Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Китае со времени образования КНР направления: развития журналистики определяет государство. СМИ Китая всегда было рупором и инструментом Коммунистической Партии Китая (КПК), даже во время социально-экономических реформ. Но экономические преобразования также проходили внутри" самих СМИ Китая, которыестали муниципальными предприятиями без государственного бюджетного финансирования. СМИ Китая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Национальные особенности визуальной коммуникации Китая и их роль в становлении фотожурналистских текстов
    • 1. 1. Создание визуальных текстов древнего Китая посредством иероглифического письма. Первые газеты
    • 1. 2. Разнообразие печатных коммуникаций во времена правления династий Мин (1368 — 1644 гг.) и Цин (1644 — 1911 гг.)
    • 1. 3. Истоки и особенности китайской фотожурналистики.26'
      • 1. 3. 1. Начальный этап развития фотожурналистики Китая (1876 — 1937 гг.)
      • 1. 3. 2. Сложный период фотожурналистики Китая
    • 1. 4. Фотожурналистика нового государства
      • 1. 4. 1. Объективное и субъективное в фототворчестве
      • 1. 4. 2. Технические и творческие изменения в китайской фотожурналистике в конце XX — начале XXI в. в
  • Глава2. Фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая в военные и переломные годы
    • 2. 1. Китайская фотожурналистика во время оккупации
  • 1937- 1945 гг.)
    • 2. 2. Китайская фотожурналистика во время культурной революции (1966−1976 гг.)
  • Глава 3. Отражение социальных проблем Китая языком фотожурналистики в период перехода к рыночной экономике
    • 3. 1. Новая социально-политическая обстановка и деятельность СМИ Китая
    • 3. 2. Фотожурналистика как важнейшее средство отражения текущих событий, показа новых явлений в обществе
      • 3. 2. 1. Репортажная фотография
      • 3. 2. 2. Очерковая фотография
      • 3. 2. 3. Жанровая фотография
      • 3. 2. 4. Портретная фотография
    • 3. 3. Важнейшие события в Китае XXI в. и фотожурналистика
      • 3. 3. 1. Либеральное отражение социальных проблем Китая
      • 3. 3. 2. Творческие и этические проблемы отражения трагедии (землетрясение в Сычуань)
      • 3. 3. 3. Победа Китая в Олимпийских играх и фотожурналистика

Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В истории Китая визуальная коммуникация отражала облик общества до появления современных кино, телевидения, фотографии. Это произошло ^ благодаря развитию китайского иероглифа (от изобразительной письменности до современного китайского языка). Все это влияет на современную китайскую визуальную коммуникацию, так как некоторые иероглифы до сих пор имеют визуальный ряд. Он влияет на современную китайскую логику и философию, он действует на психологию современных журналистов. Ценность и значение китайской визуальной коммуникации отражается в работе современных журналистов.

В военные и переломные годы китайская фотожурналистика стала важным инструментом для пропаганды и важным средством для создания объективного образа Китая. Анализ современного состояния китайской фотожурналистики в период углубления рыночных отношений также необходим. Она имеет свои, отвечающие времени, особенности, по-своему отражает социальные проблемы, показывает образ жизни человека и страны. Данное исследование в контексте проблем современной китайской массовой коммуникации представляется, таким образом, актуальным. Ее актуальность подтверждается также тем, что в российской литературе по истории, развитию и современному положению визуальной коммуникации Китая мало публикаций. Особенно об отношении' китайского иероглифа и визуальной коммуникации. И также мало работ, посвященных китайской фотожурналистике в военные и переломные годы. Данная работа^ вводит в научный: оборот новые данные, по развитию • китайской, фотожурналистики, в контексте этих проблем.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является комплексный анализ фотожурналистики как одной из ветви визуальной' коммуникации Китая. В связи с этим анализируется процесс развития и особенности китайского иероглифа, взаимовлияние китайского иероглифического письма ивизуальной: коммуникации в целом друг надруга. Автор пытается? доказать, что китайский: иероглиф? сам являетсячастью визуальной} коммуникации. Щелью, исследования*является также1 систематизация? ш. периодизацияэтапов развития китайской? фотожурналистики' определениеролифотожурналистики в формировании^ объективного? образа Китая. Для достижения этих целей с поставлены следующиезадачи: изучение древнейкитайской визуальною коммуникации и фотожурналистики? (после появления* фотографии) и анализ* особенностей их развития-: рассмотрение явлений китайской фотографии и фотожурналистики в контексте анализа их исторического функционированияисследование. актуальных тенденций развития китайской фотожурналистики^ их влияния на общество в разные временаизучение актуальных проблемкитайской фотожурналистикисвязанных с созданиемшбъективногооблика Китаяанализфотожурналистских работ, которые были опубликованы в прессе или подготовлены фотожурналистами.

Объект исследованияОбъектом исследования является фотожурналистика Китая: как одна из ветвей визуальной коммуникации^ с присущими для Китая особенностями.

Предметомисследования* стала способность фотожурналистики объективно отражать историческую жизнь Китая за последние 100 лет и ее современные тенденции.

Теоретическая, база и методы исследования. Теоретической и методологической базой диссертационной работы послужили основные положения современной теории коммуникации и журналистики, изложенные в ряде источников. Ими явились, во-первых, труды общего характера по теории визуальной и печатной коммуникации. (Р. Арнхейма, Р. Барта, В. М. Березина, Б. П. Буданцева, Д. В. Иванова, В. В. Малявина.) 1 Во-вторых, труды по истории и теории журналистики, печатной и электронной. (Д. Брайнта и С. Томпсона, А. А. Грабельникова, Е. И. Пронина, Е. П. Прохорова, О. Р. Самарцева, Г. И. Сергеева, B. JI: Цвика.)2.

Наконец, использовались научные труды по специфике языка и изобразительно-выразительной теории фотожурналистских материалов: И. Д. Бальтерманц, В. Ю. Борева, А. С. Вартанова, Н. И. Ворона, E.JI. Мжельской, А. Лапина, В. Пескова, Пондопуло Г. К., Савчука В. В.,.

1 Арнхейм. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Изд-во «Прогресс», 1974. — 390 сБарт P. Camera Lucida. — М.: Ad Margirem, 1997. 223 е.- БерезишВ.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2004. -173 е.- Буданцев. Ю.П. В контексте жизни. — М.: Изд-во «Мысль», 1979. — 260 с.- Иванов Д. В. Виртуализация общества. — С-Пб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2002. — 214 е.- Малявин В. В. Китайское искусство. — М.: Изд-во «Искусство», 1955. —429 с.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. — М., С-Пб., Киев: Изд-во" «Вильяме», 2004. — 425 е.- Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. — М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. — 336 е.- Пронин Е. И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. — М. Изд-во МГУ, 1981. — 158 е.- Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. Учебное пособие. — М.: Изд-во РИП-холдинг, 1998. — 306 е.- Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста. — М.: Изд-во «Академический проект», 2007. — 527 е.- Сергеев Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. — М.: Изд-во УДН, 1989. — 224 с. Цвик В. Л.

Введение

в журналистику. Учебное пособие. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 91 с.

Тулупова В.В.3.

Диссертация была бы неполной без использования материалов, близких вопросам фотожурналистики, прежде всего филологических, а также исторических, философских, культурологических. Автор преимущественно опирается на работы: Аникиной А. Б., Болотновой H.G., Валгиной Н. С., Горохова В. М., Завадской Е. В., Кайды Л. Г., Лотмана Ю. М., Накоряковой К. М., Пауэлса Л., Рождественского Ю. В., Сухова А.Д.4.

3 Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 64 е.- Борев В. Ю. Фотографиях в структуре массовой коммуникации (на материале литовской школы художественной фотографии). -Вильнюс: Изд-во «Митис», 1986. — 192 е.- Вартанов А. С. От фото до-видео. — М.: Изд-во «Искусство», 1996. — 220 е.- Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики.

М.: Изд-во Высш. шк., 1991. — 78 е.- Мжельская E.JI. Редакторская подготовка фотоизданий: — М.: Изд-во Аст-пресс, 2005. — 109 е.- Лапин А. Фотография как.. -Mi: издатель Гусев Л. Е., 2004. — 321 е.- Пондопуло Г. К. Фотография и современность.

— М.: Искусство, 1982. — 173 е.- Савчук В. Философия фотографии. — Спб.:' Изд. СПбГУ, 2005. — 253 е.- Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. — Воронеж: Кварта, 2001. — 320 е.- Песков В. Любовь фотография. — М.: Изд-во «Тераа», 2003. -272 с.

4 Аникина А. Б. Образное слово в художественном и публицистическом произведении. Вопросы стилистики текста. — М.:

Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — М.: ВК, 2005. — 212 е.- Флинта-Наука, 2007. — 520 е.- Валгина Н. С. Теория текста. — М.: Логос, 2003. — 279 е.- Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. — М.: Мысль, 1975. -190 е.- Завадская Е. В. Мудрое вдохновение. Ми Фу (1052−1107). — М.: Изд. Наука, 1983. — 109 е.- Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. — М.: Изд. МГУ, 1989. — 180 е.- Лотман Ю. М. Иконическая риторика// Семиосфера. — Спб.: Искусство, 2000. — 703 е.- Накорякова К. М. Изображение и слово. О редактировании креолизованного текста. // Язык массовой и межличностной коммуникации. — М.: Медиамир, 2007. — с. 119−132- Пауэлс Л. Этика съемки людей и использования снимков: дилемма визуального исследователя. // Визуальная антропология: настройка оптики. — М.: ЦСПГИ, 2009, с. 126−148- Рождественский Ю. В. Общая.

Большое значение для исследования теории и истории китайской визуальной коммуникации имеют труды китайских теоретиков: Фан Ханьци, Цзян Цишэна, Ма Юньцзэна, Чэн Шэня, Ху Чжичуаня, Цянь Чжанбяо, Пэн Юнсяна, Чжан Шудона, Чжэн Жуса, Шэн Сигуя.5.

В диссертационном сочинении используются основные методологические принципы современных гуманитарных наук: теории и истории журналистики, философиипсихологии. Автор опирается на общенаучные методы: историко-типологический, сравнительный, структурный. В процессе работы над диссертацией также использовалось иные научные методы — теоретическое обобщение и анализ историко-литературных источниковпросмотр и анализ многочисленных фотографий, беседы и интервью с их авторами.

Степень разработанности проблемы. Во время китайской культурной революции все теоретические исследования по истории китайской фотографии прекратились. И только после 1978 года некоторые китайские ученые продолжили исследование проблем китайской1 фотожурналистики6, но, к сожалению, по теме данной филология. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 324 е.- Сухов А. Д. Прогресс и история. — М: Мысль, 1983. — 110 с.

5 Фан Ханьци. Общая история журналистики Китая. — Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 2006. — 420 сЦзян Цишэн. 140-летие фотожурналистики. — Пекин: Изд-во «Син Хуа», 1989. — 295 сМа Юньцзэн, Чэн Шэнь, Ху Чжичуань, Цянь Чжанбяо, Пэн Юнсян. История китайской фотографии 1840 — 1937 гг. — Пекин: Изд-во «Китайская фотография», 1987. — 342 е.- Чжан Шудон, Пан Дои, Чжэн Жус. Общая история печати Китая: — Тай Бэй: Изд-во The Graphic Communications Fundation, 2004. — 1319 е.- Шэн Сигуй. Пособие по фотожурналистике. — Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 2003. — 408 е.;

6 История развития китайского кино. /Под ред. Чэн Цзихуа. В 2-х т. 2-е издание. — Пекин: Изд-во «Китайское кино», 1997 (на кит. яз) — Сюй Линь. Фотожурналистика в эпохе чтения картины. — Пекин: Изд-во Китайская фотография, 2003 (на кит. яз) — Фан Ханьци. Общая история журналистики Китая. — Пекин: Изд-во диссертации исследований существует мало. В российской1 литературе изданий на русском языке по китайской фотожурналистике ещё не было. До сих пор слабо изучена тема создания фотожурналистикойобъективного образа страны.

Труды всех названных авторов, указанные источники способствовали более глубокому пониманию диссертантом изучаемой проблемы и помогли комплексно подойти к исследованию фотожурналистики Китая.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в систематизированном иобобщенном виде предпринята попытка рассмотреть возникновение и развитие китайской фотожурналистики, как исторической ветви визуальной коммуникации Китая, раскрыть особенности" фотокоммуникацииi в показе жизни, страны на различных этапах ее истории. Впервые были проанализированы фотографии времен оккупации' культурной революции и периода перехода к рыночной экономике.

Конкретные аспекты научной новизны состоят в следующем:

Фотография как образная информация о деталях жизни Китая передает заложенное в нее визуальное сообщение в синтезе с журналистским текстом и создает целостный образ Китая.

Прослеживаются измененияфункций фотоинформирования и фотопублицистики, тенденции большей свободы в использовании разных жанров при освещении трагедий и стихийных бедствий.

Обозначено повышение роли фотожурналистики в широком.

Китайский народный университет", 2006; (на кит. яз) — Цзян Цишэн. 140-летие фотожурналистики. — Пекин.: Изд-во Син Хуа, 1989 (на кит. яз) — Чжан Шудон,, Пан Дои, Чжэн Жус. Общая история печати Китая. — Тай Бэй: Изд-во The Graphic Communications Fundation, 2004 (на кит. яз) — Шэн Сигуй. Пособие по фотожурналистике. — Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 2003 (на кит. яз). отражении, общественно-политических проблем- (перенаселение, экология).. — •.

Проанализированы эстетические функции фотообраза в синтезе изображения и слова для выражения социальной идеи.

Фотография наряду с кино и телевидением участвовала в создании образа Китая на Олимпийских играх 2008 г. Это также является новым шагом в области фотожурналистских исследований, в частности- - и в данной работе.

Гипотеза научного исследования: Теоретический анализ особенностей фотожурналистики, — • специфики • использованиятехнических средств и методов! фотографирования дает, основания: выдвинуть положение, о важнойроли фотожурналистики? в создании объективного образа Китая, с учетом национальной самобытности' жизни народа и его менталитета.

Филологическийхарактер диссертации определяетсятем, что предметом ее исследованияявляется — журналистские произведения, реализованные в форме фототекста, представляющего коммуникативный акг визуального и вербального свойства. В работе анализируются8 такие журналистские проблемы как тематическая и жанроваяклассификация фотожурналистских произведений, филологические концепции, положенные в их основу.

Основные положения, выносимые на защигу:

1. В древнем Китае иероглифическое письмо являлось важным средством коммуникации. Многие тексты можно расценивать как первые попытки для создания образа общества. Иероглиф до сих пор имеет изобразительную функцию: Знаковые особенности: древней коммуникации влияли на выбор тем и композиционное построение сюжетов, оказывали и оказывают воздействие на современную фотожурналистику, помогают формировать образ Китая.

2. В предвоенные и военные годы фотожурналистика как один из действенных инструментов воздействия на сознание масс стала использоваться для формирования образа будущей страны, создания хорошего международного мнения в пользу своей страны, чтобы получить поддержку и сотрудничество на высшем уровне. И одновременно фотожурналистика создавала зримую объективную информационную картину японской оккупации.

3. Во время культурной революции фотожурналистика стала инструментом ее пропаганды, а те фотографии, используемые в них тексты, которые реально отражали драму того времени, впоследствии стали важным документальными свидетельством волюнтаризма и политической борьбы.

4. В период перехода к рыночной экономике фотожурналистика начала широко отражать социальные проблемы, чего до этого никогда, не было.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что внем обобщены исторические исследования и теоретические взгляды в области фотожурналистики, касающиеся возможностей использования визуальных и вербальных выразительных средств, стилей и способов создания фотожурналистских текстов с целью создания коммуникативного воздействия фотожурналистики исследуемой страны на политические и эстетические ориентации внутренней и внешней аудитории.

Результаты работы могут быть использованы для анализа особенностей выразительных средств фотокоммуникации в процессе создания имиджа государства. Кроме того, данные исследования представляют определенный интерес для специалистов в области СМИ, особенно, фотожурналистики с целью ознакомления с национальным своеобразием страны, а также для историков, политологов как ознакомительный материал, позволяющий лучше представить национальную самобытность китайского народа, его самосознание и культурное своеобразие.

Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по фотожурналистике, теории и практике международной журналистики.

Апробация результатов работы. Разработанные в диссертации инновации были экспериментально проверены в процессе прохождения педагогической практики под контролем научного руководителя.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию в опубликованных научных статьях и тезисах, в том числе в журнале из перечня ВАК ведущих рецензируемых научных изданий. Доклады по материалам диссертации были прочитаны на российских и международных научно-практических конференциях. j.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы страниц 158 с. основного текста, содержащего таблицы, библиографический список, приложение включает 141 фотографий. Фотографии, на материале изучения которых мы строим свое исследование, в основном представлены в приложении к диссертации. При необходимости иллюстрировать ими наши аргументы, в тексте работы приводятся отсылки к соответствующим номерам иллюстративных источников. Некоторые наиболее важные фотографии для более наглядной аргументации размещены непосредственно в тексте диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Во время исследовании процессов, происходящих в мировой журналистике, необходимо выделять основные четыре уровня исследования фотографического творчества: исторический, теоретический, социально-политический и национально-культурный.

Теоретический уровень исследования включает в себя проблемы универсального характера, законы визуальной коммуникации, искусствоведческие и филологические принципы семиотики и создания имиджа. Эти законы и принципы действуют в любых обществах в разные периоды их истории, но наполняются определенным содержанием в зависимости от конкретных историко-политических реалий.

Поэтому при исследовании журналистики и фотожурналистики необходимо учитывать и такие уровни, как исторический, социально-политический и национально-культурный. От явлений, которые они охватывают, зависит в большой степени и эстетико-филологическое решение тех или иных фотопроизведений и фотопроектов.

В силу этих причин данная работа, на наш взгляд, представляет в определенной степени приоритетный взгляд на фотожурналистику Китая, потому что вопросы создания образа страны в соответствующие исторические и современный периоды средствами визуальной фотокоммуникации на примере Китая не исследовались.

Новым для российских теоретиков в области мировой фотожурналистики является и исследование истории и теории китайской журналистики в контексте самобытности китайской письменной и печатной коммуникации, чему в данной работе уделено особое внимание.

Приведем основные выводы работы:

1.. В долгом пути китайской истории до появления фотографии’и возникновения фотожурналистики китайская письменная/ и в дальнейшем печатная коммуникация была связана с развитием китайских иероглифов, и поэтому носила визуальный характер. Первоначальная визуальная коммуникация Китая является знаковыми изображениями на стенках пещер и гончарных изделиях в последний период эпохи неолита двадцать шестого века до нашей-эры.В-эпоху Шан примерно к XIV в. до нашей эры образовались иньские надписи. Это были письменные знаки, их можно назвать изобразительной письменностью. Древнекитайская письменная и изобразительная коммуникация двигалась по пути, более близкому принципам современной семиотики (наука, о знаках коммуникации): Китайская традиция воплотила в себе особенности, свойственные древним восточным культурам. Гравюра, оттиск и печатаниена ткани, изготовленной из. коры деревьев, являлись первоначальными средствами визуальной коммуникации Китая. Повсеместное использование кисти, туши и бумаги при гравировании с использованием деревянного клише помогло развитию визуальных коммуникаций древнего Китая. Благодаря чему, визуальная, информация быстро распространялась на территории Китая и способствовала развитию цивилизации. Листки с первыми сообщениями о политических, военных и экономических событиях включали в себя изобразительное иероглифическое письмо, а также углубляющее изображение графические рисунки тушью. В VIIXI вв. также листки (прагазеты) тиражировались посредством изобретенного в Китае деревянного набора.

Автор проанализировал один из первых рукописных листов «Зинцзоюань Чжан» и его особенности, и пришел к выводу, что его можно считать газетой. Во-первых, главной задачей «Зинцзоюань Чжан» является передача информации, во-вторых, «Зинцзоюань Чжан» всегда выходила позже события, и после редактирования сообщений.

2. Автор изучил визуальную коммуникацию династий Мин и Цин, и пришел к выводу, что «ТанБао» в качестве первой* военной газеты в истории журналистики, имела основные особенности современной военной газеты. Визуальная письменная коммуникация (посредством иероглифов) династии Цин продолжила начатое предыдущей династией: печать книг, издание официальной газеты «Цин Бао» (по аналогии с «Ди Бао» предыдущейдинастии) и массовой газеты «Юаньмен Чао» и конечно, развитие цензуры. 15 июня 1876 г. в газете «Шен Бао» была опубликована реклама, хотя фотографии о событии невозможно было опубликовать в газете по техническим условиям, это событие показывает, что" страна' вплотную подошла к фотографической" документальной и фоторепортажной фиксаций* событий. Автор1 отметил, что конфуцианство и земледельчество ^ явились лишь частичной причиной' торможения процессов цивилизации. Причиной включения ее в общемировые процессы социально-культурного развития стала идеология Хэ Хэ. Хотя китайская визуальная коммуникация появилась раньше, чем у других народов, до конца правления', династии^ Цин (начало XX в:) она значительно отставала от других культур. Но китайскую, цивилизацию нельзя было замедлить, идеология Хэ Хэ имела сильное влияние' на народ, поэтому культура странывоспринимала и европейские достижения. Взаимообогащение культур — основа развития визуальной коммуникации:

3. Автор рассмотрел некоторые события в истории китайской фотожурналистики, например, 1 июля 1876- г. состоялась церемония открытия железной дороги Шанхай — Цзян Уан. Это стало первым событием, документально зафиксированным с помощью фоторепортажа. Губернатор Чжан Чждон в 1893 г. написал письмо императору. К тексту прилагался фотоальбом, состоявший из 56-ти 12-дюймовых фотоснимков. В то время тематика, по которой фотографии подбирались в альбом, была весьма разнообразной: военная, сельскохозяйственная, промышленная.

29 марта 1906 г. в газете «Пекинская речь» №> 570 была опубликована фотография трупа господина Цзян — начальника уезда, убитого французским миссионером. 20 августа 1907 г. в газете «Государственные дела», которая выходила в городе Гуан Чжон, была опубликована фотография «Жертва — женщина Цзю Цзин». Эти фотографии оперативно отредактировали и опубликовали, так что они имели все свойства и особенности фотожурналистики.

Журнал «Свет» стал первым примером фотопериодики Китая, хотя вышли только 2 номера в 1907 г. Там были опубликованы сотни снимков о науке и событиях общественной жизни. Эти события фиксируют начало современной китайской фотожурналистики. А в период 1919 — 1937 гг., который стал периодом экономической и политической нестабильности, люди нуждались в новостях. Технология печати прошла за это время путь до растровой фотографии, что сделало графическое письмо и оттиски фотографии действительно массовыми. Фотографии публиковались большими тиражами в периодической печати. Китайские журналисты приобретали зарубежный творческий и полиграфический опыт. В печати началось расширение тематики событий, отраженных в прессе с помощью фотографии.

4. В трудные времена фотожурналистика Китая стала инструментом пропаганды государственной идеологии. Диссертант привел некоторые фотографии и таблицы.

С начала создания КНР до культурной революции постепенно появилась такая тенденция фотожурналистики, как пропаганда, при которой интересы компартии должны быть всегда на первом месте, оттесняя объективность и правдивость. А когда началась, так называемая, «культурная революция», китайская фотожурналистика совсем прекратила свое развитие, она стала лишь инструментом пропаганды. В Китае фотожурналистика как средство отражения объективной реальности стала, развиватьсятолько после экономической: реформы (1978 г). Прогресс китайской фотожурналистики в конце 90-ых гг. проявился в том, что фотографии добились успеха на международных фотожурналистских конкурсах.

С 80-ых гг. XX в. нормы оценки репортажных фотоснимков постепенно совершенствуются, а в 90-ые гг. XX в. появилась следующая точка, зрения: .ценность, информации — фотоновости: Вэто же время зародилась концепция фотожурнализма.

5. Автор5 проанализировал фотоработы Ван Сяотин, Ша Фей, Ши Шаохуа, У Инсян, Ли Чженшен и Тан Дабай с .1937 по 1945 гг. и с 1966 по 1976 гг., в которых был всестороннее показанобраз страны того времени и открыты для народа многиефакты и события, Во время японской/ оккупациибыло многофоторабот, которые отражалиобъективный образ жизни, но ввиду многих причин они не сохранились. Такие: фотографы, как Ван Сяотин, Ша ФейШи Шаохуа и> У Иньсянь, изображали-реальную жизнь в период японской оккупации. В то время, их работы несли народу истину и придавали силы в защите Родины: В настоящее времяих работы, являются ценными историческими документами. А с другой стороны, с эстетической точки зрения, их работы имеют художественную ценность.

Фотография «Ребенок Китая» Ван Сяотина имела важное значение и в то время,., когда, была снята, и сегодня, она, не только получила отклики по всему миру, но. и дала китайскому народу возможность сопротивляться японской оккупации. Таким образом, фотожурналистика вдохновляла. нацию в. то время:

Газеты «Кан Ди», «Цзин Ча Цзи» и иллюстрированный^ журнал «Цзин Ча Цзи» стали самым важным инструментом пропаганды, в военном округе Цзин Ча Цзи. Получилось так, что эти периодические издания влияли на массовое сознание даже втылу и зоне оккупации. Передача объективных фактов борьбы и образов сражающегося Китая стала в то время важнейшей работой.

Автор проанализировал фотографию «Смерть республиканца» (1936 г., Испания, Р. Капа) и ил. 33', 34 (зима 1940 г., Ша Фей), и сравнил их. Автор отметил, что Роберт Капа всегда снимал в горячих точках, его работы отражали военные действия, они эмоционально воздействуют на зрителя. А Ша Фей более объективно и спокойно фиксировал факты. Можно сказать, что обе фотографии заставляют зрителей почувствовать причастность к сватке, гордиться героями, хотя они и находятся вдали от войны.

Серия фотографий «Женщины» тоже характеризует стиль Ша Фея, реально отражавшего происходившие в то время события. Эти фотографии показывают мирную жизнь военного округа.

Фотожурналистика должна объективно отражать рёальные факты, но автор снимка тоже имеет свое мышление, мировоззрение, и поэтому в объективной фотографии бывает субъективная идеология автора. Ша Фей тоже в своем творчестве был субъективен. Ил. 41, 42, 43 из серии' «Военная жизнь» показывают нам это. На самом деле, создавая субъективные образы, Ша Фей воодушевлял революционеров сражающегося Китая.

6. Фотожурналистика дает оперативную вербально-визуальную информацию. После публикации сообщения о событии изображения постепенно теряют актуальную оперативную значимость. Фотография переходит в новое качество, становится документом эпохи, документалистикой. При наличии в снимке образных обобщений, эстетических достоинств, она становится художественным произведением.

Рассмотрев фотоработы времен «культурной революции» в Китае, можно сделать несколько выводов. Во время «культурной революции» фотожурналистика стала лишь инструментом политической борьбы, так как она уже потеряла большинство жизненно важных социальных функций. На самом, деле, те-негативы, которые были спрятаны, и те, которые были опубликованы, отражают реальный4 образ Китая. Фотожурналистика формирует реальный образ Китая. Рано или поздно, фотожурналистика становится важным инструментом, одним из многих для отражения реальных социально-политических изменений в обществе. Фотография, развернутая в истории, открывает нам правду жизни и еще раз говорит, как художественная форма может эффективно влиять на содержание снимка.

Фотография (см. ил. 57) была опубликована в ежедневной газете «Хэйлунцзян» 13 августа 1966 г. Она быласмонтированана основе оригинального" снимка (см. ил. 56), который Ли Чжэнынэн' сделал 12 августа- 1966 г. на* митинге в центрегорода. Харбина Фотографы монтировали свои работы, передавали в редакцию, это позволяло защитить себя и получать, пленки и материалы. для дальнейшей работы. А с другой стороны, и оригинал и смонтированная версия отражали одно и то же состояние общества. Это был культ личности. Любой, смотрящий на эти фотографии, мог заметить, что5 народ слепо преклоняется перед одним человеком. Беспорядочный, задний план* и восторженные лица говорили О' том, что это были искренниечувства I народа, он от всейдуши верил в то, что делает. Оба варианта фотографии' являются теперь реальным отражением того безумного времени. Автор Ли Чжэньшэн как бысохранил духовный облик людей, состояние общества того времени.

7. В. Китае со времени образования КНР направления: развития журналистики определяет государство. СМИ Китая всегда было рупором и инструментом Коммунистической Партии Китая (КПК), даже во время социально-экономических реформ. Но экономические преобразования также проходили внутри" самих СМИ Китая, которыестали муниципальными предприятиями без государственного бюджетного финансирования. СМИ Китая активно пропагандировали и продолжают пропагандировать положительный образ общества, связанный с экономической реформой. В основном в СМИ Китая освещаются успехи экономической реформы. Хотя в XXI в. были разрешены и такие темы репортажа, как коррупция, катастрофы, стихийные бедствия, нищета крестьян, безработица, необразованность, но эта тематика занимает незначительное место в СМИ Китая. Их роль в отражении проведения социально-экономических реформ также осталась прежней, то есть они, являясь инструментом КПК, в основном рассказывают о положительных результатах. Лишь небольшая часть негативных материалов находит место на страницах прессы, как печатной, так и электронной.

8. Китайская^ фотожурналистика, одновременно с экономической реформой! развивается как новое явление, она сама как китайская экономическая реформа показывает всем свои достижения. Китайская фотожурналистика как один из видов СМИ отражает события, новые явления в обществе, делает свой вклад в решение социально-экономических проблем.

Диссертант проанализировал разные жанры фотографии, чтобы доказать, это утверждение. Репортажная фотография оперативно отражает события, показывает новые явленияв жизни общества, помогает решать социально-экономические проблемы в период перехода к рыночной экономике КНР, и ее укрепления.

Одна портретная фотография («Большие глаза», см. ил. 94, автор Се Хайлун) имела большое влияние, неся идею образования обществу через портрет человека, вступающего во взрослую жизнь. Можно сказать, что эта фотография меняла судьбы провинциальных детей, и одновременно смогла отразить огромную социальную проблему Китая в период перехода к рыночной экономике.

9. После анализа фотографий, которые 7 редакций Медиасоюза Китая предоставили на конференцию, можно сделать вывод: фотожурналистика не только создает облик жизни, но и посредством образного языка отражает социальные проблемы, способствует их решению. Китайская фотожурналистика в новом веке усилила эту функцию, она постепенно увеличивает функцию отражения социальных проблем, становится важным инструментом для отражения насущных вопросов.

10. После анализа фотографий о землетрясения диссертант сделал следующий вывод: жестокие и кровавые снимки не являются хорошим вариантом коммуникации, они неэтичные и негуманные. Для изображения подобных ситуаций существует много ракурсов, которые позволяют передать тот же смысл, не показывая окровавленные трупы. Такой способ передачи, информации имеет большее художественное значение и драматизм, и получает лучший социальный отклик. Во время олимпийских игр китайская фотожурналистика пропагандировала облик китайских спортсменов и жизнь Китая, и конечно патриотизм китайцев, проявлением которого Олимпиада дала новый толчок. Этому способствовало и фотожурналистике. Китайская фотожурналистика помогла китайцам повысить уверенность в свои силы. Она удачно показала Олимпийские игры. В течение 30 лет с тех пор, как начались китайские реформы, СМИ' страны постепенно стали работать таким образом, что их внимание привлекает то, что волнует и интересует зрителей и читателей. Китайская фотожурналистика выполнила свою функцию в отражении событий Олимпийских игр, но ей не удалось поднять острые темы, показать конфликты и проблемы, связанные с играми. i.

В целом, несмотря на трудности и проблемы, улучшение в отражении объективной картины мира китайская фотожурналистика является важным средством создания объективного образа страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги на русском языке
  2. А.Б. Образное слово в художественном и публицистическом произведении. Вопросы стилистики текста. — М.: Изд. ВК, 2005.-212 с.
  3. И.А., Ермаков М. Е., Мартынов А. С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М.: Изд-во «Муравей», 1998. — 288 с.
  4. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Изд-во «Прогресс», 1974. 390 с.
  5. И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 64 с.
  6. Барт P. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М.: Изд-во Ad Marginem, 1997. — 224 с.
  7. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: Изд-во РИП-холдинг, 2004. — 174 с.
  8. В.М. Фотожурналистика. М.: Изд-во РУДН, 2006. -159 с.
  9. Н.С. Филологический анализ текста. М.: ВК, 2005.-212 с.
  10. В.Ю. Фотография в структуре массовой коммуникации (на материале литовской школы художественной фотографии). — Вильнюс: Изд-во «Митис», 1986. 192 с.
  11. Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. — М., СПб., Киев: Изд-во «Вильяме», 2004. — 425 с.
  12. Ю.П. В контексте жизни. М.: Изд-во «Мысль», 1979.-260 с.
  13. Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. — 279 с.
  14. А.С. От фото до видео. М.: Изд-во «Искусство», 1996.-220 с.
  15. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М.: СЖ России, 1998. В 2-х тт. Т. 1.-274 с. Т. 2.-320 с.
  16. Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. -М.: Галерея, 1999. 182 с.
  17. Н.И. Жанры советской фотожурналистики. — М.: Изд-во Высш. шк., 1991. 78 с.
  18. И.Ю. Человек в системе массовых коммуникаций. -М., 2009.-168 с.
  19. В.М. Закономерности публицистического творчества. М.: Мысль, 1975. — 190 с.
  20. Грабельников- А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. Монография. М.: Издво РУДН, 2001. 330 с."
  21. А.А. Русская журналистика- на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. — 336 с.
  22. А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя. Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2008. 341 с.
  23. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 336 с.
  24. Е.В. Мудрое вдохновение. Ми Фу (1052−1107). -М.: Изд. Наука, 1983.- 109 с.
  25. Д.В. Виртуализация общества. — С-Пб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2002. — 214 с.
  26. Л.Г. Эффективность публицистического текста. М.: Изд. МГУ, 1989.-180 с.
  27. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  28. В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск,: Изд. НГУ, 1991. -316с.
  29. О.В. Основы журналистики. — М. :Изд. МарТ, 2005.-271 с.
  30. B.C. Редакция и аудитория. Социологический анализ. М. :Изд. Мысль, 1983. — 255 с.
  31. А. Фотография как.. — М.: издатель Гусев Л. Е., 2004. 321 с.
  32. .Н. Журналистика: краткий словарь. -Екатеринбург. Урал. Ун-та:Изд., 2004. — 116с
  33. Ю.М. Иконическая риторика // Семиосфера. Спб.: Искусство, 2000. — 703 с.
  34. В.В. Китайское искусство. — М.: Изд-во Искусство, 1955.-429 с.
  35. Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий. М.: Изд-во Аст-пресс, 2005. — 109 с.
  36. С.А., Ли Динсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Чиу Джуэй-Хуэй. Журналистика Китая. СПб., 2006. — 608 с.
  37. С. Творческая фотография. — М.: Изд-во «Планета», 1989.-414 с.
  38. К.М. Изображение и слово. О редактировании креолизованного текста. // Язык массовой и межличностной коммуникации. — М.: Медиамир, 2007. с. 119−132.
  39. О средствах массовой информации. Сборник законодательных и нормативных документов- М.: Изд. Юрайт, 1997. -128 с.
  40. Н.А., Панфилова М. Н. Искусство фотографии.
  41. М.: Изд-во «Просвещение», 1985. 160 с.
  42. В. Любовь фотография. М.: Изд-во «Тераа», 2003. —272 с.
  43. С.Г. Фотомастер. — М.: Изд-во «Пента», 2001.335 с.
  44. Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. Визуальная антропология: настройка оптики. М.: ЦСПГИ, 2009. -296 с.
  45. Г. К. Фотография и современность. — М.: Изд-во «Искусство», 1982. 173 с.
  46. Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М. Изд-во МГУ, 1981. — 158 с.
  47. Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М.: Изд-во РИП-холдинг, 1998. — 306 с.
  48. . Геометрия картины и зрительское восприятие. С-Пб.: Изд-во «Азбука-классика» 2001. — 320 с.
  49. Ю.В. Общая филология. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -324 с.
  50. O.P. Творческая деятельность журналиста. М.: Изд-во «Академический проект», 2007. — 527 с.
  51. И.И. Афоризмы Конфуция. М.: Изд-во МГУ, 1987.-302 с.
  52. Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. М.: Изд-во УДН, 1989. — 224 с.
  53. Свобода слова. Общие принципы. Сборник рекомендаций Комитета Министров Совета Европы по вопросам формирования современной медиаполитики. — М. ф-т журналистики МГУ, 2003. — 119 с.
  54. СМИ и политика (под ред. Ресняпской Л.Л.). М.: Аспект-Пресс, 2007. — 255 с.
  55. Средства массовой информации России: аудитория и реклама / Авт.-сост.: А. А. Вдовин и др. — М., 2000.
  56. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Том 3. Парадоксы глобализации. — М.: URSS, 2007. 271 с.
  57. А.Д. Прогресс и история. М: Мысль, 1983. -110 с.
  58. В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. — Воронеж: Кварта, 2001.-320 с.
  59. Успенский. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970, 224с.
  60. Д.Е. Печать Китайской Народной Республики. -Минск, 1954.60.' Филиппов К. А. Лингвистика текста. СПб.: Изд. СПбГУ, 2007, -330 с.
  61. В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 91 с.
  62. О.В. Режиссура газетного номера. — М.: Изд-во «Мысль», 1968, 143 с.
  63. Ге Гончжен. История китайских газет. — Шанхай: Изд-во Шанъу, 1927.-212 с.
  64. История развития китайского кино. /Под ред. Чэн Цзихуа. В 2-х т. 2-е издание. Пекин: Изд-во «Китайское кино», 1997. 1 т. -680 с. 2 т. -535 с.
  65. Куан Вэньбо. Введение в сетевую коммуникативистику. — Пекин, 2001.-351 с.
  66. Ли Чженыпэн, Воспоминания о мгновении Нанцзин: Издво «Изобразительное искусство провинции Цзянсу», 2002. — 279 с.
  67. Ли Чжэныпэн, «Изображение эпохи», — Гуанчжон: Изд-во «Изобразительное искусство Линнан», 2002. — 106 с.
  68. Лу Сяо Хуа. Пробудить средства массовой информации. — Пекин, 2004.
  69. Лэй Юецзе и Цзинь Мэнюй. Определение, состояние и развитие Интернет-СМИ // Современные средства массовой информации. -2001.-№ 1.
  70. Лю Ляньси. Китайские Интернет-СМИ // Нарастающая сила. -Пекин, 2003.-142 с
  71. Ма Юньцзэн, Чэн Шэнь, Ху Чжичуань, Цянь Чжанбяо, Пэн Юнсян. История китайской фотографии 1840 1937 гг. — Пекин: Изд-во «Китайская фотография», 1987. — 342 с.
  72. Народный журналист Дэн То. Пекин, 1987. — 218 сI
  73. Сюй Линь. Фотожурналистика в эпохе чтения картины. — Пекин: Изд-во «Китайская фотография», 2003. 308 с.
  74. Сюй Яокуй. Мнение о социологических исследованиях коммуникации в Китае // Сборник по социологии коммуникации. — Вып. III. Наньцзин, 2002. — 428 с
  75. Фан Ханьци. Из Зинцзоюань Чжан династии Тан в великобританской библиотеке речь начинается о китайской первоначальной газете. — Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 1983. 180 с.
  76. Фан Ханьци. Общая история журналистики Китая. — Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 2006. — 420 с.
  77. Фан Ханци. Столетие журналистики. Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 1997. -350 с.
  78. Ху Ин. Сборник китайской фотожурналистики. — Пекин: Изд-во «Синьхуа», 2004. 1011 с.
  79. Цай Минцзэ. Введение в журналистику. — Гуанчжоу, 2004. —148 с
  80. Цзян Цишэн. 140-летие фотожурналистики. — Пекин: Изд-во «Син Хуа», 1989. 295 с.
  81. Цзян Цишэн, Шу Цзунцяо, Гу Ди. История китайской фотографии 1937−1949 гг. — Пекин: Изд-во во «Китайская фотография», 1998.- 170 с.
  82. Чжан Шудон, Пан Дои, Чжэн Жус. Общая история печати Китая. Тай Бэй: Изд-во The Graphic Communications Fundation, 2004. -1319 c.
  83. Шэн Сигуй. Пособие по фотожурналистике. — Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 2003. 408 с. 1. Книги на английском языке
  84. Kenneth Kobre. Photojournalism. N.Y.: Butterworth-Heinemann, 2003. — 415 с.
  85. LI Zhensheng, «Red-color news soldier», — N.Y.: Phaidon Press Limited, 2003.-316 c.
  86. Статья и публикации на китайском языке
  87. Ван Вэнли и Чжо Пи. Сила мгновенного образа. // Китайский журналист. — Пекин: Синьхуа, -2005. — № 9.
  88. И Юйгун. «Незакрепленные литеры», Научно-исследовательные данные журналистики. — Пекин. 1999. № 48
  89. И Юйгун. «Газета в династии Мин», Университет журналистики. Пекин. 1997. № 42
  90. И Юйгун. «Прокламация способом гравирования», Вестник университета журналистики. — Пекин. 1997. весенний номер
  91. Ху Дайчжун. «Состояние массовых коммуникаций Китая», Доклад китайских коммуникаций. 2003. № 2
  92. Ху Инь. «Фотожурналистка после культурной революции»,
  93. Сборник китайской фотожурналистики 1978 2003. — Пекин: под ред. Общества китайской фотожурналистики. — 2004.
  94. Чжен Юйшен. «Цензура в Ди Бао» Пекин: Изд-во «Сюнь Ген», — 1998 .№ 6,
  95. Статьи, публикации и диссертации на русском языке
  96. Ван Хайянь. Социальные слои и группы в публикациях массовых изданий: проблема информационного неравенства (сравнительный анализ еженедельников «Аргументы, и факты», «Труд-7» и «Южно-китайский викенд»): Автореф.канд.дис. — М!, 2007.
  97. Ван Чжунминь. Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на развитие' СМИ Китая. Автореф.канд.дис,—М., 2007.
  98. Вэн Цзежэнь. Социологические? исследования аудитории печати- радио и телевидения^ в России и Китае: сравнительный анализ. Автореф.канд.дис. — М., 2007.
  99. Ким. Чжун Им. Выразительные- особенности фотожурналистики и создание образа' страна. (фототворчество республики Корея- СССР, России): Дйсс: на- соискание уч: степени кандидата фил. ш М, 2003L—166 с.
  100. В.А. О жанровой структуре фотопубликаций в советскойшрессе. // Вестник Ленинградского ун-та, Л.: 1987. № 2.
  101. Т.М. Развитие периодической печати? в: КНР на современном^ этапе // Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки. Сб. научных трудов. — М., 1989-
  102. У Сюцзюань. Регулирование и саморегулирование в Интернете: сетевая культура в Китае // Средства массовой информации в современном мире: тезисы межвузовской научно-практической конференции СПб.: Роза мира, 2007. С. 231−232.
  103. У Сюцзюань. Китайские средства массовой информации входе трансформации общества: тенденции и проблемы // Вестник СПбГУ. Серия 9 Филогогия, востоковедение, журналистика. Вып. ЗЧ. 2008. С. 325−329.
  104. Хань Сяосин. Эволюция китайской экранной документалистики (1905−2008 гг.). Дисс. на соискание уч. степени кандидата фил. н. М., 2009. -183 с.
  105. Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура. // Советское фото, М.: 1982. — № 8.
  106. Цзян Сыюань. Модель городской газеты в России и Китае (на примере «Московского Комсомольца» И «Пекинской молодежи»). Автореф.канд.дис. М., 2007.
  107. Чжан Лигуан. Особенности развития журналистики Китая на рубеже третьего тысячелетия. Автореф.канд.дис. М., 2006.
  108. Анри Картье Брессон великий поэт ничтожных мгновений. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ikar.ldev.ua/article/bresson.html (Киевский клуб фотохудожников.)
  109. К вопросу о социально-исторической эволюции фотожурналистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid= 1975&level l=main&level2=articles (Научно-культурологический журнал.)
  110. Новый взгляд на жанры фотожурналистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=l 961 &level 1 =main&level2=articles (Научно-культурологический журнал.)
  111. Фотожурналистика сегодня. Интервью с Арпадом Гереши, директором Фонда World Press Photo. Электронный ресурс. Режимдоступа: http://www.photographer.ru/cult/practice/161 .htm (Photographer.Ru)
  112. Академия науки Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kepu.jsinfo.gov.cn/printing/evolve/evll23.html.
  113. Женьминь жибао-. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.people.com.cn/
  114. Китайское информационное агентство Синьхуа. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/115: Китайский поисковый сайт Байду. Электронный ресурс. Режим доступа: www.baidu.com
  115. Китайский’язык. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.china-language.gov.cn/ywxdh/shijitan.htm.
  116. Радио Голос России, на китайском языке. Электронный ресурс. Режим доступа: http://chinese.ruvr.ru/ '
  117. Сеть научно-иследовательская- издания Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pubhistory.eom/img/text/6/1406.htm
  118. Форум массовых коммуникаций Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ruanzixiao.diy.myrice.com/zgshdcbxx.htm.
  119. Фотобанк Госсовета КНР. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.chinafotopress.com/index1. Справочные материалы
  120. Большой русско-китайский словарь. — Пекин: Изд-во «Шанъу», 1989.
  121. Википедия. www/ru/Wikipedia.org
  122. Китайско-русский словарь. Пекин: Изд-во «Шанъу», 1992.
  123. Китайско-русский словарь по термину журналистики. -Пекин: Изд. «Шанъу», 1983.
  124. Современный философский словарь // Под общ. ред. Кемерова В. Е. М., 1998.
  125. Технический словарь по кино и фото. — Шанхай: Изд-во «Шанхайская наука», 1986.
  126. Толковый словарь русского языка. — М.: 1997 .
  127. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.
Заполнить форму текущей работой