Речевые средства в составе фигур речи
Андрей Болконский: Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне! (т.1, ч.1, V, с.31), здесь отсутствует сказуемое со значением «проводит». Андрей устаёт от такой скучной и пустой жизни в светском обществе, и хочет сбежать из её; А что справедливо, что добро — предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам (т.2, ч.2, XI, с.411). В этом предложении с помощью эллипсиса… Читать ещё >
Речевые средства в составе фигур речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По определению Литературной энциклопедии, термин «фигуры речи» значит речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях [22]. Фигуры речи придают образам стилистическую значимость. К числу фигур речи относятся повтор, эллипсис, умолчание, антитеза, многосоюзие, бессоюзие и т. д.
Повтор как средство создания мужских образов-типов В Толковом словаре Ушакова даётся толкование термина «повтор»: это приём в художественной речи, который заключается в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности [28]. К числу этого приёма относятся лексические повторы, синтаксические повторы и т. д. В романе часто употребляются лексические повторы и синтаксические повторы, которые заостряют смысл речей и выражают эмоциональное состояние персонажей.
Функции лексического повтора По определению в Учебном словаре стилистических терминов «лексические повторы» являются повторением одной и той же словоформы на обозримом участке текста [17]. В романе часто употребляются лексические повторы.
Пьер Безухов: — Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась (т.2, ч.1, V, с.337), этот пример проявляет взволнованность и растерянность Пьера после дуэли с Долоховым; — Зло? Зло? — сказал Пьер,.
— мы все знаем, что такое зло для себя (т.2, ч.2, XI, с.410), во время беседы с Андреем о зле, Пьер подчёркивает своё мнение, подчёркивает, что зло для другого человека является несправедливым; — Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, — сказал он ей (т.2, ч.5, XXII, с.639). Когда Наташа была в отчаянии и считала, что для неё всё пропало, Пьер настоятельно и решительно повторил слово «перестаньте» и её успокоил; — Возьми, возьми ребенка, — проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. — Ты отдай им, отдай! — закричал он почти на бабу (т.3, ч.3, XXXIV, с.984). Пьер спас ребёнка и спешил помочь другим, здесь повторяются слова «возьми» и «отдай», которые проявляют настоятельность Пьера.
Андрей Болконский: Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! (т.1, ч.1, VI, с.35). Андрей убеждает Пьера не жениться, потому что он считает женщин глупыми, эгоистичными, он сам раскаивается в женитьбе. Андрей повторяет слово «ничего», чтобы указать глупость женщин в светском обществе; — Я одно понимаю, что все мерзко, мерзко и мерзко, — сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий (т.1, ч.2, XIII, с.180). Андрей встретил столкнование между лекарской женой и фурштатским офицером, испытывал непорядок в войске, поэтому он с разочарованием и возмущением повторял слово «мерзко»; Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его (т.2, ч.2, IX, с.402). Повторение слово «сердить» подчёркивает, что именно тамошняя и чуждая жизнь его сердит, отражает беспокойство в его душе.
Николай Ростов: Он боялся, с замиранием сердца боялся, как бы ему не отстать от гусар (т.1, ч.2, VIII, с.158). Когда Николай был на сражении, он хотел выражать смелость и храбрость, но невольно выражал взволнованность, страх и напряжённость; «Только умереть, умереть за него!» — думал Ростов. (т.1, ч.3, VIII, с.263). Николай всей душой поклоняется Александру I, слышая слова императора, он испытывает гордое сознание могущества. Повторение слова «умереть» выражает чувство верности, храбрость Николая; — Очень и очень одобряю, мой друг, — сказал он с значительным видом.(Эпилог, ч.1, XV, с.1236). Повторение слова «очень» выявляет полное согласие и доверие к жене. Николай гордится тем, что своя жена умна и хороша, и верит в том, что она права.
Наполеон Бонапарт: — я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих (т.2, ч.2, VI, с.664). Он всегда подчёркивает роль личности, подчёркивает слово «знаю», которое употребляет первое лицо, такое выражение проявляет его самовлюбленность и индивидуализм.
Михаил Кутузов: он давно, давно знает, что все это уже прискучило ему и что все это совсем не то, что нужно (т.1, ч.2, II, с.128). Здесь с помощью повторения слова «давно» автор показывает нетерпение Кутузова;
— Еще впереди много, много всего будет, — сказал он со старческим выражением проницательности (т.1, ч.2, XIII, с.182), Андрей просит, чтобы остаться в отряде Багратиона и быть полезным, но Кутузов убеждает его остаться с собой, он повторяет слово «много», чтобы объяснить, что у Андрея будут много шансов приложить свои способности; — И с такими молодцами всё отступать и отступать! — сказал он (т.3, ч.2, XV, с.786), эти слова Кутузов говорит с недовольством и сожалением. Кутузов считает своё войско замечательным, все свои солдаты храбрые, поэтому не следует отступать.
Синтаксические повторы и их роль в создании образов По определению Д. Э. Розенталь на основе повтора формируется параллелизм — повтор смежных синтаксических конструкций: предложений или их частей [23].
Пьер Безухов: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить? И что такое я? Что такое жизнь? Что смерть? Какая сила управляет всем? (т.2, ч.2, I, с.372). Пьер начинает искать сущность жизни, её смысл, которые могут принести ему моральное удовлетворение, для него самое главное — найти настоящее успокойствие души, и на дороге в Петербург он задаёт себе данные вопросы, которые проявляют, чт…
Николай Ростов: Ростову то казалось,…что вся цель его теперь состоит в том, чтобы испытать храбрость юнкера…; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку… То думалось, что после атаки он… великодушно протянет ему, раненому, руку примирения (т.1, ч.2, VIII, с.157). Здесь повторяются «то казалось», «то думалось», которые проявляют то, что Николай желает показать своё храбрость и смелость перед Богданычем, и отражают обиду Николая на Богданыча.
Михаил Кутузов: Чудесный, бесподобный народ! — сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. — Бесподобный народ! — повторил он со вздохом (т.2, ч.2, XXII, с.814). Перед ополченцами Кутузов повторяет «бесподобный народ», эти слова показывают, что он верит в народ и признаёт важную роль народа; — Этого, этого я не ждал, — сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, — этого я не ждал! Этого я не думал! (т.3, ч.3, IV, с.881). Кутузов не хочет отдать Москву, но чтобы спасти народ и Россию, ему приходится так делать. Повторение «этого я не ждал» отражает недовольство, огорчение и страдание у Кутузова; Он один понимал значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Бородинское сражение была победа… он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений (т.2, ч.2, II, с.1047), повторение «он один» показывает его одиноким, по менению Толстого, Кутузов является настоящим героем, у него замечательная проницательность. Но окружающие, даже император его не понимают, и считают, что он виноват.
Наполеон Бонапарт: Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это (т.3, ч.1, VII, с.666). В этом эпизоде повторяется «потому, что», подчёркивает причину, отражает самоуверенность и роль личности Наполеона; Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп…, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален (т.4, ч.2, VIII, с.1059). Повторение «потому, что» проявляет непонятность действия и плана у Наполеона. Для историков Наполеон является гениальным, но действие Наполеона показывает глупым, и даже погубляет свою армию. Такое действие не соответствует гениальности Наполеона.
Эллипсис в описании мужских образов В Лингвистическом энциклопедическом словаре термин «эллипсис» определяется как пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции [27]. Эллипсис в романе приддаёт предложению экспрессию усиливает эффект.
Пьер Безухов: Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать (т.2, ч.2, I, с.372). Здесь опущено сказуемое со значением «значит» ,"иначе говоря", подчёркивает результат смерти. Пьер размышляет о сущности жизни, но у него ничего не получается, и он невольно думает о смерти — конец жизни; В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня — мою бессмертную душу! (т.4, ч.2, XIV, с.1079). В этом предложении отсутствует глагол «держать», подчёркивает слово «меня», Пьер делает акцент на своей бессмертной и свободной душой, но душу нельзя подержать; Николай говорит, мы не должны думать. Да я не могу (Эпилог, ч.1, XVI, с.1240). Для Николая мысли и рассуждения являются забавой, а для Пьера остальное является забавой, в предложении отсутствует «не думать» или «так делать» после «не могу», подчёркивает, что в отличие от Николая, для Пьера размышление, мысли и рассуждения являются необходимыми в жизни.
Андрей Болконский: Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне! (т.1, ч.1, V, с.31), здесь отсутствует сказуемое со значением «проводит». Андрей устаёт от такой скучной и пустой жизни в светском обществе, и хочет сбежать из её; А что справедливо, что добро — предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам (т.2, ч.2, XI, с.411). В этом предложении с помощью эллипсиса Андрей делает ударение на том, что данные вопросы их не касаются, им не следует судить об этом; Нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство (т.3, ч.2, XXV, с.823), здесь опущено сказуемое со значением «является», Андрей подчёркивает, что у военных нет свободы; Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение! (т.4, ч.2, XIV, с.1079). В этом предложении отсутствует сказуемое, которое подразумевается: «как», «является», «значит», с помощью эллипсиса усиливается эмоция Андрея Болконского, показан результат его размышления о смерти. Для него жизнь как сон, а смерть как пробуждение от жизни, и он освобождается от жизни.
Николай Ростов: Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными — как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми — как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы (т.2, ч.1, II, с.323). В этом предложении отсутствует глагол «принят», избегая повтора слова. Этот эпизод показывает отношение к Николаю у разных людей; И за это-то одни считали его гордым, другие — глупым человеком (Эпилог, ч.1, VIII, с.1211). После слова «другие» опущен глагол «считать», избегая повтора слова, показаны разные оценки Николая. Николай не устремляется к дворянским интересам, поэтому в дворянском обществе его не любят. Но тайное общество — следовательно, враждебное и вредное, которое может породить только зло, — возвышая голос, сказал Николай (Эпилог, ч.1, XIV, с.1233). После «тайное общество» отсутствует сказуемое, Николай делает акцент на словах «враждебное» и «вредное».
Михаил Кутузов: Дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности — сна (т.1, ч.3, XII, с.279), после слова «потребности» опущены члены предложения, подчёркнута необходимость сна для старого Кутузова; Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление (т.3, ч.3, IV, с.880). В предложении отсутствует сказуемое, которое подразумевается: «обладаю», «владею». Кутузов подчёркивает власть у него; Потомство и история признали Наполеона grand, a Кутузова: иностранцы — хитрым, развратным, слабым придворным стариком; русские — чем-то неопределенным — какой-то куклой, полезной только по своему русскому имени (т.4, ч.4, IV, с.1146). В предложении опущены сказуемые «признали», показан контраст между оценками о Наполеоне и о Кутузове.
Наполеон Бонапарт: — За Неман? — повторил Наполеон. — Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман — только за Неман? — повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева (т.3, ч.1, VI, с.662). В предложении опущено существительное «отступления» и сказуемое «отступили». Наполеон делает акцент на словах «за Неман», чтобы подтвердить решение у Александра I: Одно, чего он желал теперь, — отдыха, спокойствия и свободы (т.3, ч.2, XXXVIII, с.864). Здесь опущены члены предложения, которые подразумеваются: «он желал». Наполеон всегда верит в свои силы, но страшный вид сражения, вид смерти наносят ему сильный удар, и у него возникло самое простое человеческое чувство.
Умолчание как средство создания мужских образов-типов В Поэтическом словаре термин «умолчание» толкован как стилистическая фигура, которая заключается в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя [13]. Умолчание в романе придаёт взволнованность речи и предполагает догадаться о невысказанном.
Пьер Безухов: — Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…(т.1, ч.1, XIII, с.61). Пьер только что приехал из-за границы, и ничего не знал о светском обществе, и ненамеренно сказал неучтивость. И умолчание в этом предложении проявляет его стыд и досаду;
— Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… — поспешно сказал Пьер (т.3, ч.1, XX, с.715). Этот эпизод показывает смущение и нерешительность Пьера перед Наташей, поэтому Пьер говорил недомолвками.
Андрей Болконский: Так это не идёт тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все… (т.1, ч.1, VI, с.34). Андрей убеждает Пьера не ездить к Курагиным, бежать от скучной жизни: кутежа, гусарства и под., Андрей не договорил до конца; — Мои планы? — повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. — Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем… (т.2, ч.2, XI, с.409); Пьер хочет узнать план о будущей жизни у Андрея, но Андрей отвечает невпопад, видно, что он не хочет рассказать о себе. — Я ничего не… прошу, ваше сиятельство, — тихо проговорил князь Андрей (т.2, ч.3, IV, с.455); Здесь показано то, что перед военным министром Андрей выражает покорность, неловкость и почтительность; — Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…(т.3, ч.2, XXXVI, с.860). Когда Андрея был ранен, он не хотел умереть, он жаждал жизни и всего существующего в его жизни, как травы, земли, воздуха и много другого.
Николай Ростов: — Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка… да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени… ну, все равно, правда, я виноват!..(т.1, ч.2, V, с.147). Когда окружающие критиковали Николая за то, что ему дорога своя фанаберия и он не ценит честь полка, он чувствовал стыд и неловкость. И умолчание в предложении проявляет его растерянность и смущение, показывает, что он спешно объясняет свой поступок; — Как же ты хочешь… Она мне, как сестра, и я не могу тебе описать, как это обидно мне было… потому что… ну, оттого…(т.2, ч.2, XV, с.425). Ростов помогал девушке и её семье, но товарищи смеялись над ним. Он считал, что помогает девушке с другой целью, и Ростов принял шутку за оскорбление. Умолчание в данном эпизоде показывает волнение и возмущение в душе Николая; Он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости…(т.2, ч.2, XX, с.441). Умолчание в предложении показывает, что все особенности и черты у Александра I вызывают чувство восторга и любви к государю у Ростова.
Михаил Кутузов: — Ну садись, садись тут, поговорим, — сказал Кутузов. — Грустно, очень грустно. Но помни, дружок, что я тебе отец, другой отец… (т.3, ч.2, XVI, с.789). Слышая о смерти отца Андрея, Кутузов ласково успокаивает его. Этот эпизод проявляет грусть и волнение у Кутузова; — Как вы… как вы смеете!.. — делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он (т.3, ч.2, XXXV, с.856). Для Кутузова Бородинское сражение является победой, но Вольцоген докладывает ему поражение войны. Кутузов с удивлением и возмущением указывает неверность его сведения; — Когда был мальчишкой-офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь! (т.4, ч.2, V, с.1053). Кутузов пораньше приказал выступить в засаду, но офицер доложил, что он не получил приказания о выступлении, это вызвало у Кутузова гневное, оскорблённое и страдательное чувство.
Наполеон Бонапарт: — Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. — сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами (т.3, ч.1, VI, с.663). Умолчание в предложении проявляет вопросительность и недоумение у Наполеона; — Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России! (т.3, ч.1, VII, с.668), Наполеон не договаривает до конца, он подразумевает, что он победит Александра I и выгонит всех его родных. Эти слова отражает его чванство и самоуверенность.
Многосоюзие в характеристике мужских образов-типов По толкованию в Литературной энциклопедии термин многосоюзие является стилистическим приёмом, который заключается в соединении многочисленных частей сложного предложения или однородных членов с помощью повторяющегося союза или предлога [22]. Многосоюзие усиливает выразительность речи и подчёркивает роль каждого слова.
Пьер Безухов: Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его (т.1, ч.3, II, с.226). Это предложение выявляет сложную психическую деятельность Пьера. Когда Пьер решил делать прдложение Элен, он одновременно испытывал радость, волнение и напрояжённость; Он вдруг почувствовал, что и богатство, и власть, и жизнь, все, что с таким старанием устроивают и берегут люди (т.3, ч.3, XXVII, с.952). В это время Пьер не нашёл сущность жизни, он заблуждался в жизни, он решил убить Наполеона, решил жертвовать собой, для него богатство, власть, жизнь являются ничтожными и условными; В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога (т.4, ч.1, XII, с.1024). После того, как Пьер увидел убийство, он почувствовал сомнение и отчаяние, его вера в жизнь разрушилась.
Андрей Болконский: Но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах (т.1, ч.2, VI, с.32). Это предложение проявляет сложные эмоции, которыми обладают слова Андрея; Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, — и всё это вдруг вспомнилось ему (т.2, ч.3, III, с.452). После встречи с Наташей вера в жизнь возродилась в его душе и он вспомнил все лучшие минуты в его жизни; И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний (т.3, ч.2, XXIV, с.816). Андрей представлял жизнь волшебным фонарем, здесь повтор предлога «без» проявляет, что перед Андреем его жизнь предстаёт прозрачной и ясной, Андрей увидел и понял всё, что происходило в жизни.
Николай Ростов: Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина (т.1, ч.2, IV, с.144). В прдложении повтор союза «и» отражает сильное сомнение у Николая; Страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни — все слилось в одно болезненно-тревожное впечатление (т.1, ч.2, VIII, с.160). Николай первый раз испытывал страх смерти. Повтор союза «и» проявляет сложное чувство в его душе. Совершилось величайшее счастье — и так просто, без шума, без блеска, без ознаменования (т.2, ч.4, V, с.534). Во время охоты Николай был счастливым, он мечтал затравить матерого волка и навстречу к нему бежал один. «Без шума, без блеска, без ознаменования» отражает, что его мечта совершилось совсем внезапно и неожиданно.
Михаил Кутузов: Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе, о крымском деле и о некоторых общих знакомых женщинах (т.1, ч.2, XIII, с.182). В предложении повторяется предлог «о», показано то, что Кутузов хочет узнать подробности от Андрея; Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой (т.3, ч.2, XV, с.787). Здесь повтор союза «и» отражает сложное чувство в душе Кутузова, одновременно показывает его любовь, уважение к Николаю Болконскому и сочувствие Андрею.
Наполеон Бонапарт: В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план (т.3, ч.3, XIX, с.923). Повтор союза «то» отражает стремление Наполеона к занятию города Москвы, проявляет взволнованность и беспокойство Наполеона; Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями (Эпилог, ч.1, III, с.1195). «Без убеждений, без привычек, без преданий, без имени» — повтор предлога «без» выражает отрицательную оценку автора, показывает обыкновенность Наполеона, по мнению автора, в начале жизни Наполеон ни к чему не был способен, он стал императором по странной случайности.
Антитеза как средство создания эпических образов-персонажей Термин антитеза в Толковом словаре Ожегова определяется как стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий [20]. В романе широко употребляется антитеза, которая усиливает выразительность образов.
Когда Пьер первый раз был в обществе, он показал себя глуповатым и неприятным. «Однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера» (т.1, ч.1, IV, с.27). Неуклюжесть и неловкость Пьера резко контрастируют с симпатичностью и привлекательностью Ипполита.
Когда князь Андрей влюбился в Наташу Ростову, «Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная» (т.2, ч.3, XXII, с.507). Здесь счастье между Андреем и Наташей контрастирует с несчастливой семьёй у Пьера, такая антитеза углубляет мрачную, трагическую окраску образа Пьера.
На вечере у Анны Павловны Андрей Болконский изображал досаду, «морщил лицо в гримасу», но увидав Пьера, он улыбается приятной улыбкой (т.1, ч.1, III, с.20). Кроме того, Андрей сухо-неприятно обращается к Ипполиту и одновременно ласково и нежно встречает Пьера (т.1, ч.1, V, с.29). В светском обществе Андрей Болконский всегда выражает разочарование, скуку и утомлённость, он считает светское общество глупым. У него мало настоящих друзей, но числит Пьера близким другом, только Пьеру он открыто признаётся. Андрей по-разному относится к разным людям, перед близкими он часто оказывается нежным, ласковым и открытым, но презирает тех, у которых пустая жизнь и которые не делают никаких усилий.
Две встречи Андрея с дубом тоже являются главной антитезой в романе и символизируют начало его новой жизни. Образ дуба выражает психическое состояние Андрея. Во время первой встрече дуб предстаёт как старый, сердитый и презрительный урод. «Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.»" (т.2, ч. 3, I, с.449), дуб вызывает у Андрея грустное, безнадёжное чувство. Тогда Андрей желает избежать обмана. После ранения в сражении, после смерти жены, он только хочет доживать свою жизнь одиноким. При второй встрече дуб кажется ему обновлённым и живым. Причина такого изменения в том, что первая встреча с Наташей Ростовой ещё раз возбуждает надёжды в душе Андрея.
Пьер Безухов неслучайно сравнивает Андрея Болконского и Платона Каратаева, он считает, что эти люди «похожи по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли"(т.4, ч.4, XV, с.1174). Разница заключается в источнике их понимания жизни, мира. Понимание жизни и смерти у Андрея является результатом долговременного размышления и самосовершенствования. А источником мировоззрения у Каратаева является его мысль о жизни, которая связана с природой, с простым народом, «Поговорки, которые наполняли его речь… были те народные изречения,… которые получают вдруг значение глубокой мудрости» (т.IV, ч. I, XIII, с.1029).
Антитеза Наполеон — Кутузов является главной духовной антитезой в романе. В изображении Толстого Кутузов показан как положительный герой, является представителем народа, а Наполеона Толстой описывает как антигероя. В романе написано, что историки обвиняют Кутузова за ошибки, а Наполеона считают гениальным, они признают Наполеона великим, а Кутузова — хитрым, развратным, слабым стариком и куклой (т.IV, ч. IV, IV, с.1146). Для автора Наполеон является ничтожнейшим орудием истории (т.4, ч.4, IV, с.1146), Кутузов оказывается истинно величественной фигурой (т.4, ч.4, V, с.1149). Кроме того народная мысль у Кутузова контрастирует с эгоизмом Наполеона, Кутузов сближается с народом, общается с солдатами, он всегда бережёт своё войско и народ, например, по мнению Кутузова, чтобы спасать армию и Россию, отдать Москву без сражения является выгодным (т.3, ч.3, IV, с.879). А когда на войне его спрашивают, ренен ли он или нет, он указывает на бегущих и отвечает: «Рана не здесь, а вот где!» (т.1, ч. 3, XVI, с.298). Для Наполеона война как игра, а солдаты как шахматы: «— Шахматы поставлены, игра начнется завтра.» (т.3, ч. 2, XXIX, с.834). Когда происходит война, он находится далеко от фронта, например, когда его генералы обратились к нему за подкреплением, «он сидел под курганом и пил пунш» (т.3, ч.2, XXXIV, с.850).
Во второй главе анализируются разнообразные языковые средства в составе тропов и фигур речи, а также их роль в создании основных мужских образов.
Анализ языковых средств в составе тропов — эпитетов, метафор, сравнений, перифраз — позволяет сделать следующие выводы:
1. В романе чаще употребляются эпитеты, выраженные прилагательными и наречиями. К прилагательным в качестве эпитета относятся группа прилагательных, обозначающих эмоциональное и психическое состояние человека, характеризующих внешность, дающих оценочную характеристику человека, описывающих черты характера, обозначающих отношение к другим людям, и характеризующих умственные способности. В том числе группа прилагательных, обозначающих эмоциональное и психическое состояние является самой многочисленной и ведущей. Например, для создания образа Пьера Безухова много употребляются эпитеты, выраженные прилагательным радостный: радостное чувство, радостные мысли, радостные глаза и т. д. По значению близкие к прилагательному радостный ещё слова восторженный, счастливый, весёлый и т. п. Данные эпитеты выражают радостное психическое состояние Пьера.
А рассматривая наречия как эпитеты, В работе данные наречия по значению делятся на «активные», «пассивные» и «нейтральные». В числе эпитетов с активной и пассивной эмоцией самой многочисленной является группа, выражающая эмоциональное состояние. Например: злобно нахмуриться, весело смотреть, насмешливо сказать и т. д. А к эпитетам с нейтральным значением — группа, выражающая характеристику действия (долго остановиться, громко выговорить и т. д.).
- 2. Чтобы придать персонажам образность и выразительность, в романе широко употребляется сравнение с конструкциями как, как бы, как будто, подобный, точно, напоминать, похож на. Здесь приведу примеры о Андрее Болконском: «Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его» (т.4, ч.1, XVI, с.1042). Перед смертью Андрей понимает, что смерть является пробуждением, свободой, и он освобождается от жизни.
- 3. Использование метафоры делает речь яркой, и в работе я рассматриваю метафоры следующих типов: номинативная, образная, когнитивная и генерализующая. Например: «С души его свалился огромный камень сомнения» (т.1, ч.2, IV, с.144), это образная метафора, камень с определением тяжёлы. Здесь слово «сомнение» сравнивается с камнем, значит, что Николай Ростов глубоко сомневается в Телянине, а камень свалился с души значит, что Ростов совсем уверен в том, что именно Телянин украл кошелёк.
- 4. Перифразы в романе украшают речь, выражают особености персонажей и позволяют избегать нудных повторов речи. Например, солдаты называют князя Андрея «наш князь» (т.3, ч. 2, V, с. 746), это название проявляет близкость между Андреем и солдатами. В общем, в романе персонажей называют по особенности характера, по внешности, по военной должности, по возрасту, по общественному положению и т. д.
Анализ языковых средств в составе фигур речи позволяет сделать следующие выводы:
- 1. В романе часто употребляются лексические повторы и синтаксические повторы, которые заостряют смысл речей и выражают эмоциональное состояние персонажей. Например: Очень и очень одобряю, мой друг, — сказал он с значительным видом (Эпилог, ч.1, XV, с.1236). Повторение слова «очень» проявляет полное согласие и доверие Николая Ростова к жене.
- 2. Эллипсис в романе придаёт предложению экспрессию, усиливает эффект. Например: И за это-то одни считали его гордым, другие — глупым человеком (Эпилог, ч.1, VIII, с.1211). После слова «другие» опущен глагол «считать», избегая повтора слова, показаны разные оценки Николая.
- 3. Умолчание в романе придаёт взволнованность речи и предполагает догадаться о невысказанном. Например: — Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. (т.3, ч.1, VI, с.663). Умолчание в предложении проявляет вопросительность и недоумение Наполеона.
- 4. Многосоюзие усиливает выразительность речи и подчёркивает роль каждого слова. Например: Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой (т.3, ч.2, XV, с.787). Здесь повтор союза «и» отражает сложное чувство в душе Кутузова, одновременно показывает его любовь, уважение к Николаю Болконскому и сочувствие Андрею.
- 5. В романе также употребляется антитеза, которая усиливает выразительность образов при сопоставлении образов или понятий. В работе анализированы антитеза Андрей — Пьер, антитеза разных отношений к людям у Андрея, антитеза двух встреч с дубом у Андрея, антитеза Андрей Болконский — Платон Каратаев, и антитеза Наполеон — Кутузов. Например:
«Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная» (т.2, ч.3, XXII, с.507). Здесь счастье между Андреем и Наташей контрастирует с несчастливой семьёй у Пьера, такая антитеза углубляет мрачную, трагическую окраску образа Пьера.