Введение.
Сравнительный анализ систем мотивации педагогов из столицы и регионов
Структура данной работы включает в себя три главы. В первой главе приведены основные теоретические аспекты исследования, примеры их применения на практике в средних образовательных учреждениях. Во второй главе описаны основные тенденции социально-экономической ситуации в России и выявлены основные различия между рассматриваемыми регионами. Также дана характеристика двух объектов исследования… Читать ещё >
Введение. Сравнительный анализ систем мотивации педагогов из столицы и регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях становления общества, основанного на знаниях, и стремительного развития технологий основным требованием государства и общества к деятельности средних образовательных учреждений становится высокое качество образования. Такое качество в значительной мере обеспечивается уровнем квалификации учителей, а также их заинтересованностью в результатах своей деятельности.
Однако, несмотря на постепенное выравнивание положения российских регионов, сохраняющиеся различия приводят к серьезным проблемам в деятельности провинциальных школ. Сохраняющаяся неравномерность социально-экономической ситуации в разных регионах страны в свою очередь приводит к различиям в государственном и региональном финансировании общеобразовательных школ, в возможностях населения оплачивать дополнительные услуги, а, следовательно, и в оплате труда учителей. Различия в уровне жизни населения лишь отчасти нивелируются разницей в уровне цен в различных регионах. В результате, на фоне постепенно растущей мобильности населения появилось понятие «учительского десанта», выражающегося в стихийном создании групп педагогов, которые покидают родной город ради заработка в столице, деля между собой издержки аренды жилья. Данное явление наиболее характерно для относительно транспортно-доступных по отношению к столице регионов, в которых существует значительное отставание в оплате труда по сравнению с Москвой.
В данных условиях руководству провинциальных образовательных учреждений необходимо понять, какие факторы играют ключевую роль при решении преподавателя о смене места работы в другом регионе, чтобы разработать возможные для школы меры по удержанию профессионалов в стенах учебного заведения.
Проблемой исследования являются существенные различия в уровне оплаты труда учителей в относительно близких регионах страны, которые на фоне роста мобильности населения приводят к оттоку наиболее квалифицированных преподавателей в Москву, и, соответственно, к ухудшению кадрового состава средних образовательных учреждений и качества подготовки учащихся в провинции.
В период позитивного развития страны различия между наиболее развитыми и остальными регионами постепенно стираются, однако в период рецессии и кризиса такая позитивная тенденция практически не наблюдается. Это означает, что в условиях быстро и в достаточной мере непредсказуемо меняющейся социально-экономической ситуации от руководства региональных образовательных учреждений требуется создание и использование долговременной и стабильной системы мотивации педагогов. Такая система должна не только решать текущие проблемы, в частности, отток наиболее сильных и, как правило, молодых учителей, но и учитывать систему интересов преподавательского состава региональных школ в улучшившейся социально-экономической ситуации. С определенным приближением в качестве прогноза такой системы интересов можно использовать московских учителей.
Предметом исследования является система интересов педагогов из регионов и Москвы.
В качестве объектов исследования выбран педагогический состав.
- а) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 25 имени Н.К. Крупской» ;
- б) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Центр образования № 1449 имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова» .
Выбранные школы расположены в регионах со значительной разницей в уровне и качестве жизни населения и хорошей транспортной доступностью по отношению друг к другу.
Цель исследования: создание системы мотивации для педагогов, провинциальных школ, ориентированной на решение их стратегических и текущих целей, в частности, препятствующей оттоку специалистов из регионов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- — Исследовать существующие системы мотивации персонала, отражающие систему их интересов;
- — Выявить специфику системы интересов педагогов средних образовательных учреждений и соответствующее ей своеобразие системы их мотивации;
- — Определить методы анализа системы интересов сотрудников средних образовательных учреждений, исходя из специфики их деятельности;
- — Исследовать современную социально-экономическую ситуацию в РФ;
- — Выявить различия в социально-экономической ситуации в г. Москве и г. Ульяновске;
- — Проанализировать деятельность объектов исследования;
- — Определить используемые в анализируемых учебных заведениях системы мотивации;
- — Разработать анкету для определения системы интересов педагогов;
- — Обосновать выборку респондентов и разработать процедуры исследования;
- — Определить систему интересов педагогов в каждом из анализируемых объектов и выявить их основные различия;
- — Создать относительно стабильную систему мотивации для ульяновской школы, которая учитывает систему интересов ее персонала и ее наиболее вероятные изменения.
Структура данной работы включает в себя три главы. В первой главе приведены основные теоретические аспекты исследования, примеры их применения на практике в средних образовательных учреждениях. Во второй главе описаны основные тенденции социально-экономической ситуации в России и выявлены основные различия между рассматриваемыми регионами. Также дана характеристика двух объектов исследования и действующей системы мотивации в каждом учебном заведении. В последней главе разработана анкета для выявления относительной важности основных интересов преподавателей в области их профессиональной деятельности и частной жизни, выявлены основные проблемы действующих систем мотивации и предложены рекомендации по улучшению сложившейся ситуации для ульяновской школы.
Методика данного исследования включает в себя:
- — анализ литературы, связанной с изучением системы интересов работников, в том числе, творческих специальностей, а также системы мотивации и, принципов ее построения на предприятиях и в государственных учреждениях, в частности, образовательных;
- — анализ проведенных ранее исследований по рассматриваемой тематике;
- — анкетирование преподавателей из разных регионов страны с целью определения разницы в системе их интересов;
- — анализ результатов анкетирования;
- — проектирование системы мотивации для региональной школы.
мотивация образовательный персонал мобильность.