Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ощущения от обертонов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ощущение звонкости и полетности голоса зависит, как показали исследования голосов многих вокалистов, начинающих певцов и обычных людей, не музыкантов, от наличия в нем высокой певческой форманты. Ее величина намного больше у мастеров вокального искусства, нежели у начинающих певцов и простых смертных. Существует также и низкая певческая форманта, спектр которой лежит в районе 300—600 Гц. Эта… Читать ещё >

Ощущения от обертонов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования, проведенные Г. Гельмгольцем, о которых мы уже говорили, показали, что единичный тон имеет сложную природу, и что его можно разложить на составные части. Для этого был создан прибор, именуемый спектрометром, который разлагает звук на составляющие его обертоны подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, расщепляется на составляющие его все цвета радуги. В этом приборе звук, поступающий через микрофон, проходит через специальное усиление и целый ряд частотных фильтров, которые и разделяют его на составные части. В спектре звука, который можно фиксировать на экране спектрометра, можно заметить отдельные, сильно выделяющиеся пики, состоящие из группы обертонов. Они были названы формантами. Именно от их состава и зависит окраска голоса.

Оказалось, что каждый гласный звук имеет от трех до пяти формант и каждый гласный звук, взятый на одной ноте, имеет свой набор формант.

В табл. 9.1 представлены средние частоты формант гласных[1].

Таблица 9.1

Особенности структур формантного состава различных гласных.

Гласный звук.

Частота речевых формант, Гц.

Первая форманта.

Вторая форманта.

Третья форманта.

У.

о.

А.

Е.

И.

Ы.

Ощущение звонкости и полетности голоса зависит, как показали исследования голосов многих вокалистов, начинающих певцов и обычных людей, не музыкантов, от наличия в нем высокой певческой форманты. Ее величина намного больше у мастеров вокального искусства, нежели у начинающих певцов и простых смертных.

Голоса даже выдающихся певцов, если их прослушать без высокой певческой форманты (что возможно сделать при помощи спектрометра), ощущаются как лишенные яркости, тусклые, значительно теряющие в тембре. Звучание форманты в чистом виде очень приятно на слух и создает впечатление соловьиной трели или звучания маленького серебристого колокольчика. Любопытно, что высокая певческая форманта содержится не только в высоких голосах, но и в самых низких, что придает им характерный и высоко ценимый признак, называемый «металлом» в голосе. «У начинающих певцов интенсивность певческой форманты, как указывает В. П. Морозов, составляет 3—5%, у опытных профессиональных певцов — 15—20%, а у выдающихся мастеров вокала доходил до 35% и более»[2].

Существует также и низкая певческая форманта, спектр которой лежит в районе 300—600 Гц. Эта форманта придает голосу ощущения мягкости, массивности, бархатистости.

Как художники для выражения определенных настроений используют определенные краски, точно так же и композиторы для передачи тех или иных настроений используют инструменты, тембр которых может вызывать необходимые ощущения. Так, для выражения лирических переживаний композиторы используют флейту, скрипку, гобой; для выражения душевного подъема — медные духовые инструменты и ударные. Тембр инструмента, так же как и цвет, и звучание отдельной гласной у вокалиста, оказывается связанным с конкретными ощущениями, корни которых уходят в толщу бессознательного коллективного опыта прошлых поколений.

  • [1] См.: Фант Г. Акустическая теория речеобразования: пер. с англ. М., 1964.
  • [2] Морозов В. П. Тайны вокальной речи. М., 1967. С. 100.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой