д.В. Разговор с родителями. М.: Независимая фирма Класс. 1994−112 с.
  43. Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993 — 128 с.
  44. С. Театр начинается с тренировки // Обруч 1997 № 6. С.30−32
  45. Т.Н. Этнопедагогика. М., Академия 1999 168 с.
  46. А.Ф. Педагогика досуга. Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т, М. МПСИ Флинта 1998 — 232 с.
  47. К.Н. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества / Материалы Всероссийского научно-практического семинара/ Под ред. И. А. Хоменко, СПб., 2005. С.56−58.
  48. В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. 146 с.
  49. Воспитание дошкольника в семье (Вопросы теории и методики) / Под. ред. Т. А. Марковой. -М.: Педагогика, 1979 191 с.
  50. Воспитателю о работе с семьёй: пособие для воспитателя детского сада /под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989 — 192 с.
  51. Воспитатели и родители / Сост. JI.B. Загик, В. М. Иванова., М.: Просвещение, 1985. 96 с.
  52. Воспитательные возможности семьи./ Сб. науч. тр. АПН СССР / Под ред. А. М. Низовой, М: Б.н., 1981 91 с.
  53. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999 — № 4 — С.27−39.
  54. Воспитание семьянина //http://g7.zatulinka.ru/vospw/semia.htm
  55. Все о детях и семье //- http://www.7ya.ru/
  56. М. Что такое игра? / Культура 1982 — № 4 — С. 131−142
  57. JI.C. Избранные психологии, исследования / Выготский JI.C. М.: Изд-во пед. наук, 1956. — 519 с.
  58. JI.C. Общ. ред. Вяч. Иванова- Коммент. JI.C. Выготского, Вяч.Вс. Иванова / Выготский JI.C. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 с. — (Из истории советской эстетики и теории искусства).
  59. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 — 90 с.
  60. E.H. Семейный клуб как средство социализации ребенка. Автореф.дис.канд.пед.наук. Н.Новгород. 2002 -20 с.
  61. . И .Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов. С предисловием для родителей и воспитателей. СПб. 1912 — 245 с.
  62. B.C. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентиров. образоват. концепций). М.: ИнтерДиалект+, 1997.- 697 с.
  63. И.Н., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. -М.: ФОЛИУМ, 1994 61 с.
  64. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 3-е изд. испр. и доп. — М.: ЧеРо- Сфера, 2001. — 240 е.: ил.
  65. .Б. Царские дети и их наставники. СПб.: Товарищество М, 0. Вольф.- 1912−330 с.
  66. Г. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5−7 лет. Дисс.канд.пед. наук. М., 2003 18 с.
  67. Д.П. Общение со взрослыми и познавательная активность детей // Дошкольное воспитание. 1977. № 9 — С. 44−48
  68. А.Ю. Семейная педагогика в России во 2-й пол. XIX нач. XX вв. / Пятиг. Гос. Ун-т. — Пятигорск, 1996 — 85 с.
  69. И.В. О воспитательном потенциале семьи // Советская педагогика. 1981.- № 1. — С.36−42
  70. И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание, 1985−40 с.
  71. Г. И. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Автореф. дис.канд.пед.наук. -М.: 1990- 17 с.
  72. А.П. Формирование личности ребенка в детском саду. М.: просвещение, 1980- 111 с.
  73. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1992 № 2. — С.22−33.
  74. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М.: Изд-во Эксмо, 2002.- 736 с. С. 218
  75. Т.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в микро и макроструктуре. Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 2003 20 с.
  76. Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ, 2002. -№ 4-С. 18−20
  77. В.М. Радость семейного общения Воронеж. Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2000. — 128 с.
  78. В.М. Гармонизация родительско-детских отношений средствами групповой работы. Автореф.дис.конд.пед.наук. Воронеж, 2002- 19 с.-20 с.
  79. И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. Рук-во для педагогов. М.: ГосНИИ семьи и воспитания 2000. 40 с.
  80. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Из-во «Акцидент» — 1995−288 с.
  81. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. М., Просвещение, 2-е издание, 1986 — 207 с.
  82. Детский сад и родители (из опыта работы детских садов Москвы) / Под ред. Е. И. Колоярцевой, М., 1969. 160 с.
  83. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /под ред. Т. А, Репиной М.: Педагогика, 1987 — 190 с.
  84. Т.Н. Из детства в отрочество. // Обруч, 1999. — № 5. С. 2223
  85. Доронова Т. Н О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2000. № 3. С. 87−90
  86. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в дет.саду. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 1983.- 288 с.
  87. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко — М.: ЛИЖА — ПРЕСС, 2001. — 224 с.
  88. А.Н. Взаимоотношения родителей и детей как условие воспитанности подростков. Автореф.дис. .канд.пед наук Л.: 1986
  89. Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
  90. Н.Н. Что такое театр: Книжечка для детей. СПб.: Светозавр, 1921−76 с.
  91. М.С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д., Чертков Ю. Д. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб., 2001.-239 с.
  92. O.B. Счастье в семье миф или реальность? / Материалы Второго Российского Конгресса «Мир семьи». 4.1. Тезисы участников Конгресса / Сост. И общая ред. С. А. Байкин. — М.: Фонд «Мир семьи», 2001.- 198 с.
  93. П.М. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. М.: Искусство, 1972 -352 с.
  94. А. Вреден ли театр дошкольнику? // Обруч 1999. № 4. С. 3−4.
  95. JI.B. Содержание педагогического просвещения родителей по нравственному воспитанию дошкольников// За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье Под ред. P.A. Курбатовой-М.: Просвещение, 1982-С. 138−142.
  96. А.Н. Воспитательная функция социалистической семьи. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1980. 16 с.
  97. В., Целиковская О., Если в семье есть дети. М.: Изд-во: Московский рабочий, 1961. 143 с.
  98. Закон РФ «Об образовании» // Общее среднее образование России: Сб. норм, документов 1992−93 г. Кн. 1.-М.: Просвещение, 1993 -226 с.
  99. Н.И. Взаимодействие школы и культурно-просветительных учреждений в эстетическом просвещении подростков. Дис.канд.пед.наукКиев, 1989- 18 с.
  100. A.B. Роль Выготского в разработке проблемы эмоций// Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. М.: Просвещение, 1981 -С.57−63
  101. A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника/ под. ред. А. Д. Кошелевой -М.: Просвещение, 1985 С.8−28
  102. O.JI. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи. Автореф.дис.канд.пед.наук. М.: 1987 — 21 с.
  103. О.JI. Идеи гуманизации в работе воспитателя с родителями // Методист детского сада / Под ред. P.C. Буре. М., 1994 — С. 12−16.
  104. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб. пособие, М., Academia, 1999 160 с.
  105. О. Л. Детский сад и семья: первые годы революции и современность // Управление ДОУ, 2002. № 4 — С. 15−19.
  106. О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. М., 2003 — 120 с.
  107. О.Л. Вместе с семьей: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по программе «Дружные ребята» / Науч. ред. P.C. Буре. М., 2004. С. 116−130.
  108. О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
  109. М. Семья и личность. Пер. с польского М.: Прогресс 1986 -135 с.
  110. В.В. Психология детства. М. 1996 — 336 с.
  111. В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье. Дис.канд.пед.наук. -М.: 1983 169 с.
  112. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989−170 с.
  113. H.A., Латов Н. В. Праздник в семье. М.: Педагогика, 1986−141 с.
  114. A.A. Этнопедагогика как средство формирования культуры семейного досуга. Дис.канд.пед.наук. СПб.: 1992 193 с.
  115. Г. Н. Театрализованная игра и её влияние на воспитание старшеклассника. Автореф. дис.канд.пед.наук. Л.: 1983 -20 с.
  116. Кан-Калик В. А. Семейная педагогика. Педагогика развития о проблемах воспитания детей в семье. Грозный, 1987. 190 с.
  117. П.Ф. О детских играх и развлечениях. СПб.: 1898 58 с. / Энциклопедия семейного воспитания. Вып. 4
  118. П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. 2-е изд. СПб.: 1913 — 123 е./ Энциклопедия семейного воспитания. Вып. 1
  119. П.Ф. История русской педагогики // Советская педагогика. 1992- № 11−12. — С. 90−101.
  120. П.Ф. Каптерев о семейном воспитании: Учеб. пособие: Для студентов высш. и сред, пед.учеб. заведений / Сост. Андреева И. Н. -М.: Academia, 2000. 167 с.
  121. Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение., 1969. — 144 с.
  122. A.B. Сохранится ли семья в будущем // Семья в кризисном социуме. Харьков: 1994 — С.31−32
  123. Т.П. Роль образования в жизнедеятельности семьи // Семья в кризисном социуме. Харьков: 1994 — С. 11 -12.
  124. Книга молодой семьи: сост. В. В. Александрова. JI.1989, С. 24−25
  125. C.B. Психология современной семьи. М.: Просвещение 1988- 160 с.
  126. С. В. Психология семейных отношений. М.: 1987 160 с.
  127. М. Домашний театр // Дошкольное воспитание, 1991. -№ 4. С. 86−88
  128. Я.А. Пансофическая школа.// Изб.пед.соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1982 — 656 с.
  129. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988 — 269 с.
  130. В.В. Формирование отношений между взрослыми и детьми в семье и детском саду. Автореф.дис.канд.пед.наук. М.: 1967- 16 с.
  131. A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР. -М.: Высшая школа, 1990 207 с.
  132. В. Сценический грим и дети // Обруч 1999 № 4. С.33−34
  133. M.B. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. Автореф. дис.канд.пед.наук. М.: 1994 — 18 с.
  134. В.Н. Воспитание педагогической культуры родителей./ Материалы Всероссийского научно-практического семинара/ Под ред. И. А. Хоменко, СПб, 2005. С. 109 -112.
  135. C.B. Влияние содержания общения со взрослыми на отношение к нему ребенка. Автореф. дис.канд.пед.наук.-М.: 1983 -23 с.
  136. Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода. Дис.канд.пед.наук. Красноярск, 1998
  137. Ю.А. Супруги, родители, дети. М.: Педагогика, 1985. -176 с.
  138. Я. Как любить детей. М.: Изд-во: Знание. 1991. 192 с.
  139. Я. О науке воспитания // http://www.genesis.ru/pedologia
  140. М. Воспитание детей на примере Царственных мучеников. М., 2004, 288 с.
  141. В.В. Методы и методология педагогических исследований. Педагогика и психология в таблицах и схемах. 256 с.
  142. Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение, 1973−485 с.
  143. Н.Б. Культурология образования. М, 2000 Народное образование — 272 с.
  144. H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики. М, Просвещение, 1974 447 с.
  145. Э.С. Мы и наши дети. М.: Педагогика, 1975 48 с.
  146. А.И. У истоков русского театра. Книга для учащихся -М.: Просвещение, 1984 206 с.
  147. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Академия, 2000 -232 с.
  148. Культура семьи как объект социологического исследования. Сб.статей. Отв.ред. JI.H. Коган, Б. С. Павлов Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980 — 144 с.
  149. Культура семейных отношений. Сборник статей. М.: Знание, 1985. — 176 с.
  150. Е.И. Воспитание чувств детей в семье. Киев: Радянська школа, 1983 — 120 с.
  151. С.Д. Нравственное развитие личности в семье. М.: Знание, 1977−64 с.
  152. И.Я. Культурология. Курс лекций.-2-е изд., испр.-Минск:ТетраСистемс, 1999.- 536 с
  153. А.Н. Проблема развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  154. П.Ф. Семейное воспитание и его значение. М.: 1991 -146 с.
  155. Д.М. Оценка образовательного капитала семьи./ Материалы Второго Российского Конгресса «Мир семьи». 4.1. Тезисы участников Конгресса / Сост. И общая ред. С. А. Байкин. М.: Фонд «Мир семьи», 2001. — 198 с.
  156. В.А. Семья как субъект и среда формирования системы ценностей. // Семья в кризисном социуме. Харьков: 1994 — С. 88−89
  157. О.Г., Медведева М. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы // Управление ДОУ, 2002, № 4 С.20−23.
  158. М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М, 1979 207 с.
  159. Г. Ю. Культурно-досуговая деятельность в петровский период. Дис.канд. пед. наук. СПб.: 1993 183 с.
  160. Личность родителей в зеркале семейных отношений (воспитательный потенциал семьи и его роль в формировании личности ребенка) // Соц. Защита населения: Обзор. Информ. Сер.: Соц. Помощь семье и детям. М, 1995 — Вып. 1 — С. 11−34.
  161. О.В. Сфера родительских чувств и её «действие» // Мир психологии. 1996. — № 1. — С. 54−69.
  162. Г. Д. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994 — 365 с.
  163. A.A. Детская психология. М.: просвещение 1971 — 415 с.
  164. A.C. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Избр. Соч. М.: Педагогика, 1977 — С. 66−67
  165. Манина И, Рожкова Т. Дети воспитатели — родители// Дошкольное воспитание. — 2001. — № 1. С.48−52.
  166. Т.А. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности ребенка // Основы дошкольной педагогики. -М.: Педагогика, 1980 С.229−250
  167. Т.А. Роль современной семьи // Воспитателю о работе с семьей / Н. Ф. Виноградовой М.: Просвещение, 1989 — 189 с.
  168. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи и основ. Принципы. СПб.: Речь, 2000. — 149 с.
  169. М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждение. М.: ТЦ. Сфера, 2001−128 с.
  170. С.И. Волшебный мир театра. М.: ВЛАДОС 1999 -216 с.
  171. С.И. Для кого в ДОУ праздник? // Обруч, 1999, № 4. С.25−27
  172. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 128 с.
  173. A.A. Организация семейного досуга как сфера социально-педагогической деятельности. Дис.канд.пед.наук. СПб.: 1993- 179 с.
  174. Н. Я. Короткова H.A. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990 — 156 с.
  175. Н. Я. Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. М.: Творческая педагогика. 1991 — 35 с.
  176. О.В. Педагогика семьи: Учеб. пособие / Омск. Гос. Пед. Ун-т. Омск, 2000 — 210 с.
  177. Народное искусство в воспитании детей / Под. ред. Т. С. Комаровой, М., 1997.-208 с.
  178. Немирович Данченко В. И. Рождение театра. М.: Изд. Правда, 1989−576 с.
  179. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Дис.канд.пед.наук. JL: 1980 215 с.
  180. A.M. Некоторые проблемы разработки методики исследования семейного воспитания. // Советская педагогика 1976 № 11.-С 34−37.
  181. JI.A. Мама или детский сад. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1990. 93 с.
  182. Образование и обучение в семье // http://school.edu.ru/catalog
  183. Общение детей в детском саду и семье. / Под.ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990 — 152 с.
  184. Общение как педагогическая проблема. Сб. научн. трудов / Под.ред. A.B. Мудрика. М.: Просвещение, 1974 — 95 с.
  185. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников./ Под.ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974 — 207 с.
  186. Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М.: Просвещение, Учебная лит-ра., 1996. 144 с.
  187. О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников. Дисс.канд.пед.наук. Тюмень, 2002. 195 с.
  188. Н.Ф. Драматизированная игра. Опыт драматической работы на I й ступени. — Л.: Начатки знаний, 1925 — 40 с.
  189. Организация досуга детей в семье. М. 2001. — 204 с.
  190. Организация досуговой деятельности школьников за рубежом. /Под ред. И. А. Новиковой.- СПб. Образование.- 1994 — 143 с.
  191. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М., 2002. 272 с.
  192. Основы дошкольной педагогики/ Под ред.A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980−271 с.
  193. A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984 — 205 с.
  194. Патрис Пави. Словарь театра. Пер. с французского / Разлогова K.M. /-М.: Прогресс, 1991 408 с.
  195. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника // Научно-исследовательская лаборатория проблем образования родителей, Евдокимова Е. С., Кудрявцева Е. А., и др. Волгоград, 2003 -143 с.
  196. Педагогический журнал «Учитель» // http://artykov.temator.ru
  197. Л.К. Взаимоотношение родителей и детей как фактор нравственного воспитания и развития личности в подростковом возрасте. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М.: 1973 25 с.
  198. Т.Г. Театральное искусство и дети. // Искусство в жизни детей М.: Педагогика, 1991 — С.11−24.
  199. В. А. Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 1926.
  200. Т.П., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду», М.: Школьная пресса. 2000. — 128 с.
  201. A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981 -95 с.
  202. М.Н. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей./ Материалы Всероссийского научно-практического семинара/ Под ред. И. А. Хоменко, СПб., 2005. С.86−89
  203. А.И. Культурология: Курс лекций в 2-х кн. Кн. 1. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1995−216 с.
  204. В.М. Радость общения. Киев, Рад. школа, 1991 — 412 с.
  205. И.Э. Психология в семье / Пер. с латыш. М., 1991. -208 с.
  206. Приглашает детский сад! М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2002 — 144 с.
  207. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. М. А. Васильевой, М.: Просвещение, 1985. 174 с.
  208. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание, 2003. № 1. С. 12−19
  209. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание, 2003 № 12, С. 2−7
  210. Профессия: родитель // http://talant.spb.ru
  211. Т.А. Общение в детском саду и семье. М., 1990. 125 с.
  212. A.C. Проблемы развития семейной педагогики. /Материалы Всероссийского научно-практического семинара/ Под ред. И. А. Хоменко, СПб.: Сага, 2005. С.8−13.
  213. Родителям о детской психологии // http://vospitanie.hl .ru
  214. В.М. Культурология. М.: Изд. дом Форум ИНФРА — М, 1999 -341 с.
  215. Ю.И. Искусство театра в системе эстетического воспитания . ч.1. М.1982−64 с.
  216. Н. И. Некрылов А.Ф. Народный театр. М.: 1991 476 с
  217. Сайт Владимира Кудрявцева // http://vtk.al.ru/institut
  218. В. Психотерапия семьи / Пер. с англ. Авидон И, Исаковой О. СПб.: Речь, 2001. — 283 с. — (Психотерапия на практике). — Пер. изд.: Phychotherapy of family / Satir V.
  219. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика- Пресс 1992−192 с.
  220. Сац Н. И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М.: 1963
  221. Сац Н. И. Новеллы моей жизни. М.: 1984 397 с.
  222. Семейное воспитание: Краткий словарь, сост. Гребенников И. В, Ковинько JI. B, М.: Политиздат, 1990 319 с.
  223. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. вузов / Сост. Лебедев П. А. М.: Академия, 2001. — 408 с.
  224. Семья как объект философского и социологического исследования / А. Г. Харчев Л.: Наука, 1974 — 150 с.
  225. Семья: социально-психологические и этические проблемы. Справочник/ Зацепин В. И. и др. Киев: Политиздат Украины, 1990 -254 с.
  226. Семья XXI века / Материалы международной научно-практической конференции, Калининград, 2004. 210 с.
  227. Семья // http://www.examen.ru/
  228. Семейное воспитание // http://www.cultinfo.ru/
  229. Семейное воспитание //http://www.sciteclibrary.ru/family/
  230. В.Д. Взаимодействие школы и социальное среды. М., 1990. -112 с.
  231. Р.К. Домашний театр как средство гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье. Дис.канд.пед.наук. М.: 1995 167 с.
  232. О.С. Эмоциональные отношения в семье. Социально-психологические исследования. Кишинев, 1991 — 85 с.
  233. В.И. Общение в семье как фактор формирования личности. Автореф.дис. .канд.пед.наук. Л.: 1974 — 21 с.
  234. Современная семья: проблемы и перспективы// http://bank.orenipk.ru/
  235. B.C., Марич Е. М. Воспитатель детского сада жизненные ценности и профессиональные ориентации / социолог, исследование, М. 2000. -235 с.
  236. B.C., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. М., 2002. — 247 с.
  237. М.В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников. Дис.канд.пед.наук. СПб., 2004−20 с.
  238. Э.В., Дубкович Б. Н. Семья как источник воспитательных воздействий.// Семья как объект философского и социологического исследования. Л.: 1974-С. 131−149.
  239. С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. -М., 1989.-367 с.
  240. О.В. Педагогические условия включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ. Дисс.канд.пед.наук. Екатеринбург, 2002 189 с.
  241. O.B. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
  242. Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 2000 184 с.
  243. Социология семьи и брака //http://artykov.temator.ru/
  244. Специфика семейного воспитания в современных условиях. / Под.ред. И. В. Гребенникова, А. М. Низовой. М.: НИИОП., 1979 — 83 с.
  245. A.C. Как быть родителями / о психологии родительской любви / М.: Педагогика, 1986 — 157 с.
  246. Н.П. Хроника семейного общения. М.: Знание, 1987 -94 с.
  247. К.С. Избранное /Сост. Ю. С. Калашников и В, Н. Прокофьев. М.: Всерос. театр, о-во, 1982 512 с.
  248. А. Повышение педагогического потенциала семьи. Рига: МПЛатв. ССР, 1980−28 с.
  249. М.П. Воспитание искусством: в театр всей семьей. -Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во., 1986. 192 с.
  250. В.А. Семья и дети в современном мире. / Материалы Второго Российского Конгресса «Мир семьи». 4.1. Тезисы участников Конгресса / Сост. И общая ред. С. А. Байкин. М.: Фонд «Мир семьи», 2001, — 198 с.
  251. Театр дома и в школе. Руководство по подготовке домашних и школьных спектаклей, составленное артистом императорских театров В. Н. Всеволодским. СПб.: Родник — 1912 — 48 с.
  252. Театр, семья и школа. / Сб.ст. сот. Ю. А. Зубков. М.: Педагогика, 1975 — 128 с.
  253. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 288 е.: ил.
  254. Театр и образование: Сб.науч. тр. /Отв.ред. Е. К. Чухман. М.: изд. РАО, 1992−178 с.
  255. Тенденция развития современной семьи. / РАН Инс-т социологии. -М.: 1992- 196 с.
  256. Тезаурус для учителей и школьных психологов. Серия «Новые ценности образования .М., 1995 350 с.
  257. В .Я. Семья и формирование личности. М.: 1987. 135 с.
  258. A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988 — 127 с.
  259. E.JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Автореф.дис.канд.пед.наук. М.: 1986 — 24 с.
  260. Г. А. Дошкольная психология. М., 2001. — 336 с.
  261. Успех семейного воспитания //http://edu.rin.ru/
  262. Учиться искусству воспитания. М.: А.П.О. 1993. — 54 с.
  263. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени и детства. М., 1997. 160 с.
  264. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие / Шинелева JI.T., Дегтярь JI.C., Зайкова Е. М. и др.- Моск. гос. социал. ун-т. М.: Союз, 1997.-221 с.
  265. Фольклор музыка — театр: Программно-метод.пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС 1999. — 216 с: ил.
  266. А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991 319 с.
  267. Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. // Художественное творчество и ребенок. / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972 — С.87−99
  268. Л.С. Театрализованы игры дошкольников как средство эстетического воспитания. // Актуальные проблемы художественноговоспитания детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1983 — С. 22−26.
  269. JI.C. Театр и внутренний мир ребенка. // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. H.A. Ветлугиной М.: Педагогика, 1989 — С.24−33
  270. JI.C. Театр дома // Дошкольное воспитание 1990 — № 12. — С. 60−62.
  271. Т.В. Мир жизни ребенка в детском саду. Красноярск: КГПУ, 1994−36 с.
  272. Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. Пер с финского, М.: 1993 112 с.
  273. И.Н. Как растить ребенка. / Педагогический университет, М.: Изд-во: Знание, 1991. 192 с.
  274. И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. СПб, 1995 — 120 с.
  275. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. -160 с.
  276. Л.И. Игра-жизнь-театр // Обруч 1996, № 4 С. 17−19
  277. Л.И. От потешек к Пушкинскому балу. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.- 160 с.
  278. В.М. Неполная семья: Информ. метод. Материалы к изучению курса „Семьеведение“. — Волгоград: Перемена, 2000. — 124 с.
  279. В.К. Психология души: Уч. пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. М, Академия 2003. 240 с.
  280. .Ф. Укрепление первичного круга// Семья XXI века: Материалы междунар. научно-практ.конф. Калининград, 2004. -с. 1518.
  281. С.Т. Избр. Пед.соч. Т. 2./ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Щацкой М.: Педагогика, 1980 — 416 с.
  282. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. — 112 с.
  283. Н.Е. Школа и семья: Педагогический альянс. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. -112 с.
  284. Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1978 С.7−26
  285. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  286. Энциклопедический словарь юного зрителя М.: Педагогика 1989 -416 с.
  287. П.М. Коллектив семьи и формирование личности. / Советская педагогика. 1975, № 1 — С. 106−116
  288. З.А. Семья как базисная подсистема общества: Автореф. дис.. д-ра социол. наук / Рос. ин-т культурологии. РАН. М., 1995. 42 с. 295. .Ястребова JI.A. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения // http://pn.pglu.ru1. Анкета 1
  289. По выявлению уровня педагогической культуры родителей.1. Укажите данные о себе:11. фамилия, имя, отчество.12. образование.13. имею опыт воспитания (укажите цифрой) детей в семье.
  290. Каким методами воспитания Вы отдаете предпочтение, в случае негативного поведения ребенка?31. совет, 32. беседа с ребенком, 33. лишение удовольствий, 34. запрет без объяснения, 35. физическое наказание.
  291. Ваше мнение о степени Вашей педагогической подготовленности.41. вполне достаточное, 42. не совсем достаточное, 43. недостаточное, затрудняюсь ответить.
  292. Наиболее важные для Вас источники пополнения педагогических знаний:51. индивидуальное консультации с педагогами ДОУ (психологом, логопедом), 52. материалы газет и журналов (укажите каких), 53. другие источники.
  293. Как оцениваете своего ребенка в случае негативных ситуаций?61. акцентирую внимание на конкретном поступке, 62. оценку даю всей его личности в целом, 63. безразличен, 64. другое.
  294. Как осуществляете оценку достижений ребенка?71. радуюсь вместе ребенком, одобряю его, 72. радуюсь, но стараюсь не проявлять это внешне, 73. безразлично, 74. другое.
  295. Благодарим за доброе сотрудничество.1. Анкета 2
  296. Анкета на выявление особенностей проведения совместного досуга.
  297. Уважаемые родители! Уважаемые бабушки и дедушки! Просим вас ответить на вопросы анкеты.
  298. Что Вы понимаете под словомдосуг»?
  299. Есть ли у Вас общие занятия иувлечения?4. Есть ли в Вашей семьетрадиции?
  300. Кто является хранителем традиций, передаются ли они от поколения к поколению?
  301. В какие игры Вы любите играть с детьми?
  302. Спасибо за плодотворное сотрудничество.1. Тест «Рисунок семьи»
  303. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Л. Кормана и др.
  304. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.
  305. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
  306. Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
  307. Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
  308. Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа».
  309. Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».
  310. При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее: а) последовательность рисования деталей-б) паузы более 15 секунд-в) стирание деталей-г) спонтанные комментарии ребенка-д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
  311. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).1. Обычно задаются вопросы:1. Скажи, кто тут нарисован?2. Где они находятся?
  312. Что они делают? Кто это придумал?
  313. Им весело или скучно? Почему?
  314. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  315. Кто из них самый несчастный? Почему?
  316. Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
  317. Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т. п.).
  318. Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны
  319. Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков1 Общий размер рисунка -2 Кол-во членов семьи
  320. Соответствующие размеры членов семьиматьотецсестра братдедушка бабушка и т. д.
  321. Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними5 Наличие животных
  322. Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изобралсение в двилсении, действии
  323. Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 .)
  324. Степень аккуратности исполнения 1выявить негативные чувства к членам семьи, 3 позитивные.
  325. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
  326. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  327. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
  328. Ты имеешь. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
  329. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  330. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
  331. Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:
  332. При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д.
  333. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА «Рисунок СЕМЬИ»
  334. В рисунках (по JI. Корману) анализируют: а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность)-б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
  335. Просим Вас ответить на ряд вопросов, ответы на которые помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.
  336. Как Вы относитесь к театральному искусству?
  337. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?
  338. Как Вы относитесь к созданию в нашем детском саду творческих мастерских «История театра», «Куклы и дети», «Фольклор и театр»
  339. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?
  340. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?
  341. Какой вид театра Вам нравится больше всего:• Кукольный-• Настольный,• Театр теней,• Театр марионеток,• Опера и балет,• Музыкальный театр,• Другой
  342. Что Вы знаете о театре нашегогорода?
  343. Как Вы относитесь к возможности организации семейного театра?
  344. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:1. Изготовление кукол,
  345. Пошив костюмов для театральных постановок, Изготовление декораций,
  346. Изготовление афиш, пригласительных билетов и т. д, Собственное участие в постановках.
  347. Благодарим за сотрудничество.1. Анкета 4.
  348. Выявление отношения к театральному искусству. Уважаемые родители!
  349. Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий просим Вас ответить на следующие вопросы.
  350. Что Вы можете сказать о дошкольном учреждении, которое посещает Ваш ребенок?• оно Вас устраивает полностью-• оно Вас в основном устраивает-• оно Вас не устраивает.
  351. Уделяете ли Вы внимание воспитанию в семье (как это выражается)?
  352. Ю.Какие качества вы хотели бы воспитать в детях?11 .Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?
  353. В какие игры Вы любите играть сдетьми?
  354. Большое спасибо за сотрудничество!
Заполнить форму текущей работой