Социально-психологические методы мотивации персонала
Социально-психологические методы мотивации в своей совокупности предназначены для создания и поддержания таких условий внутри организации, при которых работники: Выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможно смена лидера; Установление несколько завышенных стандартов поведения или производительности, мотивации сотрудников… Читать ещё >
Социально-психологические методы мотивации персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-психологические методы мотивации в своей совокупности предназначены для создания и поддержания таких условий внутри организации, при которых работники:
- § стремятся к повышению собственной результативности и эффективности организации;
- § имеют все возможности для саморазвития в выбранных ими самими направлениях;
- § ощущает единство своих жизненных ценностей и целей организации.
Грамотное использование социально-психологических методов развивает у сотрудников чувство причастности к организационным проблемам, которые люди начинают рассматривать как свои собственные. Именно поэтому многие компании при приеме на работу начинают все больше внимания уделять жизненными ценностям и ориентациям будущих работников, в не их квалификации. Ведь квалификация приобретается, а принципиальные расхождения в ценностях практически непреодолимы. Ценностно-ориентированный подход к подбору сотрудников может предупредить многие эмоциональные конфликты с руководством. Большинство людей предпочитают работать и работают более результативно в условиях эмоционального комфорта, чем в другом месте, где будут платить несколько не будет.
Среди социально-психологических методов мотивации можно выделить:
- § вовлечение сотрудников
- § социологические исследования;
- § соревнование;
- § методы морального поощрения и порицания;
- § психологическое влияние;
- § убеждение.
Вовлечение сотрудников в процессы жизнедеятельности организации является необходимым условием ее постоянного развития. Если человек в долгосрочной перспективе связывает свое будущее с организацией, в которой работает, то это имеет положительный эффект как для работника, так и для организации. Поэтому многие руководители стремятся вовлекать сотрудников в организационные процессы. Однако используемые для этого методы не всегда себя оправдывают.
Социологические исследования как инструмент мотивации играют двойственную роль. Первый они являются источником информации о социальных проблемах организации, подразделений и социальных групп. Во-вторых, с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал организации.
Соревнование может реализовываться одним из следующих способов:
- § выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможно смена лидера;
- § установление несколько завышенных стандартов поведения или производительности, мотивации сотрудников на их достижение;
- § поддержание социальной преемственности передового опыта, что достигается проведением различных конкурсов, работой кружков качества, поощрением передовиков производства, празднованием успешного завершения важных для организации работ.
Психологическое влияние, оказываемое руководителем на подчиненных, может быть положительным, т. е. повышающим авторитет руководителя и увеличивающим результативность отдельных работников и организации, или отрицательным, т. е. понижающим авторитет руководителя и уменьшающим результативность. Можно выделить кратковременное и долговренное влияние.
Убеждение в настоящее время становится одним из важнейших методов управления. Оно представляет собой активное воздействие на сознание людей через обращение к их собственным критическим суждениям. Умело его используя, можно изменить мировоззрение, эмоциональное состояние и мотивы, определяющие поведение человека. 1].