Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание студентов в университетах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом, может показаться, что первоначально, при возникновении университетов в их задачи не входило воспитание учащихся. Правда, несмотря на тот факт, что образовательный процесс носил в средневековье отвлеченный и абстрактно-логический характер, воспитанием в университетах все-таки занимались. Воспитанием студентов университеты занимались зачастую нецеленаправленно и стихийно, но тем не менее… Читать ещё >

Воспитание студентов в университетах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В целом, может показаться, что первоначально, при возникновении университетов в их задачи не входило воспитание учащихся. Правда, несмотря на тот факт, что образовательный процесс носил в средневековье отвлеченный и абстрактно-логический характер, воспитанием в университетах все-таки занимались. Воспитанием студентов университеты занимались зачастую нецеленаправленно и стихийно, но тем не менее воспитательный процесс школяров и магистров шел в широком педагогическом смысле. Рассматривая воспитание в средневековом университете с точки зрения характера отношений участников воспитательного процесса, его можно определить как сочетание стихийного и целенаправленного воздействий представителей старших поколений (ректора, профессоров, студентов старших курсов) на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

Воспитание в университетах средневековья зачастую носило лишь поверхностный и вероятностный характер, не существовало жесткой взаимосвязи между воздействием с воспитательными целями и результатом. Была абсолютная неопределенность сроков и характера проявления воспитательного процесса. Воспитание продолжалось стихийно в течении всего периода обучения школяров и магистров в университете. Воспитательный процесс состоял из нескольких частей:

  • — Обычаев и ритуалов, существовавших в университете;
  • — Воздействия педагога и его примера;
  • — Подражания студентов определенному педагогу;
  • — Подражания историческим и художественным образцам;
  • — Общения внутри студенческой среды в так называемых общежитиях;
  • — Формирования чувства корпоративности.

Важное значение в воспитательном процессе играли традиции и ритуалы. Традиции складывались в тот момент, когда практическая жизнь из различных вариантов поступков отобрала и утвердила их в общественном мнении в качестве нравственной ценности. Сразу после этого включается социальный механизм, при котором обеспечивается передача нравственных ценностей от одного поколения к другому. Традиции присущи всем сферам общественной жизни: науке, политике, быту, экономике, и воспитанию в том числе. В целом достаточно тяжело переоценить воспитательную силу традиций. Различные традиции оказывали большое эмоциональное воздействие на молодежь в колледжах, педагогиях и средневековых университетах. Среди университетских традиций можно выделить присягу в присутствии ректора, клятву школяра, вступавшего в корпорацию, разного рода торжества и т. д. После сдачи вступительных экзаменов в средневековых университетах проходила своеобразная церемония посвящения, в которой участвовали все студенты — и абитуриенты, и магистры. Каждого нового обладателя степени торжественно заводили в здание университета, а находившиеся там магистры утверждали вновь прибывшему, что они готовы принять его в свой круг. Университетская корпорация по-прежнему оставалась полновластным хозяином положения" [2, с. 121]. После этого, каждый абитуриент давал присягу в присутствии ректора. В своей клятве он торжественно обещал соблюдать университетский устав. Таким образом школяр вступал в студенческую иерархию. Ежедневно принималась новая порция студентов, которая включала в себя по четыре человека от каждой из наций. Вместе с ними приходили их учителя, которые были свидетелями и гарантами успеехов учеников [2, с. 122]. Фавье так описывает одну из традиций Сорбонны — участие в открытии ежегодной ярмарки в Ланди: «12 июня там открывалась специальная ярмарка пергамента, куда ректор и школяры направлялись торжественным строем с возглавлявшими процессию жезлоносцами. Важно восседавший на муле ректор был облачен в мантию. Его кортеж походил одновременно и на крестный ход, и на фарандолу. Выставленные кожи внимательно рассматривались. Ректор в первую очередь отбирал пергаменты для дипломов, вручаемых студентам следующего выпуска. Потом школяры напивались, а учителя исчезали. И начинался всеобщий беспорядок» [2, с. 144].

Важную роль в воспитании студентов играла личность профессора. Профессионально-коммуникативная культура средневекового профессора, а также особый стиль общения, который предполагал наличие у преподавателя таких важных качеств, как умение правильно и главное быстро ориентироваться в динамике различных ситуаций при общении со студентами. Однако главное, в чем состояла суть процесса воспитания в европейских университетах эпохи средневековья — это дух корпоративности. Именно корпоративность была основой воспитательной среды в средневековом университете. В отличие от других учебных заведений, в средневековых университетах был специальный корпоративный «университетский климат», как продукт взаимодействия преподавателей и студентов в различных сферах: бытовой, духовно-нравственной, и, конечно, научно-познавательной. Дух корпоративности был неотъемлемой чертой любого профессионального общества, в том числе и университета в период средневековье. Этот дух корпоративности можно описать как определенное чувство принадлежности к особому сообществу, к элитарной группе, которая обладала своей собственной, особенной системой ценностей, позволявшей отличить членов университетского братства от простых горожан. Корпоративный университетский климат неизменно пронизывал все компоненты жизненной среды слушателей и профессоров, он включал в себя ценности, идеалы и приоритеты, которые составляли духовное пространство университетского сообщества в эпоху средневековья. Именно данный климат отражал высокий статус и особую роль университетов.

Жан Фавье достаточно красочно и подробно описал победу университетских профессоров над сержантами короля, которые арестовали двух магистров в месте территориальной неприкосновенности — в университетских стенах. Он писал, что в 1440 году произошел один из первых серьезных инцидентов, в котором столкнулись интересы преподавателей и людей из Шатле. Трое королевских сержантов позволили себе арестовать двоих магистров августинцев прямо в их резиденции, то есть в месте их территориальной неприкосновенности. Сержанты были обязаны явиться с повинной в одном нижнем белье и с факелами в руках и попросить прощения у Alma mater. Данный случай обсуждался многими. Для того, чтобы увековечить свою победу, представители университета заказали мраморную статую [2, с. 124]. Во время стычки между школярами и сержантами, сержанты превысили свои полномочия, в результате студентов сначала избили, а затем подвергли аресту. Законоведы из Шатле попытались воспользоваться данным обстоятельством, и с радостью обрушились на университетские вольности и привилегии. Сержанты навели на университетский квартал ужас, но магистры быстро пришли в себя. Было проведено расследование. 9 мая на генеральной ассамблее доложили, что парижский Прево попрал привилегии университета. В ходе столкновений погиб один из студентов — молодой юрист, который отличался замечательной успеваемостью, и не был замечен каких-либо порочных делах. Один человек угрожал самому ректору и собирался силой отвести его к Прево. Ректор добился, чтобы провели расследование. Лейтенанта по уголовным делам Жана Безона уволили. Человеку, грозившему ректору, отрубили кисть руки. Короче, людям из Шатле пришлось целый год просить прощения у магистров и школяров" [2, с. 129−131]. Воспитанные университетскими традициями школяры сохраняли верность своему учебному заведению всю жизнь, после возвращения в родной город или родную провинцию, добившись положения и денег, заведя семью. Русский ученый Л. Н. Модзалевский в книге «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» утверждает: «По отношению к университетскому юношеству наука действовала не вполне воспитательно: нравы были грубы; вражда разделяла учащихся на множество лагерей; но и это не улегшееся брожение в среде свободной молодежи было по своим последствиям плодотворнее прежнего оцепенелого застоя монастырских школ с их суровой, всеподавляющей дисциплиной» [5, с. 245]. Думается, Модзалевский излишне категоричен в своей оценке «воспитательности средневековой науки». В университет приходили юноши в совершенно «диком» состоянии, в них семья не воспитывала нравственность. Университет же воспитывал мышление и формировал весьма ценные свойства студента: ощущение и осознание корпоративности, пусть даже в таком грубом виде, как уличные драки, когда сходились горожане и бурши (часто вместе с профессорами) и корпоративной же свободы, когда посягательство на школяра задевало честь профессора и ректора. Сам же Модзаевский позже заметил, что университетская наука понемногу сглаживала грубые нравы буршей и школяров: «грубость и испорченность стали понемногу исчезать под влиянием развившейся в университетах и распространившейся в обществе науки» [5, c. 248].

Одной из особенностей средневековых университетов было то, что использовались силовые меры по отношению к студентам во время обучения. В те времена считалось, что студент лучше запоминает информацию, если его иногда поколачивать. До наших дней дошло большое количество средневековых пособий, рекомендовавших бить плетью, пороть или таскать за уши учащихся. Иногда могло попадать даже студентам королевской крови. Правда, стоит отметить, что у тех принцев, которые не проявляли больших успехов в обучении, всегда рядом находились так называемые мальчики для битья, которые принимали на себя гнев профессора, взамен принца.

В более поздние эпохи традиция посвящения в ряды студенчества также была достаточно популярна в средневековье. Например, в пособии для студентов «Manuale Scolarium» (конец XV века) приводится процедура посвящения в студенты молодого человека, которая, правда больше была похожа на издевательства. Новоиспеченного студента стригли тупыми ножницами, били и т. д. Судя по всему процедура была достаточно веселой для всех наблюдавших. университет средневековый студент учебный В основе студенческого образования лежало изучение латинского языка и грамматики. Данные знания, по-хорошему, будущие студенты должны были изучить еще до поступления в университет — с частными учителями или в грамматической школе. Школярам жилось достаточно плохо. Например, Эразм Роттердамский, сравнивал школы с застенками, где основными инструментами в обучении были линейка, треххвостая плетка и розги. В принципе, на легкую жизнь не стоило рассчитывать и тем, кто занимался с частными преподавателями. Наказаниям подвергались все, в том числе и принцы. Например, молодого короля Людовика XIII пороли до пятнадцати лет, хотя на тот момент он уже считался королем). Исключением были лишь английские принцы, рядом с которыми, как уже говорилось всегда находились так называемые мальчики для битья.

В университетах был специальный человек, который был обязан следить за поведением учащихся — наставник. Существование данной должности было вполне обосновано, так как образ жизни студенчества оставлял желать лучшего: они могли допоздна бродить по улицам, пить много пива и вина, ссориться с городскими жителями, а также друг с другом. Зачастую они давали друг другу достаточно обидные прозвища, например, французы были неженками, нормандцы — хвастунами, а англичане — пьяницами.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что уже на начальных этапах становления высших школ в системе университетского образования сложился определенный комплекс мер воспитательного характера для воздействия на учащихся: традиции в университетах, помогающие выработать определенные личностные качества; образ преподавателя как особый образец поведения для студента; а также дух корпоративности, который лег в основу воспитательного процесса в университете.

Несмотря на это, стоит отметить, что воспитательный процесс отличался некоторой хаотичностью и стихийностью, не носил системного характера.

Однако это не мешало создать в университете особую атмосферу, которая была способна сформировать особую элитную личность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой