Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История становления и развития белорусского театра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 18 веке на территории Беларуси (Несвиж, Слуцк, Слоним, Шклов, Гродно и др.) были распространены музыкальные театры. В репертуаре этих театров преобладали итальянские в французские оперы. Но оперы создавались и местными музыкантами, один из них Я. Бланд и его оперы «Агашка», «Преображенный философ» и др. и были они поставлены в Несвижском театре. Так же при помещичьих театрах были крепостные… Читать ещё >

История становления и развития белорусского театра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление и развитие театрального искусства на Белорусских землях до начала XX века.

Белорусская театральная история насчитывает не одно столетие. Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX—XX вв.еков.

Театральное искусство Беларуси берет свое начало во всевозможных народных верованиях, ритуалах и обрядах. Сначала в них принимали участие все желающие. Первыми профессиональными актерами стали скоморохи. В их творчестве соединились все виды сценического искусства — драматическое, музыкальное, танцевальное, цирковое. Но на белорусской земле бродячие артисты не просто выступали, а постигали азы профессионального мастерства. Известно, что в Сморгони до середины XIX века существовала единственная в Европе медвежья академия. Отловленных в лесах медвежат учили танцевать, а потом скоморохи отправлялись с ними на ярмарки в Россию, Польшу, Венгрию, Германию [4, с. 128].

В начале XVI века появилось такое явление как школьный театр. Чаще всего он действовал при католических и православных духовных учебных заведениях. Например, в Минской губернии театр существовал при иезуитском коллегиуме. Сюжеты для спектаклей брались, в основном, из Библии. Ярчайшая страница в истории народного театрального искусства — белорусская батлейка. Традицию устанавливать рождественские батлейки заложил святой Франциск Ассизский в XIII веке в Италии. Но в Беларуси, где кроме канонических сюжетов бродячие артисты в начале XVI века представляли и сценки из жизни, это искусство получило народное признание и сохранилось до сегодняшнего дня [21, с. 200−202]. Традицию в наше время поддерживают многие кукольные театры республики, практически во всех костелах на Рождество также можно увидеть представление в жанре батлейки.

Многие виды представлений — школьные, светские, придворные — появились на белорусских землях раньше, чем у соседей. Каждый белорусский магнат стремился создать свой театр, поэтому во дворцах приспосабливались или специально строились помещения для спектаклей. Были театральные залы у графов Тышкевичей в Плещеницах и Свислочи, И. Хрептовича — в Щорсах, князя Любомирского — в Дубровне, графа З. Г. Чернышева — в Чечерске и Могилеве. Строились они, как правило, итальянскими зодчими [14, с. 277].

Строительство первого специального театрального зала началось в резиденции Радзивиллов в Несвиже в 1746 году. Слонимский театр Михаила Казимира Огинского, возведенный в 1775—1781 годах, был одним из самых больших и технически оснащенных в Европе. Театр Зорича в Шклове стал основой и так называемым фундаментом труппы Петербургского императорского театра [14, с. 280].

В XVIII веке стали появляться частные, городские и крепостные театры. 13 июня 1746 года в Альбе под Несвижем была сыграна комедия «Дасцiпнае каханне» — это произошло на десять лет раньше, чем в Ярославле появился первый спектакль Федора Волкова — создателя постоянного театра в России [3, с. 289]. Театральные коллективы были в Несвиже, Слониме, Гродно, Могилеве и других белорусских городах.

В 18 веке на территории Беларуси (Несвиж, Слуцк, Слоним, Шклов, Гродно и др.) были распространены музыкальные театры. В репертуаре этих театров преобладали итальянские в французские оперы. Но оперы создавались и местными музыкантами, один из них Я. Бланд и его оперы «Агашка», «Преображенный философ» и др. и были они поставлены в Несвижском театре. Так же при помещичьих театрах были крепостные оркестры и капеллы, которые сопровождали драматические спектакли, религиозные службы, военные парады, балы. Крепостные музыканты исполняли сложные симфонические произведения и проходили они в узком кругу «богатой публики» [14, с. 291].

В этот период времени «широким» слоям населения музыка была не доступна. Народ довольствовался выступлениями бродячих артистов, скоморохов в ярмарочные дни.

Первой реальной попыткой создания белорусского театра можно отнести к 40-м годам 19 века. Заметной фигурой в театральной жизни XIX века был Винцент Дунин-Марцинкевич, именно он начал работу по созданию белорусской профессиональной драматургии и национального театра. 9 февраля 1852 года была поставлен спектакль «Сялянка», автором либретто которого стал Дунин-Марцинкевич. Писатель и драматург В.И. Дунин-Марцинкевич (1807−1884) создал театрально-музыкальный кружок, куда вошли представители минской интеллигенции. Участники кружка давали концерты и осуществляли театральные постановки. Сам Дунин-Марцинкевич принимал в них участие не только как драматург, но и как режиссер и певец. В кружок входило около 20 человек. Но царские власти вскоре запретили спектакли на белорусском языке, и несколько лет они шли нелегально. Свободно гастролировали по Беларуси лишь русские и украинские театры, а также труппы императорских артистов [3, с. 293].

В 1890 году архитекторы К. Введенский и К. Козловский построили в Минске городской театр, в котором теперь находится театр имени Янки Купалы.

Законоположения буржуазных реформ 60−70 годов 19 века открыли простор для коммерческого предпринимательства, а значит и для частной театральной инициативы. В этот период театры существовали на коммерческой основе и полностью зависели от кассовых сборов. Большой популярностью у зрителей пользовались спектакли «Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Горе от ума» А. С. Грибоедова; «Гроза», «Бесприданница» А. Н. Островского; «Провинциалка» И. С. Тургеньева; «Чайка» А. П. Чехова и др. В репертуаре театров встречались пьесы и зарубежных классиков: У. Шекспир, Ж. Б. Мольер, В. Гюго, Эмиль Золя и др. Это была серьезная драматургия, которая оказывала благоприятное влияние на театральную публику, которая год от года становилась все более требовательной как к репертуару, так и к игре актеров.

Постановки давались в специальных театральных зданиях или арендовались залы общественных и военных собраний, а в летний период времени актеры выступали на сцене городских «увеселительных» садов. Театральные здания были построены в Минске, Могилеве, Витебске, Гродно и др. Арендовали залы в Бресте, Кобрине, Орше, Полоцке, Бобруйске, Гомеле.

В театрах белорусских городов люди приобщались к прогрессивной демократической культуре, шел процесс формирования белорусской театральной школы. Классики белорусской литературы М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала оказали благотворное влияние на театральное искусство и духовную культуру белорусов.

Следует отметить, что деятельность профессиональных русских театров оказала влияние на возникновение многочисленных любительских театральных коллективов по всей Беларуси, причем любительские коллективы были достаточно высокого уровня и успешно осуществляли постановки серьезной драматургии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой