Крестьянская реформа 1861 года и ее значение
К моменту реформы в России уже довольно развит был капиталистический уклад. Но после неё резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, появились новые социальные слои — пролетариат и промышленная буржуазия. Появился новый слой людей интеллектуального труда. Это дало начало формированию рынка свободной рабочей силы. Новое крестьянское законодательство… Читать ещё >
Крестьянская реформа 1861 года и ее значение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг.
Более подробно о крестьянской реформе.
Существует две точки зрения на предпосылки проведения крестьянской реформы Александра II:
- 1. Крепостное право является тормозом для экономического развития страны. Подневольный крестьянский труд неэффективен. Хозяйство деградирует. Страна шла к революции, но крестьянство было не революционной силой и поэтому революции не произошло.
- 2. Крепостное право отнюдь не исчерпало своих ресурсов. Крепостное право могло бы существовать еще не один десяток, а может быть и сотню лет. Россия могла бы медленно, но верно перейти к капиталистическому способу ведению хозяйства. Крепостное право выглядело безнравственно. Александр II, ориентировавшийся на общемировое мнение, понимал это. Поэтому для мирового признания развития России требовалась отмена крепостного права. Крымская война показала, что в военном отношении Россия не может тягаться с развитыми индустриальными державами. В отличие от западных стран, в России все происходит сверху, и реформы, производимые в других странах снизу, во время буржуазных революций, в России проводятся сверху, государством.
Подготовка реформы:
Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.
18 февраля 1861 г. после обсуждения в Главном комитете и Государствен ном совете Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.
Новое крестьянское законодательство объявляло освобождение личности крестьянина, который теперь мог от своего имени заниматься торгово-промышленной деятельностью, вести судебные дела, распоряжаться недвижимым имуществом. Помещик терял право вмешиваться в семейные дела крестьян, дарить, продавать, закладывать их.
Крестьяне освобождались с землей — усадьбой и полевым наделом в общине. Условием приобретения ими земельного надела был выкуп, размер которого определялся не рыночной ценой земли, а средним для данной губернии размером денежного оброка. До уплаты выкупа крестьяне оставались в прежних отношениях с помещиком и были обязаны отрабатывать барщину или платить оброк. Но, в отличие от дореформенного времени, они назывались уже не крепостными, а временнообязанными. После подписания сделки о выкупе земли временнообязанные крестьяне переходили в новую категорию «крестьян-собственников». Для ускорения реформы, учитывая заинтересованность помещиков в деньгах, государство выплачивало им еди новременно 80% выкупной суммы (20% платили сами крестьяне). Долг казне крестьяне должны были погасить в течение 49 лет с уплатой 6% годовых. Окончательно выкупные платежи были отменены только в 1907 г. В результате крестьянские выплаты за землю во много раз превысили ее реальную стоимость. Крестьяне, уплатившие выкуп, не являлись частными собственниками своих наделов. Находившаяся в общинной собственности земля не отчуждалась, ее нельзя было ни продать, ни заложить. Реформа закрепила общинную собственность на землю и самоуправление с выборными должностями сельского старосты, а на уровне волости — волостного старшины. Общинное начальство становилось теперь вместо помещика ответственным за сбор с крестьян податей и прочих сборов.
Как бы ни была ограничена (малоземелье крестьян, отягощение их по винностями и выкупными платежами), реформа все же явилась великим актом освобождения личности, создавала предпосылки для образования рынка свободного труда и капиталов, превращения России из феодально-крепостнической в буржуазную страну.
К моменту реформы в России уже довольно развит был капиталистический уклад. Но после неё резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, появились новые социальные слои — пролетариат и промышленная буржуазия. Появился новый слой людей интеллектуального труда. Это дало начало формированию рынка свободной рабочей силы.
Реформа привела к смене формы эксплуатации, принципу общественно-экономической формации.
Переход крестьян на выкуп способствовал проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство и окончательно отделил его от помещичьего хозяйства.
Реформа оказала большое прогрессивное влияние на развитие крестьянского хозяйства, особенно на развитие зажиточных хозяйств, и на развитие промышленности. Реформа спасла помещиков от финансового краха; государство погасило долги помещиков за счет вычета их из выкупных платежей. Великой назвали современники реформу 1861 года. Она принесла личную свободу многим миллионам крепостных крестьян и внесла нравственное спокойствие в их жизнь. Проведение реформы крепостниками определило её половинчатый, недостаточно последовательный характер. Реформа явилась сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями. Крестьянская реформа позволила сохранить помещичье землевладение, обрекла российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещика. Она сохранила сословное деление общества и не сняла аграрный вопрос с России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX веков. Старая буржуазная система была только подорвана, но не уничтожена, и в России осталось много пережитков феодализма. В целом реформа была прогрессивной, поскольку открыла простор развитию производственных сил, привела производительные отношения к определенному, хотя и не оптимальному соотвестсвию им.
Отмена крепостного права и последующие реформы Александра II обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.