Массовая и элитарная культуры
В этом и ряде других аспектов М. к. в рамках ХХ в. противостояла модернистским и авангардистским направлениям, элитарной культуре. Поэтому закономерно, что марксистская и модернистская школы культурологии смыкались в однозначно негативной трактовке «буржуазной М. к.» как технологии «оболванивания масс». Эта концепция была пересмотрена в 1960;1970 гг. в рамках постмодернизма, лишившего… Читать ещё >
Массовая и элитарная культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Массовая культура (основные позиции)
Массовая культура — культурная продукция (в самом широком смысле слова — от произведений искусства до потребительских товаров и кулинарии), создаваемая и распространяемая профессионалами в расчете на потребление на коммерческой основе широкими массами людей вне зависимости от социального положения, пола, возраста, национальности и т. д.
Возникновение понятия «М. к.» тесно связано с критикой массового общества (Ортега-и-Гассет X., 1929), с анализом новых технологий создания и распространения произведений искусства (Беньямин В., 1941), с обличением индустрии культуры (Адорно Т., Хоркхаймер М., 1944).
Хотя М. к. зарождается только в конце XIX столетия, ее истоки уходят в глубокое прошлое: можно вспомнить требование «хлеба и зрелищ», церковную культуру Средних веков, популярную беллетристику. Чрезвычайно широкое и практически повсеместное распространение М. к. в ХХ в. опирается на стремительное развитие средств массовой коммуникации и индустрии культуры: периодической печати, кинематографа, радио, телевидения, аудиои видеозаписей, компьютерных сетей… Ее формирование связывается с процессами модернизации общества, демократизацией и индивидуализмом, усложнением процессов производства, распространением рыночных отношений, ростом благосостояния основной массы населения.
В силу ряда конкретно-исторических причин (ослабление давления элит, многонациональный состав населения, бурный экономический рост и др.) «культура Макдональдса и кока-колы» и индустрия развлечений, в частности кинематограф, особенно интенсивно развивались в США и благодаря транснациональным корпорациям распространялись и распространяются на весь мир. Вместе с тем М. к. с легкостью ассимилирует самые разнопорядковые элементы: латиноамериканские телесериалы, китайскую и итальянскую кухню, африканскую музыку, боевые искусства Востока, японские видеоигры. В отличие от классической светской культуры Нового времени, функционировавшей исключительно в пределах образованных и обеспеченных слоев общества и основанной на установках просветительства, М. к. опирается на компенсаторно-развлекательные функции культуры, превращаясь в своеобразный механизм регулирования психики в условиях повсеместного усложнения процессов жизнедеятельности.
Вместе с тем она и продолжает классические традиции, базируясь на жизнеподобии и стремясь к расширению своей аудитории.
В этом и ряде других аспектов М. к. в рамках ХХ в. противостояла модернистским и авангардистским направлениям, элитарной культуре. Поэтому закономерно, что марксистская и модернистская школы культурологии смыкались в однозначно негативной трактовке «буржуазной М. к.» как технологии «оболванивания масс». Эта концепция была пересмотрена в 1960;1970 гг. в рамках постмодернизма, лишившего противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла.